Ростры (Rostra) — наиболее древняя платформа, с которой ораторы обращались к народу. Она получила своё название от носов кораблей, захваченных у жителей Анция в 338 г. до н. э. и украсивших её (Plin. NH. XXXIV. 20; Liv. VIII. 14. 12). Она была расположена с южной стороны комиция, перед Гостилиевой курией (Varr. LL. V. 155; Diod. XII. 26; Ascon. Mil. 12: ad comitium prope iuncta Curiae[1]; ср. Plin. NH. VII. 212), совсем рядом с могилой Ромула (Sepulcrum Romuli, q. v.), то есть между комицием и форумом, так что оратор мог обращаться к народу, собравшемуся в обоих местах (Plin. NH. XXXIV. 24: senatus statuam poni iussit quam oculatissimo loco, eaque est in rostris[2]; ср. Dion. Hal. I. 87: ἐν τῷ κρατίστῳ χωρίῳ παρὰ τοῖς ἐμβόλοις[3]). Она была посвящена как templum (Liv. II. 56; Cic. Vat. 24), и на ней стояли статуи знаменитых людей (Cic. Phil. IX. 16) — так много, что иногда их приходилось убирать, чтобы освободить место для других (Liv. IV. 17; VIII. 13; Plin. NH. XXXIV. 23—
Название «старые ростры» (rostra vetera) использует только Светоний (Aug. 100): bifariam laudatus est, pro aede divi Iulii a Tiberio et pro rostris veteribus a Druso[4]; где оно относится к рострам, которые Цезарь перенёс в северо-западный конец форума, в противоположность рострам храма Божественного Юлия; однако сегодня это название часто и удачно используется для обозначения республиканских ростр в противоположность рострам Цезаря.
В ходе раскопок в комиции обнаружились руины, которые можно идентифицировать с республиканскими рострами, хотя их точная интерпретация вызывает много сомнений. Может показаться, что примерно в середине V в. до н. э. комиций был отделён от форума низкой платформой, на которой стоял архаический ципп, конус и, с.451 возможно, более ранний монумент, представленный сохранившимся святилищем. После пожара, вызванного галльским нашествием, первая платформа была заменена более высокой, к которой вёл прямой лестничный пролёт со второго уровня комиция (Comitium, q. v.). Стена высотой три метра, стоявшая перед этой лестницей, могла быть частью ростр(1). На этой платформе имелось пространство неправильной формы, со всех сторон ограниченное стенами, окружавшими вышеописанные памятники. Вопрос о том, сохранились ли остатки платформы этого периода или же плиты каппеллаччо, идентифицированные с ней, на самом деле служили основанием туфовых плит следующего периода, является спорным. Согласно другой теории, бордюр вдоль северного края мостовой из каппеллаччо перед Эмилиевой базиликой обозначал линию фасада первоначальных ростр(2).
Нет никаких следов каких-либо переделок на рострах, соответствующих третьему уровню комиция; но в соответствии с четвёртым уровнем мы видим реконструкцию ростр в соответствии с новым планом. «Их остатки состоят: 1) из изогнутой структуры, возведённой из крупных блоков туфа монтеверде, образующих две ступени высотой около 35 см, которая стояла на основании из (серого) туфа каппеллаччо высотой 15 см; 2) из низкого коридора или канала шириной 1 м и высотой около 75 см, параллельного изогнутой линии ступеней и расположенного на расстоянии около 9 м от них; 3) из платформы, или трибуны (suggestus), к западу от Чёрного камня (niger lapis); 4) из ряда колодцев (pozzi), идущих на восток и на запад на расстоянии примерно 6,75 м от платформы. Часть платформы… на которой расположен изогнутый лестничный пролёт, располагается примерно на метр выше пола комиция». Ростры были вымощены прекрасным туфом монтеверде, а вдоль фасада проходил приподнятый бордюр. Существует мнение, что эти памятники следует датировать эпохой Суллы(3). Неизвестно, была ли «Могила Ромула» скрыта от взглядов в этот период или позднее.
Считается, что украшенный корабельными носами изогнутый фасад ростр, представленный сохранившимся каналом, изображён на монете Лоллия Паликана, отчеканенной в 45 г. до н. э.(4) Аркада позади ростр Августа, которую Бони назвал рострами Цезаря(5), относится к эпохе Августа и представляет собой просто низкий виадук, поддерживавший Капитолийский спуск (Clivus Capitolinus, q. v.) и ответвляющуюся от него улицу(6).
О рострах см.:
Jordan H. Topographie der Stadt Rom in Altertum. Bd. 1. Abt. 2. B., 1885. S. 353—
Petersen E. A. H. Comitium, Rostra, Grab des Romulus. Rom, 1904;
Hülsen Ch. Jahresbericht über neue Funde und Forschungen zur Topographie der Stadt Rom Die Ausgrabungen auf dem Forum Romanum // MDAIR. Bd. 17. 1902. S. 36; Bd. 20. 1905, S. 29—
Hülsen Ch. The Roman Forum / Transl. J. B. Carter. Ed. 2. Rome, 1909. P. 105—
Schneider K. Rednerbühne // RE. Bd. 1 A. 1914. Sp. 450—
de Ruggiero E. Il Foro Romano. Roma, 1913. P. 347—
|
||
1.
Денарий, серебро Август Рим, 29 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Августа (в образе Аполлона?) (RIC: голова Аполлона) в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: Ростральная колонна, украшенная по бокам корабельными носами и на фронтальной стороне двумя якорями, увенчанная статуей Октавиана, обнаженного, за исключением плаща, держащего копье в правой руке и паразоний в левой. В поле, слева и справа: IMP. CAESAR. | ||
2.
Денарий, серебро Август Рим, 13 г. до н.э. | ||
АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Августа вправо. РЕВЕРС: C. SVLPICIVS PLATORIN. (Caius Sulpicius Platorinus) — Август и Агриппа, с обнаженными головами, в тогах, сидят бок о бок, немного наклонившись влево, на биселлиуме (bisellium), сиденье на платформе, украшенной тремя рострами; слева — судейский жезл. |