АФРОДИ́ТА (Ἀφροδίτη), в греческой мифологии богиня любви и красоты. Богиня малоазийского происхождения. Этимология этого негреческого имени богини не ясна. Существуют две версии происхождения Афродиты: согласно одной — поздней, она — дочь Зевса и Дионы (Hom. Il. V 370); согласно другой (Hes. Theog. 189—
По своему восточному происхождению Афродита близка и даже с.133 отождествляется с финикийской Астартой, вавилоно-ассирийской Иштар, египетской Исидой. Подобно этим восточным богиням плодородия Афродита появляется (IV 69 след.) в сопровождении свиты диких зверей — львов, волков, медведей, усмирённых вселённым в них богиней любовным желанием. В сохранившемся фрагменте трагедии Эсхила «Данаиды» (frg. 44) Афродита тоже выступает как богиня плодородия. Однако в Греции эти малоазийские черты богини, сближающие её также с богиней-матерью и Кибелой, становятся мягче. Хотя служение Афродите часто носило чувственный характер (Афродита считалась даже богиней гетер, сама именовалась гетерой и блудницей), постепенно архаическая богиня с её стихийной сексуальностью и плодовитостью превратилась в кокетливую и игривую Афродиту, занявшую своё место среди олимпийских богов. Эта классическая Афродита — дочь Зевса и Дионы, её рождение из крови Урана почти забыто. В Гомеровском гимне (VI) богиня появляется из воздушной морской пены вблизи Кипра (отсюда Афродита — Киприда, «кипророждённая»). Горы в золотых диадемах увенчивают её золотым венцом, украшают золотым ожерельем и серьгами, а боги при виде «фиалковенчанной» Афродиты дивятся прелести Кифереи (культ Афродиты был распространён и на острове Кифера) и возгораются желанием взять её в жёны. Мужем Афродиты является Гефест — самый искусный мастер и самый некрасивый среди богов. Хромоногий Гефест трудится у наковален в своей кузнице, а Киприда, нежась в опочивальне, расчёсывает золотым гребнем кудри и принимает гостей — Геру и Афину (Apoll. Rhod. III 36—
Как и другие олимпийские боги, Афродита покровительствует героям, но это покровительство распространяется только на сферу любви. Она обещает Парису любовь Елены (Apollod. epit. III 2) и следит за прочностью их союза, терпя брань из уст Елены (Hom. Il. III 399—
В гомеровском эпосе Афродита принимает всё более кокетливые черты и отношение к ней ласково-ироническое. В «Одиссее» рассказывается любовная история Афродиты и Ареса: во время свидания их хитроумно приковал не видимыми глазу сетями к ложу Гефест — законный супруг Афродиты, и в таком виде они предстали перед смеющимися богами, которые сами не прочь были бы занять место Ареса. Освобождённые Гефестом по просьбе Посейдона любовники немедленно расстались. Арес умчался во Фракию, а Афродита на Крит в Пафос, где её искупали и натёрли нетленным маслом хариты (VIII 266—
Платону в «Пире» принадлежит противопоставление Афродиты Урании («небесной») и Афродиты Пандемос («всенародной»). Хотя древняя Афродита из крови Урана вряд ли несла в себе одухотворённость, она переосмыслена Платоном как небесная в связи с происхождением от неба — Урана. Афродита Пандемос для Платона пошлая, доступная и понятная всем, не столь древняя и не связанная с небом, а дочь Зевса и малозначительной Дионы.
Геродот сообщает о почитании Афродиты Урании в Сирии (I 105), в Персии (I 131), у арабов (III 8) и даже скифов (IV 59). Ксенофонт (Conv. VIII 9) и Павсаний (I 14, 6) упоминают храм Афродиты Урании в Афинах. Храм Афродиты Урании на острове Кифера считался у эллинов самым древним и самым священным; статуя самой богини была деревянной и изображала богиню вооружённой (Paus. III 23, 1). Афродита Пандемос тоже имела свой храм на афинском акрополе. Павсаний сообщает, что поклонение ей было введено Тесеем, «когда он свёл всех афинян из сельских домов в один город» (I 22, 3). Здесь вполне ясно подчёркивается общегосударственный смысл культа Афродиты.
Многочисленные святилища Афродиты имелись в других областях Греции (Коринф, Беотия, Мессения, Ахайя, Спарта), на островах — Крит (в городе Пафос, где находился храм, имевший общегреческое значение, и отсюда прозвище Афродиты — Пафосская богиня), Кифера, Кипр, Сицилия (от горы Эрикс — прозвище Эрикиния). Особенно почиталась Афродита в Малой Азии (в Эфесе, Абидосе), в Сирии (в Библе, этому посвящён трактат Лукиана «О Сирийской богине»). В Риме Афродита почиталась под именем Венеры и считалась прародительницей римлян через своего сына — троянца Энея, отца Юла — легендарного предка рода Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь. Поэтому Венера — «рода Энеева мать» (Lucr. I 1) — постоянная покровительница Энея не только под Троей, но главным образом после его прибытия в Италию (Verg. Aen.), особенно прославляется в эпоху принципата Августа.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им.
Античные скульптурные изображения Афродиты многочисленны; в искусстве архаики и классики богиня представала в одеянии, начиная же с 4 в. до н. э. — полунагой или совершенно обнажённой. Т. н. «Venus Genetrix» (Париж, Лувр) является римской копией греческой статуи
Сцены из мифов об Афродите встречаются уже в 14—
В европейской поэзии и драматургии разрабатывался главным образом миф о любви Афродиты и Адониса. Большинство опер и балетов 17—
|
||
1.
AE, медь Филипп I Араб Бизия, 244—249 гг. | ||
АВЕРС: Μ. ⲰΤΑΚΕΙΛΙΑ ϹΕΒΗΡΑ ϹΕΒ. — драпированный бюст Отацилии Северы, в стефане, обращенный вправо. РЕВЕРС: ΒΙΖΥΗΝΩΝ — Афродита (Венера Стыдливая, Venus Pudica) прикрывается руками, стоя фронтально и повернув голову направо. | ||
2.
AE, медь Септимий Север Павталия, 202—205 гг. | ||
АВЕРС: ΦΟΥΛ. ΠΛΑΥΤΙΛΛΑ ϹΕΒΑϹ. — драпированный бюст Плавтиллы вправо. РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ΠΑΥΤΑΛΙΑϹ — обнаженная Афродита, прикрывающая руками грудь и лоно. Статуя Афродиты принадлежит к ряду т. н. типов Венеры Стыдливой (Venus Pudica), происходящих от знаменитой Афродиты Книдской Праксителя. | ||
3.
Сестерций, медь Септимий Север Рим, 193—196 гг. | ||
АВЕРС: IVLIA DOMNA AVG. — драпированный бюст Юлии Домны с непокрытой головой вправо; волосы искусно уложены волнами, почти вертикально, с гребнями и собраны на затылке в большой узел (четыре гребня). РЕВЕРС: VENERI VICTR. — Венера, обнаженная до бедер, видимая сзади, стоит, повернув голову вправо, отведя назад правую ногу и облокотившись левой рукой на колонну, держит яблоко в протянутой правой руке и пальмовую ветвь на плече — в левой. В поле, слева и справа: S. C. | ||
4.
AE, медь Септимий Север Никополь, 193—211 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥ. ΚΑΙ. ϹΕΠ. ϹΕΥΗΡΟϹ ΠΕΡ. — голова Септимия Севера в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: ΥΠΑ. ΠΟΛ. ΑΥϹΠΙΚΟϹ ΝΙΚΙΠΟΛΙ. ΠΡΟϹ ΙϹ. — Венера Стыдливая (Venus Pudica). | ||
5.
Денарий, серебро Гай Юлий Цезарь Рим, 44 г. до н.э. | ||
АВЕРС: CAESAR IMP. (Caesar Imperator) — голова Цезаря в венке вправо; позади — звезда с восемью лучами. Кайма из точек. РЕВЕРС: P. SEPVLLIVS MACER — Венера Победительница (Venus Victrix) стоит влево, держит Викторию на правой руке и скипетр в левой руке. Кайма из точек. | ||
6.
Денарий, серебро Гай Юлий Цезарь Рим, 44 г. до н.э. | ||
АВЕРС: CAESAR DICT. PERPETVO (Caesar dictator perpetuo) — голова Юлия Цезаря в лавровом венке вправо. Кайма из точек. РЕВЕРС: L. BVCA (Lucius Buca) — Венера, сидящая вправо, в правой руке держит Победу, в левой — скипетр. Кайма из точек. | ||
7.
AE, медь Гордиан III Деульт, 241—244 гг. | ||
АВЕРС: SAB. TRANQVILLINA AVG. — драпированный бюст Транквиллины, в стефане, влево. РЕВЕРС: C. F. / P. D. — обнаженная Афродита, прикрывающая руками грудь и лоно; слева амфора. | ||
8.
Сестерций, медь Антонин Пий Рим, 154—156 гг. | ||
АВЕРС: FAVSTINA AVG. ANTONINI AVG. PII FIL. — бюст Фаустины II, драпированный, вправо; волосы искусно уложены горизонтальными волнами, большими локонами спускаются спереди; вокруг головы — лента с жемчугом, на затылке волосы уложены кольцами в шиньон с жемчугом. РЕВЕРС: VENVS — Венера, в драпировке, стоит влево, держит яблоко в правой руке и скипетр, почти вертикально — в левой. | ||
9.
Денарий, серебро Гай Юлий Цезарь Рим, 44 г. до н.э. | ||
АВЕРС: CAESAR IMP. (Caesar Imperator) — голова Цезаря в венке вправо; позади — звезда с шестью лучами. Кайма из точек. РЕВЕРС: P. SEPVLLIVS MACER — Венера Победительница (Venus Victrix) стоит влево, держит Викторию на правой руке и скипетр в левой руке, стоящий на звезде. Кайма из точек. | ||
10.
Денарий, серебро Гай Юлий Цезарь Рим, 44 г. до н.э. | ||
АВЕРС: CAESAR IMP. (Caesar Imperator) — голова Цезаря в венке вправо; позади — звезда с восемью лучами. Кайма из точек. РЕВЕРС: P. SEPVLLIVS MACER — Венера Победительница (Venus Victrix) стоит влево, держит Викторию на правой руке и скипетр в левой руке, стоящий на звезде. Кайма из точек. |