Словарь античности

АФРОДИТА, гре­че­ская боги­ня люб­ви и кра­соты (рим­ская Вене­ра). У Гоме­ра Афро­ди­та — дочь Зев­са и Дио­ны; соглас­но Геси­о­ду, она роди­лась из мор­ской пены (отсюда про­зви­ще Афро­ди­та Ана­дио­ме­на, т. е. «рож­ден­ная из пены»). Супру­га Гефе­ста, изме­нив­шая ему с Аре­сом; от Аре­са роди­ла сына Эрота, бога люб­ви (рим­ский Амур). Смерть Адо­ни­са, воз­люб­лен­но­го Афро­ди­ты, при­нес­ла ей огром­ное горе. От Анхи­са у Афро­ди­ты был сын Эней. Во вре­мя спо­ра, вызван­но­го Эридой, о том, какая боги­ня — Гера, Афи­на или Афро­ди­та — самая кра­си­вая, Парис отдал ябло­ко Афро­ди­те в знак ее пред­по­чте­ния. За это Афро­ди­та помог­ла ему похи­тить Еле­ну. Во вспых­нув­шей по этой при­чине Тро­ян­ской войне Афро­ди­та была на сто­роне Трои. Афро­ди­та как боже­ство была заим­ст­во­ва­на гре­ка­ми из ближ­не­во­сточ­ных куль­тов. В ней соеди­ни­лись чер­ты семит­ской боги­ни пло­до­ро­дия, люб­ви и неба Астар­ты с обли­ком мало­азий­ской Вели­кой мате­ри. Про­сти­ту­ция рабынь при куль­то­вых хра­мах Афро­ди­ты в Корин­фе и на Эрик­се при­шла, оче­вид­но, с Восто­ка. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ные куль­то­вые соору­же­ния, воз­двиг­ну­тые в честь Афро­ди­ты, нахо­дят­ся на Кип­ре (отсюда про­зви­ще боги­ни Кипри­да), в Кифе­ре (поэто­му — Кифе­рея) и на горе Эри­ке в Сици­лии (поэто­му — Эри­ки­на). В куль­те Афро­ди­ты свя­щен­ны­ми счи­та­лись мирт, голубь, воро­бей и заяц. Боги­ня часто изо­бра­жа­лась в скульп­ту­ре и на вазо­вой рос­пи­си. Наи­бо­лее извест­ны ста­туя Афро­ди­ты работы Алка­ме­на, ста­туя работы Пра­к­си­те­ля (Афро­ди­та Книд­ская), Лисип­па (Афро­ди­та из Капуи), ста­туя Афро­ди­ты из Мело­са и Афро­ди­ты из Кире­ны. В после­ан­тич­ном искус­стве образ Афро­ди­ты встре­ча­ет­ся во мно­гих худо­же­ст­вен­ных про­из­веде­ни­ях, при­чем чаще ее назы­ва­ли латин­ским име­нем Вене­ра (полот­на Пус­се­на, Тье­по­ло, опе­ра Орфа).

См. также:
АФРОДИТА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
АФРОДИТА (Мифы народов мира)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭМПУСА, ЕМПУЗА • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНИО, ЕНИО • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита (Венера Таврическая).
Мрамор.
Возможно, греческая работа II в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сцены работы сукновальни, или фуллоники.
Колонна с фресками из Помпей, Сукновальня Луция Верания Гипсея (VI. 8. 20).
Четвертый стиль. 50—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Венера Милосская.
Паросский мрамор. 130—100 гг. до н. э.
Париж, Лувр.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Афродиты.
Пентелийский мрамор. Римская копия статуи Каллимаха V в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Афродиты (тип «Афродита Книдская»), т. н. Голова Кауфмана.
Мрамор.
Римская копия I—II вв. н. э. греческого образца 360—350 гг. до н. э.
Париж, Лувр.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Туалет Венеры.
Круг Франсуа Буше (1703—1770).
Холст, масло. 101 × 86,5 см (овал).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Венера Медичи.
Паросский мрамор.
Греческая копия конца II — начала I в. до н. э. греческого образца.
Флоренция, Галерея Уффици, Трибуна (Зал 18).
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита (тип Медичи с Эротом на дельфине).
Островной мрамор.
Римская копия начала II в. н. э. греческого образца IV—III вв. до н. э.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита Каллипига.
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала, голова и плечи — реставрация скульптора Альбачини (1735—1813).
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Венера Милосская.
Паросский мрамор. 130—100 гг. до н. э.
Париж, Лувр.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Филипп I Араб
Бизия, 244—249 гг.
АВЕРС: Μ. ⲰΤΑΚΕΙΛΙΑ ϹΕΒΗΡΑ ϹΕΒ. — драпированный бюст Отацилии Северы, в стефане, обращенный вправо.
РЕВЕРС: ΒΙΖΥΗΝΩΝ — Афродита (Венера Стыдливая, Venus Pudica) прикрывается руками, стоя фронтально и повернув голову направо.
2. AE, медь
Септимий Север
Павталия, 202—205 гг.
АВЕРС: ΦΟΥΛ. ΠΛΑΥΤΙΛΛΑ ϹΕΒΑϹ. — драпированный бюст Плавтиллы вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ΠΑΥΤΑΛΙΑϹ — обнаженная Афродита, прикрывающая руками грудь и лоно.
Статуя Афродиты принадлежит к ряду т. н. типов Венеры Стыдливой (Venus Pudica), происходящих от знаменитой Афродиты Книдской Праксителя.
3. AE, медь
Септимий Север
Никополь, 193—211 гг.
АВЕРС: ΑΥ. ΚΑΙ. ϹΕΠ. ϹΕΥΗΡΟϹ ΠΕΡ. — голова Септимия Севера в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΥΠΑ. ΠΟΛ. ΑΥϹΠΙΚΟϹ ΝΙΚΙΠΟΛΙ. ΠΡΟϹ ΙϹ. — Венера Стыдливая (Venus Pudica).
4. AE, медь
Гордиан III
Деульт, 241—244 гг.
АВЕРС: SAB. TRANQVILLINA AVG. — драпированный бюст Транквиллины, в стефане, влево.
РЕВЕРС: C. F. / P. D. — обнаженная Афродита, прикрывающая руками грудь и лоно; слева амфора.
5. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: L. BVCA (Lucius Buca) — голова Венеры в диадеме, серьгах в виде крестов и ожерелье, вправо. Ее волосы собраны в пучок и два локона спадают на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Сулла возлежит напротив скалы, опираясь головой на левую руку, справа от него — Луна, спускающаяся со скалы, на ее лбу и над ее головой — полумесяц, развевающееся покрывало, в ее правой руке зажженный факел; позади Суллы — Виктория с распростертыми крыльями, которая держит посох в поднятой правой руке. Кайма из точек.
6. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR IM. P. M. (Caesar Imperator Pontifex Maximus) — голова Цезаря в венке вправо, позади — полумесяц. Кайма из точек.
РЕВЕРС: L. AEMILIVS BVCA — Венера влево, в правой руке держит Викторию, а левой опирается на скипетр. Кайма из точек.
7. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Сицилия, 47 г. до н.э.
АВЕРС: C. CAESAR IMP. COS. ITER — бюст Венеры в легкой драпировке и диадеме, направо, ее волосы собраны на затылке в узел, два локона спускаются на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: A. ALLIENUS PRO. COS. — обнаженный герой Тринакр влево, он ставит правую ногу на нос корабля, в правой руке, которой он опирается о колено, трискелис, вокруг левой обмотан плащ. Кайма из точек.
8. AE 20, медь
Август
Иония, Смирна, 10 г. до н.э.
АВЕРС: ΣΕΒΑΣΤΩΙ ΖΜΥΡΝΑΙΟΙ — парные бюсты Августа в лавром венке и Ливии, в драпировке, вправо.
РЕВЕРС: ΛΕΟΝΤΙΣΚΟΣ ΙΠΠΟΜΕΔΟΝΤΟΣ — Афродита Стратоника стоит во фронт, держит скипетр в правой руке и Нику — в левой; справа — голубь.
9. AE 18, медь
Август
Пергам, 10—2 гг. до н.э.
АВЕРС: ΛΙΒΙΑΝ ΗΡΑΝ ΧΑΡΙΝΟΣ — драпированный бюст Ливии в образе Геры, обращенный вправо.
РЕВЕРС: ΙΟΥΛΙΑΝ ΑΦΡΟΔΙΤΗΝ — драпированный бюст Юлии в образе Афродиты, обращенный вправо.
10. Дистатер, серебро
Никокл
Пафос, 325—309 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Афродиты, обращенная влево, в искусной тиаре, состоящей из стенного венца с четырьмя башнями, ограждающего полос, украшенный пальметтами и колечками; она носит серьги в форме диска с тройным кулоном и жемчужное ожерелье; позади шеи Π ΒΑ.
РЕВЕРС: ΝΙΚΟΚΛΕΟΥΣ ΠΑΦΙΟΝ — обнаженный Аполлон, в лавровом венке, с плащом через плечо, сидит влево на омфале, держа стрелу в правой руке и лук, поставленный на землю, в левой; слева лавровая ветвь.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА