Мифы народов мира

ДЕМЕ́ТРА (Δη­μῆτηρ), в гре­че­ской мифо­ло­гии боги­ня пло­до­ро­дия и зем­леде­лия, дочь Кро­но­са и Реи (Hes. Theog. 453), сест­ра и супру­га Зев­са, от кото­ро­го она роди­ла Пер­се­фо­ну (912—914). Одно из самых почи­тае­мых олим­пий­ских божеств. Древ­нее хто­ни­че­ское про­ис­хож­де­ние Демет­ры засвиде­тель­ст­во­ва­но её име­нем (букв. «зем­ля-мать»; греч. δα, δη-γῆ, «зем­ля»). Куль­то­вые обра­ще­ния к Демет­ре: Хлоя («зелень», «посев»), Кар­по­фо­ра («дари­тель­ни­ца пло­дов»), Фесмо­фо­ра с.365 («зако­но­да­тель­ни­ца», «устро­и­тель­ни­ца»), Сито («хлеб», «мука») ука­зы­ва­ют на функ­ции Демет­ры как боги­ни пло­до­ро­дия. Она бла­гост­ная к людям боги­ня, пре­крас­но­го обли­ка с воло­са­ми цве­та спе­лой пше­ни­цы, помощ­ни­ца в кре­стьян­ских трудах (Hom. Il. V 499—501). Она напол­ня­ет амба­ры зем­ледель­ца запа­са­ми (Hes. Opp. 300 след.). К Демет­ре взы­ва­ют, чтобы зёр­на вышли пол­но­вес­ны­ми и чтобы уда­лась пахота (465—468). Демет­ра научи­ла людей пахо­те и посе­ву, соче­тав­шись в свя­щен­ном бра­ке на три­жды вспа­хан­ном поле ост­ро­ва Крит с крит­ским богом зем­леде­лия Иаси­о­ном, и пло­дом это­го бра­ка был Плу­тос — бог богат­ства и изоби­лия (Hes. Theog. 969—974). Демет­ра научи­ла Трип­то­ле­ма, сына элев­син­ско­го царя, засе­вать поля пше­ни­цей и обра­ба­ты­вать их. Она пода­ри­ла Трип­то­ле­му колес­ни­цу с кры­ла­ты­ми дра­ко­на­ми и дала зёр­на пше­ни­цы, кото­ры­ми он засе­ял всю зем­лю (Apol­lod. I 5, 2). В мифе о Демет­ре отра­же­на так­же извеч­ная борь­ба жиз­ни и смер­ти. Она рису­ет­ся скор­бя­щей мате­рью, уте­ряв­шей дочь Пер­се­фо­ну, похи­щен­ную Аидом. В Гоме­ров­ском гимне «К Демет­ре» (Hymn. Hom. V) рас­ска­зы­ва­ет­ся о стран­ст­ви­ях и горе боги­ни в поис­ках доче­ри; при­няв образ доб­рой ста­руш­ки, Демет­ра при­хо­дит в сосед­ний с Афи­на­ми Элев­син в дом царя Келея и Мета­ни­ры. Её при­вет­ли­во встре­ча­ют в цар­ской семье и впер­вые после поте­ри доче­ри Демет­ра раз­ве­се­ли­лась от забав­ных шуток слу­жан­ки Ямбы. Она вос­пи­ты­ва­ет цар­ско­го сына Демо­фон­та и, желая сде­лать его бес­смерт­ным, нати­ра­ет маль­чи­ка амбро­си­ей и зака­ля­ет в огне. Но после того как Мета­ни­ра слу­чай­но увиде­ла эти маги­че­ские мани­пу­ля­ции Демет­ры, боги­ня уда­ля­ет­ся, открыв своё имя и при­ка­зав постро­ить в свою честь храм. Имен­но в нём вос­седа­ет печаль­ная боги­ня, горюя по доче­ри. На зем­ле насту­па­ет голод, гиб­нут люди, и Зевс при­ка­зы­ва­ет вер­нуть Пер­се­фо­ну мате­ри. Одна­ко Аид даёт сво­ей супру­ге Пер­се­фоне вку­сить гра­на­то­вое зёр­ныш­ко, чтобы она не забы­ла цар­ство смер­ти. Две тре­ти года дочь про­во­дит с Демет­рой и вся при­ро­да рас­цве­та­ет, пло­до­но­сит и лику­ет; одну треть года Пер­се­фо­на посвя­ща­ет Аиду. Пло­до­ро­дие зем­ли не мыс­лит­ся вне пред­став­ле­ния о неиз­беж­ной смер­ти рас­ти­тель­но­го мира, без кото­рой немыс­ли­мо его воз­рож­де­ние во всей пол­но­те жиз­нен­ных сил. (Гра­на­то­вое зёр­ныш­ко — сим­вол пло­до­ви­то­сти, но вла­дель­цем его явля­ет­ся бог смер­ти.)

Демет­ра — преж­де все­го боги­ня, почи­тав­ша­я­ся зем­ледель­ца­ми, но отнюдь не изне­жен­ной ионий­ской зна­тью. Её повсе­мест­но про­слав­ля­ют на празд­не­стве Фесмофо­рий как устро­и­тель­ни­цу разум­ных зем­ледель­че­ских поряд­ков. Демет­ра отно­сит­ся к чис­лу древ­них жен­ских вели­ких богинь (Гея, Кибе­ла, Вели­кая мать богов, Вла­ды­чи­ца зве­рей), дару­ю­щих пло­до­нос­ную силу зем­ле, живот­ным и людям. Демет­ра почи­та­ет­ся на этом празд­не­стве вме­сте с доче­рью Пер­се­фо­ной, их име­ну­ют «дву­мя боги­ня­ми» и кля­нут­ся име­нем «обе­их богинь» (ср. «Жен­щи­ны на празд­ни­ке Фесмофо­рий» Ари­сто­фа­на). Глав­ное свя­щен­ное место Демет­ры — Элев­син в Атти­ке, где в тече­ние 9 дней меся­ца боэд­ро­ми­о­на (сен­тяб­ря) про­хо­ди­ли Элев­син­ские мисте­рии, сим­во­ли­че­ски пред­став­ляв­шие горе Демет­ры, её стран­ст­вия в поис­ках доче­ри, тай­ную связь меж­ду живым и мёрт­вым миром, физи­че­ское и духов­ное очи­ще­ние; мать и дочь — «обе боги­ни» почи­та­лись сов­мест­но. Ста­рин­ные афин­ские семьи име­ли наслед­ст­вен­ное пра­во уча­стия в элев­син­ских свя­щен­но­дей­ст­ви­ях и пови­но­ва­лись обе­ту мол­ча­ния. Эсхил по тра­ди­ции поль­зо­вал­ся этим пра­вом и даже был изгнан из Афин яко­бы за раз­гла­ше­ние риту­аль­ных фак­тов, извест­ных толь­ко посвя­щён­ным. Элев­син­ские таин­ства, вос­при­ни­мав­ши­е­ся как «стра­сти» Демет­ры, счи­та­ют­ся одним из источ­ни­ков древ­не­гре­че­ской тра­гедии и тем самым сбли­жа­ют­ся с вак­ха­на­ли­я­ми Дио­ни­са. Пав­са­ний опи­сы­ва­ет храм Демет­ры Элев­син­ской в Тель­пу­се (Арка­дия), где рядом сосед­ст­ву­ют мра­мор­ные ста­туи Демет­ры, Пер­се­фо­ны и Дио­ни­са (VIII 25, 3). Руди­мен­ты хто­ни­че­ско­го пло­до­ро­дия ска­зы­ва­ют­ся в куль­те Демет­ры Эри­нии; с ней, пре­вра­тив­шей­ся в кобы­ли­цу, соче­тал­ся Посей­дон в обра­зе жереб­ца. «Гне­ваю­ща­я­ся и мстя­щая» Демет­ра (Эри­ния) омы­ва­ет­ся в реке и, очи­стив­шись, сно­ва ста­но­вит­ся бла­гост­ной боги­ней (VIII 25, 5—7). В Гер­ми­оне (Коринф) Демет­ра почи­та­лась как Хто­ния («зем­ля­ная») (II 35, 5) и Тер­ма­сия («жар­кая»), с.366 покро­ви­тель­ни­ца горя­чих источ­ни­ков (II 34, 6). В Фига­лее (Арка­дия) почи­та­лось древ­нее дере­вян­ное изо­бра­же­ние Демет­ры Мелай­ны («Чёр­ной») (VIII 5, 8). У Геси­о­да (Opp. 465 след.) Демет­ра «чистая» сосед­ст­ву­ет с Зев­сом «под­зем­ным», и им обо­им воз­но­сит зем­леде­лец свои моль­бы.

В рим­ской мифо­ло­гии Демет­ре соот­вет­ст­ву­ет Цере­ра.


Лит.: Die­te­rich A., Mut­ter Er­de, 2 Aufl., Lpz.—B., 1913; Al­theim F., Ter­ra ma­ter, Gießen, 1931; Méautis G., Les mys­tè­res d’Eleu­sis, P., 1938; Jung K. G., Ke­ré­nyi K., Ein­füh­rung in das Wesen der Mytho­lo­gie. Gottkindmy­thos. Eleu­si­ni­sche Mys­te­rien, Amst.—Lpz., 1941; Deichgrä­ber K., Eleu­si­ni­sche Fröm­mig­keit und ho­me­ri­sche Vorstel­lungswelt im ho­me­ri­schen De­me­ter­hym­nus, Mainz, [1950]; Ux­kull W. von, Die Eleu­si­ni­schen Mys­te­rien. Ver­such einer Re­konstruk­tion, Bü­din­gen—Get­ten­bach, 1957.

А. А. Тахо-Годи

Сре­ди памят­ни­ков антич­но­го изо­бра­зи­тель­но­го искус­ства: «Демет­ра Книд­ская» (ста­туя кру­га Бри­а­к­си­са). Сохра­ни­лись посвя­ти­тель­ные релье­фы, свя­зан­ные с элев­син­ски­ми таин­ства­ми, мно­го­чис­лен­ные терра­ко­то­вые ста­ту­эт­ки Демет­ры, а так­же её изо­бра­же­ния на пом­пей­ских фрес­ках и в рос­пи­сях, обна­ру­жен­ных в Север­ном При­чер­но­мо­рье (т. н. скле­пы Демет­ры в Боль­шой Близ­ни­це и в Кер­чи).

В сред­не­ве­ко­вых книж­ных иллю­ст­ра­ци­ях Демет­ра высту­па­ет в каче­стве покро­ви­тель­ни­цы сель­ских работ и как оли­це­тво­ре­ние лета. В живо­пи­си эпо­хи Воз­рож­де­ния Демет­ра часто изо­бра­жа­ет­ся обна­жён­ной; её атри­бу­ты — коло­сья, пло­ды, серп, ино­гда рог изоби­лия. Вопло­ще­ние обра­за Демет­ры в евро­пей­ском искус­стве 16—17 вв. было свя­за­но с про­слав­ле­ни­ем даров при­ро­ды (рисун­ки Дж. Ваза­ри и Х. Гол­ци­у­са, кар­ти­ны Я. Йор­дан­са «Жерт­во­при­но­ше­ние Цере­ре», П. П. Рубен­са «Ста­туя Цере­ры» и др.) или с вос­пе­ва­ни­ем радо­стей жиз­ни (кар­ти­ны «Вакх, Вене­ра и Цере­ра» Б. Шпран­ге­ра, Гол­ци­у­са, Рубен­са, Йор­дан­са, Н. Пус­се­на и др.). Осо­бен­но широ­кое рас­про­стра­не­ние полу­ча­ют ста­туи Демет­ры в садо­вой пла­сти­ке барок­ко.

Наи­бо­лее зна­чи­тель­ные про­из­веде­ния евро­пей­ской лите­ра­ту­ры, свя­зан­ные с мифом о Демет­ре, созда­ны в поэ­зии (Ф. Шил­лер, «Элев­син­ский празд­ник», А. Тен­ни­сон, «Демет­ра и Пер­се­фо­на»). Сре­ди опер — «Уми­ротво­рён­ная Демет­ра» Н. Йом­мел­ли. См. так­же Пер­се­фо­на.

См. также:
ДЕМЕТРА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
ДЕМЕТРА (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 364—366.
См. по теме: ЭПИГОНЫ, ЕПИГОНЫ • ЭРГАНА, ЕРГАНА • ЭРЕВТАЛИОН • ЭРИБЕЯ, ЕРИБЕЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Деметра, Персефона и Триптолем.
Фрагмент Великих Элевсинских мистерий.
В слепок с оригинального рельефа из Национального музея в Афинах вставлены десять мраморных фрагментов римской копии.
Мрамор, гипс.
Ок. 27 до н. э. — 14 н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Деметры.
Мрамор. Римская копия греческой работы ок. 420 г. до н. э. (школа Фидия).
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 6.
3. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Рельеф с тремя божествами. Т. н. малая метопа из храма Y в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
560—550 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Вотивный рельеф с Деметрой и Персефоной.
Мрамор.
V в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Ливии.
Мрамор. Нач. I в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ливия в образе Цереры.
Мрамор.
Рим (?). 15—45 гг. н. э.
Париж, Лувр.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ливия в образе Цереры.
Мрамор.
Рим (?). 15—45 гг. н. э.
Париж, Лувр.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ливия в образе Цереры.
Мрамор.
Рим (?). 15—45 гг. н. э.
Париж, Лувр.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Ливии, супруги императора Октавиана Августа.
Мрамор. 2-я четв. I в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя, предположительно изображающая Клеопатру VII.
Мрамор.
Статуя — римская копия греческого оригинала конца V в. до н. э. Голова — гипсовый слепок с античной головы.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал греческого креста, 21.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Гай Вибий Панса
Рим, 90 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA, впереди контрольная метка. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Церера (Деметра) в диадеме и длинной двойной тунике идет вправо, держит в каждой вытянутой руке по горящему факелу; перед ней свинья2; сзади C VIBIVS C F вниз. Кайма из точек.
2. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Африка*, 46 г. до н.э.
АВЕРС: COS. TERT. DICT. ITER. — голова Цереры в венке из колосьев вправо; ее волосы забраны назад и спадают на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: AVGVR. PONT. MAX. D. — чаша (culullus), кропило (aspergillum), кувшин (capis) и авгурский жезл (lituus). Кайма из точек.
3. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Африка*, 46 г. до н.э.
АВЕРС: COS. TERT. DICT. ITER. — голова Цереры в венке из колосьев вправо; ее волосы забраны назад и спадают на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: AVGVR. PONT. MAX. M. — чаша (culullus), кропило (aspergillum), кувшин (capis) и авгурский жезл (lituus). Кайма из точек.
4. Статер, золото
Лампсак, 360 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметры под покрывалом влево, на ней венок из цветков лотоса, серьга с подвеской и жемчужное ожерелье.
РЕВЕРС: Передняя часть крылатого коня вправо.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА