С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

Рост­ры (Rostra) — наи­бо­лее древ­няя плат­фор­ма, с кото­рой ора­то­ры обра­ща­лись к наро­ду. Она полу­чи­ла своё назва­ние от носов кораб­лей, захва­чен­ных у жите­лей Анция в 338 г. до н. э. и укра­сив­ших её (Plin. NH. XXXIV. 20; Liv. VIII. 14. 12). Она была рас­по­ло­же­на с южной сто­ро­ны коми­ция, перед Гости­ли­е­вой кури­ей (Varr. LL. V. 155; Diod. XII. 26; As­con. Mil. 12: ad co­mi­tium pro­pe iuncta Cu­riae[1]; ср. Plin. NH. VII. 212), совсем рядом с моги­лой Рому­ла (Se­pulcrum Ro­mu­li, q. v.), то есть меж­ду коми­ци­ем и фору­мом, так что ора­тор мог обра­щать­ся к наро­ду, собрав­ше­му­ся в обо­их местах (Plin. NH. XXXIV. 24: se­na­tus sta­tuam po­ni ius­sit quam ocu­la­tis­si­mo lo­co, eaque est in rostris[2]; ср. Dion. Hal. I. 87: ἐν τῷ κρα­τίσ­τῳ χω­ρίῳ πα­ρὰ τοῖς ἐμβό­λοις[3]). Она была посвя­ще­на как templum (Liv. II. 56; Cic. Vat. 24), и на ней сто­я­ли ста­туи зна­ме­ни­тых людей (Cic. Phil. IX. 16) — так мно­го, что ино­гда их при­хо­ди­лось уби­рать, чтобы осво­бо­дить место для дру­гих (Liv. IV. 17; VIII. 13; Plin. NH. XXXIV. 23—25; Vell. II. 61 и т. д.); кро­ме того, на рострах или рядом с ними сто­я­ла рост­раль­ная колон­на Гая Дуи­лия (Co­lum­na Rostra­ta C. Dui­lii, q. v.).

Назва­ние «ста­рые рост­ры» (rostra ve­te­ra) исполь­зу­ет толь­ко Све­то­ний (Aug. 100): bi­fa­riam lau­da­tus est, pro aede di­vi Iulii a Ti­be­rio et pro rostris ve­te­ri­bus a Dru­so[4]; где оно отно­сит­ся к рост­рам, кото­рые Цезарь пере­нёс в севе­ро-запад­ный конец фору­ма, в про­ти­во­по­лож­ность рост­рам хра­ма Боже­ст­вен­но­го Юлия; одна­ко сего­дня это назва­ние часто и удач­но исполь­зу­ет­ся для обо­зна­че­ния рес­пуб­ли­кан­ских ростр в про­ти­во­по­лож­ность рост­рам Цеза­ря.

В ходе рас­ко­пок в коми­ции обна­ру­жи­лись руи­ны, кото­рые мож­но иден­ти­фи­ци­ро­вать с рес­пуб­ли­кан­ски­ми рост­ра­ми, хотя их точ­ная интер­пре­та­ция вызы­ва­ет мно­го сомне­ний. Может пока­зать­ся, что при­мер­но в середине V в. до н. э. коми­ций был отде­лён от фору­ма низ­кой плат­фор­мой, на кото­рой сто­ял арха­и­че­ский ципп, конус и, с.451 воз­мож­но, более ран­ний мону­мент, пред­став­лен­ный сохра­нив­шим­ся свя­ти­ли­щем. После пожа­ра, вызван­но­го галль­ским наше­ст­ви­ем, пер­вая плат­фор­ма была заме­не­на более высо­кой, к кото­рой вёл пря­мой лест­нич­ный про­лёт со вто­ро­го уров­ня коми­ция (Co­mi­tium, q. v.). Сте­на высотой три мет­ра, сто­яв­шая перед этой лест­ни­цей, мог­ла быть частью ростр(1). На этой плат­фор­ме име­лось про­стран­ство непра­виль­ной фор­мы, со всех сто­рон огра­ни­чен­ное сте­на­ми, окру­жав­ши­ми выше­опи­сан­ные памят­ни­ки. Вопрос о том, сохра­ни­лись ли остат­ки плат­фор­мы это­го пери­о­да или же пли­ты кап­пел­лач­чо, иден­ти­фи­ци­ро­ван­ные с ней, на самом деле слу­жи­ли осно­ва­ни­ем туфо­вых плит сле­дую­ще­го пери­о­да, явля­ет­ся спор­ным. Соглас­но дру­гой тео­рии, бор­дюр вдоль север­но­го края мосто­вой из кап­пел­лач­чо перед Эми­ли­е­вой бази­ли­кой обо­зна­чал линию фаса­да пер­во­на­чаль­ных ростр(2).

Нет ника­ких сле­дов каких-либо пере­де­лок на рострах, соот­вет­ст­ву­ю­щих третье­му уров­ню коми­ция; но в соот­вет­ст­вии с чет­вёр­тым уров­нем мы видим рекон­струк­цию ростр в соот­вет­ст­вии с новым пла­ном. «Их остат­ки состо­ят: 1) из изо­гну­той струк­ту­ры, воз­ведён­ной из круп­ных бло­ков туфа мон­тевер­де, обра­зу­ю­щих две сту­пе­ни высотой око­ло 35 см, кото­рая сто­я­ла на осно­ва­нии из (серо­го) туфа кап­пел­лач­чо высотой 15 см; 2) из низ­ко­го коридо­ра или кана­ла шири­ной 1 м и высотой око­ло 75 см, парал­лель­но­го изо­гну­той линии сту­пе­ней и рас­по­ло­жен­но­го на рас­сто­я­нии око­ло 9 м от них; 3) из плат­фор­мы, или три­бу­ны (sug­ges­tus), к запа­ду от Чёр­но­го кам­ня (ni­ger la­pis); 4) из ряда колод­цев (poz­zi), иду­щих на восток и на запад на рас­сто­я­нии при­мер­но 6,75 м от плат­фор­мы. Часть плат­фор­мы… на кото­рой рас­по­ло­жен изо­гну­тый лест­нич­ный про­лёт, рас­по­ла­га­ет­ся при­мер­но на метр выше пола коми­ция». Рост­ры были вымо­ще­ны пре­крас­ным туфом мон­тевер­де, а вдоль фаса­да про­хо­дил при­под­ня­тый бор­дюр. Суще­ст­ву­ет мне­ние, что эти памят­ни­ки сле­ду­ет дати­ро­вать эпо­хой Сул­лы(3). Неиз­вест­но, была ли «Моги­ла Рому­ла» скры­та от взглядов в этот пери­од или позд­нее.

Счи­та­ет­ся, что укра­шен­ный кора­бель­ны­ми носа­ми изо­гну­тый фасад ростр, пред­став­лен­ный сохра­нив­шим­ся кана­лом, изо­бра­жён на моне­те Лол­лия Пали­ка­на, отче­ка­нен­ной в 45 г. до н. э.(4) Арка­да поза­ди ростр Авгу­ста, кото­рую Бони назвал рост­ра­ми Цеза­ря(5), отно­сит­ся к эпо­хе Авгу­ста и пред­став­ля­ет собой про­сто низ­кий виа­дук, под­дер­жи­вав­ший Капи­то­лий­ский спуск (Cli­vus Ca­pi­to­li­nus, q. v.) и ответв­ля­ю­щу­ю­ся от него ули­цу(6).

О рострах см.:
Jor­dan H. To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. 1. Abt. 2. B., 1885. S. 353—355;
Pe­ter­sen E. A. H. Co­mi­tium, Rostra, Grab des Ro­mu­lus. Rom, 1904;
Hül­sen Ch. Jah­res­be­richt über neue Fun­de und Forschun­gen zur To­po­gra­phie der Stadt Rom Die Ausgra­bun­gen auf dem Fo­rum Ro­ma­num // MDAIR. Bd. 17. 1902. S. 36; Bd. 20. 1905, S. 29—39;
Hül­sen Ch. The Ro­man Fo­rum / Transl. J. B. Car­ter. Ed. 2. Ro­me, 1909. P. 105—116;
Schnei­der K. Red­ner­büh­ne // RE. Bd. 1 A. 1914. Sp. 450—461;
de Rug­gie­ro E. Il Fo­ro Ro­ma­no. Ro­ma, 1913. P. 347—358.

См. также:
РОСТРЫ (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
Ростры (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)
Ростры Августа (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
Ростры Августа (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)
Ростры Цезаря (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)

  • (1)Hül­sen Ch. Jah­res­be­richt über neue Fun­de und Forschun­gen zur To­po­gra­phie der Stadt Rom II. Die Ausgra­bun­gen auf dem Fo­rum Ro­ma­num 1902—1904 // MDAIR. Bd. 20. 1905. S. 29—32 и Taf. ii — луч­ший из име­ю­щих­ся пла­нов ростр обо­их пери­о­дов; ср. так­же Hül­sen Ch. The Ro­man Fo­rum / Transl. J. B. Car­ter. Ed. 2. Ro­me, 1909. Pl. V.
  • (2)Ashby T. Re­cent Ex­ca­va­tions in Ro­me // CR. Vol. 15. 1901, P. 138; van De­man E. B. The Sul­lan Fo­rum // JRS. Vol. 12. 1922. P. 7.
  • (3)Van De­man E. B. Op. cit. P. 21—25; Hül­sen Ch. Jah­res­be­richt… S. 32—39; Frank T. Ro­man Buil­dings of the Re­pub­lic. Ro­me, 1924. P. 61—66.
  • (4)Hül­sen Ch. The Ro­man Fo­rum. P. 69, fig. 26; BMCRR. I. P. 517. №№ 4011—4013.
  • (5)Bo­ni G. Nuo­ve sco­per­te nel­la cit­tà e nel sub­ur­bio // NSA. 1900. P. 627—634.
  • (6)Pl. 227—228; Ashby T. Op. cit. P. 87—89; Hül­sen Ch. Loc. cit.; Idem. Jah­res­be­richt über neue Fun­de und Forschun­gen zur To­po­gra­phie der Stadt Rom: Neue Rei­che I, Die Ausgra­bun­gen auf dem Fo­rum Ro­ma­num 1898—1902 // MDAIR. Bd. 17. 1902. S. 13—16; Bd. 20. 1905, S. 14—15, 25; van De­man E. B. Op. cit. P. 15—16.
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:

  • [1]В коми­ции, прак­ти­че­ски соеди­нен­ные с кури­ей.
  • [2]Сенат рас­по­рядил­ся поста­вить ему ста­тую на самом как мож­но вид­ном месте, и нахо­дит­ся она — у Ростр (пер. Г. С. Таро­ня­на).
  • [3]В самом луч­шем месте око­ло ростр (пер. Н. Г. Май­о­ро­вой).
  • [4]Похваль­ные речи ему гово­ри­лись два­жды: Тибе­ри­ем — перед хра­мом Боже­ст­вен­но­го Юлия и сыном Тибе­рия — Дру­зом — перед ста­рой рост­раль­ной три­бу­ной (пер. М. Л. Гас­па­ро­ва).

  • © 1929 г. Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. Rostra, с. 450—451.
    © 2019 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: Театр Бальба • Арка Тита • Ростры Августа • Ростры Августа •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Римский Форум. Реконструкция XIX в.
    (Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
    Художник Бекетти. 1893 г.
    2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
    Реконструкция Табулария и памятников, расположенных у подножия Капитолия. Деталь.
    (Новые Ростры, Золотой мильный столб, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий).
    Художник Констан Муайо. 1866 г.
    Тушь, акварель.
    Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
    3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Реконструкция части Римского Форума.
    (Табулярий, храм Конкордии (Согласия), храм Сатурна, базилика Юлия, Новые ростры, курия Юлия, базилика Эмилия, храм Кастора (Диоскуров), храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты)
    Рим, Римский Форум.
    4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
    Римский форум в IV веке.
    Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
    Акварель (до 1906 г.).
    Рим, Римский Форум.
    5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Арка Септимия Севера.
    Вид с Палатина.
    Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
    6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Арка Септимия Севера, вид со Священной дороги.
    203 г.
    Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
    7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Арка Септимия Севера, вид со Священной дороги.
    203 г.
    Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
    8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Новые ростры.

    Рим, Римский Форум.
    9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Новые ростры.

    Рим, Римский Форум.
    10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Римский Форум.
    (Колонна Фоки, базилика Юлия, Новые ростры, пьедестал колонны в честь 10-летия тетрархии, храм Сатурна, арка Септимия Севера.)
    Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
    МОНЕТЫ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. Денарий, серебро
    Август
    Рим, 29 г. до н.э.
    АВЕРС: Голова Августа (в образе Аполлона?) (RIC: голова Аполлона) в лавровом венке вправо.
    РЕВЕРС: Ростральная колонна, украшенная по бокам корабельными носами и на фронтальной стороне двумя якорями, увенчанная статуей Октавиана, обнаженного, за исключением плаща, держащего копье в правой руке и паразоний в левой.
    В поле, слева и справа: IMP. CAESAR.
    2. Денарий, серебро
    Август
    Рим, 13 г. до н.э.
    АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Августа вправо.
    РЕВЕРС: C. SVLPICIVS PLATORIN. (Caius Sulpicius Platorinus) — Август и Агриппа, с обнаженными головами, в тогах, сидят бок о бок, немного наклонившись влево, на биселлиуме (bisellium), сиденье на платформе, украшенной тремя рострами; слева — судейский жезл.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА