Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ХИТО́Н

Χι­τών, см. Ves­ti­men­ta, 1.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 281.
См. по теме: ОБЕД • ЭРАНЫ, ПИР • ГОСТИНИЦЫ • ПОДУШКА, КУБИТАЛ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Т. н. «Ваза Патрокла», сторона A.
Краснофигурный волютный кратер. Апулия.
Мастер Дария.
Глина. 340—320 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Рождение Афины из головы Зевса.
Пелика краснофигурная. Аттика.
Приписывается мастеру Рождения Афины.
Глина.
Ок. 460—450 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Каллиопы.
Мрамор.
Римская работа II в.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 18.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Аполлон и Артемида убивают детей Ниобеи.
Краснофигурный кратер. Аттика.
Мастер Ниобид.
Глина. Ок. 450 г. до н. э.
Париж, Лувр.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Аполлон, убивающий гиганта Тития, напавшего на мать Аполлона Лето.
Краснофигурный килик. Аттика, Афины.
Приписывается Мастеру Пентесилеи (Фуртвенглер).
Глина.
Ранняя классика, ок. 460—450 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Похищение Европы.
Фреска из Помпей.
I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXX.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гера Барберини.
Мрамор.
Римская копия по греческому образцу конца V в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 10.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Европа верхом на быке.
Фреска из Помпей (Дом Роковой любви, IX, 5, 18, g).
I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXX.
9. КЕРАМИКА. Этрурия.
Дионисийский праздник сбора винограда.
Краснофигурный килик (тип A). Аттика, Афины.
Приписывается Мастеру Кьюзи (Бизли), по другой аттрибутации — аттическая работа в архаическом греческом стиле.
520—500 гг. до н. э.
Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Посвятительный рельеф Арею и Афродите.
Мрамор. Ок. 420 г. до н. э.
Венеция, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Статер, серебро
Терина, 400—356 гг. до н.э.
АВЕРС: ΤΕΡΙΝΑΙΩΝ — голова нимфы Терины вправо в серьгах с тройной подвеской и жемчужным ожерельем.
РЕВЕРС: Ника, одетая в длинный хитон и гиматий, сидит влево на циппе, изображенном в перспективе, ее ноги скрещены, складки гиматия спадают между ног, драпируя ципп; на вытянутую правую руку, обращенную ладонью вниз, садится голубь, левая рука опирается на ципп.
2. 12 литр, серебро
Пятая сиракузская демократия (214—212 гг. до н. э.)
Сиракузы, 214—212 гг. до н.э.
АВЕРС: Обращенная влево голова Афины в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном на тулье.
РЕВЕРС: ΣΥΡΑΚΟΣΙΩΝ — Артемида стоит влево, натягивает лук, у ее ног бегущая собака.
В левом поле в две строки: ΥΑ / ΣΛ.
3. Медальон, медь
Септимий Север
Стратоникея, 202—211 гг.
АВЕРС: […]ΡΑ ΚΑΙ Μ. ΑΥΡ. ΑΝ. ΚΑΙ ΘⲈ. ϹⲈΒ. ΝⲈ. ΤϹΛΑΥΤΙΛ. — напротив друг друга бюсты Каракаллы в лавровом венке справа и Плавтиллы в диадеме слева; между ними контрмарка: голова в шлеме вправо и ΘⲈΟΥ (Howgego 188, 536).
ΘЄ. ϹⲈΒ. ΝⲈ. = Θεὰν Σεβαστὴν νέαν (BMCG 18, 158, 64 note).
РЕВЕРС: ϹΤΡΑΤΟΝⲈΙΚⲈΟΝ ⲈΠΙ ΤΩΝ ΠΕΡ. ΤΒ. ΚΑ. ΔΙΟΝΥϹΙΟΥ — Геката, с калафом на голове, стоит влево, в левой руке горящий факел, в правой фиала; слева у ее ног собака.
4. Денарий, серебро
Марк Эмилий Лепид
58 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Александрии вправо, в башенной диадеме, с серьгой из одной точки и в ожерелье; волосы собраны в узел и спадают локонами на шею; ниже ALEXANDREA. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Справа вверх PONF MAX, слева вниз TVTOR REG, вверху S C, внизу M LEPIDVS (Tutor regis, senatus consulto, pontifex maximus — «Опекун царя, по постановлению сената, верховный понтифик»). Фигура Марка Лепида в тоге, который стоит, повернувшись влево, и возлагает венок на голову юноши, Птолемея V; последний стоит анфас в греческом хитоне и держит скипетр в правой руке. Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА