Мифы народов мира

АФРОДИ́ТА (Ἀφρο­δίτη), в гре­че­ской мифо­ло­гии боги­ня люб­ви и кра­соты. Боги­ня мало­азий­ско­го про­ис­хож­де­ния. Эти­мо­ло­гия это­го негре­че­ско­го име­ни боги­ни не ясна. Суще­ст­ву­ют две вер­сии про­ис­хож­де­ния Афро­ди­ты: соглас­но одной — позд­ней, она — дочь Зев­са и Дио­ны (Hom. Il. V 370); соглас­но дру­гой (Hes. Theog. 189—206), она роди­лась из кро­ви оскоп­лён­но­го Кро­ном Ура­на, кото­рая попа­ла в море и обра­зо­ва­ла пену; отсюда т. н. народ­ная эти­мо­ло­гия её име­ни «пено­рож­дён­ная» (от греч. ἀφρός, «пена») и одно­го из её про­звищ — Ана­дио­ме­на — «появив­ша­я­ся на поверх­но­сти моря». Миф отра­жа­ет древ­нее хто­ни­че­ское про­ис­хож­де­ние боги­ни, кото­рое под­твер­жда­ет­ся так­же сооб­ще­ни­ем Геси­о­да, что вме­сте с Афро­ди­той из кро­ви Ура­на появи­лись на свет эри­нии и гиган­ты (сле­до­ва­тель­но, Афро­ди­та стар­ше Зев­са и явля­ет­ся одной из пер­вич­ных хто­ни­че­ских сил). Афро­ди­та обла­да­ла кос­ми­че­ски­ми функ­ци­я­ми мощ­ной, про­ни­зы­ваю­щей весь мир люб­ви. Это её вооду­шев­ля­ю­щее, веч­но юное нача­ло опи­са­но у Лукре­ция в поэ­ме «О при­ро­де вещей» (I 1—13). Афро­ди­та пред­став­ля­лась как боги­ня пло­до­ро­дия, веч­ной вес­ны и жиз­ни. Отсюда эпи­те­ты боги­ни: «Афро­ди­та в садах», «свя­щен­но­са­до­вая», «Афро­ди­та в стеб­лях», «Афро­ди­та на лугах». Она все­гда в окру­же­нии роз, мир­тов, ане­мо­нов, фиа­лок, нар­цис­сов, лилий и в сопро­вож­де­нии харит, ор (см. Горы) и нимф (Hom. Il. V 338; Od. XVIII 194; Hymn. Hom. VI 5 след.). Афро­ди­та про­слав­ля­лась как дару­ю­щая зем­ле изоби­лие, вер­шин­ная («боги­ня гор»), спут­ни­ца и доб­рая помощ­ни­ца в пла­ва­нии («боги­ня моря»), т. е. зем­ля, море и горы объ­яты силой Афро­ди­ты. Она — боги­ня бра­ков и даже родов (Paus. I 1, 5), а так­же «дето­пи­та­тель­ни­ца». Любов­ной вла­сти Афро­ди­ты под­чи­не­ны боги и люди. Ей непо­д­власт­ны толь­ко Афи­на, Арте­ми­да и Гестия (Hymn. Hom. IV 7—33).

