Ростры (Rostra) — платформа, с которой ораторы обращались к народу, сошедшемуся на собрание — формальное или неформальное. Изначальная платформа — если она была только одна, что довольно сомнительно, ибо само слово имеет с.335 множественное число, и потребность в нескольких возвышениях (suggestus) должна была возникнуть довольно рано, — находилась в комиции, традиционном месте народных собраний, перед курией, на одной с ней оси, и вероятно, шириной соответствовала всему комицию (Varr. LL. V. 155; Ascon. ad Cic. in Milon. Arg. 28—
После победы над латинами при Анции в 338 г. до н. э. эта платформа была украшена носами некоторых из захваченных кораблей, помещённых на возвышении (suggestus) — возможно, уже существовавшем — на форуме (не в комиции) (Liv. VIII. 14. 12; Plin. HN. XXXIV. 20). Это было первое возвышение, получившее название ростр, и оно было освящено как templum. Его местоположение определяется его близостью к каменному льву, отмечавшему гробницу Фаустула или Ромула (Dion. Hal. I. 87. 2), и обычаем, согласно которому служитель консула (accensus consulis) объявлял полдень, когда видел солнце из дверей курии между рострами и грекостасом (Plin. HN. VII. 212), а в этот момент он должен был смотреть строго на юг. Ростры почти наверняка должны были иметь форму сегмента комиция, как и ростры Августа позднее, с изогнутой лестницей в качестве входа, но в источниках не сообщается, выступали ли ораторы над лестницей или, что более вероятно, над фасадом, украшенным теперь корабельными носами. Это было самое видное место на форуме, quam oculatissimo loco, eaque est in rostris[1] (Plin. HN. XXXIV. 24), и здесь, как ранее на рострах в комиции, нередко помещали статуи тех, кто умер на государственной службе или совершил выдающиеся деяния (Cic. Phil. IX. 16; Liv. IV. 17. 6; Vell. Pat. II. 61. 3; Plin. HN. XXXIV. 23—
В какой-то момент, вероятно, после одной из крупных морских побед в Первой Пунической войне, ростры в комиции были перестроены и украшены носами вражеских кораблей. Тогда этот комплекс стал напоминать комиций в Пестуме (так называемый «Круглый театр», Teatro Circolare) с платформой, врезающейся в ступени комиция, вход на которую был устроен по бокам, а не продольно. На это указывает история о том, как Катон спасся от разъярённой толпы, повиснув на самих корабельных носах и подтянувшись (Plut. Cat. Min. 44. 1—
В ходе раскопок в комиции рядом с Чёрным камнем (Niger Lapis) обнаружились остатки республиканского сооружения, интерпретированные как остатки ростр. Выделено пять строительных периодов, трём последним соответствуют ростры определённой формы. Но два первых варианта реконструируются как нелепые с архитектурной точки зрения и непригодные для использования сооружения, которые просто не могли существовать, и архитектурная логика возникает только на последнем этапе, датируемом эпохой Суллы. Мы видим ступени комиция, поднимающиеся к широкой платформе за ним, хотя она могла быть и значительно у́же, так как число ступеней восстановлено произвольно. Но это не ростры, которые должны были находиться на противоположной стороне комиция, напротив курии, это часть ярусной структуры самого комиция (cavea). Группа монументов под Чёрным камнем сохранилась на том уровне, где она прерывает ступени и включает в себя памятник, интерпретированный как могила Фаустула или Ромула, и это свидетельствует, что, судя по руинам, ступенчатый план не обязательно был очень древним, однако его древность подразумевается в рассказе о том, как Тарквиний Гордый лично схватил пожилого Сервия Туллия в курии и сбросил его с лестницы в комиций (Liv. I. 48. 3; Dion. Hal. IV. 38. 5). Если мы не можем восстановить ступени в камне, то должны полагать, что они были деревянными.
На монетах Лоллия Паликана, отчеканенных в 45 г. до н. э., изображены ростры с изогнутым фасадом, украшенные корабельными носами: это могут быть как древние ростры, к этому времени, вероятно, разобранные, так и проект новых Августовых ростр, посвящённых в 42 г. до н. э. и имевших прямой фасад, но первый вариант, конечно, более вероятен.
Gjerstad E. Il comizio romano dell’età repubblicana // Opuscula Romana. Vol. 2. 1941. P. 97—
Lugli G. Roma antica: Il centro monumentale. Roma, 1946. P. 115—
Richardson L. The tribunals of the praetors of Rome // MDAIR. Bd. 80. 1973. P. 219—
|
||
1.
Денарий, серебро Август Рим, 29 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Августа (в образе Аполлона?) (RIC: голова Аполлона) в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: Ростральная колонна, украшенная по бокам корабельными носами и на фронтальной стороне двумя якорями, увенчанная статуей Октавиана, обнаженного, за исключением плаща, держащего копье в правой руке и паразоний в левой. В поле, слева и справа: IMP. CAESAR. | ||
2.
Денарий, серебро Август Рим, 13 г. до н.э. | ||
АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Августа вправо. РЕВЕРС: C. SVLPICIVS PLATORIN. (Caius Sulpicius Platorinus) — Август и Агриппа, с обнаженными головами, в тогах, сидят бок о бок, немного наклонившись влево, на биселлиуме (bisellium), сиденье на платформе, украшенной тремя рострами; слева — судейский жезл. |