с.160 Согласно распространенной точке зрения, Август отодвинул на задний план первоначальное значение храма Марса Мстителя на своем форуме — месть за убийство Цезаря — и связал с ним внешнеполитическое достижение — возвращение знамен. В статье доказывается, что ситуация была обратной: возвращение знамен навело Августа на мысль придать храму, постановленному в честь этого события, еще один смысл: ознаменование мести за убийство Цезаря.
Ключевые слова: храм Марса Мстителя, форум Августа, возвращение знамен, римские знамена, месть за убийство Цезаря, Mars Ultor, Bis Ultor.
Овидий и Светоний сообщают, что в 42 г.2 во время Филиппийской войны против убийц Цезаря Октавиан дал обет построить храм Марса Мстителя (Ovid. Fast. V. 569—
Исследованию этих проблем посвящена обширная историография; представляется, что первую из них наиболее убедительно разрешили К. Симпсон и Дж. Рич7. Концепция Симпсона в общих чертах сводится к следующему. Дион Кассий (LIV. 8. 3) сообщает, что решение о строительстве храма Марса Мстителя было принято в 20 г., но из его текста не следует, что оно было немедленно реализовано. Единственным свидетельством в пользу существования храма в 19—
В целом убедительная концепция Симпсона все же содержит несколько уязвимых мест, на которые обратил внимание Рич10, который задается справедливыми вопросами: по какой же причине мог так ошибиться Дион Кассий? И почему мастера по чеканке изобразили храм круглым (необычная форма для храма, который должен служить центром форума), а не прямоугольным, каким, например, был храм Венеры на Форуме Цезаря и каким в итоге оказался храм Марса Мстителя на Форуме Августа?
На первый вопрос исследователь предлагает следующий ответ. Ошибка Диона Кассия, видимо, вызвана тем же, чем и его неверное утверждение, что в этом году Август вошел в Рим с овацией (Dio Cass. LIV. 8. 3)11 — древний историк перечислил почести, предоставленные Августу, но не учел, что некоторые из них принцепс не принял, а некоторые — видоизменил. По мнению Рича, в 20 г. сенат действительно постановил построить храм Марса Мстителя на Капитолии, но Август решил перенести его на свой новый Форум12.
Ответ на второй вопрос вытекает из ответа на первый: в постановлении было указано, что храм должен быть построен на Капитолии, но Капитолийская площадь уже была плотно застроена, и там просто не было места для большого прямоугольного храма. Построить на этом месте можно было только маленькое святилище (aedicula), и выбор круглой формы для него был вполне логичен13. Также Рич подмечает, что на некоторых испанских выпусках, изображение храма Марса Мстителя имеет много общего с изображением храма Юпитера Громовержца, который Август построил на Капитолии в 22 г.14 с.163 Таким образом, подтверждая и усиливая концепцию Симпсона, Рич тоже приходит к выводу, что храм Марса Мстителя был один и построен он был на Форуме Августа. Насколько мне известно, к настоящему времени против концепции Симпсона и Рича не выдвинуто весомых контраргументов15, поэтому далее я рассуждаю, исходя из этой точки зрения16.
Что касается двойственного характера культа Марса Мстителя, то в целом мнения исследователей в этом вопросе сходятся: после того, как Август упрочил свое господство и установил в государстве мир и стабильность, память о диктатуре Цезаря и гражданских войнах стала для него нежелательна. Хотя храм Марса Мстителя первоначально был запланирован как символ мести за Цезаря, позднее Август предпочел придать ему внешнеполитическое значение и использовать его для прославления своих дипломатических побед, представленных как военные17.
