с.114 Казалось бы, история отношений двух знаменитейших римлян изучена до последних мелочей, выяснено всё, что можно было выяснить, а по остальным вопросам высказано множество предположений, и желающие могут выбрать любое на свой вкус. Однако, как представляется, данные источников позволяют существенно скорректировать картину событий по сравнению с той, что господствует в историографии.
Прежде чем перейти к рассмотрению темы, для удобства читателя приведём рассказы тех античных авторов, в которых изложен интересующий нас сюжет и на которых, соответственно, строятся суждения историков. Наиболее ранним из нужных нам является текст Веллея Патеркула: Цезарь «находился в близком кровном родстве с Г. Марием и одновременно был зятем Цинны, никакой страх не вынудил его разойтись с его дочерью, тогда как консуляр М. Пизон, чтобы угодить Сулле, развёлся с Аннией, которая прежде была женою Цинны. Цезарю едва исполнилось восемнадцать лет, когда Сулла захватил власть. Переменив одежду и приняв облик, не соответствовавший его положению, Цезарь ночью бежал из Города скорее от соучастников и прислужников Суллы, разыскивавших его, чтобы убить, чем от него самого» (Vell. Pat. II. 41. 2. Пер.
А вот что пишет Плутарх: «Когда Сулла захватил власть, он не смог ни угрозами, ни обещаниями побудить Цезаря к разводу с Корнелией, дочерью Цинны, бывшего одно время единоличным властителем Рима; поэтому Сулла конфисковал приданое Корнелии. Причиной же ненависти Суллы к Цезарю было родство последнего с Марием, ибо Марий Старший был женат на Юлии, тётке Цезаря; от этого брака родился Марий Младший, который был, следовательно, двоюродным братом Цезаря. Занятый вначале многочисленными убийствами и неотложными делами, Сулла не обращал на Цезаря внимания, но тот, не довольствуясь этим, выступил публично, добиваясь жреческой должности, хотя сам едва достиг юношеского возраста. Сулла воспротивился этому и сделал так, что Цезарь потерпел неудачу. Он намеревался даже уничтожить Цезаря и, когда ему говорили, что бессмысленно убивать такого мальчишку, ответил: “Вы ничего не понимаете, если не видите, что в этом мальчишке — много Мариев”. Когда Цезарь узнал об этих словах Суллы, он долгое время скрывался, скитаясь в земле сабинян. Но однажды, когда он занемог и его переносили из с.115 одного дома в другой, он наткнулся ночью на отряд сулланских воинов, осматривавших эту местность, чтобы задерживать всех скрывающихся. Дав начальнику отряда Корнелию два таланта, Цезарь добился того, что был отпущен, и тотчас, добравшись до моря, отплыл в Вифинию, к царю Никомеду» (Plut. Caes. 1. 1—
И, наконец, Светоний: «На шестнадцатом году [Цезарь] потерял отца. Год спустя, уже назначенный фламином Юпитера, он расторг помолвку с Коссуцией, девушкой из всаднического, но очень богатого семейства, с которой его обручили ещё подростком, и женился на Корнелии, дочери того Цинны, который четыре раза был консулом. Вскоре она родила ему дочь Юлию. Диктатор Сулла никакими средствами не мог добиться, чтобы он развёлся с нею. Поэтому, лишённый и жреческого сана, и жениного приданого, и родового наследства, он был причислен к противникам диктатора и даже вынужден скрываться. Несмотря на мучившую его перемежающуюся лихорадку, он должен был почти каждую ночь менять убежище, откупаясь деньгами от сыщиков, пока, наконец, не добился себе помилования с помощью девственных весталок и своих родственников и свойственников — Мамерка Эмилия и Аврелия Котты. Сулла долго отвечал отказами на просьбы своих преданных и видных приверженцев, а те настаивали и упорствовали; наконец, как известно, Сулла сдался, но воскликнул, повинуясь то ли божественному внушению, то ли собственному чутью: “Ваша победа, получайте его! Но знайте: тот, о чьём спасении вы так стараетесь, когда-нибудь станет погибелью для дела оптиматов, которое мы с вами отстаивали: в одном Цезаре таится много Мариев!”» (Suet. Div. Iul. 1. Пер.
Прежде чем проанализировать содержащиеся в этих рассказах сведения, рассмотрим место Цезаря и его фамилии в политике тех лет. Последняя отличалась знатностью, возводя себя к самой Венере, матери прародителя Энея, в V в. (здесь и далее — до н. э.) пять Юлиев добились консулата (вопрос о достоверности данных об этом в нашем случае значения не имеет), но в IV и III вв. этой чести удостоились лишь по одному из них, причём последний — в 267 г.1 Первым высшей магистратуры из интересующей нас фамилии достиг в 157 г. Секст Юлий Цезарь2. Но в последующие годы этот успех повторить не удалось, в число семейств, активно влиявших на римскую политику, Цезари пока не вошли. В конце II в. они не возражали против того, чтобы на представительнице их фамилии ок. 110 г. женился homo novus Марий, блестящей будущности которой пока ничто не предвещало. Двое Цезарей приняли участие в работе аграрных комиссий, созданных в соответствии с аграрными проектами Мария — Сатурнина, а с.116 единоутробный брат Гая Юлия Цезаря Страбона Квинт Лутаций Катул стал консулом 102 г. — его успех был тем более показателен, что перед тем он трижды потерпел поражение на выборах, — в других условиях это означало бы крах политической карьеры, но, похоже, поддержка Мария сделала своё дело3. Однако самим Юлиям удача улыбнулась лишь через десять с лишним лет, когда влияние арпината уже значительно ослабело — в 91 г. консулата добился дядя будущего диктатора Секст Юлий Цезарь, а в 90 г. — представитель другой ветви фамилии, Луций4, который в 89 г. занял и должность цензора5, что, несомненно, оказалось крупнейшим успехом Юлиев. В том же 89 г. в ходе боевых действий против италийцев во время Союзнической войны скончался Секст Цезарь (App. BC. I. 48. 210), а Гай Цезарь Страбон безуспешно пытался стать консулом, хотя не занимал необходимой для этого должности претора. В ходе предвыборной борьбы произошли беспорядки, которые Асконий назвал causa belli civilis (Scaur. 25C).
Не успела закончиться война с восставшими италийцами, как разгорелась смута в самом Риме. В 88 г. Город взяли войска мятежного консула Суллы, а в 87 г. — его врагов Цинны и Мария. Началась расправа над неугодными победителям людьми, в результате которой погибли Луций Цезарь, Цезарь Страбон и Лутаций Катул6. В то же время отец будущего диктатора (вероятно, претор 92 г. и брат покойного консула 91 г.7) не пострадал и, судя по всему, сотрудничал с новым режимом8; в 85 г. он скончался в Пизе (Plin. NH. VII. 181)9.
с.117 Его сын, родившийся в 100 г., с самого начала оказался в гуще политической борьбы. Первоначально он был обручён с Коссуцией10 — как уже говорилось, девушкой из богатого всаднического семейства. В этом отношении Цезарь продолжил семейную традицию — и отец, и дед его состояли в браке с женщинами из плебейских фамилий11.
Затем, как мы узнаём, он был назначен на чрезвычайно почётную должность фламина Юпитера12, а помолвку с Коссуцией расторг. Веллей Патеркул сообщает, что соответствующее назначение произвели Марий и Цинна13, и в таком случае это произошло между концом 87 г., когда погиб прежний фламин, Мерула, и серединой января 86 г., когда умер Марий, а если верить Светонию, то речь должна идти о 84 г. Но, как замечает
Обычно предполагается, что брак с Корнелией состоялся до смерти Цинны20, который погиб во время солдатского мятежа — судя по всему, в конце зимы 84 г.21 Благодаря браку с Корнелией будущий диктатор становился также и свояком женившегося на другой дочери Цинны Гнея Домиция Агенобарба — представителя одной из знатнейших римских фамилий, сына консула 96 г. и цензора 92 г. (Oros. V. 24. 16). Теперь оставалось ждать принятия сана фламина. Неоднократно указывалось, что положение жреца Юпитера было сопряжено со многими ограничениями — в частности, с запретом видеть войско, садиться на коня, проводить вне дома более двух ночей, приносить клятву, разводиться и т. д.22, что могло поставить под удар карьеру будущего диктатора23. С. Вайншток объясняет всё очень с.119 просто — Марий и Цинна исходили из своих интересов, а не Цезаря, учитывая важность фламината24. Но более логично предположить, что им было предпочтительнее иметь в качестве жреца фламина своего или, по крайней мере, лояльного им человека25. Пренебрежение же интересами последнего легко могло настроить его против них, что в тех условиях представлялось особенно нежелательным.
Э. Бэдиан объясняет пожалование последнему столь обременительной жреческой должности так: «Учитывая относительную неизвестность этой ветви Цезарей, Цинна, несомненно, не видел для молодого человека шансов на большую карьеру и пытался компенсировать это предоставлением ему высочайшей почести неполитического характера»26. Согласиться с этим трудно, учитывая, что предполагаемый дядя Цезаря Секст всего несколько лет назад добился консулата (см. выше). По мнению Ж. Каркопино, марианцы, делая молодого человека в 85 г. фламином, хотели уберечь его от опасностей надвигавшейся войны с Суллой27, однако это чистое умозрение, особенно если учитывать совсем ещё юный возраст будущего диктатора. Ещё более странное объяснение предлагает У. Дж. Тэйтам: уже в это время у Цезаря, возможно, появились признаки эпилепсии, которая ставила под вопрос его будущую карьеру, а потому мать и тётка Цезаря (вдова Мария) решили хотя бы таким образом позаботиться о положении юноши28. Однако всерьёз воспринимать это предположение не приходится, поскольку сведения о «царской болезни», от которой якобы страдал диктатор, появляются в достаточно поздних источниках и очень напоминают сплетню — словоохотливый Цицерон об эпилепсии Цезаря ничего не знает, что заставляет серьёзно усомниться в достоверности слухов о ней29. Более осторожен К. Смит, который пишет просто, что причиной назначения могли стать молодость и слабое здоровье Цезаря30. Это несколько вероятнее — хотя впоследствии завоеватель Галлии демонстрировал завидную с.120 выносливость, отсюда не следует, что в детстве он не был подвержен частым болезням, а потому родственники могли считать его не слишком здоровым. Но настолько ли, чтобы он не мог сделать политическую карьеру?
Главное, видимо, в другом. Упомянутые табу несколько сковывали активность фламина, но в те времена не так уж мешали ему делать карьеру — существовало немало лазеек, позволявших обойти ограничения. Когда в 183 г. Л. Валерию Флакку потребовалось принести клятву при вступлении в должность эдила, что ему запрещалось как фламину Юпитера, это по общему согласию сделал за него брат — претор-десигнат (Liv. XXXI. 50. 7—
Однако Цезарь, судя по всему, так и не был инавгурирован. Светоний пишет о Цезаре как о destinatus (Div. Iul. 1. 1), Веллей Патеркул — как о creatus (II. 43. 1), т. е. что Цезарь прошёл процедуру инавгурации; большинство историков предпочитает данные более обстоятельного Светония и полагает, что инавгурация Гая Юлия так и не состоялась35. К тому же Тацит определённо пишет, что после смерти Мерулы в течение 75 лет фламин с.121 Юпитера не назначался (Ann. III. 58. 2)36. Вряд ли Сулла решился бы лишить Цезаря сана фламина, что явилось бы беспрецедентным нарушением обычая, в отношении же десигната это было куда проще.
То, что Гай Юлий так и не дождался инавгурации,
В 83 г. в Италии высадились войска Суллы, в апреле 82 г. они вступили в Рим, а 1 ноября 82 г. они нанесли решающее поражение марианцам и их италийским союзникам в битве при Коллинских воротах. Сведений об участии Цезаря в этих событиях нет — по-видимому, он благоразумно остался в стороне от борьбы42. Однако «неудобные» родственные связи с.122 весьма затрудняли положение молодого человека и вскоре дали знать о себе — Сулла предложил ему развестись с Корнелией. В литературе неоднократно отмечалось вмешательство диктатора в брачные отношения нобилей — по его желанию развёлся с первой женой, Антистией, Помпей, чтобы жениться на падчерице Суллы Эмилии, а от самой Эмилии предварительно отказался Ацилий Глабрион; чтобы угодить Сулле, развёлся с вдовой Цинны Аннией Пупий Пизон; по той же причине, видимо, Марк Лепид расторг брак с Аппулеей — родственницей Сатурнина43.
Так что случай с Цезарем выглядит достаточно заурядным44. Как предполагается, Сулла «потребовал от Цезаря наглядного доказательства (ostentative Signal) того, что он дистанцируется от своих прежних связей и тем самым проявляет готовность интегрироваться в новую систему»45. Такой шаг имел бы не просто символический характер — сторонники разгромленного режима (а многие из них продолжали борьбу в провинциях) должны были знать, что та ветвь Цезарей, по отношению к которой Гай Юлий стал после смерти отца paterfamilias46, более их не поддерживает. Высказывалось также мнение, что Сулла предлагал ему не просто продемонстрировать свою лояльность, а пытался заполучить его для собственной «партии»47. Намёк на это как будто можно усмотреть в словах Плутарха (Caes. 1. 1) о каких-то посулах диктатора Цезарю (ἐλπίσιν). Но даже если это так, то что мог пообещать диктатор? Об ординарных магистратурах вести речь ещё было слишком рано. Что же до жреческих должностей, то предполагаемый развод с Корнелией ставил под вопрос инавгурацию Цезаря как фламина48, поскольку жрец Юпитера не имел права разводиться с.123 (Gell. X. 15. 23)49. Правда, плебейское происхождение его матери показывает, что весьма важными формальностями можно было пренебречь, но до какого предела? Если же говорить о других жреческих должностях, то их Цезарь мог достигнуть и сам — уже в 74 или 73 г. его кооптировали (заочно!) в коллегию понтификов, что было невозможно без согласия входивших в неё виднейших сулланцев, прежде всего великого понтифика Метелла Пия50. Наконец, предложение более «подходящего» брака, как в случае с Помпеем, маловероятно51. Предложения такого рода немедленно становятся достоянием молвы, и здесь молчание источников можно рассматривать как нечто большее, нежели argumentum e silentio. Отметим и некорректность идущего от Плутарха (или, вероятнее, от самого Цезаря) сравнения поведения Цезаря и Помпея в указанной ситуации52 — им предлагали далеко не одинаковые вещи53.
Многое в позиции Цезаря могло определять стремление отстоять свою dignitas, которая в дальнейшем будет играть важную роль в его политической деятельности54 — перед нами первый случай такого рода; «развод с женщиной, отец которой совсем недавно погиб ужасной смертью, мог быть воспринят как проявление малодушия и жестокости»55. Нельзя с.124 исключать и такую «мелочь», как чувства к Корнелии56, особенно если учесть юный возраст Гая Юлия, хотя, конечно, это могло быть лишь одним из мотивов, поскольку, как указывает М. Грант, мы не знаем в дальнейшем ни одного случая, чтобы Цезарь пошёл на политические жертвы из любви к женщине. Впрочем, он мог предполагать, что диктатор долго не продержится и в будущем сохранение союза с его противниками принесёт выгоду. «Переход на сторону беспощадного диктатора представлял собой значительный риск, а выигрыш оказался бы небольшим». Этот фактор учитывает и К. Майер: «Совсем ещё недавно циннанцы пользовались сильной поддержкой во всей Италии. Суллу не любили, в сенате он неоднократно наталкивался на сопротивление. Почему бы ситуации было не измениться вновь?» Правда, продолжает он, Цезарь скорее исходил не столько из подобных расчётов, сколько из собственных желаний, не считая возможным оставить однажды избранный им путь57. Однако этот вывод носит чисто умозрительный характер — в источниках ничего на сей счёт не говорится, да и вообще такое противопоставление вряд ли верно, поскольку расчёты и желания в данном случае не противоречили друг другу. Так или иначе, оппозиционные настроения римской знати создавали подходящую почву для подобного поведения Цезаря. Укажем ещё на одно обстоятельство, исследователями, кажется, не учтённое, — позицию его родственников. Вряд ли он решился бы отказать Сулле без их поддержки. А ведь они едва ли не более его самого знали обстановку в римских верхах и могли рассчитывать не столько на смену власти, сколько на благоприятное отношение многих аристократических фамилий к такому акту неповиновения диктатору.