По сво­е­му восточ­но­му про­ис­хож­де­нию Афро­ди­та близ­ка и даже с.133 отож­дествля­ет­ся с фини­кий­ской Астар­той, вави­ло­но-асси­рий­ской Иштар, еги­пет­ской Иси­дой. Подоб­но этим восточ­ным боги­ням пло­до­ро­дия Афро­ди­та появ­ля­ет­ся (IV 69 след.) в сопро­вож­де­нии сви­ты диких зве­рей — львов, вол­ков, мед­ведей, усми­рён­ных все­лён­ным в них боги­ней любов­ным жела­ни­ем. В сохра­нив­шем­ся фраг­мен­те тра­гедии Эсхи­ла «Дана­иды» (frg. 44) Афро­ди­та тоже высту­па­ет как боги­ня пло­до­ро­дия. Одна­ко в Гре­ции эти мало­азий­ские чер­ты боги­ни, сбли­жаю­щие её так­же с боги­ней-мате­рью и Кибе­лой, ста­но­вят­ся мяг­че. Хотя слу­же­ние Афро­ди­те часто носи­ло чув­ст­вен­ный харак­тер (Афро­ди­та счи­та­лась даже боги­ней гетер, сама име­но­ва­лась гете­рой и блуд­ни­цей), посте­пен­но арха­и­че­ская боги­ня с её сти­хий­ной сек­су­аль­но­стью и пло­до­ви­то­стью пре­вра­ти­лась в кокет­ли­вую и игри­вую Афро­ди­ту, заняв­шую своё место сре­ди олим­пий­ских богов. Эта клас­си­че­ская Афро­ди­та — дочь Зев­са и Дио­ны, её рож­де­ние из кро­ви Ура­на почти забы­то. В Гоме­ров­ском гимне (VI) боги­ня появ­ля­ет­ся из воздуш­ной мор­ской пены вбли­зи Кип­ра (отсюда Афро­ди­та — Кипри­да, «кипро­рож­дён­ная»). Горы в золотых диа­де­мах увен­чи­ва­ют её золотым вен­цом, укра­ша­ют золотым оже­ре­льем и серь­га­ми, а боги при виде «фиал­ко­вен­чан­ной» Афро­ди­ты дивят­ся пре­ле­сти Кифе­реи (культ Афро­ди­ты был рас­про­стра­нён и на ост­ро­ве Кифе­ра) и воз­го­ра­ют­ся жела­ни­ем взять её в жёны. Мужем Афро­ди­ты явля­ет­ся Гефест — самый искус­ный мастер и самый некра­си­вый сре­ди богов. Хро­мо­но­гий Гефест трудит­ся у нако­ва­лен в сво­ей куз­ни­це, а Кипри­да, нежась в опо­чи­вальне, рас­чё­сы­ва­ет золотым греб­нем куд­ри и при­ни­ма­ет гостей — Геру и Афи­ну (Apoll. Rhod. III 36—51). Люб­ви Афро­ди­ты домо­га­лись Посей­дон и Арес. О люб­ви Аре­са и Афро­ди­ты повест­ву­ет ряд источ­ни­ков и назы­ва­ют­ся дети от это­го неза­кон­но­го бра­ка: Эрот и Ант­эрот (явно позд­не­эл­ли­ни­сти­че­ская сим­во­ли­ка), а так­же Дей­мос, Фобос («страх» и «ужас» — спут­ни­ки Аре­са) и Гар­мо­ния (Hes. Theog. 934—937). Пер­во­на­чаль­но Эрот — кос­ми­че­ское боже­ство, порож­де­ние Хао­са (116 след.), в олим­пий­ской мифо­ло­гии стал сыном Афро­ди­ты. Пар­ме­нид пишет о рож­де­нии Эрота: «Пер­вым из всех богов Афро­ди­та сотво­ри­ла Эрота», под­чёр­ки­вая имен­но само­сто­я­тель­ную созидаю­щую силу боги­ни люб­ви. В позд­ней лите­ра­ту­ре (Apoll. Rhod. III 111—159) Эрот ока­зы­ва­ет­ся гораздо более силь­ным, чем его мать, и, несмот­ря на свой дет­ский воз­раст, помы­ка­ет Афро­ди­той, став её посто­ян­ным спут­ни­ком, кры­ла­тым маль­чи­ком, воору­жён­ным луком и стре­ла­ми, все­ля­ю­щи­ми любовь. Сыном Афро­ди­ты от Гер­ме­са счи­та­ет­ся Гер­ма­фро­дит (назы­вае­мый так­же Афро­ди­том).

Как и дру­гие олим­пий­ские боги, Афро­ди­та покро­ви­тель­ст­ву­ет геро­ям, но это покро­ви­тель­ство рас­про­стра­ня­ет­ся толь­ко на сфе­ру люб­ви. Она обе­ща­ет Пари­су любовь Еле­ны (Apol­lod. epit. III 2) и следит за проч­но­стью их сою­за, тер­пя брань из уст Еле­ны (Hom. Il. III 399—412). Афро­ди­та пыта­ет­ся вме­ши­вать­ся в воен­ные собы­тия под Тро­ей, будучи прин­ци­пи­аль­ной защит­ни­цей тро­ян­цев, вме­сте с таки­ми бога­ми мало­азий­ско­го про­ис­хож­де­ния, как Апол­лон, Арес, Арте­ми­да. Она спа­са­ет Пари­са во вре­мя его поедин­ка с Мене­ла­ем (III 380 след.). Она вме­ши­ва­ет­ся в сра­же­ние, в кото­ром совер­ша­ет свои подви­ги Дио­мед, и пыта­ет­ся выне­сти из бит­вы тро­ян­ско­го героя Энея — сво­его сына от воз­люб­лен­но­го Анхи­са (V 311—318). Одна­ко Дио­мед пре­сле­ду­ет боги­ню и ранит её в руку (V 334—343), так что Энея под­хва­ты­ва­ет Апол­лон, закрыв его чёр­ным обла­ком. Арес на сво­ей золо­той колес­ни­це достав­ля­ет Афро­ди­ту на Олимп, где её заклю­ча­ет в объ­я­тия мать Дио­на (V 370 след.). Афро­ди­ту под­ни­ма­ют на смех Гера и Афи­на — её посто­ян­ные про­тив­ни­цы (V 418—425), и Зевс, улы­ба­ясь, сове­ту­ет доче­ри не зани­мать­ся вой­ной, а устра­и­вать бра­ки (V 429 след.). Афро­ди­та с наслаж­де­ни­ем вну­ша­ет любов­ные чув­ства людям и сама влюб­ля­ет­ся, изме­няя хро­мо­но­го­му супру­гу. Даже Геси­од, дав­ший столь древ­нюю гене­а­ло­гию Афро­ди­ты, при­пи­сы­ва­ет ей обыч­ные любов­ные функ­ции — слад­кую негу люб­ви, смех, улыб­ки, обма­ны, «пья­ня­щую радость объ­я­тий» (Hes. Theog. 205 след.). В Гоме­ров­ском гимне (IV) Афро­ди­та изо­бра­жа­ет­ся влюб­лён­ной в тро­ян­ско­го героя Анхи­са, и эта любовь пред­став­ле­на в духе рос­кош­ной и утон­чён­ной кар­ти­ны позд­не­го вре­ме­ни, хотя сама Афро­ди­та наде­ле­на чер­та­ми мат­ри­ар­халь­ной вла­ды­чи­цы, перед кото­рой ощу­ща­ет­ся всё ничто­же­ство муж­ско­го нача­ла, как и в исто­рии люб­ви Афро­ди­ты к Адо­ни­су, подоб­ной исто­рии Кибе­лы и Атти­са.

В гоме­ров­ском эпо­се Афро­ди­та при­ни­ма­ет всё более кокет­ли­вые чер­ты и отно­ше­ние к ней лас­ко­во-иро­ни­че­ское. В «Одис­сее» рас­ска­зы­ва­ет­ся любов­ная исто­рия Афро­ди­ты и Аре­са: во вре­мя свида­ния их хит­ро­ум­но при­ко­вал не види­мы­ми гла­зу сетя­ми к ложу Гефест — закон­ный супруг Афро­ди­ты, и в таком виде они пред­ста­ли перед сме­ю­щи­ми­ся бога­ми, кото­рые сами не прочь были бы занять место Аре­са. Осво­бож­дён­ные Гефе­стом по прось­бе Посей­до­на любов­ни­ки немед­лен­но рас­ста­лись. Арес умчал­ся во Фра­кию, а Афро­ди­та на Крит в Пафос, где её иску­па­ли и натёр­ли нетлен­ным мас­лом хари­ты (VIII 266—366). Хотя появ­ле­ние клас­си­че­ской Афро­ди­ты всё ещё вну­ша­ет ужас (Hom. Il. III 398), она посто­ян­но име­ну­ет­ся «золотая», «пре­крас­но­вен­чан­ная», «слад­ко­умиль­ная», «мно­гоз­ла­тая», «пре­крас­но­окая». Руди­мен­том арха­и­че­ско­го демо­низ­ма боги­ни явля­ет­ся её пояс, с.134 кото­рый она пере­да­ла Гере, чтобы соблаз­нить Зев­са. В этом поя­се заклю­че­ны любовь, жела­ние, сло­ва обо­льще­ния, «в нём заклю­ча­ет­ся всё» (XIV 215—221). Это древ­ний фетиш, наде­лён­ный маги­че­ской силой, поко­ря­ю­щей даже вели­ких богов. Афро­ди­те посвя­щён гимн поэтес­сы Сап­фо (1), в кото­ром боги­ня име­ну­ет­ся «пест­ро­трон­ной» и «пле­ту­щей коз­ни»; на золо­той колес­ни­це, запря­жён­ной воро­буш­ка­ми, она мчит­ся из Зев­со­ва дома к чёр­ной зем­ле и гото­ва стать для поэтес­сы союз­ни­цей в любов­ном свида­нии. Помо­гая любя­щим, Афро­ди­та с.135 пре­сле­ду­ет тех, кто отвер­га­ет любовь (она пока­ра­ла смер­тью Иппо­ли­та и Нар­цис­са, вну­ши­ла про­ти­во­есте­ствен­ную любовь Паси­фае и Мир­ре, а Гип­си­пи­лу и лем­нос­ских жен­щин наде­ли­ла отвра­ти­тель­ным запа­хом).

