Словарь античности

КВЕСТОР (лат. quaes­tor — изыс­ка­тель), назва­ние двух финан­со­вых маги­ст­ра­тов в Риме, кото­рые вна­ча­ле назна­ча­лись кон­су­ла­ми, а с 447 до н. э. изби­ра­лись наро­дом. С 421 суще­ст­во­ва­ли 4 квес­тор­ские долж­но­сти, с 267 — 8, при Сул­ле — 20, при Цеза­ре вре­мен­но — 40. Город­ские кве­сто­ры заве­до­ва­ли каз­ной, про­вин­ци­аль­ные — финан­со­вым управ­ле­ни­ем про­вин­ций. Начи­ная с Сул­лы, кве­сто­ры обра­зо­вы­ва­ли низ­ший класс в сена­те. В импе­ра­тор­ское вре­мя вме­сте с умень­ше­ни­ем роли сена­та упа­ло и зна­че­ние кве­сто­ров, посколь­ку управ­ле­ние импер­ски­ми финан­са­ми нахо­ди­лось в руках импе­ра­то­ра. Для этой цели в его рас­по­ря­же­нии имел­ся соб­ст­вен­ный аппа­рат управ­ле­ния, руко­во­ди­мый чинов­ни­ка­ми из всад­ни­ков. В новое вре­мя в неко­то­рых стра­нах бух­гал­те­рия уни­вер­си­те­та назы­ва­ет­ся кве­сту­рой.

См. также:
КВЕСТОР (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 2-е изд.)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ТРИБУН • КОВАРСТВО, ОБМАН • ПРИЗЫВ НА СУД • КАТАКЛЕСИИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. НАДПИСИ. Рим.
Надпись в честь Плиния Младшего.
Мрамор. 111—114 гг. н. э.
CIL V. 5262 = ILS 2927.
Милан, Базилика Святого Амвросия.
2. НАДПИСИ. Рим.
Надпись с базы статуи отца Юлия Цезаря (недостающие части дополнены).
Гипсовый слепок.
Оригинал: 2 г. н. э.
CIL VI 40954 = InscrIt. XIII2. 7.
Рим, Музей Римской культуры.
3. НАДПИСИ. Сирия.
Надгробная надпись Квинта Эмилия Секунда.
Мрамор. 2-я пол. I в. н. э.
Венеция, Национальный археологический музей.
4. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Луция Корнелия Сципиона, сына Луция Корнелия Сципиона Азиатского.
Около 164 г. до н. э. Копия.
CIL I 35 = CIL VI 1290 = CIL VI 37039f = ILLRP 313 = ILS 5.
Рим, Музей Римской культуры.
5. НАДПИСИ. Рим.
Надгробный алтарь Гнея Помпея Магна, зятя императора Клавдия.
CIL. VI. 31722 = ILS. 955.
Мрамор. 47 г. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
6. НАДПИСИ. Рим.
Надгробный алтарь Гнея Помпея Магна, зятя императора Клавдия.
CIL. VI. 31722 = ILS. 955.
Мрамор. 47 г. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
7. НАДПИСИ. Рим.
Хвалебная надпись в честь Аппия Клавдия Цека, цензора 312 г. до н. э.
Правление Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.). Копия.
CIL XI 1827 = ILS 54.
Рим, Музей Римской культуры.
8. НАДПИСИ. Рим.
Надпись на базе статуи, посвященной Гаю Марию.
I в. н. э. Копия.
CIL X 5782 = Casamari-01, p. 28 = Epigraphica-1967-58.
Рим, Музей Римской культуры.
9. НАДПИСИ. Этрурия.
Надпись, восхваляющая Луция Лициния Лукулла, который победил Митридата, царя Понта, и Тиграна, царя Армении.
Эпоха Августа. 27 г. до н. э. — 14 г. н. э. Копия.
CIL XI 1832 (p. 1274) = CIL I p. 196 = ILS 60 = Inscr. It. XIII. 3. 84.
Рим, Музей Римской культуры.
10. НАДПИСИ. Сирия.
Надгробная надпись Квинта Эмилия Секунда.
CIL. III. 6687 = ILS. 2683.
14—50 гг. н. э. Копия.
Рим, Музей Римской культуры.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Луций Плеторий (Цестиан?)
Рим, 71—70 гг. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх; внизу контрольная метка (стригиль). Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Луций Плеторий (Цестиан?)
Рим, 71—70 гг. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх; внизу контрольная метка (амфора). Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Луций Плеторий (Цестиан?)
Рим, 71—70 гг. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх. Кайма из точек.
4. Аурей, золото
Август
Рим, 40 г. до н.э.
АВЕРС: Непокрытая голова Октавиана с небольшой бородкой вправо; впереди авгурский жезл (lituus), сзади DIVI F вверх. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Теленок (vitulus), идущий влево; вверху Q VOCONIVS, внизу VITVLVS Q DESIG; по сторонам S C. Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА