консул 44, 34 гг., триумвир 43—33 гг. до н. э.
Луций Муссидий Лонг, монетарий 42 г. до н. э.
Аурей, золото
Дата чеканки: 42 г. до н. э.*
Монетный двор: Рим
вес: 8.07 г
диаметр: 21 мм
ось: 8 ч.
АВЕРС:M. ANTONIVS III VIR R. P. C. (Marcus Antonius triumvir reipublicae constituendae) — непо­кры­тая голо­ва Мар­ка Анто­ния с боро­дой впра­во.
Кай­ма из точек.
РЕВЕРС: L. MVSSIDIVS (MV моно­грам­мой) T. F. LONGVS IIII VIR A. P. F. (Lucius Mussidius Titi filius Longus, quatuorvir auro publico feriundo) — обна­жен­ный Марс, в коринф­ском шле­ме, сто­ит скло­нив­шись впра­во, дер­жит в пра­вой руке копье и в левой пара­зо­ний (пояс­ной кин­жал, BMCRR) или меч (RRC, CRI) в нож­нах, с рем­нем; его левая нога постав­ле­на на щит.
Кай­ма из точек.
Ссылки: Grueber BMCRR I Rome 4226 var. p. 573
Crawford RRC 494/8a p. 503 (штемпелей аверса: 2 для 8a и 8b, реверса: 1, использовался для 7a и 9a)
Sydenham CRR 1097 var. p. 182 (степень редкости: 7 — Very rare)
Babelon MRR Mussidia 12 / Antonia 24
Cohen I 21
Buttrey, ANSNNM 137 (1956) p. 68 pl. 8, 51. 1—3
CRI 145a
* Дата чеканки: 43 г. до н. э. (Cohen); 43 — начало 42 г. (MRR); ок. 39 г. до н. э., Рим (BMCRR); ок. 42 г. до н. э., Рим (CRR); 42 г. до н. э., Рим (RRC, CRI).
Описание аверса и реверса приводится по BMCRR, RRC.
Bibliothèque nationale de France.
Источник: http://numismatics.org
MRR (Babelon), т. I, c. 157, к Antonia (1885 г.):

XI. АНТОНИИ

Суще­ст­во­вал пат­ри­ци­ан­ский род Анто­ни­ев; его чле­ны носи­ли имя Мерен­да и сре­ди них упо­ми­на­ет­ся Тит Анто­ний Мерен­да, децем­вир в 304 и 305 гг. от осно­ва­ния Рима (450 и 449 гг. до н. э.). Но этот пат­ри­ци­ан­ский род, насколь­ко мы зна­ем, не дал моне­та­ри­ев и гораздо менее изве­стен, чем пле­бей­ский род Анто­ни­ев, кото­рый, впро­чем, мог вос­хо­дить к тем же кор­ням. Они при­тя­за­ли на про­ис­хож­де­ние от Анто­на, сына Гер­ку­ле­са1, и об этом леген­дар­ном род­стве напо­ми­на­ет лев, кото­ро­го мы видим на неко­то­рых моне­тах Мар­ка Анто­ния. Сре­ди Анто­ни­ев осо­бо сле­ду­ет назвать Мар­ка Анто­ния, началь­ни­ка кон­ни­цы в 420 г. (334 г. до н. э.) во вре­мя вой­ны с сам­ни­та­ми; ора­то­ра Мар­ка Анто­ния, кон­су­ла 655 г. (99 г. до н. э.) и отца Мар­ка Анто­ния Крит­ско­го. Этот послед­ний, про­пре­тор Сици­лии в 680 г. (74 г. до н. э.) и коман­дую­щий рим­ским фло­том, обви­нял­ся в том, что заклю­чил согла­ше­ние с пира­та­ми, опу­сто­шав­ши­ми Сре­ди­зем­но­мо­рье. Его сыном был зна­ме­ни­тый три­ум­вир Марк Анто­ний. Имя Анто­ни­ев упо­ми­на­ет­ся на рес­пуб­ли­кан­ских моне­тах в свя­зи со сле­дую­щи­ми пер­со­на­жа­ми: Квинт Анто­ний Бальб, пре­тор Сар­ди­нии; три­ум­вир Марк Анто­ний; Гай Анто­ний и Луций Анто­ний, два его бра­та.

© 2018 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

1Plut. Ant. 4; 36; 60.

MRR (Babelon), т. I, c. 158—161, к Antonia 2—147 (1885 г.):

2. Марк Анто­ний, импе­ра­тор и три­ум­вир

Марк Анто­ний, сын Мар­ка Анто­ния Крит­ско­го и Юлии, сест­ры Луция Юлия Цеза­ря, кон­су­ла 690 г. от осно­ва­ния Рима (64 г. до н. э.), родил­ся око­ло 671 г. (83 г. до н. э.). Он был вну­ком ора­то­ра Мар­ка Анто­ния, и его про­ис­хож­де­ние ука­за­но на неко­то­рых его моне­тах с леген­дой Marci с.159 filius, Marci nepos («сын Мар­ка, внук Мар­ка»). Его исто­рия слиш­ком хоро­шо извест­на, чтобы крат­ко изла­гать её здесь; мы огра­ни­чим­ся пере­чис­ле­ни­ем основ­ных эта­пов его карье­ры (cursus honorum) и напо­ми­на­ни­ем о собы­ти­ях, кото­рые поз­во­ля­ют про­яс­нить нумиз­ма­ти­че­ские про­бле­мы. Анто­ний начал воен­ную карье­ру под коман­до­ва­ни­ем кон­су­ла Авла Габи­ния в Сирии и в 697—699 гг. (57—55 гг. до н. э.) при­ни­мал уча­стие в войне про­тив Ари­сто­бу­ла в Пале­стине и в рестав­ра­ции Пто­ле­мея XI Авле­та на еги­пет­ском троне. В 700 г. он сопро­вож­дал Юлия Цеза­ря в Гал­лию; в 702 г. он был кве­сто­ром и в этой долж­но­сти слу­жил в Гал­лии до сле­дую­ще­го года. В 704 г. (50 г. до н. э.) бла­го­да­ря вли­я­нию Юлия Цеза­ря Анто­ний был избран чле­ном кол­ле­гии авгу­ров и пле­бей­ским три­бу­ном: авгур­ские инсиг­нии изо­бра­же­ны на неко­то­рых его моне­тах. Позд­нее, под­дер­жав Цеза­ря про­тив Пом­пея, Анто­ний был назна­чен вер­хов­ным коман­дую­щим в Ита­лии, а в 706 г. (48 г. до н. э.) при­ни­мал уча­стие в бит­ве при Фар­са­ле, после кото­рой Цезарь назна­чил его началь­ни­ком кон­ни­цы и пору­чил ему управ­ле­ние Римом на вре­мя пре­бы­ва­ния дик­та­то­ра в Егип­те и Азии. В 709 г. (45 г. до н. э.) Анто­ний при­был в Нар­бон, где пред­ло­жил Цеза­рю диа­де­му по слу­чаю празд­ни­ка Лупер­ка­лий[1]; в 710 г. (44 г. до н. э.) он был кон­су­лом вме­сте с Юли­ем Цеза­рем, кото­рый был убит в мар­тов­ские иды. Марк Анто­ний под­нял народ про­тив убийц и, объ­еди­нив армию, оса­дил Деци­ма Бру­та в Модене, где тот укре­пил­ся. После череды побед и пора­же­ний в послед­ние меся­цы 710 г. и пер­вые меся­цы 711 г. Анто­ний в кон­це кон­цов вынуж­ден был снять оса­ду с Моде­ны и уда­лить­ся в Гал­лию. Там он встре­тил­ся с Лепидом, и вско­ре были зало­же­ны осно­вы того зна­ме­ни­то­го три­ум­ви­ра­та, кото­рый так часто упо­ми­на­ет­ся на моне­тах и был утвер­ждён 27 нояб­ря 711 г. (43 г. до н. э.). Окта­вий, Лепид и Марк Анто­ний на пять лет при­ня­ли титул три­ум­ви­ров для вос­ста­нов­ле­ния государ­ства (Triumviri Reipubliae constituendae). Марк Анто­ний полу­чил в управ­ле­ние Гал­лию.

Цице­рон пал жерт­вой мести Анто­ния, и рес­пуб­ли­кан­ская пар­тия, кото­рую воз­глав­ля­ли Брут и Кас­сий, была окон­ча­тель­но раздав­ле­на при Филип­пах в 712 г. (42 г. до н. э.). После этой победы Анто­ний неко­то­рое вре­мя про­вёл в Гре­ции, а оттуда отпра­вил­ся в Кили­кию, где встре­тил Клео­пат­ру, вме­сте с кото­рой отплыл в Еги­пет; его без­де­я­тель­ность поз­во­ли­ла пар­фя­нам в 714 г. (40 г. до н. э.) занять Сирию; вер­нув­шись в Ита­лию, Анто­ний в знак при­ми­ре­ния женил­ся на Окта­вии, сест­ре Окта­вия; несмот­ря на новые раз­но­гла­сия, в 716 г. (38 г. до н. э.) пол­но­мо­чия три­ум­ви­ра­та были про­дле­ны на пять лет. с.160 Анто­ний полу­чил в управ­ле­ние Восток и вер­нул­ся в Еги­пет к Клео­пат­ре; победив пар­фян, он отпразд­но­вал необы­чай­но вели­ко­леп­ный три­умф в Алек­сан­дрии; одна­ко он сно­ва поссо­рил­ся с Окта­ви­ем и вновь раз­го­ре­лась граж­дан­ская вой­на; в 723 г. (31 г. до н. э.) Анто­ний потер­пел окон­ча­тель­ное пора­же­ние при Акции в Акар­на­нии. Пре­сле­ду­е­мый, он бежал в Еги­пет, был поки­нут самой Клео­патрой и соб­ст­вен­ны­ми сол­да­та­ми и покон­чил с собой; по сло­вам Плу­тар­ха, тогда (в 724 г.) ему было пять­де­сят три года.

Марк Анто­ний нико­гда не испол­нял обя­зан­но­сти монет­но­го маги­ст­ра­та; его имя встре­ча­ет­ся на моне­тах толь­ко с титу­лом импе­ра­то­ра или три­ум­ви­ра. Моне­ты Мар­ка Анто­ния мож­но разде­лить на несколь­ко серий: те, на кото­рых он один; те, на кото­рых вме­сте с ним изо­бра­жён дру­гой три­ум­вир — Лепид или Окта­вий; те, на кото­рых вме­сте с ним упо­ми­на­ет­ся под­чи­нён­ный ему импе­ра­тор; нако­нец, те, на кото­рых вме­сте с ним упо­ми­на­ет­ся монет­ный маги­ст­рат.

Марк Анто­ний был кон­су­лом в пер­вый раз (COS. I) в 710 г. (44 г. до н. э.), кон­су­лом во вто­рой раз (COS. II) в 720 г. (34 г. до н. э.). Он был избран­ным кон­су­лом во вто­рой и тре­тий раз (COS. DES. II и III) с 715 г. (39 г. до н. э.) по 720 г (34 г. до н. э.) и избран­ным кон­су­лом в тре­тий раз (COS. DES. III) с 720 г. (34 г. до н. э.) до 723 г. (31 г. до н. э.).

Он был три­ум­ви­ром в пер­вый раз с 27 нояб­ря 711 г. до 31 декаб­ря 716 г., во вто­рой раз — с 1 янва­ря 717 г.

В пер­вый раз он был про­воз­гла­шён импе­ра­то­ром во вре­мя оса­ды Моде­ны, в кон­це 710 г. (44 г. до н. э.) или в нача­ле 711 г. (43 г. до н. э.)1. Он был про­воз­гла­шён импе­ра­то­ром во вто­рой раз (imperator iterum) по слу­чаю вто­рой победы сво­его под­чи­нён­но­го Пуб­лия Вен­ти­дия Бас­са над пар­фя­на­ми, летом 716 г. (38 г. до н. э.)2. Он был про­воз­гла­шён импе­ра­то­ром в тре­тий раз (imperator tertio), веро­ят­но, по слу­чаю не столь бле­стя­щих побед, одер­жан­ных на Восто­ке над пар­фя­на­ми летом 718 г. (36 г. до н. э.)3. Его чет­вёр­тая и послед­няя импе­ра­тор­ская аккла­ма­ция дати­ру­ет­ся, соглас­но г-ну В. Кала­ну, пер­вой поло­ви­ной 723 г. (31 г. до н. э.)4.

Даты вто­рой и третьей импе­ра­тор­ских аккла­ма­ций с.161 в целом пло­хо извест­ны; вто­рую пред­по­ло­жи­тель­но отно­сят к 714 г. (40 г. до н. э.), во вре­мя ова­ции, отпразд­но­ван­ной дву­мя три­ум­ви­ра­ми, Анто­ни­ем и Окта­ви­ем, а третью — к 716 или 718 г., по слу­чаю побед Вен­ти­дия Бас­са на Восто­ке5; одна­ко эти даты не могут быть при­ня­ты, посколь­ку дела­ют невоз­мож­ной хро­но­ло­ги­че­скую клас­си­фи­ка­цию монет6.

© 2018 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

1Caland W. De nummis M. Antonii triumviri vitam et res gestas illustrantibus commentatio. Lugduni Batavorum, 1883. P. 10. Ср. von Sallet A. Beiträge zur antiken Münz- und Altertumskunde // Zeitschrift für Numismatik. Bd. 10. 1883. S. 169.

2Caland W. Op. cit. P. 17. Ср. Babelon E. Classement chronologique et iconographique de quelques monnaies de la fin de la république Romaine // Revue numismatique. T. 10. 1884. P. 411 f.

3Caland W. Op. cit. P. 21.

4Caland W. Op. cit. P. 22.

5von Sallet A. Op. cit. S. 169.

6Babelon E. Op. cit. P. 414.

[1]Анто­ний пред­ло­жил Цеза­рю диа­де­му в Риме 15 фев­ра­ля 44 г. до н. э. — Прим. ред. сай­та.

MRR (Babelon), т. I, с. 167, к Antonia 19—27 (1885 г.):

Пер­со­на­жи, под­пи­сав­шие при­ведён­ные выше моне­ты Мар­ка Анто­ния (№ 19—27), то есть Пуб­лий Кло­дий, сын Мар­ка, Луций Ливи­ней Регул, Луций Мус­сидий Лонг и Гай Вибий Вар, — это регу­ляр­ные монет­ные кват­ту­о­рви­ры монет­но­го дво­ра в Риме в 711 г. (43 г. до н. э.); г-н В. Калан1 дати­ро­вал их долж­ность 712 г. (42 г. до н. э.); они дей­ст­ви­тель­но оста­лись в долж­но­сти в этом году, одна­ко нача­ли чека­нить моне­ты — в преды­ду­щем.

© 2018 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

1Caland W. De nummis M. Antonii triumviri vitam et res gestas illustrantibus commentatio. Lugduni Batavorum, 1883. P. 29—30.

MRR (Babelon), т. II, с. 240—241, к Mussidia 1—15 (1885 г.):

CVIII. МУССИДИИ

Семья Мус­сиди­ев извест­на толь­ко по моне­там Луция Мус­сидия Лон­га, сына Тита Мус­сидия Лон­га. Нам ниче­го не извест­но о жиз­ни это­го чело­ве­ка, кото­рый был моне­та­ри­ем в 711 и 712 г. (43—42 гг. до н. э.), в то же самое вре­мя, что и Пуб­лий Кло­дий, сын Мар­ка, Луций Ливи­ней Регул и Гай Вибий Вар. Поми­мо монет, на кото­рых ука­за­но лишь его имя, Луций Мус­сидий выпус­кал и моне­ты с име­на­ми: 1) Юлия Цеза­ря, кото­рый уже умер к момен­ту их выпус­ка; 2) Лепида; 3) Мар­ка Анто­ния; 4) Окта­вия. Луций Мус­сидий Лонг на несколь­ких моне­тах име­ет титул кват­ту­о­рви­ра, ответ­ст­вен­но­го за чекан­ку золотых монет1.

Венок, изо­бра­жен­ный на ревер­се дена­ри­ев №№ 1, 2, 3, — это венок Арваль­ских бра­тьев из коло­сьев, обвя­зан­ный лен­той из белой шер­сти. На дена­рии № 4 мы видим харак­тер­ное изо­бра­же­ние голо­вы Фуль­вии с атри­бу­та­ми Победы; выше мы уже объ­яс­ня­ли порт­ре­ты пер­вой жены Мар­ка Анто­ния на моне­тах2. Голо­ва боги­ни Согла­сия, изо­бра­жен­ная на дена­ри­ях 5 и 6, встре­ча­ет­ся на мно­гих моне­тах это­го вре­ме­ни; мы толь­ко напом­ним, с.241 что у боги­ни Согла­сия был храм «в кре­по­сти» (in arce)3, стро­и­тель­ство кото­ро­го нача­лось в 537 г. (217 г. до н. э.), и что празд­ник этой боги­ни отме­чал­ся 5 фев­ра­ля4. Так­же на моне­тах кон­ца рес­пуб­ли­ки, в раз­гар граж­дан­ских войн, мы часто встре­ча­ем изо­бра­же­ние каду­цея, сим­во­ла мира, кото­рый дер­жат две соеди­нен­ные руки. Сия­ю­щая голо­ва Солн­ца (№ 7) так­же встре­ча­ет­ся на моне­тах Мар­ка Анто­ния, выпу­щен­ных в 711 г. (Antonia, 28—31). Но самое инте­рес­ное изо­бра­же­ние нахо­дит­ся на ревер­сах типов 6 и 7, хотя оно точ­но и не объ­яс­не­но. Имя Кло­аки­на (Cloacina (от cluere, очи­щать, напи­сан­ное на кораб­ле, — это про­зви­ще Вене­ры Иску­пи­тель­ни­цы (expiatrix), и оно дока­зы­ва­ет, что имел­ся памят­ник, воз­двиг­ну­тый в честь этой боги­ни неда­ле­ко от коми­ция. Рас­ска­зы­ва­ли, что этот алтарь был воз­веден рим­ля­на­ми и саби­на­ми, при­нес­ши­ми вет­ви мир­та в знак при­ми­ре­ния после похи­ще­ния саби­ня­нок и после­до­вав­ше­го за этим боя5. Таким обра­зом, к Вене­ре Кло­акине, чьи сим­во­лы име­ли мно­го обще­го с сим­во­ла­ми Согла­сия, было умест­но взы­вать в пери­од граж­дан­ских войн. Двое пер­со­на­жей, сто­я­щих на кораб­ле, один из кото­рых дер­жит ветвь мир­та — это Ромул и Таций, царь саби­нов.

© 2009 г. Пере­вод С. Э. Таривер­ди­е­вой

1Золотую моне­ту Л. Мус­сидия Лон­га с леген­дой C. CAESAR DICT. PERPETVO, опуб­ли­ко­ван­ную Коэном как под­лин­ная в 1858 г. (Cohen H. Une médaille d’or inédite de Jules César // Revue numismatique. 1858. T. 3. P. 386), сам Коэн и A. фон Зал­лет позд­нее при­зна­ли про­из­веде­ни­ем совре­мен­но­го фаль­ши­во­мо­нет­чи­ка (Cohen H. Description historique des monnaies frappees sous l’empire romain communement appelees medailles imperiales / 2° édit. P., 1859. T. 1. P. 13, not.; von Zallet A. Die Münzen Caesars mit seinem Bildniss // Zeitschrift für Numismatik. 1877. Bd. 4. S. 138.

2См. выше, т. I, с. 169.

3Liv. XXII. 33. 7.

4Marquardt J. Rœmische Staatsverwaltung. Bd. 3. Leipzig, 1885. S. 548.

5Plin. NH. XV. 36. 1; Ср. Preller L. Rœmische Mythologie / 3 Aufl. hsg. H. Jordan. Berlin, 1881. S. 439.

BMC RR (Grueber), т. I, с. 573—574, прим. 1 (к №№ 4226—4254) (1910 г.):

Моне­та­ри­я­ми, чьи моне­ты отно­сят­ся к это­му году, были Луций Мус­сидий, сын Тита, Лонг и Луций Ливи­ней Регул, оба чека­нив­шие золотые и сереб­ря­ные моне­ты. Это самые позд­ние выпус­ки рим­ско­го монет­но­го дво­ра, най­ден­ные в кла­де Вигат­то. Бабе­лон (Babelon E. Description historique et chronologique des monnaies de la République romaine. T. 2. P., 1886. P. 240) отно­сит выпуск этих монет к 43—42 г. до н. э. и при­со­еди­ня­ет к Мус­сидию и Ливи­нею П. Кло­дия, сына Мар­ка, и Г. Вибия Вара, ком­плек­туя таким обра­зом кват­ту­о­рви­рат монет­но­го дво­ра, но граф де Салис отнес выпуск послед­них двух моне­та­ри­ев к 38 г. до н. э. (см. ниже, с.582).

В этом году начи­на­ет­ся некий новый этап раз­ви­тия монет­ных типов, чека­нив­ших­ся в Риме. Ранее един­ст­вен­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми живых людей на этих моне­тах были порт­ре­ты Юлия Цеза­ря и Мар­ка Анто­ния (см. выше, с. 542, 550). В 39 г. до н. э. име­ют­ся не толь­ко памят­ные порт­ре­ты Юлия Цеза­ря, но и изо­бра­же­ния три­ум­ви­ров, Анто­ния, Окта­вия и Лепида (см. выше, с. 557). По-види­мо­му, было изда­но осо­бое рас­по­ря­же­ние в свя­зи с чекан­кой золотых монет с порт­ре­та­ми три­ум­ви­ров, на что ука­зы­ва­ют бук­вы A. P. F. (Auro publico feriundo, «для чекан­ки государ­ст­вен­но­го золота»), обна­ру­жен­ные на неко­то­рых экзем­пля­рах обо­их моне­та­ри­ев это­го года. Хотя после смер­ти Цеза­ря не пред­при­ни­ма­лось попы­ток изо­бра­жать на моне­тах рим­ско­го монет­но­го дво­ра живых людей, за исклю­че­ни­ем выше­упо­мя­ну­то­го Анто­ния, эта прак­ти­ка была обыч­ной для про­вин­ци­аль­ных выпус­ков. Брут во вре­мя сво­его отступ­ле­ния на Восток чека­нил моне­ты со сво­им соб­ст­вен­ным изо­бра­же­ни­ем, а с 43 г. до н. э. порт­ре­ты Анто­ния, Окта­вия и Лепида появи­лись на мно­гих золотых и сереб­ря­ных моне­тах, чека­нив­ших­ся ими в соот­вет­ст­ву­ю­щих про­вин­ци­ях на Восто­ке, в Гал­лии и Афри­ке. Начи­ная с это­го вре­ме­ни, чекан­ка монет утра­ти­ла огром­ную часть сво­его офи­ци­аль­но­го харак­те­ра и при­об­ре­ла лич­ный харак­тер, отсут­ст­ви­ем кото­ро­го ранее была при­ме­ча­тель­на.

Изо­бра­же­ния, исполь­зо­вав­ши­е­ся моне­та­ри­я­ми это­го года, мож­но разде­лить на две груп­пы: одни отно­сят­ся к теку­щим собы­ти­ям; дру­гие свя­за­ны с тра­ди­ци­я­ми соот­вет­ст­ву­ю­щих семей. Судя по сохра­не­нию вто­рой груп­пы изо­бра­же­ний, моне­та­рии не хоте­ли отка­зы­вать­ся от освя­щен­но­го вре­ме­нем обы­чая.

О моне­та­рии Луции Мус­сидии Лон­ге, сыне Тита Мус­сидия Лон­га, нам извест­но толь­ко то, что мы зна­ем из его монет. О роде Мус­сиди­ев нет упо­ми­на­ний у антич­ных авто­ров, и Л. Мус­сидий — един­ст­вен­ный член это­го рода, чьи­ми моне­та­ми мы рас­по­ла­га­ем. Изо­бра­же­ния, как уже гово­ри­лось, делят­ся на две груп­пы: пер­вая отно­сит­ся к три­ум­ви­рам и теку­щим собы­ти­ям; вто­рая, несо­мнен­но, — к пре­да­нию, свя­зан­но­му с его соб­ст­вен­ной семье. Изо­бра­же­ния Мар­са и Победы на биге на типах I и II — это дань три­ум­ви­рам, воз­мож­но, глав­ным обра­зом, в свя­зи с их победа­ми над Бру­том на Восто­ке. Рог изоби­лия, изо­бра­жен­ный на типе III, голо­ва Цере­ры и венок из коло­сьев на типе IV и голо­ва Согла­сия и соеди­нен­ные руки, дер­жа­щие каду­цей, на типе V, и, воз­мож­но, так­же рог изоби­лия на небес­ном гло­бу­се и т. д. на типе VI могут отно­сить­ся к согла­ше­нию меж­ду с.574 Окта­ви­ем и Секс­том Пом­пе­ем, заклю­чен­но­му в 39 г. до н. э., соглас­но кото­ро­му послед­ний пообе­щал обес­пе­чи­вать Ита­лию зер­ном в обмен на про­вин­ции Сици­лия, Сар­ди­ния, Кор­си­ка и Ахайя, авгу­рат, ком­пен­са­цию за его лич­ное состо­я­ние в раз­ме­ре сем­на­дца­ти с поло­ви­ной мил­ли­о­нов дена­ри­ев и обе­ща­ние кон­суль­ства. Несколь­ко ранее Секст пере­крыл достав­ку про­до­воль­ст­вия в Ита­лию, что вызва­ло чрез­вы­чай­но бед­ст­вен­ное поло­же­ние как внут­ри, так и за пре­де­ла­ми сто­ли­цы. Таким обра­зом, воз­мож­но, что золотые и сереб­ря­ные моне­ты с эти­ми изо­бра­же­ни­я­ми были выпу­ще­ны спе­ци­аль­но, чтобы покрыть чрез­мер­ные издерж­ки этой ситу­а­ции. Это объ­яс­ни­ло бы не толь­ко изо­бра­же­ние голо­вы Юно­ны Моне­ты на типе IV var., но и несколь­ко гру­бую тех­ни­ку неко­то­рых ауре­ев, штем­пе­ли кото­рых мог­ли быть изготов­ле­ны в спеш­ке. По порт­ре­ту Окта­вия на кото­ром он изо­бра­жен с неболь­шой щети­ной, мож­но понять, что в знак тра­у­ра он не брил­ся со вре­ме­ни убий­ства Цеза­ря до кон­ца вой­ны с Секс­том Пом­пе­ем, послед­ним остав­шим­ся в живых убий­цей его дяди, в 36 г. до н. э. Дион Кас­сий (XLVIII. 34) сооб­ща­ет, что Окта­вий сбрил боро­ду в 39 г. до н. э., в год кон­суль­ства Л. Мар­ция Цен­зо­ри­на и Г. Каль­ви­зия Саби­на по слу­чаю про­веде­ния пуб­лич­ных игр, но свиде­тель­ство монет дока­зы­ва­ет, что он не брил­ся до пора­же­ния Секс­та Пом­пея, про­изо­шед­ше­го тре­мя года­ми позд­нее.