Пла­то­ну в «Пире» при­над­ле­жит про­ти­во­по­став­ле­ние Афро­ди­ты Ура­нии («небес­ной») и Афро­ди­ты Пан­де­мос («все­на­род­ной»). Хотя древ­няя Афро­ди­та из кро­ви Ура­на вряд ли нес­ла в себе оду­хотво­рён­ность, она пере­осмыс­ле­на Пла­то­ном как небес­ная в свя­зи с про­ис­хож­де­ни­ем от неба — Ура­на. Афро­ди­та Пан­де­мос для Пла­то­на пошлая, доступ­ная и понят­ная всем, не столь древ­няя и не свя­зан­ная с небом, а дочь Зев­са и мало­зна­чи­тель­ной Дио­ны.

Геро­дот сооб­ща­ет о почи­та­нии Афро­ди­ты Ура­нии в Сирии (I 105), в Пер­сии (I 131), у ара­бов (III 8) и даже ски­фов (IV 59). Ксе­но­фонт (Conv. VIII 9) и Пав­са­ний (I 14, 6) упо­ми­на­ют храм Афро­ди­ты Ура­нии в Афи­нах. Храм Афро­ди­ты Ура­нии на ост­ро­ве Кифе­ра счи­тал­ся у элли­нов самым древним и самым свя­щен­ным; ста­туя самой боги­ни была дере­вян­ной и изо­бра­жа­ла боги­ню воору­жён­ной (Paus. III 23, 1). Афро­ди­та Пан­де­мос тоже име­ла свой храм на афин­ском акро­по­ле. Пав­са­ний сооб­ща­ет, что покло­не­ние ей было введе­но Тесе­ем, «когда он свёл всех афи­нян из сель­ских домов в один город» (I 22, 3). Здесь вполне ясно под­чёр­ки­ва­ет­ся обще­го­судар­ст­вен­ный смысл куль­та Афро­ди­ты.

Мно­го­чис­лен­ные свя­ти­ли­ща Афро­ди­ты име­лись в дру­гих обла­стях Гре­ции (Коринф, Бео­тия, Мес­се­ния, Ахайя, Спар­та), на ост­ро­вах — Крит (в горо­де Пафос, где нахо­дил­ся храм, имев­ший обще­гре­че­ское зна­че­ние, и отсюда про­зви­ще Афро­ди­ты — Пафос­ская боги­ня), Кифе­ра, Кипр, Сици­лия (от горы Эрикс — про­зви­ще Эри­ки­ния). Осо­бен­но почи­та­лась Афро­ди­та в Малой Азии (в Эфе­се, Абидо­се), в Сирии (в Биб­ле, это­му посвя­щён трак­тат Луки­а­на «О Сирий­ской богине»). В Риме Афро­ди­та почи­та­лась под име­нем Вене­ры и счи­та­лась пра­ро­ди­тель­ни­цей рим­лян через сво­его сына — тро­ян­ца Энея, отца Юла — леген­дар­но­го пред­ка рода Юли­ев, к кото­ро­му при­над­ле­жал Юлий Цезарь. Поэто­му Вене­ра — «рода Эне­е­ва мать» (Lucr. I 1) — посто­ян­ная покро­ви­тель­ни­ца Энея не толь­ко под Тро­ей, но глав­ным обра­зом после его при­бы­тия в Ита­лию (Verg. Aen.), осо­бен­но про­слав­ля­ет­ся в эпо­ху прин­ци­па­та Авгу­ста.


Лит.: Лосев А. Ф., Олим­пий­ская мифо­ло­гия в ее соци­аль­но-исто­ри­че­ском раз­ви­тии, «Уче­ные запис­ки Мос­ков­ско­го государ­ст­вен­но­го педа­го­ги­че­ско­го инсти­ту­та им. В. И. Лени­на», 1953, т. 72, в. 3, с. 141—145; Ot­to W. F., Die Göt­ter Grie­chen­lands, 3 Aufl., Fr./M., 1947; Pes­ta­loz­za U., Re­li­gio­ne Me­di­ter­ra­nea, Mil., 1951; Langlotz E., Aph­ro­di­te in den Gär­ten, Hei­del­berg, 1954; Lul­lies R., Die kauernde Aph­ro­di­te, Münch. — Pa­sing, 1954; Schil­ling R., La re­li­gion ro­mai­ne de Vé­nus…, P., 1954; Si­mon E., Die Ge­burt der Aph­ro­di­te, B., 1959.

А. Ф. Лосев

Антич­ные скульп­тур­ные изо­бра­же­ния Афро­ди­ты мно­го­чис­лен­ны; в искус­стве арха­и­ки и клас­си­ки боги­ня пред­ста­ва­ла в оде­я­нии, начи­ная же с 4 в. до н. э. — полу­на­гой или совер­шен­но обна­жён­ной. Т. н. «Ve­nus Ge­net­rix» (Париж, Лувр) явля­ет­ся рим­ской копи­ей гре­че­ской ста­туи 2-й поло­ви­ны 5 в. до н. э., веро­ят­но, «Афро­ди­ты в садах» Алка­ме­на. «Афро­ди­та из Палац­цо Лац­це­ро­ни» явля­ет­ся, пред­по­ло­жи­тель­но, копи­ей про­из­веде­ния Аго­ра­кри­та или его мастер­ской (2-я поло­ви­на 5 в. до н. э.). К гре­че­ским ори­ги­на­лам 5 в. до н. э. вос­хо­дят «Афро­ди­та из Лио­на» и «Афро­ди­та из Фре­ж­ю­са» (обе в Лув­ре). «Афро­ди­та Книд­ская» Пра­к­си­те­ля извест­на по более чем 50 копи­ям; ста­туя послу­жи­ла прото­ти­пом для мно­гих извест­ных про­из­веде­ний после­дую­ще­го пери­о­да («Афро­ди­та Меди­цей­ская», «Афро­ди­та Капи­то­лий­ская» и др.). К дру­гой ста­туе Пра­к­си­те­ля — «Афро­ди­та Кос­ская» вос­хо­дит, по-види­мо­му, «Афро­ди­та из Арля». В «Афро­ди­те из Капуи» усмат­ри­ва­ют копию про­из­веде­ния Лисип­па. До нас дошло несколь­ко под­лин­ных ста­туй работы гре­че­ских скуль­п­то­ров элли­ни­сти­че­ской эпо­хи, в т. ч. «Афро­ди­та Кирен­ская» (4—3 вв. до н. э.), «Афро­ди­та Мелос­ская» (ок. 120 до н. э.). Сле­ду­ет упо­мя­нуть так­же «Купаю­щу­ю­ся Афро­ди­ту» Дой­дал­са­са (3 в. до н. э.), извест­ную по несколь­ким копи­ям, «Афро­ди­ту Кал­ли­пи­гу», голо­ву Афро­ди­ты из Пер­га­ма и др. Сре­ди гре­че­ских релье­фов — рельеф т. н. тро­на Лудо­ви­зи со сце­ной, изо­бра­жаю­щей рож­де­ние боги­ни. Афро­ди­ту часто изо­бра­жа­ли в гре­че­ской вазо­пи­си, осо­бен­но в сце­нах «суд Пари­са», а так­же с Гефе­стом, с Еле­ной и Мене­ла­ем (в сце­нах встре­чи супру­гов после Тро­ян­ской вой­ны) и дру­ги­ми пер­со­на­жа­ми. В пом­пей­ских фрес­ках встре­ча­ет­ся дру­гой сюжет: «Арес и Афро­ди­та». См. так­же Адо­нис.

Сце­ны из мифов об Афро­ди­те встре­ча­ют­ся уже в 14—15 вв. в книж­ной мини­а­тю­ре (осо­бен­но во Фран­ции и Фланд­рии). В живо­пи­си 15—18 вв. попу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись сюже­ты, свя­зан­ные с Адо­ни­сом, Аре­сом, Гефе­стом, Демет­рой и Пари­сом, а так­же сце­на «рож­де­ние Вене­ры» (С. Бот­ти­чел­ли, Тици­ан, П. П. Рубенс и др.). Не менее были рас­про­стра­не­ны сюже­ты «спя­щая Вене­ра» (Пьет­ро ди Кози­мо, Джор­джоне, Тици­ан, Анни­ба­ле Каррач­чи, Г. Рени, Доме­ни­ки­но, Д. Велас­кес и др.), «туа­лет Вене­ры» (Дж. Бел­ли­ни, Тици­ан, Ф. Пар­ми­джа­ни­но, Дж. Ваза­ри, Я. Тин­то­рет­то, Рубенс, Велас­кес, Ф. Буше и др.) и «купа­ние Вене­ры» (Рубенс, А. ван Дейк, Буше и др.). Попу­ляр­ны были сюже­ты: «Вене­ра и Амур» (Л. Кра­нах Стар­ший, Я. Гос­сарт, П. Веро­не­зе, Г. Рени, Велас­кес, Рем­брандт, А. Куа­пель, А. Ват­то, Дж. Рей­нол­дс и др.), «покло­не­ние Вене­ре» (Дж. Ваза­ри, Х. Гол­ци­ус, Рубенс, А. ван Дейк, Ф. Лему­ан и др.), «три­умф Вене­ры» (Тици­ан, А. Куа­пель, Ф. Буше и др.), «празд­ник Вене­ры» (Тици­ан, Рубенс и др.), «Вене­ра и сатир» (Веро­не­зе, Анни­ба­ле Каррач­чи, Н. Пус­сен и др.). В евро­пей­ской пла­сти­ке образ Афро­ди­ты нашёл вопло­ще­ние глав­ным обра­зом в 18 в. (Г. Р. Дон­нер, Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фаль­коне). Сре­ди про­из­веде­ний ново­го вре­ме­ни — кар­ти­ны «Вене­ра Ана­дио­ме­на» Ж. Энгра и А. Бёкли­на, «Вене­ра» А. Фей­ер­ба­ха, ста­туи с.136 «Вене­ра» Б. Торвальд­се­на и «Вене­ра с оже­ре­льем» А. Май­о­ля.

В евро­пей­ской поэ­зии и дра­ма­тур­гии раз­ра­ба­ты­вал­ся глав­ным обра­зом миф о люб­ви Афро­ди­ты и Адо­ни­са. Боль­шин­ство опер и бале­тов 17—19 вв. так­же посвя­ще­но этой теме. В чис­ле про­из­веде­ний 17—18 вв. на дру­гие сюже­ты мифа — опе­ры Ф. П. Сакра­ти «Рев­ни­вая Вене­ра»; П. Кола­са «Рож­де­ние Вене­ры»; А. Кам­п­ра «Любовь Мар­са и Вене­ры» и др., балет­ные поста­нов­ки Дж. Уиве­ра («Любов­ные похож­де­ния Мар­са и Вене­ры») и Ж. Ж. Нове­ра («Туа­лет Вене­ры»). Сре­ди про­из­веде­ний 2-й поло­ви­ны 20 в. — кан­та­та К. Орфа «Три­умф Афро­ди­ты».

См. также:
АФРОДИТА (Словарь античности)
АФРОДИТА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 132—136.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Венера Милосская.
Паросский мрамор. 130—100 гг. до н. э.
Париж, Лувр.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита (Венера Таврическая).
Мрамор.
Возможно, греческая работа II в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Венера Капитолийская.
Мрамор.
Римская работа II в. по греческому образцу IV в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Кабинет Венеры.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита (т. н. «Афродита в садах» или «Венера Павловская»).
Мрамор.
Римская работа I в. н. э. по греческим образцам конца V в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сцены работы сукновальни, или фуллоники.
Колонна с фресками из Помпей, Сукновальня Луция Верания Гипсея (VI. 8. 20).
Четвертый стиль. 50—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Афродиты (тип «Афродита Книдская»), т. н. Голова Кауфмана.
Мрамор.
Римская копия I—II вв. н. э. греческого образца 360—350 гг. до н. э.
Париж, Лувр.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Венера Медичи.
Паросский мрамор.
Греческая копия конца II — начала I в. до н. э. греческого образца.
Флоренция, Галерея Уффици, Трибуна (Зал 18).
8. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа: сторона AB, со сценами свадьбы Пелея; процессия богов (Зевс и Гера).
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага с мифом об Афродите и Адонисе. Смерть Адониса (деталь).
Паросский мрамор. Конец II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Марс и Венера.
Фреска из Помпей (Дом Наказанной Любви, VII, 2, 23).
Третий стиль. Ок. 20 г. до н. э. — 50-е гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Филипп I Араб
Бизия, 244—249 гг.
АВЕРС: Μ. ⲰΤΑΚΕΙΛΙΑ ϹΕΒΗΡΑ ϹΕΒ. — драпированный бюст Отацилии Северы, в стефане, обращенный вправо.
РЕВЕРС: ΒΙΖΥΗΝΩΝ — Афродита (Венера Стыдливая, Venus Pudica) прикрывается руками, стоя фронтально и повернув голову направо.
2. AE, медь
Септимий Север
Павталия, 202—205 гг.
АВЕРС: ΦΟΥΛ. ΠΛΑΥΤΙΛΛΑ ϹΕΒΑϹ. — драпированный бюст Плавтиллы вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ΠΑΥΤΑΛΙΑϹ — обнаженная Афродита, прикрывающая руками грудь и лоно.
Статуя Афродиты принадлежит к ряду т. н. типов Венеры Стыдливой (Venus Pudica), происходящих от знаменитой Афродиты Книдской Праксителя.
3. Сестерций, медь
Септимий Север
Рим, 193—196 гг.
АВЕРС: IVLIA DOMNA AVG. — драпированный бюст Юлии Домны с непокрытой головой вправо; волосы искусно уложены волнами, почти вертикально, с гребнями и собраны на затылке в большой узел (четыре гребня).
РЕВЕРС: VENERI VICTR. — Венера, обнаженная до бедер, видимая сзади, стоит, повернув голову вправо, отведя назад правую ногу и облокотившись левой рукой на колонну, держит яблоко в протянутой правой руке и пальмовую ветвь на плече — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
4. AE, медь
Септимий Север
Никополь, 193—211 гг.
АВЕРС: ΑΥ. ΚΑΙ. ϹΕΠ. ϹΕΥΗΡΟϹ ΠΕΡ. — голова Септимия Севера в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΥΠΑ. ΠΟΛ. ΑΥϹΠΙΚΟϹ ΝΙΚΙΠΟΛΙ. ΠΡΟϹ ΙϹ. — Венера Стыдливая (Venus Pudica).
5. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR IMP. (Caesar Imperator) — голова Цезаря в венке вправо; позади — звезда с восемью лучами. Кайма из точек.
РЕВЕРС: P. SEPVLLIVS MACER — Венера Победительница (Venus Victrix) стоит влево, держит Викторию на правой руке и скипетр в левой руке. Кайма из точек.
6. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR DICT. PERPETVO (Caesar dictator perpetuo) — голова Юлия Цезаря в лавровом венке вправо. Кайма из точек.
РЕВЕРС: L. BVCA (Lucius Buca) — Венера, сидящая вправо, в правой руке держит Победу, в левой — скипетр. Кайма из точек.
7. AE, медь
Гордиан III
Деульт, 241—244 гг.
АВЕРС: SAB. TRANQVILLINA AVG. — драпированный бюст Транквиллины, в стефане, влево.
РЕВЕРС: C. F. / P. D. — обнаженная Афродита, прикрывающая руками грудь и лоно; слева амфора.
8. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 154—156 гг.
АВЕРС: FAVSTINA AVG. ANTONINI AVG. PII FIL. — бюст Фаустины II, драпированный, вправо; волосы искусно уложены горизонтальными волнами, большими локонами спускаются спереди; вокруг головы — лента с жемчугом, на затылке волосы уложены кольцами в шиньон с жемчугом.
РЕВЕРС: VENVS — Венера, в драпировке, стоит влево, держит яблоко в правой руке и скипетр, почти вертикально — в левой.
9. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR IMP. (Caesar Imperator) — голова Цезаря в венке вправо; позади — звезда с шестью лучами. Кайма из точек.
РЕВЕРС: P. SEPVLLIVS MACER — Венера Победительница (Venus Victrix) стоит влево, держит Викторию на правой руке и скипетр в левой руке, стоящий на звезде. Кайма из точек.
10. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR IMP. (Caesar Imperator) — голова Цезаря в венке вправо; позади — звезда с восемью лучами. Кайма из точек.
РЕВЕРС: P. SEPVLLIVS MACER — Венера Победительница (Venus Victrix) стоит влево, держит Викторию на правой руке и скипетр в левой руке, стоящий на звезде. Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА