С. Пескарин. Рим. Атлас чудес света

РОСТРЫ


Пер­вая Рост­ра — три­бу­на, с кото­рой высту­па­ли ора­то­ры — была постро­е­на при­мер­но в 4 веке до н. э. на сту­пе­нях сосед­не­го Коми­ция. Они так назы­ва­лись (rostrum озна­ча­ет «нос суд­на»), пото­му что ими укра­ша­ли носы кораб­лей. Как след­ст­вие ради­каль­ных изме­не­ний, кото­рые Цезарь про­из­вел в Фору­ме, он постро­ил Рост­ру в дру­гом месте, на запад­ной сто­роне. Это было полу­круг­лое мра­мор­ное соору­же­ние, на кото­рое под­ни­ма­лись по лест­ни­це, а поз­же Август доба­вил поза­ди еще одно квад­рат­ное соору­же­ние. Несколь­ко стол­бов под­дер­жи­ва­ли пло­щад­ку, веро­ят­но, дере­вян­ную, и это дей­ст­ви­тель­но была пло­щад­ка. Такие рост­ры назы­ва­ли Rostra Ve­te­ra — ста­рые рост­ры.

Поза­ди импе­ра­тор­ской Рост­ры нахо­дят­ся остат­ки дру­гих важ­ных памят­ни­ков, таких как алтарь Сатур­на, постро­ен­ный в древ­ние вре­ме­на; позо­ло­чен­ный миль­ный столб — мили­а­рий, уста­нов­лен­ный Авгу­стом в 20 г. до н. э., отме­чав­ший началь­ную точ­ку всех рим­ских дорог; и Мун­дус, являв­ший­ся под­зем­ной частью так назы­вае­мо­го город­ско­го цен­тра. Мун­дус частич­но соеди­нял­ся со сква­жи­ной, кото­рую вырыл Ромул, когда осно­вал Рим, чтобы отме­тить его центр. Соглас­но леген­де, это так­же сво­его рода откры­тая дверь в под­зем­ный мир. По рим­ско­му кален­да­рю эта «дверь» долж­на была отпи­рать­ся три­жды в год, и эти пери­о­ды счи­та­лись осо­бен­но опас­ны­ми.

См. также:
Ростры (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)
Ростры (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
Ростры Августа (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
Ростры Августа (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)
Ростры Цезаря (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)
София Пес­ка­рин. РИМ. Атлас чудес све­та. М., 2001, с. 31.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • Храм Юпитера Долихена •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Римский форум в IV веке.
Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
Акварель (до 1906 г.).
Рим, Римский Форум.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Реконструкция Табулария и памятников, расположенных у подножия Капитолия. Деталь.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий).
Художник Констан Муайо. 1866 г.
Тушь, акварель.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Реконструкция части Римского Форума.
(Табулярий, храм Конкордии (Согласия), храм Сатурна, базилика Юлия, Новые ростры, курия Юлия, базилика Эмилия, храм Кастора (Диоскуров), храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты)
Рим, Римский Форум.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Учреждение алиментов Траяном.
Один из рельефов Траяна (т. н. Plutei Traiani) с Римского Форума.
Мрамор. 98—117 гг.
Рим, Римский Форум, Курия Юлия.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера.
Вид с Палатина.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера, вид со Священной дороги.
203 г.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера, вид со Священной дороги.
203 г.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Новые ростры.

Рим, Римский Форум.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Новые ростры.

Рим, Римский Форум.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Август
Рим, 29 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Августа (в образе Аполлона?) (RIC: голова Аполлона) в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Ростральная колонна, украшенная по бокам корабельными носами и на фронтальной стороне двумя якорями, увенчанная статуей Октавиана, обнаженного, за исключением плаща, держащего копье в правой руке и паразоний в левой.
В поле, слева и справа: IMP. CAESAR.
2. Денарий, серебро
Август
Рим, 13 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: C. SVLPICIVS PLATORIN. (Caius Sulpicius Platorinus) — Август и Агриппа, с обнаженными головами, в тогах, сидят бок о бок, немного наклонившись влево, на биселлиуме (bisellium), сиденье на платформе, украшенной тремя рострами; слева — судейский жезл.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА