Аурей, золото Дата чеканки: 42 г. до н. э.* Монетный двор: Рим
вес:
8.02 г
ось:
12 ч.
АВЕРС:
M. LEPIDVS III VIR R. P. C.(Marcus Lepidus triumvir reipublicae constituendae) — непокрытая голова Лепида влево. Кайма из точек.
РЕВЕРС:
L. MVSSIDIVS T. F. LONGVS IIII VIR A. P. F.(Lucius Mussidius Titi filius Longus, quatuorvir auro publico feriundo) — обнаженный Марс, в коринфском шлеме, стоит склонившись вправо, держит в правой руке копье и в левой паразоний (поясной кинжал, BMCRR) или меч (RRC, CRI) в ножнах, с ремнем; его левая нога поставлена на щит. Кайма из точек.
Grueber BMCRR I Rome 4228 p. 574 (Pl. LVI. 9) (эта монета) Crawford RRC 494/7b p. 503 (штемпелей аверса: 1 для 7a и 7b, реверса: 2, оба использовались также для 8b, один для 9b) Sydenham CRR 1099 p. 182 (степень редкости: 9 — Exceedingly rare) Babelon MRR Mussidia 10 / Aemilia 38 Cohen I 2 p. 33 (2000 Fr.) Buttrey, ANSNNM 137 (1956) p. 68 pl. 7, 50. 2—4 CRI 161
Одна из древнейших и известнейших патрицианских семей в Риме, семья Эмилиев, была сабинского происхождения; согласно одним источникам, она претендовала на происхождение от Мамерка, сына Пифагора, согласно другим — от сына Нумы. Мамерк получил имя Эмилия за свое убедительное красноречие, δἰ’ αἰμυλίαν λόγου1. Другая традиция считает предком Эмилиев Эмила, сына Аскания, от которого произошли Нумитор и Амулий — альбанский царь в эпоху становления Рима. Этот род особенно знаменит Павлами Эмилиями, Скаврами, Мамерками и Лепидами. Также Тацит пишет: род Эмилиев всегда изобиловал достойными гражданами2. Монетариев, чеканивших во времена Республики, много, и мало какие рода были для нумизматики столь же историчны и интересны.
MRR (Babelon), т. I, с. 125—126, 129, к Aemilia 20—39 (1885 г.):
6. М. ЭМИЛИЙ ЛЕПИД
Монетарий 694 (60 г. до н. э.)
Император и триумвир с 711 по 718 (43 по 36 г. до н. э.)
Марк Эмилий, сын Марка, внук Квинта, Лепид — самый знаменитый из всех членов рода Эмилиев: это триумвир, коллега Марка Антония и Октавия. Он исполнял обязанности монетария в 694 (60 г. до н. э.)1, но впервые упоминается у историков только в 702 г. (52 г. до н. э.), когда сенат после смерти Клодия избрал его интеррексом, чтобы он созвал комиции, которые должны были избирать консулов. Лепид был претором в 705 г. (49 г. до н. э.), когда разразилась гражданская война между Цезарем и Помпеем; был отправлен в Ближнюю Испанию в должности проконсула благосклонно расположенным к нему Цезарем, затем, после некоторых успехов вернулся в Рим, чтобы насладиться почестями триумфа. Он был коллегой Юлия Цезаря по консульству 708 г. (46 г. до н. э.), и когда последний был провозглашен диктатором в третий и последующие разы, Лепид стал начальником конницы (magister equitum). После смерти Цезаря в 710 г. (44 г. до н. э.) Лепид стал его преемником на посту верховного понтифика (pontifex maximus) и во время разразившихся после смерти Цезаря беспорядков старался сохранять нейтралитет до тех пор, пока события, последовавшие за осадой Мутины, не бросили его в объятия Марка Антония. После встречи в Бононии в 711 г. (43 г. до н. э.). Лепид стал триумвиром для восстановления государства (triumvir reipublicae constituendae) с Антонием и Октавием и при распределении провинций Республики получил со своей стороны часть Испании и Нарбоннскую Галлию. В следующем году, после раздела сфер влияния между Октавием и Антонием, Лепид лишился провинций, которые были ему определены, затем ему дали Африку, где он оставался до 718 г. (36 г. до н. э.). Он был включен в триумвират при его восстановлении, которое состоялось в предыдущем году (717) на новый пятилетний срок; но вскоре был вызван на Сицилию Октавием, который нуждался в его помощи в ведении войны с Секстом Помпеем, затем произошел разрыв между двумя командующими: войска Лепида оставили его и, наконец, Октавий, исключив его из триумвирата в 718 г. (36 г. до н. э.) сослал его под хорошей охраной в Цирцеи. Он прожил до 741 г. (13 г. до н. э.); Август стал его преемником в должности верховного понтифика. Монеты Марка Эмилия Лепида логически разделяются с.126 на две группы: те, на которых он назван монетарием, и те, на которых указано его имя и названы его титулы императора и триумвира для восстановления республики. (…)
с.129 2. Лепид, император и триумвир.
Монеты, которые мы здесь описываем, относятся к периоду между смертью Цезаря в иды марта 710 г. и первым распадом триумвирата Марка Антония, Октавия и Лепида в 712 г. (42 г. до н. э.). Их можно разделить на две группы: те, на которых Лепид изображен вместе с Марком Антонием, либо с Октавием без указания имени монетария, и те, на которых им Лепида сопровождается именами других магистратов, составивших коллегию монетариев 711 года (43 г. до н. э.). На первых имеются символы, напоминающие о сане верховного понтифика, который Лепид получил после смерти Цезаря. На вторых имеются имена только трех монетариев, хотя коллегия 711 года состояла из четырех членов. Это: Л. Ливиней Регул, Л. Муссидий Лонг и Г. Вибий Вар. У нас нет монет Лепида с именем П. Клодия. Монеты Лепида, выпущенные магистратами, которых мы назвали, золотые и очень редкие. Монет Лепида после 711 или начала 712 года, времени, когда он отправился в Африку вследствие разногласий, возникших между членами триумвирата, нет.
1Mommsen Th. Histoire de la monnaie romaine / Trad. franç. par le duc de Blacas. T. 2. P., 1870. P. 500, № 281.
MRR (Babelon), т. I, с. 134, к Aemilia 38 (1885 г.):
Это изображение Марса, возможно, намекает на многочисленные войска триумвирата, созданного только что.
MRR (Babelon), т. II, с. 240—241, к Mussidia 1—15 (1885 г.):
CVIII. МУССИДИИ
Семья Муссидиев известна только по монетам Луция Муссидия Лонга, сына Тита Муссидия Лонга. Нам ничего не известно о жизни этого человека, который был монетарием в 711 и 712 г. (43—42 гг. до н. э.), в то же самое время, что и Публий Клодий, сын Марка, Луций Ливиней Регул и Гай Вибий Вар. Помимо монет, на которых указано лишь его имя, Луций Муссидий выпускал и монеты с именами: 1) Юлия Цезаря, который уже умер к моменту их выпуска; 2) Лепида; 3) Марка Антония; 4) Октавия. Луций Муссидий Лонг на нескольких монетах имеет титул кваттуорвира, ответственного за чеканку золотых монет1.
Венок, изображенный на реверсе денариев №№ 1, 2, 3, — это венок Арвальских братьев из колосьев, обвязанный лентой из белой шерсти. На денарии № 4 мы видим характерное изображение головы Фульвии с атрибутами Победы; выше мы уже объясняли портреты первой жены Марка Антония на монетах2. Голова богини Согласия, изображенная на денариях 5 и 6, встречается на многих монетах этого времени; мы только напомним, с.241 что у богини Согласия был храм «в крепости» (in arce)3, строительство которого началось в 537 г. (217 г. до н. э.), и что праздник этой богини отмечался 5 февраля4. Также на монетах конца республики, в разгар гражданских войн, мы часто встречаем изображение кадуцея, символа мира, который держат две соединенные руки. Сияющая голова Солнца (№ 7) также встречается на монетах Марка Антония, выпущенных в 711 г. (Antonia, 28—31). Но самое интересное изображение находится на реверсах типов 6 и 7, хотя оно точно и не объяснено. Имя Клоакина (Cloacina (от cluere, очищать, написанное на корабле, — это прозвище Венеры Искупительницы (expiatrix), и оно доказывает, что имелся памятник, воздвигнутый в честь этой богини недалеко от комиция. Рассказывали, что этот алтарь был возведен римлянами и сабинами, принесшими ветви мирта в знак примирения после похищения сабинянок и последовавшего за этим боя5. Таким образом, к Венере Клоакине, чьи символы имели много общего с символами Согласия, было уместно взывать в период гражданских войн. Двое персонажей, стоящих на корабле, один из которых держит ветвь мирта — это Ромул и Таций, царь сабинов.
1Золотую монету Л. Муссидия Лонга с легендой C. CAESAR DICT. PERPETVO, опубликованную Коэном как подлинная в 1858 г. (Cohen H. Une médaille d’or inédite de Jules César // Revue numismatique. 1858. T. 3. P. 386), сам Коэн и A. фон Заллет позднее признали произведением современного фальшивомонетчика (Cohen H. Description historique des monnaies frappees sous l’empire romain communement appelees medailles imperiales / 2° édit. P., 1859. T. 1. P. 13, not.; von Zallet A. Die Münzen Caesars mit seinem Bildniss // Zeitschrift für Numismatik. 1877. Bd. 4. S. 138.
4Marquardt J. Rœmische Staatsverwaltung. Bd. 3. Leipzig, 1885. S. 548.
5Plin. NH. XV. 36. 1; Ср. Preller L. Rœmische Mythologie / 3 Aufl. hsg. H. Jordan. Berlin, 1881. S. 439.
BMC RR (Grueber), т. I, с. 573—574, прим. 1 (к №№ 4226—4254) (1910 г.):
Монетариями, чьи монеты относятся к этому году, были Луций Муссидий, сын Тита, Лонг и Луций Ливиней Регул, оба чеканившие золотые и серебряные монеты. Это самые поздние выпуски римского монетного двора, найденные в кладе Вигатто. Бабелон (Babelon E. Description historique et chronologique des monnaies de la République romaine. T. 2. P., 1886. P. 240) относит выпуск этих монет к 43—42 г. до н. э. и присоединяет к Муссидию и Ливинею П. Клодия, сына Марка, и Г. Вибия Вара, комплектуя таким образом кваттуорвират монетного двора, но граф де Салис отнес выпуск последних двух монетариев к 38 г. до н. э. (см. ниже, с.582).
В этом году начинается некий новый этап развития монетных типов, чеканившихся в Риме. Ранее единственными изображениями живых людей на этих монетах были портреты Юлия Цезаря и Марка Антония (см. выше, с. 542, 550). В 39 г. до н. э. имеются не только памятные портреты Юлия Цезаря, но и изображения триумвиров, Антония, Октавия и Лепида (см. выше, с. 557). По-видимому, было издано особое распоряжение в связи с чеканкой золотых монет с портретами триумвиров, на что указывают буквы A. P. F. (Auro publico feriundo, «для чеканки государственного золота»), обнаруженные на некоторых экземплярах обоих монетариев этого года. Хотя после смерти Цезаря не предпринималось попыток изображать на монетах римского монетного двора живых людей, за исключением вышеупомянутого Антония, эта практика была обычной для провинциальных выпусков. Брут во время своего отступления на Восток чеканил монеты со своим собственным изображением, а с 43 г. до н. э. портреты Антония, Октавия и Лепида появились на многих золотых и серебряных монетах, чеканившихся ими в соответствующих провинциях на Востоке, в Галлии и Африке. Начиная с этого времени, чеканка монет утратила огромную часть своего официального характера и приобрела личный характер, отсутствием которого ранее была примечательна.
Изображения, использовавшиеся монетариями этого года, можно разделить на две группы: одни относятся к текущим событиям; другие связаны с традициями соответствующих семей. Судя по сохранению второй группы изображений, монетарии не хотели отказываться от освященного временем обычая.
О монетарии Луции Муссидии Лонге, сыне Тита Муссидия Лонга, нам известно только то, что мы знаем из его монет. О роде Муссидиев нет упоминаний у античных авторов, и Л. Муссидий — единственный член этого рода, чьими монетами мы располагаем. Изображения, как уже говорилось, делятся на две группы: первая относится к триумвирам и текущим событиям; вторая, несомненно, — к преданию, связанному с его собственной семье. Изображения Марса и Победы на биге на типах I и II — это дань триумвирам, возможно, главным образом, в связи с их победами над Брутом на Востоке. Рог изобилия, изображенный на типе III, голова Цереры и венок из колосьев на типе IV и голова Согласия и соединенные руки, держащие кадуцей, на типе V, и, возможно, также рог изобилия на небесном глобусе и т. д. на типе VI могут относиться к соглашению между с.574 Октавием и Секстом Помпеем, заключенному в 39 г. до н. э., согласно которому последний пообещал обеспечивать Италию зерном в обмен на провинции Сицилия, Сардиния, Корсика и Ахайя, авгурат, компенсацию за его личное состояние в размере семнадцати с половиной миллионов денариев и обещание консульства. Несколько ранее Секст перекрыл доставку продовольствия в Италию, что вызвало чрезвычайно бедственное положение как внутри, так и за пределами столицы. Таким образом, возможно, что золотые и серебряные монеты с этими изображениями были выпущены специально, чтобы покрыть чрезмерные издержки этой ситуации. Это объяснило бы не только изображение головы Юноны Монеты на типе IV var., но и несколько грубую технику некоторых ауреев, штемпели которых могли быть изготовлены в спешке. По портрету Октавия на котором он изображен с небольшой щетиной, можно понять, что в знак траура он не брился со времени убийства Цезаря до конца войны с Секстом Помпеем, последним оставшимся в живых убийцей его дяди, в 36 г. до н. э. Дион Кассий (XLVIII. 34) сообщает, что Октавий сбрил бороду в 39 г. до н. э., в год консульства Л. Марция Цензорина и Г. Кальвизия Сабина по случаю проведения публичных игр, но свидетельство монет доказывает, что он не брился до поражения Секста Помпея, произошедшего тремя годами позднее.
Наиболее интересные и, возможно, наиболее труднообъяснимые монеты Муссидия — те, что связаны с Венерой Клоакиной. Имя Клоакины (произошедшее от cluere или cloare, мыть, чистить, очищать) было дано Венере Искупительнице (Expiatrix). Плиний (NH XV. 36) сообщает, что после сражения римляне и сабины провели обряд очищения ветвями мирта на том месте, где позже были сооружены статуи Венеры Клоакины. Эти статуи стояли в северной части Форума рядом с Комициями и над Большой Клоакой. Судя по монетам, у Венеры Клоакины не было храма на Форуме, а посвященный ей памятник состоял из круглой платформы и ограды из узорчатой решетки. Вход располагался с левой стороны, что видно по лестнице и портику. На этой платформе стояли статуи богини (ср. Thédenat H. Le forum romain et les forums impériaux. Paris, 1898. P. 87). Поскольку Плиний говорит об изображениях (signa), можно заключить, что обе статуи — это статуи Венеры, но, возможно, показывающие ее в различных аспектах. Платформа сохранилась на Форуме до сих пор, и на ней можно определить те места, где стояли статуи. Голова богини Согласия в связи с этим реверсом означает тесный союз и дружбу, установившиеся между римлянами и сабинами, поселившимися на Квиринале и построившими там храм богу Солнца, чей культ они очень чтили (Preller L. Römische Mythologie / 3 Aufl. hsg. H. Jordan. Berlin, 1881. S. 324, 325). Этим же обстоятельством объясняется взаимосвязь изображения головы бога Солнца с головой Венеры Клоакины в монетной чеканке. Данное объяснение этого интересного изображения появилось независимо от взглядов доктора Дресселя, изложенных в статье Dressel H. Das sacrum Cloacinae // Wiener Studien. Bd. 24. 1902. S. 418 и далее. Дрессель полагает, что портик слева может быть базиликой Эмилия. Бабелон (Babelon E. Op. cit.P. 241) предполагает, что две фигуры, стоящие на платформе (которую он описывает как корабль), — это Ромул и Таций, царь сабинов. Сложно объяснить связь изображения Венеры Клоакины с родом Муссидиев. Возможно, предку монетария традиционно приписывали сооружение этих статуй, или эта семья претендовала на сабинское происхождение. Эти изображения, очевидно, должны быть каким-то образом связаны с семьей монетария. Имя монетария иногда указано в родительном падеже (см. № 4235, с. 576).