Тем не менее можно согласиться, что в условиях всевластия Суллы и разгула проскрипций отказ Цезаря стал неожиданностью — это единственный известный нам случай такого рода58. Поступок его не остался безнаказанным — диктатор распорядился конфисковать фамильную долю имущества строптивца и приданое его жены — uxoris dote et gentilicis hereditatibus multatus (Suet. Div. Iul. 1. 2). О фламинате теперь не могло идти речи и вовсе. Здесь, однако, необходимо сделать оговорку — по закону Сулла не мог ни лишить Цезаря статуса фламина-десигната, ни помешать его инавгурации. Другое дело, что такие возможности имелись у великого понтифика — им стал после гибели Муция Сцеволы двоюродный брат жены Суллы Метелл Пий59, который, конечно, пошёл бы навстречу его пожеланию60.
с.125 Правда, Веллей Патеркул (II. 43. 1) пишет о том, что диктатор отменил acta Мария и Цинны, в т. ч. и о назначении Цезаря фламином (qui omnia ab iis (Mario et Cinna. —
Затем Цезарь почёл за благо удалиться из Рима в Сабинскую область67. Плутарх уверяет, будто Сулла решил предать его смерти. Дальнейшее похоже на приключенческий роман: несмотря на лихорадку, Гай Юлий вынужден менять каждый день место ночлега, его настигают сыщики диктатора, и только за два таланта (= 12 тысяч денариев = 48 тысяч сестерциев) ему удаётся откупиться от них, а затем он получает помилование и уезжает служить в Азию (Plut. Caes. 1. 4—
Всё это привело многих историков к заключению, что имя Цезаря внесли в проскрипции68.
Таким образом, считать, что Цезаря внесли в tabulae, оснований нет. Решение же Суллы убить Цезаря, о чём, кстати, прямо сообщает только Плутарх (Caes. 1. 4: ἀναιρέσεως βουλευόμενος), вообще без какого бы то ни было юридического оформления75 в отношении столь знатного человека вряд ли могло быть принято. Конечно, диктатор имел такое право, но бессудное убийство совсем ещё юного и в остальном вполне лояльного патриция76 за отнюдь не тяжкий проступок77 вызвало бы возмущение многих вполне лояльных нобилей и к тому же выглядело бы выстрелом из пушки по воробьям. Да и достоверность слухов о таком решении подтвердить или опровергнуть в
Но почему тогда Цезарь не постеснялся приписать Сулле желание убить его? Вероятнее всего, он это сделал тогда же, в
Обращает на себя внимание ещё одно обстоятельство. Если бы диктатор решил убить строптивого юнца, то, несомненно, сразу так и поступил бы, в таких случаях он, насколько известно, колебаний не испытывал. Что же ему могло помешать? Пожалуй, только одно — если бы Цезарь бежал сразу, как только дал отказ развестись, не дожидаясь решения Суллы — так сказать, на всякий случай79. Однако Плутарх пишет, что он скрылся лишь после того, как узнал о грозящей ему опасности (Caes. 1. 4—
Рассмотрим теперь сообщения об inquisitores и Фагите. Характерно, что о первых упомянуто в Div. Iul. 1. 2, а о втором — лишь в 74. 1, причём в обоих пассажах говорится о том, что Цезарю пришлось откупаться. Весьма вероятно, что второй эпизод является конкретизацией первого, а множественное число применительно к inquisitores является своего рода pluralis poeticus. Сообщение о ночной засаде или ловушке (nocturnae insidiae), якобы устроенной Фагитой больному беглецу (aeger ac latens), каждый день менявшему убежище, есть и у Плутарха, который пересказывает его несколько более детально: это были воины Суллы, осматривавшие местность в поисках скрывавшихся, и они застигли больного Цезаря, когда того ночью переносили из одного дома в другой (στρατιώταις τοῦ Σύλλα διερευνωμένοις ἐκεῖνα τὰ χωρία καὶ τοὺς κεκρυμμένους συλλαμβάνουσιν), но тот откупился, дав два таланта командиру отряда Корнелию (ὧν τὸν ἡγεμόνα Κορνήλιον πείσας δυσὶ ταλάντοις, ἀφείθη) (Caes. 1. 6—
Особо следует остановиться на сообщении Веллея Патеркула (II. 41. 2) о том, что Цезарь скрывался скорее от желавших убить его сторонников Суллы, нежели от него самого (magis ministris Sullae adiutoribusque partium quam ipso conquirentibus eum ad necem). Не исключено, что зерно истины здесь есть: там, где опальный жил в ожидании решения диктатора, вполне могли найтись шантажисты из числа сулланцев, которые угрожали ему расправой. Нет ничего невероятного в том, что во избежание ненужных осложнений он действительно от них откупился, о чём пишут Плутарх и Светоний.
Теперь присмотримся к персоне Фагиты. В нём предполагают то центуриона80, то вольноотпущенника Суллы81, что несовместимо82. С большой долей вероятности считать его либертином позволяет то, что Плутарх называет его просто Корнелием. А ведь он не знает даже имён родовитых заступников Цезаря, Лепида и Котты. Вряд ли в данном случае он был осведомлён лучше, а потому, скорее всего, имеется в виду общее для всех вольноотпущенников Суллы имя-обозначение. Между тем у нас нет данных об их прямом участии в проскрипциях (иное дело — скупка имущества проскриптов). Куда более вероятным представляется следующее: Фагита прибыл сообщить Цезарю о благоприятном для того решении диктатора — своего патрона. Поэтому-то у будущего покорителя Галлии и не было впоследствии оснований мстить Фагите (Suet Div. Iul. 74. 1), тем более если тот обещал не рассказывать об истинной цели своего визита к Цезарю83.
Почему же тогда Цезарь вообще уехал из Рима? Представляются возможными два варианта: либо он действительно решил до поры до времени не гневить диктатора присутствием в Риме, либо (что более вероятно) тот сам дал ему негласное указание покинуть Город, пока вопрос с ним не будет решён — что-то вроде relegatio.
О чём же тогда вели переговоры с Суллой Мамерк Лепид, Аврелий Котта и весталки, когда просили «помиловать» юного строптивца? с.130 Плутарх, говоря о намерении диктатора убить Цезаря, даёт понять, что речь шла прежде всего о жизни последнего, хотя стоит отметить, что в источниках нигде прямо не говорится о каких-либо мерах Суллы для задержания или умерщвления Цезаря84, и можно только догадываться, настолько ли опасались заступники за судьбу молодого человека, чтобы просить не убивать его, — при переговорах это сильно ослабило бы их позиции по другим вопросам. Обсуждали, по-видимому, возможность сохранения брака с Корнелией; дальнейшее местопребывание Цезаря; его права на имущество, которое диктатор конфисковал или, возможно, только собирался конфисковать. Последнее представляется более вероятным, поскольку нет никаких сведений о тех, кто купил его имущество. Молчание источников вряд ли объясняется простой случайностью. Сохранилось упоминание о том, что он не стал мстить совершенно незначительному Фагите, который, если верить Плутарху и Светонию, взял с него только 12 тысяч денариев, но ничего не слышно о тех, кто оставил его без имущества вообще, а ведь отношения с такими людьми как-то должны были проявиться — Цезарь наверняка разрекламировал бы своё милосердие по отношению к ним, если бы проявил его, а если нет, то вражда с ними вряд ли прошла бы незамеченной. Таким образом, диктатор скорее всего не конфисковал фамильную долю имущества юного патриция и приданое его жены, а только временно лишил Гая Юлия прав на них.
На причинах, по которым Сулла согласился сменить гнев на милость, подробно останавливаться нет смысла — их можно считать выясненными: за Цезаря просили верные сторонники диктатора Мамерк Эмилий Лепид Ливиан85 и Аврелий Котта86, а также весталки87. К тому же не вызывает сомнений, что они представляли не только себя, и ссориться со столькими уважаемыми людьми, в том числе и своими сподвижниками, из-за такого случая было вряд ли разумно. По-видимому, Сулла позволил Цезарю не с.131 только остаться в браке с Корнелией, но и сохранить права на имущество88. Однако последнему пришлось расстаться с надеждой на фламинат89, а также покинуть Италию и отправиться служить в Азию под начало пропретора М. Минуция Терма90 — верного сулланца, который мог бы держать его под контролем. Это давало Цезарю определённые выгоды, поскольку он оказывался подальше от диктатора, причём в провинции, где был когда-то наместником его отец, и мог усовершенствовать своё образование, а также, что куда важнее, обрести славу на полях сражений91, в чём отчасти и преуспел, заслужив corona civica за отличие при взятии Митилены (Suet. Div. Iul. 2)92. Но это уже выходит за рамки рассматриваемого сюжета.
В заключение несколько слов об особенностях источников. Начнём с приписываемых Сулле фраз о множестве Мариев, заключённых в Цезаре, который поэтому опасен для оптиматов93, и о плохо подпоясанном юнце. В центре внимания обычно находится первая из этих сентенций, и как в старой94, так и в современной литературе95 её зачастую принимают как достоверную, хотя нет недостатка и в скептиках96. В дошедшем до нас виде это, конечно, позднейший конструкт. Но нельзя исключить, что в её основе лежат подлинные слова диктатора, о контексте которых можно только с.132 догадываться. Предположим, что отказ Цезаря развестись с Корнелией последовал вскоре после смерти его двоюродного брата — Мария-младшего, погибшего при взятии Пренесте, и Сулла в шутку мог заметить, что в Цезаре, наверное, несколько Мариев (коль скоро он так «заносчиво» себя ведет). Когда Цезарь стал активным противником сулланской системы (ослабевшей, но не сокрушённой полностью мероприятиями 70—
Но важно в данной связи указать и ещё на одно обстоятельство, мало обращающее на себя внимания учёных. Не раз уже указывалось на то, что цезарианская традиция стремилась по возможности драматизировать его противостояние с всесильным диктатором99. Отсюда и упорное нежелание Суллы «помиловать» упрямца, и намёки на внесение последнего в проскрипции, и его скитания по Сабинской земле, и сравнение с более покладистыми Помпеем и Пизоном. Но реплика диктатора о множестве Мариев показывает, что существовала и антицезарианская версия этого эпизода, в соответствии с которой Сулла верно предвидел ту опасность, которую представлял для государства Цезарь, но вынужден был поддаться на уговоры недальновидных ходатаев100. Но если присмотреться внимательнее, то мы увидим, что не только эта реплика, но и бо́льшая часть рассказа Плутарха принадлежит антицезарианской традиции. Начинается он, правда, с упоминания об отказе юного патриция развестись с дочерью Цинны и с.133 конфискации у него его имущества и приданого жены, но затем речь заходит о его родстве с Мариями, старшим и младшим.
Упоминание последнего может носить как сугубо уведомительный, так и компрометирующий характер — Цезарь оказывается поставлен в один ряд с дерзким юнцом, который не по возрасту рано достиг консулата и считался виновником гибели четырёх сенаторов, в т. ч. самого Сцеволы Понтифика101. И дальше сообщается, что Цезарь, несмотря на слишком юный возраст (οὔπω πάνυ μειράκιον ὤν), стал домогаться жречества и потерпел поражение из-за противодействия Суллы — параллель с Марием-младшим налицо. Решение Суллы убить Цезаря выглядит в этих условиях не проявлением жестокости, а разумной превентивной мерой, тем более что впоследствии он окажется губителем Республики102, а болезнь, настигшая Гая Юлия во время бегства, может означать волю богов, выдавших его на справедливую расправу, от которой он спасается лишь низким подкупом, после чего поспешно уезжает в Азию, — перед нами нелестный образ fugax, спасшегося лишь благодаря calliditas и largitio. Плутарх не смог придать этому рассказу какую-то определённую направленность и должным образом скомпоновать и «примирить» материал, сделать его более логичным, что обычно старался делать и чем отличался от Корнелия Непота, Светония или Диогена Лаэртского103, — он сообщает о наказании Цезаря за отказ развестись с Корнелией, но никак не связывает его с дальнейшим конфликтом молодого патриция и диктатора; пишет, что Сулла не обращал внимания на Цезаря только потому, что был занят «многочисленными убийствами» (πλήθους φόνων) и «неотложными делами» (ἀσχολίας), смешивая тем самым разноплановые понятия; описывает притязания Гая Юлия на жречество, не вполне законное из-за его возраста, и преследования его со стороны диктатора, ничего не говоря о том, как оценивает действия обоих, которые дают основания для самых разноречивых оценок: молодой нобиль терпит поначалу только за своё родство с Марием и Цинной, но его притязания на жречество трудно признать законными; Сулла — убийца сограждан, но его гнев на Цезаря обоснован, ибо последний домогается того, на что не имеет права, — напрашивается параллель с Лукрецием Афеллой, убитым за попытку стать консулом раньше положенного времени.
Что же касается Веллея Патеркула, то он излагает в обычной для него манере «на ходу», однако, в отличие от Плутарха, он формулирует свою позицию куда более чётко, и его симпатия к Цезарю в данном случае с.134 очевидно вытекает из всей характеристики, содержащейся в II. 41. Если же говорить о нашем случае, то Веллей подчёркивает, что никакой страх не мог заставить Цезаря развестись с Корнелией (ut repudiaret nullo meto compelli potuit), тогда как консуляр Пизон разошёлся с вдовой Цинны. Между тем Пизон занял высшую магистратуру лишь в 61 г.104 Смысл этого анахронизма очевиден — Цезарь позволил себе то, на что не решился даже консуляр. В то же время Веллей в благоприятном для Суллы духе пишет, что Гай Юлий бежал скорее от намеревавшихся его убить прислужников и соучастников диктатора (ministris Sullae adiutoribusque), нежели от него самого. Не задевает он и Помпея, сравнение с которым напрашивается, предпочитая говорить о менее стойком, чем Цезарь, Пизоне105. В отношении победителя Митридата причина очевидна — нескрываемая симпатия к полководцу, которому он посвятил два панегирика (II. 29; 53. 3)106. Суллу он оценивает куда более противоречиво107, но охотнее рассказывает о его добрых делах, чем о дурных, и даже приводит явно неправдоподобную историю о том, как тот отпустил Сертория после захвата его в плен вместе с Луцием Сципионом (II. 25. 3)108, — сюжет, в какой-то мере перекликающийся с нашим случаем, где диктатор фактически объявляется непричастным к действиям своих кровожадных ministri adiutoresque.
И, наконец, Светоний. Его рассказ наиболее связен и логичен, в нём больше всего подробностей — именно он называет тех, кто заступился за Цезаря перед Суллой. Правда, он (или, скорее, его источник) называет имя Корнелия Фагиты лишь в
Подведём итоги. Можно констатировать, что излагаемая в источниках, а вслед за ними и во множестве исторических трудов история о том, как Цезарь едва не погиб от рук сулланских палачей, по-видимому, не соответствует действительности. Он не скрывался от сыщиков диктатора, а только ждал его решения, удалившись из Рима. Но впоследствии он постарался сполна извлечь выгоды из этого инцидента, преподнеся его как с.135 смертельное противостояние109. Нет спору — Цезарь всё-таки рисковал, но не жизнью, а имуществом или его значительной частью, которое Сулла мог конфисковать, что уменьшило бы возможности его политической карьеры. Однако это производило куда меньший эффект, и он сам, а затем, по-видимому, симпатизировавшие ему писатели создали эту драматическую историю, а враги Цезаря, подхватив её, истолковали на свой лад.
SULLA AND CAESAR: A CONFRONTATION The article deals with the conflict between Sulla and Caesar in 82 BC. Author strengthens argumentation of those scholars who believe that Caesar was not proscribed. It is obvious that Caesar’s property was not confiscated, and he did not hide from Sulla’s inquisitores. He only left Rome waiting for decision of dictator who was irritated with Caesar’s refusal to divorce his wife Cornelia, Cinna’s daughter. Cornelius Fagita who is supposed to overtake Caesar in Sabina, was sent mere according to author not to arrest Caesar but to tell him Sulla’s decision. Dictator probably allowed Caesar not to make divorce but ordered to leave Italy and to depart for Asia and serve under Minucius Thermus. Dramatic story which came to us on this subject emerged to the author’s mind only in 60s BC, when anti-sullan wave was arising in Roman public opinion and Caesar’s interest was to emphasize his antagonism to deceased dictator.
ПРИМЕЧАНИЯ