Л. Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима

Рост­ры (Rostra) — плат­фор­ма, с кото­рой ора­то­ры обра­ща­лись к наро­ду, сошед­ше­му­ся на собра­ние — фор­маль­ное или нефор­маль­ное. Изна­чаль­ная плат­фор­ма — если она была толь­ко одна, что доволь­но сомни­тель­но, ибо само сло­во име­ет с.335 мно­же­ст­вен­ное чис­ло, и потреб­ность в несколь­ких воз­вы­ше­ни­ях (sug­ges­tus) долж­на была воз­ник­нуть доволь­но рано, — нахо­ди­лась в коми­ции, тра­ди­ци­он­ном месте народ­ных собра­ний, перед кури­ей, на одной с ней оси, и веро­ят­но, шири­ной соот­вет­ст­во­ва­ла все­му коми­цию (Varr. LL. V. 155; As­con. ad Cic. in Mi­lon. Arg. 28—29 и 37 [12] [Stangl 31—32, 37]). Здесь обыч­но рас­по­ла­гал­ся три­бу­нал пре­то­ра, а в 442 г. до н. э. были выстав­ле­ны зако­ны XII Таб­лиц (Diod. Sic. XII. 26. 1).

После победы над лати­на­ми при Анции в 338 г. до н. э. эта плат­фор­ма была укра­ше­на носа­ми неко­то­рых из захва­чен­ных кораб­лей, поме­щён­ных на воз­вы­ше­нии (sug­ges­tus) — воз­мож­но, уже суще­ст­во­вав­шем — на фору­ме (не в коми­ции) (Liv. VIII. 14. 12; Plin. HN. XXXIV. 20). Это было пер­вое воз­вы­ше­ние, полу­чив­шее назва­ние ростр, и оно было освя­ще­но как templum. Его место­по­ло­же­ние опре­де­ля­ет­ся его бли­зо­стью к камен­но­му льву, отме­чав­ше­му гроб­ни­цу Фаусту­ла или Рому­ла (Dion. Hal. I. 87. 2), и обы­ча­ем, соглас­но кото­ро­му слу­жи­тель кон­су­ла (ac­cen­sus con­su­lis) объ­яв­лял пол­день, когда видел солн­це из две­рей курии меж­ду рост­ра­ми и гре­ко­ста­сом (Plin. HN. VII. 212), а в этот момент он дол­жен был смот­реть стро­го на юг. Рост­ры почти навер­ня­ка долж­ны были иметь фор­му сег­мен­та коми­ция, как и рост­ры Авгу­ста позд­нее, с изо­гну­той лест­ни­цей в каче­стве вхо­да, но в источ­ни­ках не сооб­ща­ет­ся, высту­па­ли ли ора­то­ры над лест­ни­цей или, что более веро­ят­но, над фаса­дом, укра­шен­ным теперь кора­бель­ны­ми носа­ми. Это было самое вид­ное место на фору­ме, quam ocu­la­tis­si­mo lo­co, eaque est in rostris[1] (Plin. HN. XXXIV. 24), и здесь, как ранее на рострах в коми­ции, неред­ко поме­ща­ли ста­туи тех, кто умер на государ­ст­вен­ной служ­бе или совер­шил выдаю­щи­е­ся дея­ния (Cic. Phil. IX. 16; Liv. IV. 17. 6; Vell. Pat. II. 61. 3; Plin. HN. XXXIV. 23—25). Затем, меж­ду 46 и 42 гг. до н. э., эта плат­фор­ма была разо­бра­на и пере­стро­е­на севе­ро-запад­нее (см. Rostra Augus­ti).

В какой-то момент, веро­ят­но, после одной из круп­ных мор­ских побед в Пер­вой Пуни­че­ской войне, рост­ры в коми­ции были пере­стро­е­ны и укра­ше­ны носа­ми вра­же­ских кораб­лей. Тогда этот ком­плекс стал напо­ми­нать коми­ций в Песту­ме (так назы­вае­мый «Круг­лый театр», Teat­ro Cir­co­la­re) с плат­фор­мой, вре­заю­щей­ся в сту­пе­ни коми­ция, вход на кото­рую был устро­ен по бокам, а не про­доль­но. На это ука­зы­ва­ет исто­рия о том, как Катон спас­ся от разъ­ярён­ной тол­пы, повис­нув на самих кора­бель­ных носах и под­тя­нув­шись (Plut. Cat. Min. 44. 1—4).

В ходе рас­ко­пок в коми­ции рядом с Чёр­ным кам­нем (Ni­ger La­pis) обна­ру­жи­лись остат­ки рес­пуб­ли­кан­ско­го соору­же­ния, интер­пре­ти­ро­ван­ные как остат­ки ростр. Выде­ле­но пять стро­и­тель­ных пери­о­дов, трём послед­ним соот­вет­ст­ву­ют рост­ры опре­де­лён­ной фор­мы. Но два пер­вых вари­ан­та рекон­стру­и­ру­ют­ся как неле­пые с архи­тек­тур­ной точ­ки зре­ния и непри­год­ные для исполь­зо­ва­ния соору­же­ния, кото­рые про­сто не мог­ли суще­ст­во­вать, и архи­тек­тур­ная логи­ка воз­ни­ка­ет толь­ко на послед­нем эта­пе, дати­ру­е­мом эпо­хой Сул­лы. Мы видим сту­пе­ни коми­ция, под­ни­маю­щи­е­ся к широ­кой плат­фор­ме за ним, хотя она мог­ла быть и зна­чи­тель­но у́же, так как чис­ло сту­пе­ней вос­ста­нов­ле­но про­из­воль­но. Но это не рост­ры, кото­рые долж­ны были нахо­дить­ся на про­ти­во­по­лож­ной сто­роне коми­ция, напро­тив курии, это часть ярус­ной струк­ту­ры само­го коми­ция (ca­vea). Груп­па мону­мен­тов под Чёр­ным кам­нем сохра­ни­лась на том уровне, где она пре­ры­ва­ет сту­пе­ни и вклю­ча­ет в себя памят­ник, интер­пре­ти­ро­ван­ный как моги­ла Фаусту­ла или Рому­ла, и это свиде­тель­ст­ву­ет, что, судя по руи­нам, сту­пен­ча­тый план не обя­за­тель­но был очень древним, одна­ко его древ­ность под­ра­зу­ме­ва­ет­ся в рас­ска­зе о том, как Тарк­ви­ний Гор­дый лич­но схва­тил пожи­ло­го Сер­вия Тул­лия в курии и сбро­сил его с лест­ни­цы в коми­ций (Liv. I. 48. 3; Dion. Hal. IV. 38. 5). Если мы не можем вос­ста­но­вить сту­пе­ни в камне, то долж­ны пола­гать, что они были дере­вян­ны­ми.

На моне­тах Лол­лия Пали­ка­на, отче­ка­нен­ных в 45 г. до н. э., изо­бра­же­ны рост­ры с изо­гну­тым фаса­дом, укра­шен­ные кора­бель­ны­ми носа­ми: это могут быть как древ­ние рост­ры, к это­му вре­ме­ни, веро­ят­но, разо­бран­ные, так и про­ект новых Авгу­сто­вых ростр, посвя­щён­ных в 42 г. до н. э. и имев­ших пря­мой фасад, но пер­вый вари­ант, конеч­но, более веро­я­тен.


Gjerstad E. Il co­mi­zio ro­ma­no dell’età re­pubbli­ca­na // Opus­cu­la Ro­ma­na. Vol. 2. 1941. P. 97—158;
Lug­li G. Ro­ma an­ti­ca: Il centro mo­nu­men­ta­le. Ro­ma, 1946. P. 115—121;
Richardson L. The tri­bu­nals of the prae­tors of Ro­me // MDAIR. Bd. 80. 1973. P. 219—233.

См. также:
РОСТРЫ (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
Ростры (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
Ростры Августа (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
Ростры Августа (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)
Ростры Цезаря (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)

  • [1]На самом как мож­но вид­ном месте, и нахо­дит­ся она на Рострах (пер. Г. С. Таро­ня­на с прав­кой).

  • © 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992. С. 334—335.
    © 2019 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: Театр Бальба • Ростры Августа • Арка Тита • Ростры Августа •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
    Римский форум в IV веке.
    Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
    Акварель (до 1906 г.).
    Рим, Римский Форум.
    2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Римский Форум. Реконструкция XIX в.
    (Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
    Художник Бекетти. 1893 г.
    3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
    Реконструкция Табулария и памятников, расположенных у подножия Капитолия. Деталь.
    (Новые Ростры, Золотой мильный столб, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий).
    Художник Констан Муайо. 1866 г.
    Тушь, акварель.
    Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
    4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Реконструкция части Римского Форума.
    (Табулярий, храм Конкордии (Согласия), храм Сатурна, базилика Юлия, Новые ростры, курия Юлия, базилика Эмилия, храм Кастора (Диоскуров), храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты)
    Рим, Римский Форум.
    5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Римский Форум.
    Вид из Табулярия.
    (Арка Септимия Севера, Новые ростры, храм Божественного Юлия, арка Тита, храм Весты, колонна Фоки, храм Кастора и Поллукса, базилика Юлия, дом Тиберия)
    Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
    6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Обращение Константина к гражданам Рима на Форуме (Oratio).
    Рельеф фриза северной стороны арки (т. н. фриз Константина).
    Мрамор. 312—315 гг.
    Рим, Арка Константина.
    7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Учреждение алиментов Траяном.
    Один из рельефов Траяна (т. н. Plutei Traiani) с Римского Форума.
    Мрамор. 98—117 гг.
    Рим, Римский Форум, Курия Юлия.
    8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Арка Септимия Севера.
    Вид с Палатина.
    Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
    9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Арка Септимия Севера, вид со Священной дороги.
    203 г.
    Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
    10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Арка Септимия Севера, вид со Священной дороги.
    203 г.
    Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
    МОНЕТЫ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. Денарий, серебро
    Август
    Рим, 29 г. до н.э.
    АВЕРС: Голова Августа (в образе Аполлона?) (RIC: голова Аполлона) в лавровом венке вправо.
    РЕВЕРС: Ростральная колонна, украшенная по бокам корабельными носами и на фронтальной стороне двумя якорями, увенчанная статуей Октавиана, обнаженного, за исключением плаща, держащего копье в правой руке и паразоний в левой.
    В поле, слева и справа: IMP. CAESAR.
    2. Денарий, серебро
    Август
    Рим, 13 г. до н.э.
    АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Августа вправо.
    РЕВЕРС: C. SVLPICIVS PLATORIN. (Caius Sulpicius Platorinus) — Август и Агриппа, с обнаженными головами, в тогах, сидят бок о бок, немного наклонившись влево, на биселлиуме (bisellium), сиденье на платформе, украшенной тремя рострами; слева — судейский жезл.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА