ПИЩА
Cibus, пища, стол.
[1] I. У греков. Различие, существовавшее между отдельными гражданами, племенами и государствами, заметно также и в различной роскоши их стола. В то время как спартанцы в своих сисситиях имели в виду только удовлетворение телесной потребности, беотийцы, отличавшиеся чувственностью и не имевшие склонности к высшему духовному образованию, находили величайшее наслаждение в хорошем обеде; у сицилийских греков эта роскошь в столе достигла самого высокого развития. Ели греки главным образом 3 раза в день: 1) завтрак (ἀκράτισμα) состоял из хлеба, обмоченного в несмешанное (чистое) вино (ἄκρατος), 2) ἄριστον, вероятно, обыкновенно происходил в полдень и состоял из горячей пищи и, наконец, 3) главный обед, δεῖπνον или δόρπον, соответствовавший римскому coena, подавался обыкновенно к вечеру (час с точностью не определен). Подобное распределение времени для еды встречается уже в древнейшие времена, хотя у Гомера слова ἄριστον, δεῖπνον, δόρπον по своему значению не вполне соответствуют этим же выражениям в позднейшее время, и вообще не всегда употребляются в точном смысле. [2] Вечерний стол, δόρπον, ужин, имел значение нашего обеда и служил вместе с тем для собрания общества, будь это по случаю жертвоприношения (общественные обеды назывались δαῖτες, при этом случае каждый получал свою порцию, μερίς) или же по случаю какого-нибудь семейного праздника (дня рождения, отправления или возвращения друга и т. д.); устраивались пирушки и на общий счет, так что участники вносили свою долю деньгами или натурой (συμβόλαί), в доме одного из участников, или вольноотпущенника, δεῖπνον ἀπὸ συμβολῶν (у Гомера ἔρανος); или же отдельное лицо угощало друзей на свои собственные средства. Приглашение делалось обыкновенно самим хозяином в день обеда. Принимались также и незваные гости (ἄκλητοι, αὐτόματοι), так, напр., Сократ привел с собой на пир Агафона — Аристодема, который был принят весьма дружелюбно. Plat. symp., p. 174 Е. Впрочем, случалось иногда, что подобного рода гостеприимством злоупотребляли, именно так называемые параситы (слово это встречается и в другом значении, ср. Παράσιτος), которые делали из этого своего рода промысел; они являлись на пиры по преимуществу молодых людей, забавляли гостей шутками (γελωτοποιοί), сами в свою очередь служили предметом для насмешек, и лестью (κόλακες), как, напр., Артотрог у Плавта в «Miles gloriosus», или услужливостью (θεραπευτικοί) старались сделаться необходимыми людьми. Обычай требовал, чтобы каждый, отправлявшийся на пир, обращал внимание на одежду и вообще на свою внешность. [3] Обедали во времена Гомера сидя, позднее же лежа, кроме, впрочем, женщин и детей, которым обычай не дозволял участвовать в мужском пиршестве, возлежали обыкновенно вдвоем на одной скамье, κλίνη, таким образом, что левой рукой опирались на лежавшую за спиной подушку (προςκεφάλαιον), а правая оставалась свободной. Места указывались обыкновенно самим хозяином, почетным местом считалось, кажется, место возле хозяина. Перед началом обеда рабы снимали обувь (ὑπολύειν) и мыли ноги (ἀπονίζειν), затем подавалась вода для мытья рук (ὕδωρ κατὰ χειρὸς ἐδόθη) и полотенце (χειρόμακτρον); это повторялось и после окончания пира (ἀπονίψασθαι), т. к. ножей и вилок в употреблении не было (о лакомках, ὀψοφάγοι, рассказывается, что они приучали свои руки к жару или же носили перчатки, для того чтобы принимать пищу в самом горячем виде); ложки (μυστίλη, μύστρον,
[4] Кушанья первоначально были простые; впоследствии же сделались весьма роскошными. Главной пищей, особенно для беднейших сословий, был род каши из ячменной крупы (μάζα), хлеб (ἂρτος) и разные овощи, как, напр., мальва (μαλάγη), салат (θρίδαξ), капуста (ῥάφανος, κράμβη), бобы (κύαμοι), чечевица (φακαί), лук (κρόμυον) и т. п., затем были и мясные кушанья из баранины, козлятины, свинины, далее различные сорта рыбы, составлявшей собственно так называемый ὄψον, на что тратилось много денег; встречается также и дичь. Ежедневная пища приготовлялась невольницами под присмотром хозяйки. При пиршествах часто нанимался повар, μάγειρος; преимущественно славились сицилийские повара.
На каждых двух гостей полагался отдельный стол (τράπεζα). После еды столы убирались (αἴρειν, ἀπαίρειν, ἀφαιρεῖν, βαστάζειν τὰς τραπέζας), пол подметался и подавалась вода для мытья вместе с σμῆγμα, родом мыла, часто душистые мази и венки, затем совершалось возлияние из чистого вина (σπονδαί) и произносилась формула ἀγαθοῦ δαίμονος или ὑγιείας.
После этого подавался десерт, δεύτεραι τράπεζαι, состоявший из плодов, соли (ἅλες) для возбуждения жажды, в позднейшее время разного рода лакомства (τραγήματα), непременно сыр, особенно сицилийский, и пирожное, которое ели во время попойки по желанию.
[5] С десерта начиналась самая попойка (συμπόσιον, ср. convivium), оживлявшаяся шутками, забавами, музыкой и танцами, а также и остроумными разговорами, доказательством чему служит «Симпосий» Платона, хотя глубокомысленное содержание и оконченная форма предлагаемых в ней речей не позволяет считать это сочинение вполне верным описанием и изображением настоящего симпосия. Главной целью попойки было насладиться вином, которым Еллада была весьма богата; самыми лучшими винами считались, между прочим, фасосские, лесбосские, наксосские и преимущественно хиосские. Упоминаются и различного рода смеси, куда входили иногда и другие составные части, напр. пряности, мед. Вообще пили вино, смешанное с водой, горячей или очень холодной, часто стуженной снегом (πόσις διὰ χιόνος). Пить чистое вино (ἄκρατος) считалось варварством; считалась даже слишком крепкой смесь, содержавшая поровну вина и воды (ἴσον ἴσῳ). Впрочем, пропорция смеси не всегда была одинакова; обыкновенно брали 3 части воды на 1 часть вина или же 3 части воды на 2 части вина. Делали смесь в особом сосуде (κρατήρ), из которого потом черпали вино посредством οἰνοχοή в кубки (κύαθοι). [6] Распоряжался попойкой один из пирующих по выбору или по жребию (ἂρχων τῆς πόσεως, συμποσίαρχος, βασιλεύς), определявший количество частей для смеси, он же заботился об удовольствиях и назначал штрафы, состоявшие обыкновенно в том, чтобы выпить целый бокал залпом (ἀπνευστί). К увеселениям принадлежали, напр., остроумные вопросы и загадки (αἰνίγματα, γρῖφοι), игры; особенно любили игру, называемую κότταβος, которая имела много видоизменений, но существенным образом состояла в том, что остатком недопитого вина, λάταξ, λατάγη (отсюда λαταγεῖν), брызгали в маленькие чашечки (πλάστιγγες), укрепленные на коромысле (ζυγόν), поверх небольших металлических фигур (иногда одной, называвшейся Μάνης); чашечка, в которую попадало вино, опускалась на одну из фигур и вследствие удара об нее перебрасывалась на другую фигуру, и так поочередно: иногда брызгали вино в небольшие плавающие чашечки, которые погружались вследствие попавшей в них жидкости. Кто не разрешал предложенной задачи, тот должен был пить штрафной бокал и часто в довольно большом количестве, если намеревались попить изрядно (πίνειν πρὸς βίαν); иногда гости пили здравицу каждый со своим соседом справа (ἐπὶ δεξιά). Часто появлялись на пирах флейтистки (αὐλητρίδες) и устраивались мимические представления. Ср.: Becker, Charicles, II, 231.
[7] II. У римлян. Здесь прежде всего следует иметь в виду различные времена. Известно, что в древний период простота и привычка к умеренности была всеобщею; но к концу Республики, вследствие войн в Греции и Азии, проникла в обычаи римской жизни бо́льшая роскошь, явились особенные повара и пекари (см. Coquus и Pistor), что привело к самому утонченному лакомству и мотовству. В древнейшее время во всеобщем употреблении была каша, puls, из полбы, far, ador (ср. Iuv. 14, 170 слл.), которая и в позднейшее время составляла главную пищу простолюдина. Вместе с этим ели овощи, olera и стручковые плоды, legumina, но мало мяса. Для позднейшего времени следует различать в течение дня: ientaculum, первый утренний завтрак, для которого не было определенного часа, но который назначался смотря по потребности. Обыкновенно он состоял из хлеба с солью или с чем-нибудь другим, из сушеного винограда, олив, сыра и т. п. или из молока и яиц. Prandium был второй завтрак или полдник, который ввиду следующего обеда, coena, был ограничен; происходил обыкновенно около
|
||
1.
Диассарий, орихалк Антонин Пий Фракия, Визия, 147—161 гг. | ||
АВЕРС: Μ. ΑΥΡΗΛΙΟϹ ΟΥΗΡΟϹ ΚΑΙϹΑΡ — обнаженная голова Марка Аврелия вправо. РЕВЕРС: ΒΙΖΥΗΝΩΝ — сцена погребальной трапезы. Мужчина возлежит на ложе, протягивая правую руку к женщине, сидящей перед ним; перед ложем небольшой столик; слева маленькая мужская фигура, стоящая под деревом, на котором висит кираса, и погрузившая руку в амфору; справа передняя часть лошади, стоящей влево, с поднятой правой передней ногой; наверху овальный щит. | ||
2.
Денарий, серебро Гай Целий Кальд Рим, 51 г. до н.э. | ||
АВЕРС: C. COEL. CALDVS COS. (Caius Coelius Caldus consul) — обнаженная голова консула Гая Целия Кальда, обращенная вправо; сзади головы знамя (vexillum) с надписью HIS. (Hispania); спереди знамя в виде кабана. Кайма из точек. РЕВЕРС: Позади стола фигура Л. Кальда, приготавливающего пиршество (epulum) для Юпитера1; на столе надпись в две строки: L. CALDVS / VII VIR EPVL. (VIR, VL — монограммой) (Lucius Caldus septemvir epulo). С левой стороны трофей с круглым македонским щитом, с правой — трофей с трубой (carnyx) и овальным щитом, украшенным пучком молний. Слева и справа вертикальная надпись: C. CALDVS / IMP. A. X. (Caius Caldus, imperator, augur, decemvir [sacris faciundis]), внизу: C. CALDVS. III VIR. (ALD — монограммой) (Caldus triumvir). 1 Описание реверса дается по RCTV, CRR. Другие варианты для сцены: Babelon: фигура, приготавливающая лектистерний; BMCRR: высокий лектистерний, увенчанный сидящей фигурой; CRR: сидящая фигура на лектистернии; RSC: фигура, сидящая на высоком лектистернии. |