Август и наследие Цезаря
Перевод с итальянского О. В. Любимовой.
с.47 Т. Моммзен ощутил и зафиксировал глубокое различие между Цезарем и Августом: первый был гегельянским всемирно-историческим деятелем, замыслившим и наметившим ту демократическую и военную монархию, которая была воплощена на практике лишь Северами, спустя два века; второй был автором компромисса с сенатом, который немецкий историк назвал «диархией»1.
После Моммзена судьбы этих двоих деятелей разошлись ещё больше: Т. Райс Холмс видел в Цезаре полководца, завоевавшего Галлию, вторгшегося в Британию и направившего все усилия на внешние рубежи государства (res publica), а в Августе — создателя новой политической структуры, «архитектора Римской империи»2; Эд. Мейер противопоставлял монархию Цезаря принципату как два разных и несовместимых решения и, явно следуя за Моммзеном, ограничился тем, что в качестве образца для Августа заменил Цицерона Помпеем3; в любом случае было ясно, что образец для принцепса следует искать среди врагов Цезаря. В
Между двумя мировыми войнами и до
После II мировой войны итальянская историография в лице своих наиболее авторитетных представителей отразила это отсутствие преемственности между Цезарем и Августом и между их эпохами: Э. Лепоре с немалой проницательностью исследовал фигуру цицероновского принцепса, чтобы поместить её в его время и пересмотреть её возможное влияние на последующие достижения Августа7; Э. Габба в ходе исследований, которые от Гракхов и италийского вопроса, через диктатуру Суллы привели его к монархии Августа, так и не посвятил монографии фигуре Цезаря, словно он представлял собой некое отступление, которое отвлекало бы от сути и, с другой стороны, могло быть пропущено при рассмотрении эволюции — в остальном линейной и последовательной8.
Немецкая историография, рассматривающая этот вопрос из эпохи Августа, подтверждает ту же самую концепцию: Й. Блайкен в эпилоге к своей авторитетной монографии об Августе, противопоставляет Цезарю, завоевателю и разрушителю, с одной стороны — великого реформатора Суллу, а с другой стороны — идеального последователя этого последнего, Августа, «архитектора Римской империи» (Baumeister des römischen Kaiserreichs): заметим, что этот же термин использует и Райс Холмс9. Более осторожный и гибкий Кинаст с.49 признаёт существование определённой преемственности между Цезарем и Августом во внешней политике, в выводе колоний, в городском строительстве, но подтверждает различие между ними, связанное с концепцией и формой их власти10.
Между 1988 и 2001 гг. три монографии вновь открыли дебаты о Цезаре: П. М. Мартен попытался выявить характеристики власти Цезаря в свете монархических представлений, не чуждых римской традиции; М. Йене в своей работе исследовал «Государство диктатора Цезаря», а эта постановка вопроса предполагает, в противоположность мнению Мейера, что Цезарь по меньшей мере имел какой-то проект реформирования государства (res publica); я же подчеркнул значение религии в политике Цезаря и консервативный характер его представлений о государстве (res publica), нацеленных на реставрацию древних и подлинных нравов предков (mos maiorum), к чему стремились популяры, начиная с Гракхов, и большая часть италийских элит11.
Ни одна из трёх этих монографий не имеет своим предметом Августа и, в целом, эпоху после Цезаря, но ясно, что косвенно они ставят следующие вопросы. Как соотносятся между собой монархические концепции Цезаря и Августа? Как соотносятся между собой «государственные» реформы, начатые Цезарем и осуществлённые Августом? Наконец, как соотносятся между собой консерватизм Цезаря и хорошо известный — особенно в религиозной сфере — консерватизм Августа?
Мне кажется, что итоги последних исследований позволяют подступиться к этим вопросам. Я же пока отложу их, чтобы прояснить другой спорный пункт.
Преобладающая концепция, согласно которой между Цезарем и Августом наблюдается разрыв и основателем принципата целиком и полностью является Август, хорошо осознаёт, что отправной пункт во взаимоотношениях между этими двоими как раз говорит не в её пользу. Я хочу сказать, что молодой Гай Октавий в 44 г. до н. э. смог совершить своё восхождение к власти (Aufstieg zur Macht, как называется прекрасная книга А. Альфёльди12) благодаря имени Цезаря, унаследованному им в результате усыновления и утверждения завещания претором Луцием Антонием, и благодаря верности и содействию друзей Цезаря (amici Caesaris) — Бальба, Оппия, Матия и других, не поскупившихся ни на советы, ни на денежную поддержку. Благодаря своему новому имени Гай Октавий, ставший Гаем Юлием Цезарем Октавианом, смог обратиться к солдатам своему приёмного отца и приобрести их решающую поддержку, которая автоматически сделала его «властелином войны», не уступающим Марку Антонию; благодаря с.50 усыновлению он мог сослаться на требования благочестия (pietas) для обоснования собственной политики, нацеленной в первое время исключительно на вендетту, на частную месть (ultio) убийцам Цезаря; наконец, опять-таки благодаря усыновлению с 42 г. до н. э., когда Цезарь был официально объявлен Божественным Юлием (divus Iulius), Октавиан оказался сыном бога — положение поистине уникальное. После окончательного разгрома убийц Цезаря, то есть республиканцев, при Филиппах в 42 г. до н. э. и после быстрого исчезновения иллюзий о мирном сосуществовании Октавиана и Антония, возникших у Поллиона и других цезарианцев в связи с Брундизийским миром в 40 г. до н. э., гражданский конфликт до 30 г. до н. э. развивался как дуэль между двумя лидерами цезарианской партии (pars caesariana), которые оба претендовали на наследство покойного диктатора, и в этих обстоятельствах для Октавиана снова имела важное значение возможность украсить себя именем Цезаря. Таким образом, до 30 г. до н. э., до окончания гражданских войн Октавиану было жизненно необходимо апеллировать к своему приёмному отцу и его политическому наследию.
Однако после возвращения в Рим в 29 г. до н. э. Октавиана ожидали целых 43 года правления, на протяжении которых он, будто бы, постепенно дистанцировался от наследия Цезаря и достигал компромисса между монархической сущностью своей власти и чуть ли маниакальным сохранением республиканских форм и центральной роли сената; поступая так, он, будто бы, учитывал настойчивые просьбы, адресованные ранее Цицероном Цезарю, особенно в речи «О возвращении Марцелла», и тогда твёрдо отвергнутые13; таким образом, путь Октавиана, тем временем ставшего Августом, будто бы представлял собой, так сказать, постепенную эволюцию (или регресс) от крайних позиций Цезаря к умеренным позициям Цицерона, который посмертно одержал славную победу над своим соперником.
В качестве доказательств и этапов этой эволюции рассматривается следующее: a) сама конфигурация власти Августа между 27 и 23 гг. до н. э., после её формального возвращения сенату и римскому народу: трибунская власть и проконсульский империй (tribunicia potestas и imperium proconsulare)14 были республиканскими атрибутами, а от диктатуры не осталось и следа; b) кризис 2 г. до н. э., вызвавший непоправимый разрыв между Августом и теми членами его семьи — прежде всего Юлией Старшей, её матерью Скрибонией и истинным или предполагаемым любовником Юлом Антонием, — которые апеллировали к Марку Антонию и, через него, к Цезарю, желая развития принципата в более автократическом и эллинизирующем направлении, а не только возврата к экспансии на Востоке против парфян: этот кризис был преодолён в полном согласии с сенатом, от лица которого именитый представитель республиканского прошлого, Марк Валерий Мессала Корвин, по этому случаю назвал Августа двусмысленным титулом «отец отечества» (pater patriae), с.51 ранее принадлежавшим как Цезарю, так и Цицерону; с) явное дистанцирование Августа от некоторых наиболее важных составляющих политики Цезаря, в частности, резкая перемена в сфере предоставления гражданства провинциалам, сокращение военных кадров, данный Тиберию совет отказаться от любых внешних завоеваний; d) стремление к всё более суровой религиозной и моральной реставрации, в основе которой лежала сакральность семьи и брака: здесь может показаться поистине вопиющей противоположность между скандальным романом Цезаря с Клеопатрой, родившей от него сына, которого диктатор даже позволил себе признать15, и браком Августа и Ливии, продлившимся 52 года; e) наконец, двойное свидетельство об этой политике, представленное в политическом завещании — «Деяниях», где акцент сделан на возвращении государства (res publica) его законным владельцам — сенату и народу16, и в передаче памяти о себе на усмотрение самого сената, которому после смерти Августа надлежало либо обожествить его, либо предать проклятию (damnatio).
Это досье выглядит солидным и внушительным, так как включает в себя самые разные аспекты: от «конституционных» до этико-религиозных, от отношений с сенатом, войском, провинциалами до внешней политики. Кажется, что в конечном счёте его подтверждает и «судьба» Цезаря в культуре эпохи Августа17: Вергилий упоминает его в VI книге «Энеиды» только как божественного отца Августа18; Проперций называет его четырежды, признаёт его величие, но без колебаний предпочитает ему Гая Мария; он практически отсутствует в поэзии Горация19; историография этой эпохи начинается с цезарианца, Гая Азиния Поллиона, но заканчивается обильными трудами ностальгирующих республиканцев: Ливий, которого сам Август называл помпеянцем, нисколько из-за этого не пострадал20; историк Авл Кремуций Корд, восхвалявший Цезаря и Августа, но при этом превозносивший также Брута и Кассия, навлёк на себя сожжение собственных книг в 25 г. н. э., но та же самая позиция обнаруживается вскоре и у Сенеки Старшего21; принцепс, со своей стороны, с похвалой отзывался об иконе Республики — с.52 Катоне, против которого Цезарь написал своё самое одиозное и резкое сочинение — «Антикатон»; кроме того Август занялся цензурированием юношеской поэзии своего божественного отца и дистанцировался от неё, отказавшись сочинять стихи, которые Цезарь, напротив, писал вплоть до 45 г. до н. э., когда была создана поэма «Путь»23: поэзии, легкомысленному проявлению человеческой слабости, он противопоставил суровый исторический документ — «Деяния». Только у Овидия, начиная с «Фаст» и заканчивая финальным сопоставлением (comparatio) «Метаморфоз», Цезарь занимает важнейшее место на сцене римской культуры, но мы знаем, где и как окончил свою жизнь Овидий24.
Однако если пересмотреть вышеперечисленные пункты в свете новых исследований, посвящённых Цезарю, в которых его личность очерчена несколько иначе, чем её обычно воспринимают, а также в свете новых источников, доступных нам сегодня, — прежде всего это постановление сената о Гнее Пизоне-отце (SC de Cn. Pisone patre), то выводы могут оказаться уже не столь однозначными.
* * *
1. С институциональной точки зрения Август действительно оформил свои полномочия таким образом, что они выглядели более традиционно, лучше соответствовали республиканским условностям и, следовательно, меньше раздражали чувствительный сенат, по сравнению с полномочиями Цезаря; столь же верно и то, что разделение власти между сенатом, магистратами и комициями, очерченное Цицероном в трактате «О законах» и сведённое Цезарем к диалектике диктатора и вооружённого народа, представленного войском, было, видимо, восстановлено Августом как взаимоотношения принцепса — высшего магистрата в республике — и сената, при сохранении комиций, лишённых, однако, сколько-нибудь существенной роли25.
С другой стороны, чёткое разделение, последовательно теоретически обоснованное Цицероном — на сей раз в трактате «О государстве», — между светской сферой, относящейся к сенату, и религиозной сферой, относящейся к ауспициям, было отброшено Цезарем, который в своём лице — диктатора и верховного понтифика — объединил обе эти сферы26. Здесь Август поостерёгся возвращаться назад: наряду со светскими полномочиями — трибунской властью (tribunicia potestas)27 и проконсульским империем — он сразу пожелал с.53 соединить сакральный компонент; однако, не имея возможности занять должность верховного понтифика, принадлежавшую Лепиду до его смерти в 12 г. до н. э., он уже в 27 г. до н. э. придумал себе когномен «Август», предполагавший особую и непосредственную связь с божественностью, добродетелями которой Август был наделён (auctus) с рождения, а теперь в свою очередь мог укрепить (augere) государство (res publica); связь с Цезарем и его наследием здесь очевидна и становится ещё очевиднее, если задуматься о том, что когномен «Август» предложил ему Луций Мунаций Планк, старый друг и соратник Цезаря, который вместе с Поллионом и другими постарался удержать цезарианскую партию (pars Caesariana) от распада после смерти Цезаря и сохранить память о нём28. Естественно, с 12 г. до н. э. Август был также верховным понтификом и, как известно, должность главы капитолийской религии оставалась исключительной принадлежностью императоров вплоть до Грациана. Таким образом, именно Цезарь наделил фигуру принцепса фундаментальной характеристикой — высшей властью, как политической, так и религиозной, в государстве, — и Август придерживался того же представления.
В некоторых отношениях более банальным, но не менее значимым явлением стало принятие династического принципа: ни Цезарь, ни Август не имели сыновей, но оба считали, что их собственная власть не должна выходить за пределы их собственной семьи; преемственность обеспечивалась за счёт женской линии, в соответствии с установкой, характерной для римского родового менталитета29: Цезарь создал образец с помощью своей племянницы Атии (Гай Октавий), которому неуклонно следовал Август с помощью своей сестры Октавии (Марцелл), дочери Юлии (Гай и Луций Цезари) и, наконец, жены Ливии (Тиберий), и эта модель затем пользовалась большим успехом на протяжении всей эпохи Ранней империи. Таким образом, и в весьма деликатном вопросе наследования именно Цезарь наметил путь, а Август без колебаний проследовал по нему, несмотря на хорошо известные затруднения, выпавшие ему на долю: здесь в принципате Августа не наблюдается никакой эволюции и никакого постепенного отхода от наследия Цезаря, но, напротив, упорное следование ему до самого конца.
По этому первому пункту напрашивается вывод, что в институциональном плане преемственность между Цезарем и Августом определила по меньшей мере две довольно важные характеристики принципата: слияние в одном лице светской и религиозной власти и монархическую конфигурацию, обусловленную родовой схемой кровного наследования.
с.54 2. Если говорить о внутриполитической борьбе, то оппозиция, возникшая в семье самого́ Августа, действительно создавала ему всё больше проблем по сравнению с республиканской оппозицией; если исключить так называемый заговор Мурены в 23 г. до н. э.30, с которым связано много неясностей, то люди, тосковавшие по республиканской свободе (libertas), ограничивались отдельными акциями протеста, такими как отказ Мессалы принять «негражданственную власть» (incivilis potestas) городского префекта в 26 г. до н. э.31, или посвящали себя фрондёрскому историописанию; напротив, заговоры двух Юлий во 2 г. до н. э. и 6 г. н. э., и прежде всего первый из них, породили опасную распрю, в ходе которой вокруг представительниц «династии» сплотились влиятельные представители остатков нобилитета (Антоний, Гракх, Сципион во 2 г. до н. э., Эмилий Павел в 6 г. н. э.).
Однако здесь требуется не исследовать эту оппозицию, но рассмотреть, имела ли она основания упрекать Августа в предательстве наследия Цезаря. Предполагаемое предательство было тройным: во-первых, Август не стал править совершенно автократически и не отказался от поисков компромисса с сенатом; во-вторых, он не реализовал парфянские планы Цезаря и Антония и отомстил за Карры лишь дипломатическими мерами, а не оружием; наконец, в-третьих, он задумал построить империю с центром в Италии, основанную на «согласии всей Италии» (consensus totius Italiae) и пренебрёг в ней наиболее просвещёнными восточными и эллинизирующими элементами.
Первый из этих упрёков содержит долю правды; по крайней мере формально Август добился сотрудничества с сенатом, от которого Цезарь решительно отказался. Второй упрёк основан на недобросовестном недоразумении: цель состояла в том, чтобы представить Антония (а не Августа) продолжателем политики Цезаря на Востоке на основании связи обоих с Клеопатрой и задуманного Цезарем парфянского похода и Парфянской войны (bellum Parthicum) Антония; прежде всего Овидий настойчиво укоряет Августа в недостаточной по сравнению с Цезарем активности в отношении Парфии33; но в действительности Цезарь намеревался провести на Востоке всего три года, чтобы укрепить границы, и эта цель уже была достигнута Антонием, когда он распространил с.55 римский протекторат на Армению34: нет и следа великих завоеваний по стопам Александра, разве что как раз в источниках эпохи Августа, которые с лёгкостью приписывали покойному Цезарю те намерения, которые живой Август не осуществил35, однако следует ещё раз подчеркнуть, что на парфянском фронте наблюдается полная преемственность римской политики Цезаря, Антония и Августа36 и что всякое их противопоставление — это всего лишь искусственный приём, предназначенный для внутриполитической полемики. Наконец, третий упрёк вытекает из второго; если филэллинизм Антония неоспорим, то филэллинизм Цезаря остаётся довольно неправдоподобным: нет никаких признаков влияния Клеопатры и пребывания Цезаря в Египте на последующие его политические решения; напротив, перед лицом массилийцев в 49 г. до н. э. он обосновывал легитимность своей власти «авторитетом Италии» (auctoritas Italiae)37, и в 31 г. до н. э. эта формулу почти дословно повторил Октавиан в отношении «согласия» (consensus). Однако два политических понятия «Италия» и «Восток» в то время были несовместимы: необходимо было выбирать между ними, и Цезарь сделал такой же выбор, как и Октавиан, — но иной, чем Антоний.
По второму пункту представляется разумным сделать вывод, что не следует принимать на веру образ Цезаря, созданный внутренней оппозицией «дому Августа»: настоящий Цезарь ориентировался на Восток гораздо меньше, чем на Италию, что в конечном счёте гораздо лучше согласуется с политикой его наследника, чем уверяли противники принцепса.
3. Что касается провинциальной и внешней политики, то мы только что установили согласованность мероприятий Цезаря и Августа в отношении парфян: на Востоке они не расширяли границы, установленные Помпеем, а ограничивались их укреплением. Противоположностью такой политике является решительная экспансия в европейский варварский мир (barbaricum); завоевав Галлию, Цезарь уравновесил на Западе владычество Рима, которое благодаря завоеваниям Помпея начало склоняться на Восток, и, кроме того, позаботился о разграничении Галлии, превращённой в провинцию, и других территорий, Британии и Германии; он первым вторгся на эти земли, однако они обещали совершенно разные перспективы: Британия, принадлежавшая к тому же кельтскому миру, что и Галлия, в будущем могла быть интегрирована в Римскую империю, тогда как зарейнская Германия была сочтена чуждой страной, не поддающейся ассимиляции; Август на протяжении всего своего долгого принципата с.56 энергично проводил завоевательную политику в северной Испании, в иллирийско-паннонской области, вдоль Альпийской дуги и, наконец, в Германии: здесь он до самого конца намеревался основать провинцию Германия с границей по Эльбе и, приказывая Тиберию держаться в пределах достигнутых рубежей38, имел в виду новые границы, расширенные им до Эльбы; тогда же он обосновал свою незаинтересованность в Британии, полагая, что расходы на её покорение экономически не окупятся39. Здесь мы действительно отмечаем значительное расхождение между Цезарем и Августом, но не в том смысле, что первый проводил экспансионистскую политику, а второй — политику сдерживания (как если бы Цезарь был отчаянным завоевателем, а Август — благоразумным пацифистом!), а в том смысле, что в описании галло-германской этнографии, которое содержится в VI книге «Галльской войны» Цезарь подспудно дал совет не рисковать, вторгаясь в Германию, а Август к нему не прислушался. Таким образом, можно сделать вывод, что сделав один и тот же выбор в пользу расширения владений Рима на варварском Западе, Цезарь и Август разошлись в отношении Британии, указанной первым, и Германии, избранной вторым40.
Если говорить о провинциалах, то не вызывает сомнений, что Август довольно осторожно предоставлял им гражданство: Цезарь, возможно, распространил бы гражданство на Нарбонскую Галлию, о чём ходили слухи41, однако он этого не сделал; неизвестно, распространил ли он гражданство на греческую Сицилию, как уверял Марк Антоний, но в любом случае Август лишил её гражданства42. Однако столь же несомненно и то, что интенсивная колониальная политика, проводившаяся Цезарем прежде всего на Западе, нашла в Августе настолько ревностного подражателя, что он ограничился изменением критериев определения самих колоний (теперь они были не клиентскими, но военными), всегда оставаясь, впрочем, в кильватере цезарианской модели43.
Что касается военной сферы, легко заметить, что Август никогда не имел той харизматичной связи с войсками, которая объединяла солдат с Цезарем, и что на протяжении своего долгого правления он распустил несколько легионов, унаследованных после гражданских войн, и даже не позаботился о замене трёх легионов, уничтоженных вместе с Варом в Тевтобургском лесу. Для Цезаря солдаты были прежде всего соратниками, с которыми его связывала глубокая и искренняя привязанность, людьми, способными протестовать и бунтовать, но всегда соединёнными с ним личными и непосредственными обязательствами, его привилегированными собеседниками и, таким образом, с.57 надёжными посредниками, выражавшими италийское общественное мнение; у Августа же солдаты, пожалуй, вызывали прежде всего тревоги и опасения, как политические, так и экономические, особенно в последние годы его правления. В этом смысле чрезвычайно показательно, что в 20 г. н. э. в постановлении сената о Пизоне-отце (SC de Cn. Pisone patre), то есть в официальном документе, вывешенном в зимних лагерях всех легионов, Тиберий признаёт, что династия (domus Augusta) опирается исключительно на верность солдат44; столь весомое утверждение — «тайна империи» (arcanum imperii), которая, согласно Тациту, была раскрыта лишь в 69 г. до н. э.45, но, как оказалось, была хорошо известна уже первым императорам — едва ли могло быть оригинальным плодом политической мысли Тиберия: Август должен был разделять это мнение и хорошо понимать, что его власть, замаскированная под гражданский принципат, в реальности представляла собой военную монархию. И снова, как и во внешней политике, здесь обнаруживается существенное сходство с Цезарем, внутри которого имеется важное различие: то есть, они оба признавали военную основу своей монархии, однако Цезарь оценивал её вполне позитивно, тогда как Август видел в ней и опасности.
4. В моральном плане противопоставление Цезаря, неверующего эпикурейца, и Августа, благочестивого почитателя богов, противопоставление их личной жизни — беспорядочной у первого и воздержанной у второго, не должно приводить к путанице между индивидуальными особенностями этих людей и их публичными позициями: лишь последние представляют интерес для данной работы. В таком случае религиозный консерватизм Августа находит любопытные прецеденты у Цезаря: рвение, с которым он исполнял свои обязанности верховного понтифика, предпочтение, оказанное авгурам перед гаруспиками, возрождение древних церемоний, выродившихся в традиционные гуляния (стоит вспомнить о выборе Луперкалий для отказа от монархической диадемы), наконец, интерес к древнейшей латинской религии, побудивший Варрона посвятить ему «Древности»46. Даже изданное между 18 и 9 гг. до н. э. брачное законодательство Августа47, в числе главных целей которого было укрепление семейной морали и повышение рождаемости, имеет ещё вполне живые прецеденты в предыдущем поколении, поскольку Цицерон включил просьбу о содействии демографическому росту в программу правления, предложенную Цезарю с.58 в речи «В защиту Марцелла»48; в ответ на этот и аналогичные призывы Цезарь в 46 г. до н. э. внёс закон против роскоши (lex sumptuaria), действие которого постарался распространить также на военнослужащих, и прежде всего обеспечил предоставление себе префектуры нравов (praefectura morum) — в 46 г. до н. э. на три года (возможно, в 44 г. до н. э. она была преобразована в пожизненную цензуру)49: всё указывает на то, что эта префектура нравов представляла собой особый раздел цензорских полномочий, выделенный для того, чтобы вмешиваться в обычаи наиболее состоятельных сословий и поддерживать полномочия диктатора при назначении новых сенаторов; общая цель, несомненно, состояла в том, чтобы контролировать зажиточные классы, что в точности делал и Август, особенно в ходе пересмотра списков сената (lectio senatus) в 18 г. до н. э.50.
В целом, публичный образ Цезаря обладает архаизирующими чертами, которые обусловлены подчёркиванием альбанского происхождения его семьи, его принадлежностью к популярам, необходимостью учитывать италийское общественное мнение и, наконец, выбором некоторых архаических образцов (Ромул, Сервий Туллий)51 для оформления его собственной власти; однако — и это стоит ещё раз подтвердить, — в его образе не наблюдаются ни эллинизирующие, ни восточные влияния; приведём лишь два многозначительных примера: в политической практике диктатора отсутствуют признаки эпикурейства, а подражание Александру (imitatio Alexandri), столь важное для Помпея, было, по-видимому, столь же чуждо Цезарю, как и его приёмному сыну52. Ввиду этого климат консервативной реставрации, определявший религиозно-этический дух принципата Августа, не противоречит некоторым соответствующим характеристикам публичной персоны Цезаря.
5. Последний пункт связан со взаимоотношениями принцепса с сенатом, который при Августе снова стал играть роль проводника мероприятий принцепса, а после его смерти — и роль его судьи. Конечно, с точки зрения сената Цезарь должен был войти в перечень «дурных принцепсов» (mali principes), тогда как Август открывал перечень «хороших принцепсов» (boni principes); обожествление Цезаря в 42 г. до н. э. не состоялось бы, если бы республику тогда не контролировал триумвират цезарианцев, тогда как обожествление Августа уже считалось само собой разумеющимся.
Итак, с точки зрения сената всякие попытки сгладить различия между с.59 отцом и сыном — занятие бесполезное и ошибочное. Однако в чём состояли различия с точки зрения диктатора и принцепса? Вспомним, с каким старанием и усердием Цезарь подготовил своё посмертное обожествление: он ещё при жизни, имея возможность навязать свою волю, добился от сенаторов его одобрения, однако «заморозил» его… до момента собственной смерти53. Разными методами — что было неизбежно именно потому, что взаимодействие с сенатом происходило в разном климате, — и Цезарь, и Август «перед лицом смерти»54 предопределили, однако, один и тот же переход от жизни смертного к обожествлению, которого ожидал каждый выдающийся римлянин во славу собственного рода, как свидетельствует «Сон Сципиона».
* * *
Проведённое исследование показывает, насколько сложным было переплетение взаимосвязей между Цезарем и Августом, и заставляет отвергнуть представление о последовательной эволюции Августа в смысле всё большего отдаления от цезарианского наследия. Последние соображения относительно культурной сферы в широком смысле слова сигнализируют об обратном.
Действительно, как уже отмечалось выше, «фортуна» Цезаря в эпоху Августа была в целом скромной; к этому можно добавить, что в 59 г. до н. э. Цезарь планировал осуществить нормативный синтез действующей правовой системы, чтобы сделать её применение более надёжным как в Италии, так и в провинциях: это дело было поручено Авлу Офилию, а в правление Тиберия его продолжил Мазурий Сабин, однако при Августе оно было приостановлено и возобладали, видимо, другие позиции (Марк Антистий Лабеон)55; кроме того, если в эпоху Цезаря оптиматская политическая культура (Цицерон), видимо, постоянно подвергалась атакам более агрессивной и инновационной популярской политической культуры (практика Цезаря, теория Саллюстия)56, то в эпоху Августа, видимо, преобладала логика синтеза, потребности в систематизации уже существующего, заменившая творческую активность предыдущего поколения; уже никто не писал трактатов «О государстве», поскольку в этом не было смысла, а Ливий наложил свою авторитетную печать на все предшествовавшие беспорядочные исторические сочинения57.
с.60 С другой стороны, прочие проекты Цезаря были реализованы. Диктатор поручил Варрону создание публичной библиотеки, и при Августе её основал Азиний Поллион. Городской облик Рима преобразился в духе Цезаря и его бурной строительной деятельности: от старого Римского форума вокруг Регии (которую позднее реставрировал его верный сторонник Гней Домиций Кальвин) до нового форума Цезаря и работ, предпринятых между Марсовым полем и Ватиканом и предполагавших расширение померия; в данной сфере к диктатору вполне применимы слова, которые обычно повторяют об Августе: он принял Рим каменным, а оставил мраморным: в деле перестройки столицы мира преемственность между отцом и сыном неоспорима58. Наконец, саму повседневную жизнь нового поколения римских граждан и их подданных теперь регулировал календарь, от которого уже невозможно было отказаться: Цезарь ввёл его в действие, а Август сохранил, ограничившись небольшим техническим уточнением59.
* * *
Цезарь правил Римом всего лишь три года, Август — сорок три60. Если задуматься об этой огромной разнице, то можно лишь изумляться, обнаружив в принципате Августа столь значительную часть наследия Цезаря: династический принцип, светский и одновременно священный характер власти, осознание военной основы этой власти, характер внешней политики в отношении парфян и, частично, европейского варварского мира, италоцентризм, архаизирующий консерватизм, урбанистическая революция в Риме, стремление обеспечить своё посмертное обожествление.
Все эти элементы, взятые вместе, образуют весьма значительный корпус, который, на мой взгляд, требует разделить между отцом и сыном заслуги и ответственность за создание принципата и «отдать кесареву кесарево», не преуменьшая роль Августа.
Краткая продолжительность диктатуры Цезаря и его внезапная и с.61 насильственная смерть заставили историков усомниться в его способности обеспечить стабильный переход от республики к принципату и, следовательно, повлиять на будущего Августа. Таким образом недооценивается незаменимое посредничество друзей Цезаря (amici Caesaris), тех верных соратников покойного диктатора, которые сопровождали молодого Октавиана при восхождении к власти и ревностно хранили наследие Цезаря: Бальб, Оппий и Матий со своими советами и финансовой поддержкой уже в 44/43 гг. до н. э., а также Планк, предложивший когномен «Август», Поллион и Кальвин, продолжившие культурные и урбанистические проекты Цезаря. Именно пребывание друзей Цезаря рядом с Августом представляет собой необходимое связующее звено для понимания того, каким образом влияние Цезаря, его идей и замыслов могло сохраняться долгое время после мартовских ид 44 г. до н. э. и сопровождать принцепса как порой обременительное, часто очень плодотворное и в любом случае постоянное и неустранимое наследие.
С другой стороны, вопрос о том, внёс ли Цезарь свой вклад в создание римской монархии и если да, то какой именно, ставится не только в наше время. Уже в античности мнения по этому поводу разделились: сенаторская традиция, слившаяся воедино в труде Диона Кассия, превозносила совершённое Брутом и Кассием тираноубийство, а потому была очень заинтересована в том, чтобы расширить разрыв между диктатурой Цезаря и принципатом Августа, который она датировала с 29 г. до н. э.61; августовская традиция (Ливий), в свою очередь, вынуждена была приуменьшить роль Цезаря, чтобы сделать Августа основателем принципата с 27 г. до н. э.62; некоторые христиане (возможно, Мелитон Сардийский и несомненно Орозий) позднее пытались продемонстрировать удачное совпадение начала империи с Боговоплощением и с помощью этого синхронизма обосновать «теологию Августа»63; однако провинциалы смотрели на дело иначе: Иосиф Флавий без колебаний подсчитал продолжительность правления первого императора Цезаря в три года и шесть или семь месяцев64; этот расчёт перешёл в христианскую хронографию, а в ней наряду с ним появился другой расчёт, согласно которому правление Цезаря продолжалась целых восемнадцать лет, с 60 г. до н. э. (год создания первого триумвирата)65; также и в Риме с.62 эту вторую возможность наконец стали принимать во внимание: Траян — не случайно первый император «из провинций» (ex provinciis) — считал Цезаря основателем империи, и в правление Адриана Светоний разделял это толкование в своём биографическом труде66.
Полагаю, что и мы должны смириться с этой двойственностью: создание принципата не было делом одного человека.
ПРИМЕЧАНИЯ