Сначала перечислены золотые портреты триумвиров, затем золотые и серебряные изображения каждого монетария по очереди, выпуски, содержащие намеки на одного или более триумвиров, перечислены прежде выпусков, содержащих частные изображения.
О штемпелях реверсов, общих для №№ 16, 17 и 18, см. Bahrfeldt M. Über die Chronologie der Münzen des Marcus Antonius 710—724 U. C. (44—30 v. Chr.) // Atti del Congresso Internazionale di Scienze Storiche VI, Sezione Numismatica. Roma, 1904. P. 190.
Эти четыре монетария иначе не известны; Л. Муссидий Лонг, вероятно, отец сенатора времен Августа (Wiseman T. P. Some Republican senators and their tribes // CQ. Vol. 14. 1964. P. 127; idem. New men in the Roman senate, 139 B. C.—A. D. 14. Oxford, 1971. P. 243), Л. Ливиней Регул, возможно, сын друга Цицерона Л. Ливинея Регула с.510 (Att. III. 17. 1; Fam. XIII. 60. 1); последний, вероятно, был претором, упомянутым на №№ 26—31, или, возможно, префектом города, упомянутым на № 31; ни история этого периода, ни конституционная практика не позволяют считать, что сам монетарий был префектом города в 42 г. до н. э. или около этого времени (contra Broughton T. R. S. Supplement to the Magistrates of the Roman Republic. New York, 1960. P. 35; ср. монету, подобную № 31, без явного и исключительного указания на монетария, отчеканившего ее: №№ 433/1—2; я не идентифицирую монетария и префекта 46 г.).
Золотые монеты с портретами триумвиров содержат как изображения, прославляющие основание триумвирата, так и изображения, соответствующие отдельным триумвирам: Л. Ливиней Регул изображает весталку Эмилию (Plut. Rom. 2 и Borghesi B. Œuvres complètes. T. 1. Paris, 1862. P. 329—332; см. также № 419), Геркулеса, предка Антониев (App. BC III. 60 и 72; Plut. Ant. 4, 36 и 60; возможно, [Cic.] Caes. iun. I. 7), и Энея, несущего Анхиза; П. Клодий изображает фигуру, вероятно, являющуюся Фортуной (следует отметить связь Лепида с храмом Εὐτυχια на форуме, Cass. Dio XLIV. 5. 2; Cic. Att. XIII. 42. 3), гения (ср. №№ 329 и 397), соединяющего атрибуты Солнца, Аполлона, Виктории и Счастья (felicitas) и опирающегося правой ногой на земной шар между орлом и щитом (библиографию см.: Buttrey T. V. The triumviral portrait gold of the Quattuorviri monetales of 42 B. C. New York, 1956. P. 9 n. 40; вероятно, фигура каким-то неясным сегодня образом относится лично к Марку Антонию; вопреки мнению А. Альфёльди (Alföldi A. Der neue Weltherrscher der vierten Ekloge Vergils // Hermes. Bd. 65. 1930. S. 377), фигура не является Эоном, о котором см. Charbonneaux J. Aion et Philippe l’Arabe // MEFRA. T. 72. 1960. P. 253; Тевено (Thevenot E. La figuration du Genie de Lyon // RAE. T. 10. 1959. P. 94) не приводит свидетельств в пользу своего мнения, будто эта фигура — гений Лугдуна) и Венеру Прародительницу. Л. Муссидий Лонг изображает Марса как напоминание о планах триумвиров предпринять парфянскую войну (Weinstock S. Divus Iulius. Oxford, 1971. P. 128—132; ср. № 497 и с. 740) и рог изобилия как символ Фортуны (нет особой связи между этим изображением и изображением Энея, отчеканенным Л. Ливинеем Регулом, Erkell H. Augustus, Felicitas, Fortuna: lateinische Wortstudien. Göteborg, 1952. S. 115—116 против Alföldi A. Op. cit. S. 375 Anm. 1); Г. Вибий Вар изображает рукопожатие как символ согласия между триумвирами.
Марс вновь встречается на денариях П. Клодия, вместе с портретами Цезаря, М. Антония и Октавиана; с последним также соседствует изображение Благочестия на реверсе, явно указание на наследство Цезаря и долг Октавиана отомстить за него. Л. Ливиней Регул помещает на свои денарии портрет Цезаря между лавровой ветвью и кадуцеем с изображением быка на реверсе, возможно, напоминая благоприятное предзнаменование в 47 г.1 (Cass. Dio XLI. 39. 2, ср. Suet. Iul. 59, и Weinstock S. Op. cit. P. 118—121), и портрет Октавиана с изображением Победы на реверсе (см. ILS. 108 о первой победе Октавиана при Мутине 14 апреля 43 г.). Г. Вибий Вар соединяет на своих денариях Фортуну, держащую Викторию, с портретами М. Антония и Октавиана и чеканит также ауреи с Аполлоном и Венерой, богами-покровителями Юлиев (см. № 320). Л. Муссидий Лонг соединяет портрет Цезаря с символами с.511 господства «на суше и на море» (terra marique) — рогом изобилия на земном шаре с рулем (см. № 393), — с символами Счастья (felicitas, ср. алтарь рода Августа, The Cambridge Ancient History. Plates IV. Cambridge, 1960. Pl. 134) и понтификата; он также посвящает Виктории обе стороны еще одного выпуска денариев и намекает на согласие (concordia) между триумвирами, изображая на денариях рукопожатие вокруг кадуцея и храм Венеры Клоакины с Конкордией (о храме Венеры Клоакины см. Nash E. Pictorial Dictionary of Ancient Rome. London, 1968. Vol. I. 262; свидетельство Плиния (NH. XV. 119) предполагает, что он тоже может быть символом гражданского мира, см. Pais E. I nummi di L. Mussidius Longus ed il loro significato per la storia del triumvirato romano // RAL. Ser. 5. Vol. 33. 1924. P. 15; о связанной с ним идее очищения см. van Essen C. C. Venus Cloacina // Mnemosyne. Vol. 9. 2. 1956. P. 137); соединение звезды, полумесяца и Солнца на той же группе денариев, возможно, предполагает веру в неизбежность нового века (Cic. ND II. 51; Censorin. 18. 11; Norden E. Geburt des Kindes / 2 Aufl. Stuttgart, 1958. S. 143; Alföldi A. Op. cit. S. 373; Солнце и Луна и родственные им божества Аполлон и Диана на ауреях и денариях П. Клодия, несомненно, навеяны той же идеей)2.
Остаются лишь ауреи и денарии Л. Ливинея Регула, прославляющие курульные должности двух его предков и намекающие на две области деятельности эдила (ср. выпуски, рассмотренные на с. 729) и ауреи и денарии Г. Вибия Вара с изображениями Ромы и Немезиды (о Роме ср. № 292/1, о Немезиде см. Roscher W. H. Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie. Bd. 3. Leipzig, 1902. S. 143—166), Либера с его атрибутами, Геркулеса и Минервы; учитывая связь между Немезидой, Викторией и Ромой (Weinstock S. Victoria // RE. Bd. VIII A. 1958. Sp. 2536—2537), ауреи, изображающие Рому и Немезиду, вероятно, предвосхищают победу триумвиров, ср. связь Ромы с победой Суллы (№ 421 и с. 732). Геркулес, вероятно, — цезарианский тип; во всяком случае, его диадема похожа на пергамскую корону «Александра» (Kraft K. Der goldene Kranz Caesars und der Kampf um die Entlarvung des «Tyrannen». Darmstadt, 1969. S.12). Либер и Минерва, возможно, — семейные типы Вибиев: Г. Вибий, сын Гая, Панса (№ 342) изображает Аполлона, Цереру и Минерву; Г. Вибий, сын Гая, внук Гая, Панса (№ 449) — Либера, Цереру и Меркурия; Г. Вибий Вар — Либера и Минерву.
1Но следует также отметить связь зодиакального знака Тельца с Венерой, см.: Mommsen Th. Die römische Chronologie bis auf Caesar. 2 Aufl. Berlin, 1859. S. 305—308.
2Но следует также отметить связь Солнца, Луны и Виктории в надписи CIL. III. 14386d. Более старые точки зрения, а именно: Vercoutre A. Explication de l’Aureus frappé par P. Clodius à l’effigie de Marc’Antoine // Revue Numismatique. Ser. 3. T. 8. 1890. P. 377—384; Grueber H. A. Coins of the Roman Republic in the British Museum. Vol. I. L., 1910. P. 577, n. 1; P. 582—583, n. 2; Cesano L. M. Antonius-Sol (monete di M. A.) // Bollettino dell’Associazione Archeologica Romana. 1912. Vol. 10—12. P. 238, — неубедительны.
CRI (Sear), с. 104, к №№ 161—161a (1998 г.):
Марс, видимо, был уместен для периода приготовлений к войне, и монетарий Муссидий Лонг использует этот же тип реверса для ауреев, выпущенных в честь Антония и Октавиана (см. №№ 145 и 152). Кроуфорд47 предполагает, что этот тип может намекать на планы триумвиров предпринять парфянскую войну, задуманную Цезарем в последние годы его жизни. Здесь голова Лепида снова смотрит в противоположном направлении по сравнению с двоими его коллегами, что может быть тонким намёком на его подчинённый статус в триумвирате.
47Crawford M. Roman Republican Coinage. Cambridge, 1974. P. 510.
CRI (Sear), с. 78, к № 114 (1998 г.):
Самой примечательной особенностью коллегии монетариев 42 г. до н. э. стала регулярная чеканка золотых монет: впервые в истории римской чеканки такая задача была поручена монетариям. Источником золотых слитков для этой беспрецедентной чеканки стали проскрипции, а её цель состояла в том, чтобы оплатить огромные военные расходы в преддверии решающего столкновения с лидерами республиканцев, Брутом и Кассием, при Филиппах. Идентификация Луция Ливинея Регула, Публия Клодия, Луция Муссидия Лонга и Гая Вибия Вара как членов монетной коллегии в этот решающий год в истории Республики основана на работах Т. Баттри27. Эти монетарии чеканили не только ауреи, но и значительное количество денариев, и на некоторых из них изображён портрет покойного диктатора. Для этого типа Публий Клодий, сын Марка, о котором мы не знаем ничего определённого, использовал аверс, возвращающийся к реалистическому портретному стилю прижизненных монетных портретов Цезаря, в противовес идеализированным изображениям на денариях Фламиния, выпущенных в 43 г. до н. э. Параллельно чеканились выпуски с портретами двух триумвиров, Антония и Октавиана (см. № 148 и 155). Изображение Марса, бога войны, было вполне уместно в то время, когда приготовления к войне с республиканскими силами на Востоке шли полным ходом.