Однако эта теория имеет довольно уязвимое место. Предположим, что после 27 г. Август действительно не желал напоминать нобилитету о битве при Филиппах и мести за Цезаря. Но в конце
Итак, если Октавиан в это время был заинтересован в том, чтобы его считали истинным наследником Цезаря и мстителем за него и если он действительно дал обет о храме Марса Мстителя при Филиппах, почему же, по меньшей мере, до 20 г., он не предпринимает никаких шагов для исполнения обета? Судя по большим масштабам городского строительства в эти годы (в частности, построек, прославлявших Цезаря)23 у Октавиана были и идеологические, и финансовые возможности построить этот храм за те 22 года, что прошли после битвы при Филиппах до постановления сената о строительстве храма Марса Мстителя в честь возвращения римских знамен от парфян. Известно, правда, что строительство Форума Августа сильно затянулось (Macrob. Sat. II. 4. 10), но вряд ли оно могло продолжаться 40 лет24. Более того, судя по всему, в 20 г. возведение храма Марса Мстителя еще даже не началось, иначе сенату незачем было бы принимать постановление о строительстве второго храма этому божеству25. Но если так, то почему ничего не было сделано еще в
Представляется целесообразным рассмотреть, что еще нам известно о Марсе Мстителе как боге-покровителе Октавиана в 40—
С другой стороны, многочисленные свидетельства указывают, что своим покровителем в
Итак, присутствие в жизни и идеологии Октавиана Марса Мстителя до 20 г. не подтверждается никакими свидетельствами, кроме сообщений с.166 Светония и Овидия о его обете перед битвой при Филиппах (в отличие от Аполлона). Поэтому возникают сомнения в том, что в 40—
Два исследователя уже высказывали мнения о том, что обета при Филиппах не было — по крайней мере, в том виде, в каком его описывают Овидий и Светоний. Первым усомнился в этом С. Вайншток. По его мнению, такой обет Октавиан перед битвой при Филиппах дать не мог по двум причинам. Во-первых, это была не персональная война Октавиана, а дело всех триумвиров, и Антоний на тот момент играл более важную роль и в итоге внес больший вклад в победу, тогда как сам Октавиан был болен и командовал не слишком успешно. Во-вторых, поскольку эта война была гражданской, Октавиан не мог дать такой обет за победу в ней. Правда, оба этих соображения трудно признать решающими. В этой войне Октавиан и Антоний командовали раздельно и даже имели разные лагеря (например, Plut. Brut. 38), и в любом случае Октавиану ничто не мешало дать личный обет божеству, даже если бы он не мог дать его как полководец. Против второго соображения Вайнштока говорит эпизод, когда Цезарь перед битвой при Фарсале взывал к Марсу и Венере и дал обет в случае успеха построить храм Венере (App. BC. II. 68). Следует, однако, отметить, что Цезарь выполнил этот обет немедленно и посвятил храм Венеры всего через два с небольшим года после победы, в последний день своего триумфа в сентябре 46 г. (App. BC. II. 102), не дожидаясь даже окончания строительства своего форума, центром которого служил храм (RGDA. 22). Это и неудивительно: посвящение храма, обетованного перед битвой, прославляло одержанную победу и, следовательно, имело наибольший пропагандистский эффект в первые годы после окончания войны.
Однако Вайншток предполагает, что обет все-таки был дан, но всеми триумвирами сразу и по другому поводу. Он разделяет мнение, которое впервые высказала
с.167 Однако представляется маловероятным, что непосредственно перед битвой с Брутом и Кассием, не выиграв эту войну, весьма тяжелую и опасную, триумвиры стали бы просить Марса о помощи в следующей кампании, еще даже не начатой, и давать ему обеты. Исход Филиппийской войны не был предрешен заранее, более того, итоги первой битвы были весьма неутешительны: лагерь Октавиана был разорен, и если бы младший Цезарь оставался там, он был бы мертв (App. BC. IV. 110; Suet. Aug. 13). Кроме того, не совсем ясно, как могли дать такой обет все триумвиры разом перед битвой при Филиппах, если Лепид в этом году был консулом вместе с Планком и находился в Риме36.
Дж. Герберт-Браун согласна с аргументами С. Вайнштока в пользу того, что при Филиппах Октавиан не давал обета Марсу за отмщение Цезарю и что идея храма Марса Мстителя изначально, еще со времен Цезаря, ассоциировалась именно с мщением парфянам — вплоть до посвящения этого храма во 2 г. до н. э. Это событие исследовательница связывает с восточной экспедицией Гая Цезаря, которому предстояло стать новым мстителем за Красса (Ovid. Ars Am. I. 177—
Данная гипотеза вызывает еще более серьезные возражения. Ей противоречат прямые сведения Диона Кассия о том, что парфянская проблема, требующая прямого римского вмешательства, назрела лишь в 1 г. до н. э., и годом ранее, при посвящении храма, Август никак не мог этого предвидеть. Кроме того, Дион Кассий пишет, что эта война в Армении была поручена юному Гаю Цезарю лишь потому, что у Августа не было более подходящей кандидатуры; и это заставляет усомниться в том, что большая парфянская кампания планировалась Августом заранее и именно на эти годы (Dio Cass. LV. 10. 18). Дж. Герберт-Браун считает эти сведения неправдоподобными и предполагает у Диона Кассия ошибку в хронологии38. Однако куда более неправдоподобной выглядит ее собственная гипотеза о том, что через пять лет после публичного и необычайно торжественного посвящения огромного храма в честь Марса — мстителя парфянам, посвящения, которое с.168 сопровождалось различными почетными постановлениями, играми и зрелищами, Август мог неожиданно для всех «вспомнить» и объявить о том, что данный храм был построен по обету, данному при Филиппах ради мщения за Цезаря. Такое заявление, несомненно, вызвало бы в обществе немалое недоумение. Художественное оформление Форума Августа разрабатывалось задолго до его посвящения, и вся его северо-западная экседра была посвящена прославлению выдающихся представителей рода Юлиев39, а в самом храме стояла не одна культовая статуя Марса, но культовая группа статуй: Марс, Венера и Божественный Юлий40. Они составляли зрительный центр храма, и представляется маловероятным, чтобы третью статую можно было поставить на базу, первоначально рассчитанную только на две. По крайней мере, у нас нет никаких сведений о подобных преобразованиях.
Итак, хотя сведения об обете Октавиана при Филиппах вызывают у некоторых исследователей обоснованные сомнения, им так и не удалось удовлетворительно объяснить, каким все-таки образом, через десятилетия после Филиппийской войны, Марс приобрел функции мстителя за убийство Цезаря, если он изначально связывался с местью парфянам?
Представляется, что ответ на этот вопрос подсказывает концепция, предложенная Дж. Ричем — несмотря на то, что сам этот исследователь придерживается мнения об историчности обета при Филиппах41. Проведя подробный анализ литературных источников, данных нумизматики, глиптики и археологии, автор приходит к выводу, что Август старался уменьшить пышность почестей, предложенных ему сенатом в честь возвращения знамен от парфян, поскольку не желал, чтобы их явное несоответствие его достижениям бросалось в глаза42. Именно поэтому, как замечает Рич, Август принял лишь часть предложенных почестей. От остальных он либо отказался, как от триумфа43, либо видоизменил их, придав более скромную форму: например, перенес строительство храма Марса Мстителя с Капитолия на собственный Форум, не стал строить отдельную арку в честь т. н. «победы над парфянами», а дополнил соответствующими архитектурными украшениями ту арку, что уже была построена после его победы при Акции, а установка колесницы также была перенесена с Капитолия на Форум Августа44. Аргументы Рича с.169 представляются убедительными, однако применительно к Марсу Мстителю его концепцию можно разработать несколько подробнее.
Действительно, если Август старался умерить почести за возвращение знамен от парфян, то едва ли он стал бы строить особый храм в честь одной лишь этой чисто дипломатической победы. Знамена были возвращены посредством переговоров, что являлось менее почетным достижением, чем военная победа. Посвящение храма, символизирующего отмщение за римские поражения, когда этого отмщения нет, не было и не предвиделось в ближайшем будущем, еще раз подчеркнуло бы гротескное несоответствие фактических достижений и пышности их прославления. Особенно ярко это несоответствие бросалось бы в глаза, если учесть, что Марс являлся божеством войны, а не дипломатии и переговоров. Можно предположить, что храм Марса Мстителя с его двойной идеологической функцией в какой-то мере разделил судьбу «Актийско-Парфянской» арки, объединившей возвращение знамен от парфян с победой над Антонием и Клеопатрой. Не желая полностью акцентировать все внимание зрителей на возвращении знамен, Август решил сделать Марса «двойным мстителем»: за Цезаря и за погибшие легионы Красса.
Но возникает вопрос: откуда здесь появился Цезарь и каким образом Августу пришло в голову сделать храм Марса Мстителя напоминанием о битве при Филиппах? Ответ на этот вопрос можно найти, если вспомнить о том, что именно Цезарю, по мнению многих исследователей, и принадлежала идея строительства храма Марса в честь будущей победы над парфянами45. Вероятно, постановление сената о строительстве этого храма в 20 г. так или иначе восходило к планам Цезаря, и имя диктатора изначально связывалось с этим проектом. С другой стороны, вся ранняя карьера Октавиана прошла под знаком мести за Цезаря, и, даже достигнув высшей власти, Август не позволял забыть о приемном отце46 и в своих «Деяниях» счел нужным напомнить, что он отомстил за убийство Цезаря (RGDA. 2).
Сочетание этих обстоятельств как раз и могло навести принцепса на мысль совместить в храме Марса Мстителя два справедливых отмщения: парфянам — за поражения римлян, и Бруту, Кассию и их сторонникам — за убийство Цезаря. Подобное совмещение достигало сразу нескольких целей. Во-первых, ослаблялся акцент на несколько сомнительной победе над парфянами. Во-вторых, Август еще раз напоминал о своей связи с Божественным Цезарем. В-третьих, подчеркивалась преемственность власти дома Юлиев с.170 С другой стороны, новое напоминание о гражданских войнах, среди которых прошла ранняя карьера Августа, о совершенных им жестокостях (ср. Suet. Aug. 13) тоже было довольно рискованным. Однако Дж. Герберт-Браун на основании анализа двух пассажей Овидия (Fast. III. 697—
Но как тогда объяснить сообщения Светония и Овидия об обете Октавиана при Филиппах? Поскольку Овидий был младшим современником Августа, он вряд ли мог просто ошибиться, а так как он влагает данный обет в уста непосредственно Августу-Октавиану, вряд ли он может быть просто поэтической фантазией или домыслами самого поэта48. Вероятнее всего, эти сведения напрямую или косвенно восходят к самому Августу, который во время церемоний, связанных с посвящением храма заявил, что построил его, исполняя обет, произнесенный перед битвой при Филиппах, — и это стало первым публичным заявлением о данном обете. Решив совместить прославление дипломатической победы над парфянами с идеей мести за Цезаря, принцепс должен был как-то объяснить обществу, каким образом в храме Марса Мстителя появился Цезарь — и версия об обете, данном при Филиппах, наилучшим образом позволяла это сделать. Поскольку после этой битвы прошло уже сорок лет, эти события успели стереться в памяти, а многие их участники уже скончались, и Август не рисковал, что это неожиданное заявление вызовет чрезмерное удивление или недоверие в обществе, тем более что само по себе длительное выполнение обетов имело прецеденты в римской истории49. Вряд ли оно могло вызвать и какие-либо опасения: обет был произнесен слишком давно, и хотя его следовало выполнить, это уже не давало никому оснований для тревоги: мирная эпоха продолжалась.
с.171
Машкин
Сморчков
Токарев
Benedetti L. 2012: Glandes Perusinae. Revisioni e aggiornamenti. Roma.
Bonnefond M. 1987: Transferts de fonctions et mutation idéologique: le Capitole et le Forum d’Auguste // L’Urbs: espace urbain et histoire (I-er siècle av. J. -C. — III-e siècle ap. J. -C.). Actes du colloque international de Rome (8—
Broughton
Cassola F. 1981: I templi di Marte Ultore e i Ludi Martiales // Scritti sul mondo antico in memoria di F. Grosso. Roma, 99—
Cecioni N. 1993: Octavian and Orestes in Pausanias // CQ. 43, 506.
Charlesworth
Coarelli F. 2007: Rome and Environs. An Archaeological Guide. Berkeley — Los Angeles — London.
Dewar M. 1988: Octavian and Orestes in the Finale of the First Georgic // CQ. 38, 563—
Dewar M. 1990: Octavian and Orestes Again // CQ. 40, 580—
Digital Augustan Rome [Электронный ресурс] (URL: http://digitalaugustanrome.org/) (дата обращения: 25. 09. 2014 г.).
Favro D. 1996: The Urban Image of Augustan Rome. Cambridge.
Fishwick D. 2003: Ikonography and Ideology. The Statue Group in the Temple of Mars Ultor // AJAH.
Gosling A. 1986: Octavian, Brutus and Apollo: A Note on Opportunist Propaganda // AJPh. 107, 586—
Herbert-Brown G. 1994: Ovid and the Fasti. Oxford.
Hannah R. 1998: Games for Mars and the Temples of Mars Ultor // Klio. 80, 422—
Hölscher T. 1990: Augustus and Orestes // Travaux du Centre d’archéologie méditerranéenne de l’Académie Polonaise des sciences. 30, 163—
Kienast D. 2009: Augustus. Prinzeps und Monarch. 4 Aufl. Darmstadt.
Kockel V. 1983: Beobachtungen zum Tempel des Mars Ultor und zum Forum des Augustus // MDAI. Römische Abteilung. 90, 421—
Latte K. 1960: Römische Religionsgeschichte. München.
Mapping Augustan Rome 2002: L. Haselberger (ed.). Portsmouth.
Moles J. 1983: Fate, Apollo, and M. Junius Brutus // AJPh. 104, 249—
Osgood J. 2006: Caesar’s Legacy. Cambridge.
Platner
с.172 Rich
Richardson L. 1992: A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. Baltimore— London.
Simpson C. 1977: The Date of Dedication of the Temple of Mars Ultor // JRS. 67, 91—
Simpson C. 1993: A Shrine of Mars Ultor re-visited // Revue belge de philologie et d’histoire. 71, 116—
Stamper J. 2005: The Architecture of Roman Temples: The Republic to the Middle Empire. Cambrdge.
Sumi
Syme R. 1986: The Augustan Aristocracy. Oxford.
Taylor
Tilg S. 2008: Augustus and Orestes: Two Literary Clues // CQ. 58, 368—
Weinstock S. 1971: Divus Julius. Oxford.
White P. 1988: Julius Caesar in Augustan Rome // Phoenix. 42, 334—
Zangemeister C. 1885: Glandes Plumbeae Latinae inscriptae. Ephemeris Epigraphica. Corporis Iscriptionum Latinarum Suplementum. Vol. 6. Roma.
Zanker P. 1988: The Power of Images in the Age of Augustus. Ann Arbor.
Zarrow
Sabina Tariverdieva
According to widespread opinion, Augustus pushed the initial sense of the Temple of Mars Ultor (i. e. vengeance for Caesar’s murder) to the background but attached to it his achievement in the sphere of foreign policy — the returning of Roman standards from Parthians. Author is trying to prove that the situation was quite the opposite — the returning of the standards suggested to Augustus an idea to attach an additional sense to the temple decreed for this achievement and to make it a symbol of the vengeance for Caesar’s murder.
Keywords: Temple of Mars Ultor, Forum of Augustus, returning of Roman standards, Roman standards, vengeance for Caesar’s murder, Mars Ultor, Bis Ultor.
ПРИМЕЧАНИЯ