Античные писатели

ПРОБА; Pro­ba, IV в. н. э., рим­ская поэтес­са. Про­ис­хо­ди­ла из знат­но­го рим­ско­го рода, была женой Кло­дия Цель­си­на Адель­фия, пре­фек­та Рима с 351 г. Перед при­ня­ти­ем хри­сти­ан­ства Про­ба напи­са­ла цен­тон (несо­хра­нив­ший­ся), вос­пе­вав­ший вой­ны меж­ду Кон­стан­ци­ем и Маг­нен­ци­ем 341—353 гг.[1] Зато до нас дошел Цен­тон, кото­рый Про­ба напи­са­ла ок. 360 г., уже будучи хри­сти­ан­кой. Сюжет, на этот раз взя­тый из Биб­лии, в 694 вер­ги­ли­е­вых гекза­мет­рах опи­сы­вал сотво­ре­ние мира, пер­во­род­ный грех, потоп, рож­де­ние, смерть и воз­не­се­ние Хри­ста. Про­ба, веро­ят­но, была пер­вой поэтес­сой, кото­рая вопло­ти­ла хри­сти­ан­ское содер­жа­ние в фор­ме цен­то­на.

  • ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА

  • [1]Пра­виль­но: 351—353 гг. (Прим. ред. сай­та).

  • Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
    См. по теме: ДЕМОХАР • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН • ДРАКОНТИЙ, ДРАКОНЦИЙ •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Гера Барберини.
    Мрамор.
    Римская копия по греческому образцу конца V в. до н. э.
    Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 10.
    2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Алтарный рельеф с изображением членов семейства Юлиев-Клавдиев (правый фрагмент).
    Мрамор.
    42—43 гг. н. э.
    Равенна, Национальный музей, Первый клуатр.
    3. ТОРЕВТИКА. Рим.
    Двусторонняя треугольная вотивная табличка из бронзы с посвящением Юпитеру Долихену.
    Листовая бронза, чеканка.
    Вена, Музей истории искусств.
    4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Саркофаг со сценами бракосочетания.
    Мрамор.
    III в. н. э.
    Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
    5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Гера Барберини.
    Мрамор.
    Римская копия по греческому образцу конца V в. до н. э.
    Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 10.
    6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Капитолийская триада Инвиолаты.
    Лунский мрамор.
    II в. н. э.
    Гуидония-Монтечельо, Городской археологический музей им. Родольфо Ланчани.
    7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Саркофаг супружеской пары в окружении Диоскуров.
    Фронтальная панель.
    Мрамор. 240—260 гг. н. э.
    Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
    8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага.
    Лунский мрамор. Середина II в. н. э.
    Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
    9. НАДПИСИ. Рим.
    Плита с посвящением алтаря за благополучие Августа, поставленного Луцием Лукрецием Зетом.
    CIL VI 30975 = ILS 3090.
    Мрамор.
    1 г. н. э.
    Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
    10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Саркофаг в форме портика с арками (деталь фронтальной панели).
    Мрамор.
    Рим. Ок. 270—280 гг. н. э.
    Пиза, Кампосанто.
    МОНЕТЫ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. Денарий, серебро
    Луций Плеторий (Цестиан?)
    Рим, 71—70 гг. до н.э.
    АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
    РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх; внизу контрольная метка (стригиль). Кайма из точек.
    2. Денарий, серебро
    Луций Плеторий (Цестиан?)
    Рим, 71—70 гг. до н.э.
    АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
    РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх; внизу контрольная метка (амфора). Кайма из точек.
    3. Денарий, серебро
    Луций Плеторий (Цестиан?)
    Рим, 71—70 гг. до н.э.
    АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
    РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх. Кайма из точек.
    4. Антониниан, посеребренная медь
    Клавдий II Готский
    268—270 гг.
    АВЕРС: IMP. C. CLAVDIVS AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце вправо.
    РЕВЕРС: IVNO REGINA — Юнона стоит влево, в правой руке — патера, в левой — скипетр, у ног — павлин.
    В обрезе: B
    5. Номос, серебро
    Кротон, 350—340 гг. до н.э.
    АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками.
    РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΝ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук.
    6. Номос, серебро
    Кротон, 350—340 гг. до н.э.
    АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками; в поле справа Β.
    РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΣ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук.
    7. Сестерций, медь
    Волузиан
    Рим, 251—253 гг.
    АВЕРС: IMP. CAE. C. VIB. VOLVSIANO [AVG] — драпированный бюст императора в доспехах и в лавровом венке вправо.
    РЕВЕРС: IVNONI MARTIALI — статуя Юноны сидит во фронт внутри храма с четырьмя колоннами и куполом, над ней свисают гирлянды, рядом с ней павлин.
    В поле, слева и справа: S. C.
    8. Сестерций, медь
    Тиберий
    Рим, 35—36 гг.
    АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
    РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVII
    В центре, большими буквами: S. C.
    9. Сестерций, медь
    Веспасиан
    Рим, 76 г.
    АВЕРС: IMP. CAES. VESPASIAN. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VII — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
    РЕВЕРС: Вид на фасад храма Юпитера Капитолийского, изображенный шестиколонным; четыре ступеньки ведут на подиум, где в центре, между колоннами, Юпитер сидит на троне, установленном на пьедестале; слева и справа от него стоят статуи (Юноны и Минервы); снаружи колоннады, слева и справа — стоят статуи; на фронтоне Юпитер сидит на троне, слева и справа от него стоят фигуры, по углам — борящиеся группы (?): на крыше — статуи и орлы слева и справа.
    В обрезе: S. C.
    10. Сестерций, медь
    Тиберий
    Рим, 36—37 гг.
    АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — с левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
    РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXIIX
    В центре, большими буквами: S. C.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА