В электронной публикации постраничная нумерация примечаний заменена на сквозную.
Глава 2
Зарождение официальной идеологии принципата императора Цезаря Августа (44—30 гг. до н. э.)
с.78 Уже долгое время ученых интересует процесс перехода от идеологических «полисных» установок Республики к пропаганде монархических идей в эпоху Принципата. Этому вопросу посвящено большое количество исследований. Однако постоянные попытки сравнения пропаганды противоборствующих сторон с идеологией эпохи Принципата, стереотипы, переходящие из одной работы в другую, заявления о широком использовании младшим Цезарем «республиканских» лозунгов позволяют вновь обратиться к этой проблеме. Подробная трактовка пропагандистской политики Октавиана в первые месяцы после смерти Цезаря и в эпоху Второго триумвирата (44—
Вывод, который мы сделали во второй главе о том, что в эпоху Поздней республики существовало различное восприятие «оптиматами» и «популярами» таких ценностных понятий, как res publica, libertas, pax, в свою очередь, ставит новые вопросы: использовались ли эти «партийные» представления в эпоху Второго триумвирата противоборствующими силами? Если да, то насколько они были эффективными? И какое место они занимали в пропаганде Октавиана? Кроме того, показанное нами различие понятий «традиционализма» и «республиканизма» выдвигает проблему их соотношения в идеологической политике Октавиана и в конечном счете вопрос о справедливости заявлений об использовании младшим Цезарем в это время «республиканских» лозунгов.
Выводы большинства исследователей, изучавших идеологическое противостояние конца 40 гг. до н. э., сводятся к тому, что убийство Г. Юлия Цезаря вызвало новый раскол среди римской аристократии на сторонников и противников погибшего диктатора. «Цезарианцы» объявили своих врагов «отцеубийцами», в свою очередь их противники называли сторонников Цезаря «убийцами отечества», а себя — с.79 «спасителями» и «освободителями» res publica1. Тираноубийцы свое деяние провозглашали актом «освобождения» римского народа, в связи с чем в своей пропаганде широко использовали лозунг libertas, без которой не может существовать res publica2. Таким образом, пропаганда liberatores отчасти идеализируется, так как все их идеологические лозунги и акции рассматриваются как «республиканский образец»3. По мнению части современных исследователей, точка зрения которых в последнее время обретает все большую популярность, в дальнейшем libertas в своей пропаганде стал использовать Август, что якобы указывает на его ориентацию на «республиканизм»4. Такая трактовка событий заставляет нас обратить внимание на идеологическую агитацию и пропаганду liberatores.
Прежде всего следует подчеркнуть, что «освободители», или «тираноубийцы», были наследниками optimates. Источники прямо указывают на то, что partes Pompeianae (а затем и Brutianis Cassianisque partes) сформировалась на основе политических группировок «честных», объединившихся перед лицом общей для них опасности (ср.: Cic., Fam., VIII, 14, 3; XII, 25, 5; Plut., Brut., 10, 12; Cic., 37; Pomp., 64; App.,
Однако условия гражданской войны привели к определенным изменениям в политической пропаганде «освободителей». Наша трактовка источников позволяет по-другому посмотреть на сущность этой агитации. Прежде всего здесь следует отметить сохранившуюся у Аппиана речь Г. Кассия Лонгина, адресованную войску «помпеянцев» перед битвой при Филиппах, а также нумизматические источники как наиболее аутентичный материал.
Мнения современных ученых об исторической ценности речи Г. Кассия разделились.
Выводы Э. Габбы, А. Гоуинга и П. Валльманна, согласно которым Аппиан заимствовал речь Кассия через вторые руки и подверг ее стилистической переработке, вполне можно принять8. Однако сохранившиеся с.81 данные и сам контекст у Аппиана позволяют нам говорить, что античный историк в этом фрагменте зависит от своего источника гораздо больше, чем на это указывают современные исследователи. Существенным доводом в пользу такой точки зрения является тот факт, что практически каждый абзац этой речи можно прокомментировать с помощью монет, которые массово чеканили М. Брут и Г. Кассий в это время.
Обратимся к разбору текста. В отрывке у Аппиана Г. Кассий приводит «оптиматские» доводы убийства Цезаря и развязывания гражданской войны: «В области мирных дел он [Г. Юлий Цезарь] оказался заслуживающим порицания… в отношении законов, в отношении государственного строя: ведь более ни одного не оставалось в силе закона, ни связанного с властью знати, ни с властью народа (οὐδεὶς νόμος οὔτε ἀριστοκρατικὸς κύριος οὔτε δημοτικὸς). А все это установили еще наши предки (οἱ πατέρες ἡμῶν), когда по изгнании царей они дали клятву и зарок никогда более не потерпеть новых царей (οὐκ ἀνέξεσθαι βασιλέων ἐς τὸ μέλλον ἑτέρων). Храня эту клятву и отвращая от себя проклятие, мы, потомки клявшихся, не могли дольше допускать, чтобы один человек… в себе одном сосредоточил всю власть, от народа взял себе распоряжение государственной казной и войском и выборы магистратов, от сената — управление провинциями, чтобы вместо всех законов он сам стал единственным законом; чтобы вместо власти народа явилась власть господина (ὁ αὐτοκράτωρ) тобы вместо сената занял место во всем самодержец…» (App.,
Эти же идеи нашли свое яркое отражение и в монетной чеканке «тираноубийц»9. На многочисленных монетах встречается изображение богини Свободы и легенда libertas (Babelon,
Ссылки на «отцов», боровшихся против царской власти, имеют свою параллель в другой эмиссии, которую Дж. Сами вслед за Х. А. Грюбером не вполне обоснованно датирует 59 г. до н. э.13. Датировка М. Х. Крауфорда — 54 г. до н. э. — также сомнительна14. По нашему мнению, больше доверия заслуживает точка зрения Э. Бабелона и
Обвинения Г. Кассия в стремлении Юлия Цезаря к тирании и царской власти и оправдание его убийства также находят подтверждения в нумизматических источниках. На реверсе одного из денариев Л. Плетория и М. Брута помещено изображение фригийского колпака (pileus) между двумя кинжалами. Фригийский колпак был символом освобождения раба, но в такой трактовке это изображение означало избавление от рабства16. Соответственно, убийство Цезаря признавалось законным, а легенда EID[ibus] MAR[tiis] (то есть «в мартовские иды»), сопровождавшая эту композицию, указывала на то, что в этот день римский народ был освобожден от ига тирании и царской власти (CRRBM,
Однако на этом совпадения между речью Г. Кассия у Аппиана и нумизматическими свидетельствами не заканчиваются. Лидеры liberatores, стремясь развеять сложившийся у многих римских легионеров романтический ореол вокруг Цезаря-полководца17, наряду с традиционными лозунгами с.83 optimates активно пропагандировали свои virtus и felicitas как военных вождей, подчеркивая также единство и общность полководцев и войска. То есть «помпеянцы» использовали риторику «цезарианцев»18.
Уже Децим Брут в октябре 44 г. до н. э. заявляет в письме к Цицерону, что он стремится переманить солдат на сторону «помпеянцев»: «Я продвинулся с войском в область инальпийцев— не столько гоняясь за званием императора (nomen imperatorium captans), сколько желая удовлетворить солдат и сделать их надежными для защиты нашего дела (firmos eos ad tuendas nostrasres efficere)» (Cic., Fam., XI, 4, 1, пер.
Отголоски этой агитации можно, по нашему мнению, заметить и в речи Кассия. Аппиан, предваряя ее, поясняет, что обращение с речью к войску (а скорее всего, распространение libelli подобного содержания среди легионеров) как раз и было задумано для того, «чтобы кто-нибудь из них из-за вида или сходства [имени] нового Цезаря не попытался перейти на другую сторону (μή τις ἐς τὴν ὄψιν ἢ ὁμωνυμίαν τοῦ νέου Καίσαρος νεωτερίσειεν ἐλθόντος)» (App.,
К этому следует добавить важный факт, на который исследователи обращали мало внимания. Г. Кассий несколько раз называет солдат οἱ συστρατιῶται (соратники) (App.,
Правда, этот термин использовал и Цицерон. Но всего два раза: в XIII Филиппике и в письме к Дециму Бруту. В XIII Филиппике употребление commilitones несамостоятельно, так как Цицерон цитирует открытое письмо М. Антония к А. Гирцию и Октавиану (Cic., Phil., XIII, 33). В письме к Бруту римский оратор называет ветеранов его «соратниками», которые перешли на сторону сената: «…наконец, не считай, что деревенские люди [т. е. ветераны], но храбрейшие мужи и честнейшие граждане были безумны — во-первых, солдаты-ветераны, твои соратники; затем Марсов легион, четвертый легион, которые признали своего консула врагом и предоставили себя для защиты блага res publica» (Cic., Fam., XI, 7, 2, пер.
Таким образом, здесь можно принять две версии. Либо Аппиан, стилизируя латинский оригинал, использовал устоявшийся шаблон обращения полководца к солдатам (в эпоху гражданских войн I в. до н. э.). Такое же обращение к солдатам греческий историк приписывает и с.85 Гн. Помпею, и М. Бруту, и Л. Антонию, и М. Антонию (App.,
Примечательно, что в нумизматической пропаганде эти идеи выражены более ярко. Руководители «антицезарианцев» всячески стремились подчеркнуть свои virtus и felicitas, особенно большое внимание уделяя пропаганде военных побед21. На реверсе уже рассмотренного нами денария М. Брута (прил. А, рис. 13) изображена лира между плектром и лавровой ветвью. Исходя из того, что лира и лавр были символами Аполлона, а также учитывая, что греческий город Аполлония с I в. до н. э. стал чеканить на своих монетах лиру (CGCBM VII, №№ Apollonia 80—
Такая важная проблема во взаимоотношениях с ветеранами, как финансовый вопрос, также нашла свое отражение и в речи Г. Кассия, и в монетной чеканке. Вне всяких сомнений, лидеры liberatores отчетливо осознавали, что их агитация имела небольшой успех среди легионеров, с.86 многие из которых служили под начальством Цезаря27. С этой проблемой столкнулся уже Гн. Помпей. В письме к Л. Домицию он пишет: «…ведь в настроении тех солдат, которые находятся со мной, я не уверен достаточно, чтобы сразиться за всю судьбу res publica» (Cic., Att., VIII, 12d, 1, пер.
Г. Кассий в своей речи два раза возвращается к денежным раздачам. В середине речи, рассказывая о проскрипциях, он заявляет: «…поступая таким образом, они [триумвиры] все же не выплатили своим воинам обещанных подарков. Мы же… выплатили нашим воинам все обещанное и имеем средства для еще больших наград» (App.,
Изображения на монетах Л. Сестия, монетария liberatores, пропагандируют те же идеи. На аверсах этих денариев помещена покрытая голова богини Цереры с ожерельем и венком из колосьев (CRRBM, №№ East 41, 46; RRC, №№ 502/1, 502/2) (прил. А, рис. 18, 24). Вокруг нее размещена легенда L[ucius] SESTI[us] PRO Q[uaestor] (Л. Сестий проквестор). По мнению Х. А. Грюбера, М. Брут назначил Л. Сестия проквестором для снабжения продовольствием своих легионов, — на что с.87 со всей очевидностью указывает изображение богини плодородия28. К этому П. Валльманн добавляет замечание, что изображение Цереры символизирует изобилие и потому должно демонстрировать для получателей денежных подарков, что финансы имеются в изобилии, — таким образом, все это должно укреплять связь тираноубийц с войском29. Та же идея заложена в денарии Л. Плетория Сестиана, на аверсе которого помещено все то же изображение Цереры (CRRBM, № East 66; RRC, № 508/2) (прил. А, рис. 25).
Подводя итог, следует отметить, что Аппиан для составления речи Г. Кассия использовал документ эпохи гражданских войн, который является важным источником для изучения пропаганды «антицезарианцев». Сведения, извлеченные из этого документа, и данные монетной чеканки liberatores показывают, что наряду с магистральной идеологической установкой «оптиматов» сторонники М. Брута и Г. Кассия активно использовали лозунги и пропагандистские клише «цезарианцев», тогда как многие современные исследователи отмечают только «оптиматскую» традицию. По нашему мнению, именно слабость идеологических позиций среди плебса и ветеранов вынуждала «освободителей» сознательно заимствовать удачные идеологические лозунги и акции, характерные для «цезарианцев». Следовательно, такой подход вынуждает нас с иной точки зрения подойти к изучению пропаганды Октавиана в конце 40-х — начале
В современных исследованиях, которые были вызваны в первую очередь постоянным интересом историков к взаимоотношениям между Октавианом и Цицероном, идейным вдохновителем liberatores30, все чаще встречаются утверждения о «предательстве» Октавианом в начале его политической карьеры Цицерона, сената и Республики31. Также свою роль сыграло заявление Октавиана в завещании о том, что он в 19 лет от роду вернул свободу государству (rem publicam… in libertatem vindicavi) (RGDA, 1). Исследователи усматривают в этом заявлении использование «республиканской фразеологии» и рассматривают его в контексте событий 27 г. до н. э., когда Октавиан «отказался» от власти и «восстановил с.88 Республику»32. Таким образом, с одной стороны, уделяется чрезмерное внимание влиянию на идеологию Октавиана «республиканских» лозунгов, с другой — пропагандистские установки более позднего времени переносятся на
Убийство Цезаря застало Г. Октавия34 в Аполлонии, где он проходил обучение военному делу среди македонских легионов, готовившихся к войне с парфянами (App.,
Во-первых, Октавий был частным лицом и такие действия однозначно следовало бы трактовать как мятеж против законной власти35. Во-вторых, ему шел только девятнадцатый год и даже его легитимная политическая деятельность была для римского общества, основанного на традициях (римский «традиционализм»), чем-то из ряда вон выходящим36. Цицерон, М. Брут и Т. Аттик неоднократно называют его в письмах puer («мальчиком») (Cic., Ad Att., XIV, 12, 2; XVI, 11, 6; 15, 3; Fam., X, 28, 3; XI, 7, 2; Brut., I, 15, 7; 16, 2, 5—
Октавий, отказавшись от авантюры, прибыл в Италию в качестве частного лица. О том, что он вряд ли обладал обширной информацией о положении в Риме, говорит тот факт, что высадился он рядом с небольшим городком Лупии на Адриатическом побережье (Nic. Dam., Vita Caes., 17)43. Однако прибыв в Брундизий, племянник погибшего диктатора получил торжественный прием со стороны ветеранов (App.,
Это давало ему весомые преимущества. Усыновление Цезарем и принятие его имени означало в глазах многочисленной цезарианской клиентелы и наследование положения диктатора45. Солдаты и ветераны Цезаря, по сообщению Николая Дамасского, также смотрели на Октавия, как на политического наследника (Nic. Dam., Vita Caes., 29)46.
По-видимому, уже на этой сходке Октавий поддержал лозунг «Месть за Цезаря», впервые провозглашенный М. Лепидом еще 16 марта, через день после убийства диктатора (Nic. Dam., Vita Caes., 27)47, который сыграл ключевую роль в формировании пропаганды Августа в начальный период его политической деятельности48. Тогда же, скорее всего, были выдвинуты и с.92 другие лозунги, тесно связанные с последним: pietas Caesaris (что полностью соответствовало традиционным римским представлениям о mos maiorum) и имя Caesar. Все современные исследователи отмечают огромную важность имени диктатора для его приемного сына49. Оно имело настолько большое значение для Октавия, что он даже пошел против традиций, игравших огромную роль в римской политической жизни. Объявив об усыновлении на сходке, он вел себя так, как будто оно было законным, хотя на самом деле легитимное adoptio состоялось только по куриатному закону в августе 43 г.50. с.93 Сверх этого, приняв имя умершего диктатора, Октавиан отказался от обыкновенного в этом случае добавления своего предыдущего nomen, что, как замечает В. Шмиттхеннер, «было полностью необычным и совершенно против традиции»51.
Однако стоит отметить, что дальше ветеранов и плебса эти лозунги не шли. Благодаря своей интуиции, а возможно, и по совету своего «штаба» Октавиан занял откровенно выжидательную, нейтральную позицию по отношению к аристократии и «помпеянцам». Это расценивается сторонниками «восстановления Республики» как ориентация приемного сына Цезаря на «республиканизм» уже в начале его политической деятельности52. На самом деле наследник диктатора проводил многочисленные консультации с различными представителями сенатской аристократии, прощупывая почву для легализации своего положения53.
Д. Кинаст особо подчеркивает, что традиционное представление о существовании в сенате в 44 г. до н. э. трех политических групп — сторонников М. Антония, liberatores и умеренных «цезарианцев», которые не рассматривали восстановление «оптиматской» res publica как угрозу своему положению54, — ведет к сильному упрощению политической ситуации этого времени. Так, плебейский трибун Л. Антоний, брат консула М. Антония, представил перед народной сходкой Октавиана, только что прибывшего в Рим, в надежде заполучить в нем для котерии Марка противовес в борьбе с П. Корнелием Долабеллой, другим консулом-«цезарианцем», претендовавшим на лидирующие позиции в политической борьбе того времени55. Следует иметь в виду, что большинство в сенате составляли не «помпеянцы», а «цезарианцы». Нельзя забывать и того, что Цезарь расширил сенат до 900 членов и примерно 400 человек получили благодаря ему ранг сенатора. Кроме того, лидеры «освободителей» не присутствовали на заседаниях, опасаясь за свою жизнь, а вскоре и вовсе отправились на Восток, куда за ними последовали многие представители молодой аристократии, настроенные «помпеянски»56.
К наблюдению Д. Кинаста можно добавить, что взаимоотношения между политиками нередко проходили на уровне межличностных связей. Весьма показательно, что Октавиан сотрудничал не с «помпеянской» partes в целом, а только с Цицероном и еще некоторыми просенатски настроенными аристократами, то есть это были контакты частного рода. с.94 Так, его отчим Л. Марций Филипп несколько раз встречался с Цицероном. По мнению М. Дж. Дж. Гро-Фоу и И. Ш. Шифмана, эти встречи следует, по-видимому, расценивать как элемент в политической игре Октавиана, который стремился внушить оратору превратные представления о своих целях57. Нужно подчеркнуть, что Брут и Кассий относились к самому Октавиану и к его связям с Цицероном весьма отрицательно (Cic., Brut., I, 4, 5; 16, 1—
Рассуждения
Вместе с тем не стоит рассматривать знаменитого оратора как эталон римского патриота и проницательного политика или носителя высоких моральных качеств61. Цицерон заявлял, что Октавиана нужно использовать до тех пор, пока он будет нужен в борьбе против М. Антония (Cic., Att. XV, 12, 2; XVI, 8, 1; Fam., XII, 25, 4; Brut., I, 10, 3; I, 15, 7, 9; ср.: Att., XVI, 14, 1; Brut., I, 14, 2), а затем и его «следует восхвалить, украсить, поднять (laudandum, ornandum, tollendum)» (Cic., Fam., XI, 20, 1; Suet., Div. Aug., 12)62. Ю. Малиц отмечает, что такая позиция Цицерона вытекала из того, что противники сильно недооценивали юного с.95 наследника диктатора63, и особенно этим страдал сам знаменитый оратор. Возможно, как полагает Д. Шотер, он хотел возродить политику стравливания между собой Цезаря и Помпея, которую проводил Катон Младший64. С. Л. Утченко оправдывает Цицерона, считая, что это была чрезвычайно перспективная попытка добиться раскола в лагере «цезарианцев» их руками65. Однако следует напомнить, что Цицерон неоднократно делал ставку на молодых политиков, которые с таким же постоянством «предавали» его. В годы Первого триумвирата он пытался привлечь на свою сторону Г. Куриона Младшего, вскоре благополучно перешедшего на сторону Цезаря (Cic., Att., II, 8, 1; 12, 2; 18, 1; Fam., II, 5, 2; VIII, 4, 2; ср.: Att., VI, 3, 4; Fam., VIII, 6, 5), его примеру последовал и М. Целий Руф (Cic., Fam., VIII, 17, 1). Октавиан не стал первым молодым политиком после смерти Цезаря, на которого обратил внимание знаменитый оратор. Первой его ставкой был Долабелла. Цицерон с радостью воспринял размолвку между консулами-«цезарианцами» и предпринял все усилия, чтобы увеличить разрыв между ними (Cic., Att., XIV, 15, 2; 16, 2; 17a; 18, 1; 19, 5; 20, 2, 4). Показательно, что, как и в случае с Октавианом, «помпеянцы» упрекали оратора за его чрезмерные похвалы в адрес Долабеллы (Cic., Att., XIV, 18, 1). И только после неуспеха с последним Цицерон обратил свое внимание на Октавиана, но и здесь потерпел неудачу.
Менее разработанным является вопрос о взаимоотношениях Октавиана и плебса и его деятельности как popularis. Остановимся на нем подробнее. Наряду с поддержкой ветеранов для Октавиана в начале его политической деятельности также было важно формирование общественного мнения в благоприятном для себя свете. В сущности, эта задача стояла перед всеми борющимися за власть политическими группами, которые для этого использовали агитацию среди римского плебса на сходках (contiones), различные раздачи и зрелища. Как ни странно, но именно Октавиан в этой гонке выглядел бесспорным фаворитом. Лидеры liberatores пользовались такой неприязнью плебса, что, опасаясь за свою жизнь, были вынуждены покинуть Рим уже в начале апреля (Nic. Dam., Vita Caes., 52; App.,
Преобладающей точкой зрения среди современных исследователей на характер действий Октавиана в этот период стало авторитетное мнение Р. Сайма, согласно которому поступки младшего Цезаря можно квалифицировать как демагогию и популизм, переплетенные с «цезарианской» пропагандой68. Такая оценка, подразумевающая абсолютную беспринципность наследника диктатора, и ведет к дальнейшим выводам о его «республиканизме» и защите «помпеянской» libertas в период Мутинской войны69. Между тем, по нашему мнению, действия Октавиана можно охарактеризовать, опираясь на данные дошедших до нас источников, как деятельность «популяра».
В римском обществе по-прежнему считали, что старший Цезарь был защитником римского плебса70. Цицерон в начале июня 44 г. до н. э. в письме к Л. Мунацию Планку замечает: «…ведь он [Цезарь-старший] был популяром, как ты знаешь (erat enim popularis, ut noras)» (Cic., Att., XVI, 16a, 5; ср.: Nic. Dam., Vita Caes., 50)71. Октавиан, прибыв в Рим и объявив городскому претору Г. Антонию о желании принять согласно завещанию наследство и имя Цезаря (App.,
Эти заявления еще больше увеличили популярность Октавиана и привели к конфликту с М. Антонием, который, опасаясь нового конкурента, помешал провести закон о его усыновлении в куриатных комициях и продолжал противодействовать ему в дальнейшем (Liv., Epit., 117; Cass. Dio, XLV, 5; Flor., IV, 4)72. В сложившихся условиях противостояние с М. Антонием было его единственным шансом начать борьбу за власть. с.97 Показательно, что и здесь Октавиан вел себя как popularis. В эпоху Поздней республики громкие процессы над известными политиками были обычным политическим дебютом для молодых римлян. Этой дорогой пошел и Октавиан. Он также начал обвинять в различных «преступлениях» одного из самых влиятельных политиков своего времени, что еще больше способствовало росту его известности среди простых граждан Рима.
В частности, его сторонники распространяли слухи о том, что М. Антоний скрывал хлеб, когда в апреле 44 г. до н. э. в Риме появились задержки с поставкой зерна (ср.: Cic., Att., XIV, 3, 1)73. К этому добавлялись еще более тяжкие обвинения в расправе М. Антония над беднотой, восставшей под руководством П. Долабеллы еще при жизни Г. Юлия Цезаря (Dio Cass., XLV, 6; см.: Liv., Epit., 113; Plut., Ant., 9; Dio Cass., XLII, 29—
На волне успеха среди римского плебса он предпринял первую попытку легализовать свое по сути незаконное положение, выдвинув собственную кандидатуру на место недавно скончавшегося плебейского трибуна, хотя он был патрицием и еще не был сенатором (Suet., Div. Aug., 10). Смысл этой акции вполне сознавал уже Дион Кассий: «Тогда он попытался получить должность плебейского трибуна (ἐπεχείρησε μὲν δημαρχῆσαι), которая являлась исходной точкой популярности среди плебса (τὴν τῆς δημαγωγίας ἀφορμήν), и обеспечить себе власть, которая должна следовать из этого» (Dio Cass., XLV, 6). Видимо, поддержка народного собрания была настолько серьезной, что, совершенно уверенный в его победе, М. Антоний попросту отменил довыборы в коллегию трибунов (App.,
Несмотря на эту неудачу, популярность Октавиана, как отметил В. Экк, стала политическим фактором76. На это вполне определенно указывает Аппиан: «Цезарь… выбежал к ним… и кричал, что он сам с.98 подвергается преследованиям со стороны Антония за свою дружбу к народу (ἐς τὴν παρὰ τῷ δήμῳ φιλίαν), которая все еще являлась единственным его достоянием» (App.,
Еще одним «полем боя» для Октавиана стали театральные представления и зрелища, которые не только были средствами массовой пропаганды79, но и вообще играли большую роль в духовной жизни римлян80. Цицерон в письме к Аттику в середине июля 59 г. до н. э. заявлял, что «о настроении народа можно судить главным образом по театру и зрелищам» (Cic., Att., II, 19, 3, пер.
В сложившихся обстоятельствах, когда широкие слои населения не воспринимали «оптиматскую» идеологию82, liberatores задумали провести роскошные игры, надеясь, что «народ во время зрелища изменит свое мнение и вызовет обратно сторонников Брута» (App.,
Что касается самого Октавиана, то он с помощью общественных представлений и театральных зрелищ пытался добиться для себя одного весомого преимущества. Как мы уже упоминали, он принял имя Caesar и объявил о принятии наследства, тогда как М. Антоний не допустил официального усыновления через куриатные комиции. Между тем только юридическое постановление могло ему дать право на наследование с.99 клиентелы Цезаря83, которая, как мы знаем, сыграла чрезвычайно важную роль в возвышении Октавиана84. Следовательно, публичное проявление чувств по отношению к приемному отцу должно было заменить принятие lex curiata.
Уже во время празднований в честь Марса (ludi Martiales) и прошедших позднее игр в честь Цереры (ludi Cereales), организованных эдилом Критонием, по всей вероятности, в середине мая85, он попытался выставить на всеобщее обозрение курульное кресло Цезаря (sella curulis) и его диадему (corona aurea) (App.,
Еще большего Октавиан добился в конце июля, во время проведенных им самим игр в честь победы Цезаря при Тапсе (ludi Victoriae Caesaris), превратившихся в мощную пропагандистскую кампанию приемного сына диктатора88. Роскошные зрелища были увязаны с продолжавшимися денежными раздачами и широкой агитацией (Nic. Dam., Vita Caes., 28). В частности, он использовал в своих целях религиозное почитание Цезаря плебсом, возникшее сразу после его гибели89. В период игр на небе появилась комета, что было расценено простым народом как несомненное доказательство принятия старшего Цезаря в сонм богов (Hor., Od., I, 12, 46—
Было бы странным, если бы в этих условиях Октавиан перешел на сторону «помпеянцев» или заключил с ними союз. Но именно такое мнение утвердилось в современной историографии. Историки даже стали называть этот «альянс» «противоестественным симбиозом»92 или «la curieuse alliance»93. На самом деле, на наш взгляд, события развивались несколько иначе. Осенью 44 г. до н. э. разногласия между наследником Цезаря и М. Антонием достигли критической точки. После того как консул отправился в Брундизий, куда прибыли легионы из Македонии, Октавиан, опасаясь остаться перед ним безоружным, сумел достаточно быстро собрать в Кампании около 3 тыс. ветеранов (Nic. Dam., Vita Caes., 31; App.,
Цицерон 2 ноября сообщает об этих событиях Аттику, но сомневается в этой авантюре: «За кем следовать? Прими во внимание имя, прими… возраст». Оратор отмечает, что, по словам Октавиана, «мы не должны отказывать ему в поддержке» (Cic., Att., XVI, 8, 1—
Причины этой интенсивной переписки были банальными. В сущности, младший Цезарь был бунтовщиком, набравшим на частные средства «личную» армию и выступившим против римского консула. Это с.101 был мятеж против законной власти96. Октавиан крайне нуждался в легализации своего положения. Ведь «цезарианский» сенат, который до конца надеялся на мир с М. Антонием, вполне мог признать наследника диктатора «врагом государства». Насколько была нужна ему помощь Цицерона? И много ли было сторонников Цицерона в сенате? Ведь лидеры liberatores, как мы упоминали, покинули Рим еще весной, и вскоре за ними отправились многие «помпеянски» настроенные аристократы. Все дело, разумеется, было в самой процедуре заседаний римского сената. Молодому Цезарю была нужна auctoritas оратора. Цицерон был консуляром, знаменитым политиком и в обсуждении высказывал свое мнение одним из первых. Как общеизвестно, большинство сенаторов просто поддерживало ту или иную точку зрения одного из авторитетных политиков. То есть с его помощью Октавиан надеялся получить официальную поддержку своим действиям со стороны высшего государственного органа97.
Прибыв в Рим, он обратился с речью к народной сходке. С точки зрения сторонников «республиканизма» и «интегральной концепции», можно было бы ожидать от этого выступления «республиканской» риторики. Однако оно было выдержано в духе pietas Caesaris98. Мало того, Дж. Сами приводит серьезные доводы в пользу того, что Октавиан апеллировал к самым горячим сторонникам Юлия Цезаря, из-за которых лидеры liberatores и были вынуждены покинуть Рим99. В своей речи младший Цезарь напомнил о заслугах своего приемного отца, обрушился с обвинениями на М. Антония и объявил, что готов начать военные действия против него, но в то же время настаивал на легальности своих действий, подчеркивая, что всегда будет стоять на страже законов (ср.: Dio Cass., XLV, 12; App.,
Между тем некоторые современные историки все равно отмечают в агитации наследника Цезаря в это время «республиканские» черты. В частности, Э. Рэмейдж видит его стремление противопоставить свои действия политике Г. Юлия Цезаря, которого «считали» тираном, деспотом и «разрушителем» Республики102. В качестве примера исследователь приводит ауреус Октавиана, чеканенный, по-видимому, в 43 г. до н. э.103. На аверсе изображен Октавиан с непокрытой головой, вокруг легенда C CAESAR COS[ul] PONT[ifex] AUG[ur] (Г. Цезарь консул, понтифик, авгур); на реверсе изображена голова Цезаря в золотой диадеме, окруженная легендой C CAESAR DICT[ator] PERP[etuo] PONT[ifex] MAX[imus] (Г. Цезарь вечный диктатор, великий понтифик) (прил. А, рис. 29).
По мнению Э. Рэмейджа, здесь изображены разрушитель и реставратор Республики, на что указывает легенда. Цезарь назван вечным диктатором, но эта экстраординарная магистратура была запрещена по предложению М. Антония сразу после смерти Цезаря как раз из-за того, что тот злоупотребил своим положением. Тогда как Октавиан назван консулом, что якобы должно намекать на его приверженность к «республиканским ценностям». Кроме того, исследователь отмечает, что Октавиан изображен с непокрытой головой, а Цезарь носит золотую диадему, что как будто свидетельствует о его монархических наклонностях104. Тонкое наблюдение Э. Рэмейджа за стремлением Октавиана выйти из тени своего приемного отца и приуменьшить его успехи заслуживает большого внимания с точки зрения формирования официальной идеологии Принципата, однако, по нашему мнению, эта тенденция зародилась позже. В
Во-первых, монета должна была подтвердить усыновление Цезарем Октавиана, что было немаловажно, так как официально законное с.103 усыновление состоялось только в августе 43 г. до н. э. Во-вторых, юный наследник демонстрировал свою pietas по отношению к погибшему отцу106. Что касается легенды, то следует обратить внимание на то, что наряду с титулами «консул» и «диктатор» находится жреческая титулатура «понтифик», «авгур». Другими словами, ауреус должен был продемонстрировать высокое общественное положение обоих политиков.
В пользу нашего мнения свидетельствуют также данные К. Мадерны-Лаутер, изучившей геммы эпохи Августа. Исследовательница отмечает, что политические цели молодого Цезаря пропагандировались в этот период также с помощью значительной серии портретных гемм (сохранилось более чем 100 экземпляров), изготовленных преимущественно из стекла, которые вновь и вновь указывают на тесную связь Октавиана с его приемным отцом107. Она подчеркивает, что практически вся эта серия состояла из недорогого стекла и, весьма вероятно, что эти камеи находились во владении многочисленной клиентелы, которую Октавиан унаследовал от Цезаря и которая составляла важную основу его котерии. Любопытно, что К. Мадерна-Лаутердаже предполагает, что эти геммы могли выполнять функцию «партийного значка» и распределялись, возможно, в больших количествах среди определенных кругов населения, чтобы завоевать новых приверженцев. По ее мнению, молодой политик раздавал многочисленные геммы с портретом Цезаря для того, чтобы подчеркнуть выражение законности его притязаний на наследство и его связь с погибшим диктатором108.
Что касается непокрытой головы Октавиана на ауреусе как символа его «республиканизма» и золотой диадемы Цезаря как индикатора монархизма, то и здесь предположение Э. Рэмейджа имеет слабые обоснования. Изображение диадемы на монете, по нашему мнению, служит напоминанием пропагандистской акции молодого наследника, предпринятой на ludi Victoriae Caesaris, когда он попытался выставить на всеобщее обозрение золотой трон и диадему погибшего диктатора с целью почтить его память109. Т. Шефер предложил остроумное решение проблемы многочисленности вышеупомянутых портретных гемм. Кстати, на некоторых из них как раз и был изображен золотой трон Цезаря. По его мнению, эти геммы были предназначены для массовой раздачи именно во время игр в честь Цезаря110.
Еще одним подтверждением этому служит изображение денария, чеканенного, по всей вероятности, в 43—
У. В. Клозен указывает на еще один пример использования молодым политиком «республиканских» лозунгов. Комментируя 27 строчку первой эклоги «Буколик» Вергилия, исследователь считает, что слова libertas и servitas использованы поэтом как политические метафоры. По его мнению, «libertas была лозунгом Октавиана и его партии. Вергилий преднамеренно путает частный и общественный оттенок libertas и так решает литературную проблему выражения благодарности Октавиану в пасторальном стиле»111. С нашей точки зрения, никакого смешения частного и общественного понимания libertas нет. Первая эклога написана в виде беседы между двумя пастухами Мелибеем и Титиром. В ходе разговора Мелибей интересуется у Титира причиной его посещения Рима. Тот отвечает, что в Риме он выкупился на волю за свои сбережения112. Другими словами, Титир был рабом.
Напомним, что выражение in libertatem vindicare основным значением имело освобождение раба на волю. О том, что термин libertas употреблен Вергилием в юридическом смысле, говорит последующая тирада Титира: «Не было надежды ни на свободу, ни на получение имущества (nec spes libertatis erat nec cura peculi)» (Verg., Bucol., I, 32). Характерно, что libertas стоит рядом с термином peculium. Как известно, освобождение на волю раба иногда сопровождалось передачей ему некоторого имущества, которое и носило название «пекулий». Таким образом, Вергилий употребил здесь слово libertas в его первоначальном юридическом смысле, описывая общественное и имущественное положение бывшего раба, пастуха Титира.
В. Трилльмих видит в серии ауреусов монетария триумвиров Л. Ливинея Регула «республиканский» характер. На аверсах помещены портреты триумвиров М. Эмилия Лепида, М. Антония и Октавиана. На реверсах изображены мифические предки соответствующего рода: весталка Эмилия, сын Геракла Антон и Эней, родоначальник Юлиев (RRC,
Возвращаясь к рассмотрению пропагандистских акций Октавиана, следует отметить, что он в конце концов (благодаря в том числе и Цицерону) добился того, чего так страстно желал с начала своей политической деятельности, а именно легализации своего положения. Он стал сенатором, получил ранг пропретора и возглавил совместно с новыми консулами военные действия против М. Антония (RGDA, 1; Liv., Epit., 118; App.,
Получив свободу действий, наследник Цезаря не изменил своим убеждениям. Через куриатные комиции он провел закон о своем усыновлении (App.,
Несколько позднее между М. Антонием, М. Лепидом и Октавианом был заключен союз, оформленный в виде чрезвычайной магистратуры, получившей название tres viri rei publicae constituendae per quinquennium (триумвиры для устроения государственных дел сроком на пять лет) (Liv., Epit., 120). А вслед за этим последовали проскрипции. Апогеем «цезарианской» пропаганды стал эдикт о проскрипциях, полностью дошедший до нас в изложении Аппиана (App.,
Однако после победы над М. Брутом и Г. Кассием в битве при Филиппах в идеологической кампании Октавиана стал проявляться кризис, ведь его главный зажигательный лозунг «Месть за Цезаря» во многом потерял свое значение118. Еще одним ударом стал резко возросший авторитет М. Антония среди ветеранов, так как победа над «помпеянцами» приписывалась полностью ему (см.: App.,
Кризис еще больше усилился во время Перузинской войны против консула 41 г. до н. э. Л. Антония. Опираясь на сообщения Аппиана, согласно которым брат Марка был человеком, настроенным «демократически»122 и выступавшим против триумвирата (App.,
На самом деле, война была вызвана спором между ними из-за того, кто должен был распределять землю между ветеранами. Ведь тот, кто основывал с.107 новую колонию, становился ее патроном124. Л. Антоний, отстаивая позиции своего старшего брата, активно пропагандировал свою pietas, то есть почитание брата125. Он даже принял прозвище Pietas (Dio Cass., XLVIII, 5), а на серии монет поместил надпись PIETAS COS[ulis] (CRRBM, № Gaul 70; RRC, № 516/2) (прил. А, рис. 35). Пытаясь увеличить популярность Марка, Л. Антоний объявил, что после возвращения с Востока тот откажется от звания триумвира и удовольствуется должностью консула. В дополнение к этому он инкриминировал Октавиану узурпацию власти и беззаконие, охватившее Италию126. Положение осложнялось тем, что, обвиняя наследника диктатора в конфискациях земель, против него восстали не только жители городов, чьи земли были предназначены для раздач ветеранам, но и другие италики, опасавшиеся будущих земельных переделов. Л. Антоний в свою очередь активно поддерживал эти настроения (App.,
Агитация Октавиана между тем была выдержана полностью в «цезарианском» духе и направлена исключительно на ветеранов. Наследник диктатора обвинял Л. Антония в противодействии власти триумвиров, в развязывании гражданской войны и, самое главное, в стремлении не допустить раздачи земель ветеранам (Dio Cass., XLVIII. 5; ср.: App.,
Сокращение популярности приемного сына Цезаря среди городского плебса, не говоря уже об аристократии, привело к серьезным последствиям. Его катализатором стал разгоревшийся в 41 г. до н. э. конфликт с.108 с С. Помпеем, действия которого по блокаде Италии привели к перебоям в поставках зерна (App.,
Таким образом, по нашему мнению, для Октавия первостепенной задачей в начале его политической карьеры была легализация его деятельности. В сфере идеологии существовала не менее амбициозная цель, а именно создание образа «нового Цезаря» в первую очередь у ветеранов и плебса. И то, и другое ему при всех издержках удалось. Заявления некоторых современных исследователей об ориентации Октавиана на «республиканизм» в те или иные периоды его ранней карьеры по большому счету некорректны, так как ни один из его поступков нельзя напрямую интерпретировать как «республиканскую» акцию. В своей деятельности Октавиан опирался на традиционные римские представления, широко использовал «цезарианские» лозунги, а самое главное, его деятельность четко вписывается в рамки политики «популяров». Создание образа «нового Цезаря» требовало от него наследования действий «популяра» Юлия Цезаря.
По мнению большинства исследователей, 36 г. до н. э. является поворотным пунктом в эволюции политической пропаганды Октавиана, так как мероприятия этого года несли в себе ростки будущего Принципата с.109 и его идеологии134. Однако в последнее время раздается все больше голосов в пользу того, что в новых тенденциях можно видеть стремление Октавиана использовать в пропагандистских демаршах 36 г. до н. э. элементы «республиканской идеологии» и попытку ориентации триумвира на «республиканскую» аристократию135. По нашему мнению, такая точка зрения является ошибочной и проблема требует более детального изучения.
Из-за скудости источников и их противоречивости вопрос о сближении Октавиана в первой половине
В связи с этим довольно странно выглядит мнение Дж. Картера и Д. Шотера, которые утверждают, что уже в 39 г. до н. э. главы «оптиматских» семей могли, наконец, вернуться в общественную жизнь под патронатом нового Цезаря141. На самом деле Р. Сайм насчитывает только три фамилии аристократов, принявших сторону наследника Цезаря до 36 г. до н. э., и несколько малозначительных homines novi. Так, Ап. Клавдий Пульхер был дальним родственником Октавиана со стороны его новой жены Ливии Друзиллы. П. Эмилий Лепид был племянником с.110 триумвира М. Лепида, который записал имя его отца в проскрипционные списки. М. Валерий Мессала был проскрибирован, но в дальнейшем прощен Октавианом. Из них только последний играл значительную роль в последующих событиях142.
Заявления некоторых исследователей о том, что развод со Скрибонией и брак младшего Цезаря с Ливией в 39 г. до н. э. были попыткой сближения с «помпеянцами» в сенате143, вызвали справедливую критику со стороны П. Валльманна. Он отмечает, что сама Скрибония принадлежала к аристократическому и к тому же «помпеянски» настроенному роду144. Поэтому этот развод сторонники libera res publica должны были воспринимать как оскорбление. Скандальные обстоятельства брака с Ливией также не способствовали завоеванию популярности Октавианом среди аристократии145.
О ситуации в 36 г. до н. э. источники дают противоречивую информацию. Остается неясным, простил ли Октавиан после победы над С. Помпеем его приверженцев из высших сословий. В то время как Аппиан (App.,
Таким образом, нельзя согласиться с точкой зрения, согласно которой Октавиан в первой половине
Обратимся теперь непосредственно к мероприятиям 36 г. до н. э. Аппиан сообщает, что при возвращении победоносного триумвира в Рим сенаторы и народ, украшенные венками, встретили его, выйдя на далекое расстояние от города (App.,
Сенат и народное собрание заочно осыпали Октавиана различными почестями. Он получил право носить лавровый венок, право на переднее место в театре, привилегию ездить верхом в городе, в его честь была построена арка, увенчанная трофеями (Dio Cass. XLIX, 15). Его изображения были поставлены в городах рядом со статуями местным богам (App.,
Кроме того, сенат дал ему право либо принять все эти почести в целом, либо выбрать то, что он пожелает сам (Dio Cass., XLIX, 15). Дион Кассий указывает, что от некоторых из них Октавиан отказался, так как они были чрезмерными (Dio Cass., XLIX, 15). Триумвир принял только овацию, ежегодный праздник дня победы над С. Помпеем и золотую статую на форуме. В связи с этим П. Валльманн замечает, что скромность стала средством пропаганды, которая должна была приобрести для него симпатии народа и сената151. Так, триумвир отказался от передачи ему от М. Лепида звания верховного понтифика, о чем было принято решение народного собрания (App.,
с.112 Овация состоялась 13 ноября 36 г. до н. э. (EJ, p. 34). Несомненно, младший Цезарь намеренно отказался от триумфа, чтобы подчеркнуть, что победа была одержана не в гражданской войне над С. Помпеем, а в войне с беглыми рабами (RGDA, 25). Кроме учреждения ежегодного праздника в честь одержанной победы над С. Помпеем (App.,
Несколько иную идеологическую нагрузку несла статуя Октавиана в золотой одежде, установленная на форуме на колонне с рострами с надписью «на суше и на море он восстановил нарушавшийся долгими распрями мир» (App.,
Тот же исследователь на основании нумизматических данных считает, что в Риме в это время была установлена еще одна статуя наследника диктатора. Это изображение появляется в эмиссии, чеканенной вскоре после битвы при Навлохе. Как победитель в морском сражении, Октавиан держит в правой руке верхнюю часть кормы (τὸ ἄφλαστον) вражеского корабля в качестве трофея. Копье в левой руке показывает, что перед нами полководец. Правой ногой он опирается на шар (ἡ σφαῖρα), символ всеобъемлющей власти над миром (CRRBM,
Кроме перечисленных почестей, Октавиану была также дарована tribunicia potestas (App.,
Таким образом, почести, предоставленные наследнику Цезаря сенатом и плебсом, едва ли можно считать «республиканскими». Это были почести, которые получил всесильный диктатор, а не республиканский магистрат. Следует отметить нагромождение различных почестей, весьма характерное для эпохи раннего Принципата, но никак не для эпохи Республики.
Гораздо больше «республиканизма» можно было бы усмотреть в мероприятиях самого Октавиана. Дион Кассий передает, что когда Октавиан прибыл в Рим, он собрал сенаторов вне города, согласно древней традиции, и дал им отчет того, что сделал (Dio Cass. XLIX, 15)167. Однако Аппиан излагает эту историю несколько иначе, делая акцент не на древней традиции, а на агитации младшего Цезаря. Согласно античному историку, Октавиан выступил с речью, где излагал свои дела и «меры управления государством» с начала политической карьеры и до победы над С. Помпеем. Причем триумвир выступил не только перед сенаторами, но и перед народом. Для нас очень важно замечание Аппиана о том, что это выступление Октавиана было записано и распространялось в виде отдельной книжки (libellus) (App.,
Таким образом, за исключением обещания о восстановлении res publica, в речи наследника Цезаря не просматривается «республиканской» риторики. Все это были обычные заявления в духе римского «традиционализма»172.
Октавиан не только объявил об установлении мира и прекращении гражданских войн, но и сделал к этому реальные шаги. В сущности, все мероприятия были направлены на внутреннюю стабилизацию римского общества. Так, триумвир вернул многие права в государственном управлении, за исключением консулов (Dio Cass., LIII, 1), ежегодным должностным лицам (App.,
Были прощены недоимки по долгам в пользу государства, также освобождены от навязанных силой финансовых обязательств сборщики налогов (App.,
Еще одним важным шагом стало возвращение 30 тыс. рабов их хозяевам (App.,
С точки зрения ориентации Октавиана на «республиканскую» идеологию, очень важным является вопрос о его обещании «восстановить» res publica в 36 г. до н. э., на которое часто ссылаются современные исследователи. Единственным источником по данному вопросу является Аппиан. Он сообщает, что наследник Цезаря «обещал вполне восстановить государственный строй после возвращения М. Антония из похода против парфян, ибо он был убежден, что и тот пожелает с прекращением гражданских войн сложить свою власть… и от себя написал М. Антонию все, что думал относительно верховной власти» (App.,
Таким образом, обещание Октавиана было, в сущности, провокацией М. Антония182. Ведь теперь последний представлялся в негативном свете, так как именно он становился преградой к восстановлению «старого порядка»183. Здесь, правда, нужно учесть и тот факт, что такие заявления могли склонить часть аристократии и сенаторов на сторону Октавиана.
Подводя итоги, следует отметить, что к 36 г. до н. э. наследник диктатора не имел значительной поддержки среди римской аристократии и тем более среди сторонников сенатской res publica. Его поддерживала небольшая часть нобилей, видевших в Октавиане возможность для удовлетворения своих политических амбиций. Как мы видели, младший Цезарь не использовал в своей пропаганде «республиканской» риторики. В это время он выдвинул другие лозунги: pax, securitas, prosperitas, — с.118 которые не принадлежали к политическому лексикону «помпеянцев»187. Его пропаганда не выходила за рамки римского «традиционализма». Стремление к миру было основным мотивом, которым руководствовались италийские жители в своем отношении к различным политическим деятелям и событиям во время Сицилийской войны. И Октавиан чутко уловил эти настроения. Основной чертой его политики в сфере идеологии после битвы при Навлохе стали лозунги мира, стабильности и процветания. Именно в это время (в 37 или 36 г. до н. э.) под влиянием Мецената Вергилий приступает к своим «Георгикам», где поэт призывает к мирному труду, восхваляет землю Италии и т. д.188 Эта же тенденция заметна и в творчестве Горация (Hor., Epod., I, VII). Фактически все мероприятия триумвира были в первую очередь направлены на стабилизацию общественных отношений. Конституционные моменты отошли в этой агитации на второй план189. Заявлениями о сложении своих полномочий Октавиан стремился переиграть своего соперника попыткой завоевать поддержку сенаторов, в том числе и вернувшихся после Путеоланского соглашения нобилей. Такие заявления были только «общим местом» в пропаганде различных partes в эпоху Второго триумвирата.
Несмотря на то, что пропагандистской борьбе между Октавианом и М. Антонием посвящено большое количество научных работ, в историографии уже довольно давно установилась точка зрения, что наследник диктатора выиграл борьбу за общественное мнение, используя «республиканские» лозунги, которые якобы вызывали большой резонанс в римском обществе190. Однако, по нашему мнению, ключевым моментом в понимании изменений, произошедших в идеологии этого времени, является постановка проблемы о соотношении «республиканизма» и «традиционализма» в пропаганде младшего Цезаря в конце
Рассмотрим все «республиканские» акции, приписываемые Октавиану.
Настоящей целью Октавиана было укрепление собственного престижа как победоносного полководца в глазах ветеранов и гражданского населения192. Ф. Гардтгаузен и
Заявления полководца о том, что он «умиротворял» племена варваров и действовал в интересах римской civitas, были совершенно традиционными для римской практики и никакого отношения к «республиканизму» не имели. Для примера сравним действия Юлия Цезаря и Октавиана. Последний, стараясь преувеличить личные заслуги, превратил доклад сенату о своих военных действиях против иллирийцев в подробный каталог покоренных племен, подчас упоминая совершенно неизвестные и незначительные названия196. То же мы встречаем и в действиях Юлия Цезаря, которого вряд ли можно записать в «республиканцы» во время его галльских войн. Мало того, Цицерон в речи о консульских провинциях полностью одобряет успехи полководца с позиции «патриота»: «Так неужели я могу быть недругом тому, чьи донесения, чья слава, чьи посланцы изо дня в день радуют мой с.120 слух новыми названиями племен, народов, местностей? Поверьте мне, отцы-сенаторы, … я горю неимоверной любовью к отечеству… Это мое исконное и неизменное отношение к государству мирит и снова соединяет меня с Гаем Цезарем и восстанавливает добрые отношения между нами» (Cic., Pro Marc., 9, пер.
Однако, с нашей точки зрения, это слишком упрощенный взгляд на рассматриваемые события. Во-первых, строительная деятельность М. Агриппы не была уникальной. Дж. Сами замечает, что при желании постройку в конце
Еще одной «республиканской» акцией младшего Цезаря
Следуем далее.
Однако выиграть борьбу за общественное мнение удалось Октавиану. И этому во многом способствовало, несмотря на все усилия его агентов в Италии, поведение М. Антония на Востоке220. Переломным моментом в этом противостоянии стало решение наследника Юлия Цезаря сделать в своей контрагитации ставку на Клеопатру, с которой М. Антоний жил уже несколько лет221. Зимой 35 г. до н. э. младший Цезарь отправил свою сестру Октавию, которая была официальной женой М. Антония, на Восток, предварительно передав ей небольшие средства и только 2 тыс. легионеров в «поддержку» парфянской кампании. Октавиан рассчитывал на резкую реакцию М. Антония, ведь, согласно договору, заключенному в 37 г. до н. э., в обмен на 120 кораблей «сын божественного» должен был передать 20 тыс. ветеранов222. Подачка в виде 2 тыс. легионеров должна была взбесить импульсивного М. Антония. Действительно, он написал письмо Октавии, находившейся в Афинах, с тем, чтобы она возвращалась в Рим. Сторонники Октавиана развернули грандиозную пропагандистскую акцию: римский магистрат отверг законную жену-римлянку ради восточной царицы, запятнавшей себя многочисленными пороками223. Самого М. Антония обвиняли в поведении, противоречившем римским традициям, а не «республиканизму»224. Ему инкриминировали возмутительные, с римской точки зрения, поступки: он якобы отказался от римской одежды и носит восточную, Клеопатру называет своей «госпожой» с.124 и «царицей», что он собирается перенести столицу в Александрию, а римских воинов сделал телохранителями царицы, а ее имя написано на их щитах и др. (Hor., Epod., IX. 11—
Однако вряд ли можно согласиться с мнением, согласно которому «М. Антоний не ощущал своей связи с традициями римской гражданской общины»226.
В заключение следует отметить важный факт, на который современные исследователи практически не обращали внимания, концентрируясь на выявлении либо «республиканских», либо «монархических» черт в идеологических акциях триумвиров. Между тем их пропагандистские усилия фокусировались в основном на частных моментах. По нашему мнению, это отличительная черта второй половины
В итоге большую популярность приобрели личные нападки, пасквили, инвективы, широко использовавшиеся в политической борьбе Поздней республики229. В частности, М. Антоний инкриминировал Октавиану его низкое происхождение, жестокость, половую распущенность, аморальное поведение, профанацию сакральных действий и увлеченность азартными играми (Suet., Div. Aug., 2, 4, 10, 16, 63, 68—
Таким образом, в своей пропаганде в конце
Итак, подведем итог нашему разбору. В период после смерти Цезаря наблюдается кризис «помпеянской» идеологии, так как лозунги сторонников libera res publica не были популярны среди плебса и ветеранов. В то же время «цезарианская» агитация пользовалась большей поддержкой в связи с тем, что время от времени лидеры «цезарианцев» применяли лозунги или копировали поведение populares. В этих условиях уже в начале своей политической карьеры Октавиан сделал ставку на «цезарианскую» идеологию. Его основной и главной задачей стала легализация его положения в государстве. Эта цель проходит красной нитью через все действия наследника диктатора. Активно эксплуатируя имя своего приемного отца, он стремился создать среди плебса и ветеранов образ «нового Цезаря». В этот период ни один из его поступков нельзя напрямую интерпретировать как «республиканскую» акцию. Напротив, создание образа «нового Цезаря» требовало от Октавиана наследования действий «популяра» Юлия Цезаря. Именно агитация в духе «популяров» принесла ему широкую известность и большие дивиденды. Изменение политической ситуации привело к смене акцентов в идеологии Октавиана в начале
ПРИМЕЧАНИЯ
Также можно вспомнить самопрезентацию М. Антония как Геракла [подр.: Anderson 1928, 42—
Для Октавиана выбор Ореста в качестве модели, без сомнения, был чрезвычайно удачным. Т. Хёльшер указывает, что эта мифическая модель настолько хорошо подходит, что ее существование следовало бы предположить, даже если бы она не была засвидетельствована в источниках [Hölscher 1990, 164]. Орест являлся мифическим прообразом мщения, а Октавиан сделал лозунг «Месть за Цезаря» основным в своей идеологии в начале с.91 политической карьеры; Орест отомстил за своего отца Агамемнона, который был убит, а Октавиан отомстил за своего отца Юлия Цезаря; Орест стал противником Клитемнестры, жены Агамемнона, а Октавиан — противником Клеопатры, любовницы Цезаря; кроме того, Орест стал противником Эгисфа, любовника Клитемнестры, а Октавиан — противником Антония, любовника Клеопатры; Оресту пришлось бороться за принадлежащее ему по праву наследство против притязаний этой пары, а Октавиану — за политическое наследство Юлия Цезаря; Орест свершил свою месть по приказанию Аполлона, а Октавиан сражался под покровительством этого бога; Орест, наконец, пролил кровь родичей и нуждался в оправдании; победа Октавиана над согражданами также являлась осквернением, требовавшим очищения [Dewar 1988, 564; Hölscher 1990, 164; Tilg 2008, 368—
Точка зрения Н. Чечиони, согласно которой «темная сторона» мифа об Оресте была использована антицезарианской пропагандой не сразу, а несколько позднее [Cecioni 1993, 506], представляется нам некорректной. Подобные аналогии, возможно, возникли уже в
В то же время сторонники погибшего диктатора стали рассматривать Ореста как положительного героя. Уже во время погребальных игр в честь Юлия Цезаря, чтобы вызвать ненависть к его убийцам, пели отрывки из разных трагедий, среди которых была пьеса Атилия «Электра» (Suet. Div Iul., 84), которая представляла собой перевод на латинский язык знаменитого одноименного произведения Софокла (Cic., De finibus bon. et mal., I, 5). С. Тильг верно заметил, что трагедия, сочиненная по образцу Софокла, была выбрана для этого события не случайно, ведь в «Электре» Софокла справедливость мести Ореста нигде не оспаривается. Убив своих ненавистных противников, Орест выполняет свой долг, и пьеса заканчивается на ноте радостного триумфа. Во время после смерти Юлия Цезаря она должна была выражать идею мести. Поэтому пьеса отдавала Октавиану роль мстителя раньше, чем та могла оказаться полезной для оправдания неудобного прошлого [Tilg 2008, 369—
Скорее всего, уже после битвы при Акции, ознаменовавшей завершение гражданских войн, в образ Августа как Ореста стали вкладывать новый смысл. Точно так же как греческий герой, отомстив, смог прекратить кровопролитие в доме Атрея, «Новый Орест» выполнил свой долг, лишив жизни убийц Юлия Цезаря, и тем самым уничтожил скверну гражданских войн, а заодно снял с себя «проклятье» участника братоубийственных раздоров. Эти идеи воплотились в большое программное мероприятие. Гигин сообщает, что «Orestis ossa Aricia Romam translata sunt et condita ante templum Saturni, quod est ante clivum Capitolium iuxta Concordiae templum» (Hyginus, Fabul., 261; ср. Serv., In Ver. Aen., II, 116). К. Фиттшен высказал весьма обоснованное мнение, согласно которому это событие следует отнести ко времени после битвы при Акции, когда Л. Мунаций Планк построил новый храм Сатурна, чье убранство должно было напоминать о морской победе над М. Антонием [Fittschen 1976, 208—