6. Марциан в 3-й книге «Институций».
( pr.) так что они становятся хозяевами земли, на которой они строят, но лишь до тех пор, пока сохраняется строение; после же разрушения строения земля как бы в силу права, вытекающего из возвращения 53, приходит в прежнее положение, и если другой возводит строение на том же месте, то это место становится его местом.
( 1) Принадлежат совокупности, а не отдельным лицам, например, находящиеся в гражданских общинах театры, стадионы 54 и т. п. и если что-либо другое из принадлежащего общине является общим. Поэтому общий раб, принадлежащий общине, не считается принадлежащим отдельным лицам по долям, но принадлежит совокупности, и потому Божественные братья дали рескрипт в том смысле, что раба общины можно допрашивать под пытками 55 для доказательства обстоятельств, говорящих как против члена общины, так и в пользу его 56. Поэтому и отпущенный на свободу раб общины не обязан испрашивать разрешения магистрата, если он вызывает в суд кого-либо из членов общины 57.
( 2) Вещи священные, и религиозные, и святые не находятся в составе чьего-либо имущества.
( 3) Священные вещи — это те, которые посвящены (богам) обществом, а не частными лицами: если кто-либо частным образом установит для себя святыню, то эта вещь является не священной, а светской. Равным образом если здание сделалось священным, то даже после разрушения строения место 58 продолжает оставаться священным.
( 4) Но религиозным делает место кто угодно по своей воле, если погребает мертвеца на своей земле. [Но на общем кладбище можно погребать даже без согласия прочих 59.] На чужой земле разрешается погребать с согласия хозяина: и хотя бы согласие выражено после погребения мертвеца, место делается религиозным.
( 5) Пустую гробницу скорее следует считать религиозным местом, как об этом свидетельствует Вергилий 60.
|
6. Marcianus libro tertio institutionum
(pr.) in tantum, ut et soli domini constituantur qui ibi aedificant, sed quamdiu aedificium manet: alioquin aedificio dilapso quasi iure postliminii revertitur locus in pristinam causam, et si alius in eodem loco aedificaverit, eius fiet.
I. 2, 1, 6. B. 46, 3, 5 (1) Universitatis sunt, non singulorum veluti quae in civitatibus sunt theatra et stadia et similia et si qua alia sunt communia civitatium. (I.) ideoque nec servus communis civitatis singulorum pro parte intellegitur, sed universitatis et ideo tam contra civem quam pro eo posse servum civitatis torqueri divi fratres rescripserunt. ideo et libertus civitatis non habet necesse veniam edicti petere, si vocet in ius aliquem ex civibus.
(2) Sacrae res et religiosae et sanctae in nullius bonis sunt.
(3) Sacrae autem res sunt hae, quae publice consecratae sunt, non private: si quis ergo privatim sibi constituerit sacrum, sacrum non est, sed profanum. semel autem aede sacra facta etiam diruto aedificio locus sacer manet.
I. 2, 1, 9 (4) Religiosum autem locum unusquisque sua voluntate facit, dum mortuum infert in locum suum. in commune autem sepulchrum etiam invitis ceteris licet inferre. sed et in alienum locum concedente domino licet inferre: et licet postea ratum habuerit quam illatus est mortuus, religiosus locus fit.
(I.) (5) Cenotaphium quoque magis placet locum esse religiosum, sicut testis in ea re est Vergilius.
|