Наи­бо­лее инте­рес­ные и, воз­мож­но, наи­бо­лее труд­но­объ­яс­ни­мые моне­ты Мус­сидия — те, что свя­за­ны с Вене­рой Кло­аки­ной. Имя Кло­аки­ны (про­изо­шед­шее от cluere или cloare, мыть, чистить, очи­щать) было дано Вене­ре Иску­пи­тель­ни­це (Expiatrix). Пли­ний (NH XV. 36) сооб­ща­ет, что после сра­же­ния рим­ляне и саби­ны про­ве­ли обряд очи­ще­ния вет­вя­ми мир­та на том месте, где поз­же были соору­же­ны ста­туи Вене­ры Кло­аки­ны. Эти ста­туи сто­я­ли в север­ной части Фору­ма рядом с Коми­ци­я­ми и над Боль­шой Кло­акой. Судя по моне­там, у Вене­ры Кло­аки­ны не было хра­ма на Фору­ме, а посвя­щен­ный ей памят­ник состо­ял из круг­лой плат­фор­мы и огра­ды из узор­ча­той решет­ки. Вход рас­по­ла­гал­ся с левой сто­ро­ны, что вид­но по лест­ни­це и пор­ти­ку. На этой плат­фор­ме сто­я­ли ста­туи боги­ни (ср. Thédenat H. Le forum romain et les forums impériaux. Paris, 1898. P. 87). Посколь­ку Пли­ний гово­рит об изо­бра­же­ни­ях (signa), мож­но заклю­чить, что обе ста­туи — это ста­туи Вене­ры, но, воз­мож­но, пока­зы­ваю­щие ее в раз­лич­ных аспек­тах. Плат­фор­ма сохра­ни­лась на Фору­ме до сих пор, и на ней мож­но опре­де­лить те места, где сто­я­ли ста­туи. Голо­ва боги­ни Согла­сия в свя­зи с этим ревер­сом озна­ча­ет тес­ный союз и друж­бу, уста­но­вив­ши­е­ся меж­ду рим­ля­на­ми и саби­на­ми, посе­лив­ши­ми­ся на Кви­ри­на­ле и постро­ив­ши­ми там храм богу Солн­ца, чей культ они очень чти­ли (Preller L. Römische Mythologie / 3 Aufl. hsg. H. Jordan. Berlin, 1881. S. 324, 325). Этим же обсто­я­тель­ст­вом объ­яс­ня­ет­ся вза­и­мо­связь изо­бра­же­ния голо­вы бога Солн­ца с голо­вой Вене­ры Кло­аки­ны в монет­ной чекан­ке. Дан­ное объ­яс­не­ние это­го инте­рес­но­го изо­бра­же­ния появи­лось неза­ви­си­мо от взглядов док­то­ра Дрес­се­ля, изло­жен­ных в ста­тье Dressel H. Das sacrum Cloacinae // Wiener Studien. Bd. 24. 1902. S. 418 и далее. Дрес­сель пола­га­ет, что пор­тик сле­ва может быть бази­ли­кой Эми­лия. Бабе­лон (Babelon E. Op. cit. P. 241) пред­по­ла­га­ет, что две фигу­ры, сто­я­щие на плат­фор­ме (кото­рую он опи­сы­ва­ет как корабль), — это Ромул и Таций, царь саби­нов. Слож­но объ­яс­нить связь изо­бра­же­ния Вене­ры Кло­аки­ны с родом Мус­сиди­ев. Воз­мож­но, пред­ку моне­та­рия тра­ди­ци­он­но при­пи­сы­ва­ли соору­же­ние этих ста­туй, или эта семья пре­тен­до­ва­ла на сабин­ское про­ис­хож­де­ние. Эти изо­бра­же­ния, оче­вид­но, долж­ны быть каким-то обра­зом свя­за­ны с семьей моне­та­рия. Имя моне­та­рия ино­гда ука­за­но в роди­тель­ном паде­же (см. № 4235, с. 576).

© 2009 г. Пере­вод С. Э. Таривер­ди­е­вой

CRR (Sydenham), с. 182, к № 1097 (1952 г.):

A. P. F. — auro publico feriundo, «для чекан­ки государ­ст­вен­но­го золота». Порт­ре­ты три­ум­ви­ров впер­вые появ­ля­ют­ся на моне­тах рим­ско­го монет­но­го дво­ра. Этот выпуск, веро­ят­но, дати­ру­ет­ся 42, а не 39 г. до н. э.

© 2018 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

RRC (Crawford), с. 502, к № 494 (1974 г.):

Сна­ча­ла пере­чис­ле­ны золотые порт­ре­ты три­ум­ви­ров, затем золотые и сереб­ря­ные изо­бра­же­ния каж­до­го моне­та­рия по оче­реди, выпус­ки, содер­жа­щие наме­ки на одно­го или более три­ум­ви­ров, пере­чис­ле­ны преж­де выпус­ков, содер­жа­щих част­ные изо­бра­же­ния.

© 2009 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

RRC (Crawford), с. 509—511, к № 494 (1974 г.):

О штем­пе­лях ревер­сов, общих для №№ 16, 17 и 18, см. Bahrfeldt M. Über die Chronologie der Münzen des Marcus Antonius 710—724 U. C. (44—30 v. Chr.) // Atti del Congresso Internazionale di Scienze Storiche VI, Sezione Numismatica. Roma, 1904. P. 190.

Эти четы­ре моне­та­рия ина­че не извест­ны; Л. Мус­сидий Лонг, веро­ят­но, отец сена­то­ра вре­мен Авгу­ста (Wiseman T. P. Some Republican senators and their tribes // CQ. Vol. 14. 1964. P. 127; idem. New men in the Roman senate, 139 B. C.—A. D. 14. Oxford, 1971. P. 243), Л. Ливи­ней Регул, воз­мож­но, сын дру­га Цице­ро­на Л. Ливи­нея Регу­ла с.510 (Att. III. 17. 1; Fam. XIII. 60. 1); послед­ний, веро­ят­но, был пре­то­ром, упо­мя­ну­тым на №№ 26—31, или, воз­мож­но, пре­фек­том горо­да, упо­мя­ну­тым на № 31; ни исто­рия это­го пери­о­да, ни кон­сти­ту­ци­он­ная прак­ти­ка не поз­во­ля­ют счи­тать, что сам моне­та­рий был пре­фек­том горо­да в 42 г. до н. э. или око­ло это­го вре­ме­ни (contra Broughton T. R. S. Supplement to the Magistrates of the Roman Republic. New York, 1960. P. 35; ср. моне­ту, подоб­ную № 31, без явно­го и исклю­чи­тель­но­го ука­за­ния на моне­та­рия, отче­ка­нив­ше­го ее: №№ 433/12; я не иден­ти­фи­ци­рую моне­та­рия и пре­фек­та 46 г.).

Золотые моне­ты с порт­ре­та­ми три­ум­ви­ров содер­жат как изо­бра­же­ния, про­слав­ля­ю­щие осно­ва­ние три­ум­ви­ра­та, так и изо­бра­же­ния, соот­вет­ст­ву­ю­щие отдель­ным три­ум­ви­рам: Л. Ливи­ней Регул изо­бра­жа­ет вестал­ку Эми­лию (Plut. Rom. 2 и Borghesi B. Œuvres complètes. T. 1. Paris, 1862. P. 329—332; см. так­же № 419), Гер­ку­ле­са, пред­ка Анто­ни­ев (App. BC III. 60 и 72; Plut. Ant. 4, 36 и 60; воз­мож­но, [Cic.] Caes. iun. I. 7), и Энея, несу­ще­го Анхи­за; П. Кло­дий изо­бра­жа­ет фигу­ру, веро­ят­но, явля­ю­щу­ю­ся Фор­ту­ной (сле­ду­ет отме­тить связь Лепида с хра­мом Εὐτυ­χια на фору­ме, Cass. Dio XLIV. 5. 2; Cic. Att. XIII. 42. 3), гения (ср. №№ 329 и 397), соеди­ня­ю­ще­го атри­бу­ты Солн­ца, Апол­ло­на, Вик­то­рии и Сча­стья (felicitas) и опи­раю­ще­го­ся пра­вой ногой на зем­ной шар меж­ду орлом и щитом (биб­лио­гра­фию см.: Buttrey T. V. The triumviral portrait gold of the Quattuorviri monetales of 42 B. C. New York, 1956. P. 9 n. 40; веро­ят­но, фигу­ра каким-то неяс­ным сего­дня обра­зом отно­сит­ся лич­но к Мар­ку Анто­нию; вопре­ки мне­нию А. Аль­фёль­ди (Alföldi A. Der neue Weltherrscher der vierten Ekloge Vergils // Hermes. Bd. 65. 1930. S. 377), фигу­ра не явля­ет­ся Эоном, о кото­ром см. Charbonneaux J. Aion et Philippe l’Arabe // MEFRA. T. 72. 1960. P. 253; Теве­но (Thevenot E. La figuration du Genie de Lyon // RAE. T. 10. 1959. P. 94) не при­во­дит свиде­тельств в поль­зу сво­его мне­ния, буд­то эта фигу­ра — гений Лугду­на) и Вене­ру Пра­ро­ди­тель­ни­цу. Л. Мус­сидий Лонг изо­бра­жа­ет Мар­са как напо­ми­на­ние о пла­нах три­ум­ви­ров пред­при­нять пар­фян­скую вой­ну (Weinstock S. Divus Iulius. Oxford, 1971. P. 128—132; ср. № 497 и с. 740) и рог изоби­лия как сим­вол Фор­ту­ны (нет осо­бой свя­зи меж­ду этим изо­бра­же­ни­ем и изо­бра­же­ни­ем Энея, отче­ка­нен­ным Л. Ливи­не­ем Регу­лом, Erkell H. Augustus, Felicitas, Fortuna: lateinische Wortstudien. Göteborg, 1952. S. 115—116 про­тив Alföldi A. Op. cit. S. 375 Anm. 1); Г. Вибий Вар изо­бра­жа­ет руко­по­жа­тие как сим­вол согла­сия меж­ду три­ум­ви­ра­ми.

Марс вновь встре­ча­ет­ся на дена­ри­ях П. Кло­дия, вме­сте с порт­ре­та­ми Цеза­ря, М. Анто­ния и Окта­ви­а­на; с послед­ним так­же сосед­ст­ву­ет изо­бра­же­ние Бла­го­че­стия на ревер­се, явно ука­за­ние на наслед­ство Цеза­ря и долг Окта­ви­а­на ото­мстить за него. Л. Ливи­ней Регул поме­ща­ет на свои дена­рии порт­рет Цеза­ря меж­ду лав­ро­вой вет­вью и каду­це­ем с изо­бра­же­ни­ем быка на ревер­се, воз­мож­но, напо­ми­ная бла­го­при­ят­ное пред­зна­ме­но­ва­ние в 47 г.1 (Cass. Dio XLI. 39. 2, ср. Suet. Iul. 59, и Weinstock S. Op. cit. P. 118—121), и порт­рет Окта­ви­а­на с изо­бра­же­ни­ем Победы на ревер­се (см. ILS. 108 о пер­вой победе Окта­ви­а­на при Мутине 14 апре­ля 43 г.). Г. Вибий Вар соеди­ня­ет на сво­их дена­ри­ях Фор­ту­ну, дер­жа­щую Вик­то­рию, с порт­ре­та­ми М. Анто­ния и Окта­ви­а­на и чека­нит так­же ауреи с Апол­ло­ном и Вене­рой, бога­ми-покро­ви­те­ля­ми Юли­ев (см. № 320). Л. Мус­сидий Лонг соеди­ня­ет порт­рет Цеза­ря с сим­во­ла­ми с.511 гос­под­ства «на суше и на море» (terra marique) — рогом изоби­лия на зем­ном шаре с рулем (см. № 393), — с сим­во­ла­ми Сча­стья (felicitas, ср. алтарь рода Авгу­ста, The Cambridge Ancient History. Plates IV. Cambridge, 1960. Pl. 134) и пон­ти­фи­ка­та; он так­же посвя­ща­ет Вик­то­рии обе сто­ро­ны еще одно­го выпус­ка дена­ри­ев и наме­ка­ет на согла­сие (concordia) меж­ду три­ум­ви­ра­ми, изо­бра­жая на дена­ри­ях руко­по­жа­тие вокруг каду­цея и храм Вене­ры Кло­аки­ны с Кон­кор­ди­ей (о хра­ме Вене­ры Кло­аки­ны см. Nash E. Pictorial Dictionary of Ancient Rome. London, 1968. Vol. I. 262; свиде­тель­ство Пли­ния (NH. XV. 119) пред­по­ла­га­ет, что он тоже может быть сим­во­лом граж­дан­ско­го мира, см. Pais E. I nummi di L. Mussidius Longus ed il loro significato per la storia del triumvirato romano // RAL. Ser. 5. Vol. 33. 1924. P. 15; о свя­зан­ной с ним идее очи­ще­ния см. van Essen C. C. Venus Cloacina // Mnemosyne. Vol. 9. 2. 1956. P. 137); соеди­не­ние звезды, полу­ме­ся­ца и Солн­ца на той же груп­пе дена­ри­ев, воз­мож­но, пред­по­ла­га­ет веру в неиз­беж­ность ново­го века (Cic. ND II. 51; Censorin. 18. 11; Norden E. Geburt des Kindes / 2 Aufl. Stuttgart, 1958. S. 143; Alföldi A. Op. cit. S. 373; Солн­це и Луна и род­ст­вен­ные им боже­ства Апол­лон и Диа­на на ауре­ях и дена­ри­ях П. Кло­дия, несо­мнен­но, наве­я­ны той же иде­ей)2.

Оста­ют­ся лишь ауреи и дена­рии Л. Ливи­нея Регу­ла, про­слав­ля­ю­щие куруль­ные долж­но­сти двух его пред­ков и наме­каю­щие на две обла­сти дея­тель­но­сти эди­ла (ср. выпус­ки, рас­смот­рен­ные на с. 729) и ауреи и дена­рии Г. Вибия Вара с изо­бра­же­ни­я­ми Ромы и Неме­зиды (о Роме ср. № 292/1, о Неме­зиде см. Roscher W. H. Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie. Bd. 3. Leipzig, 1902. S. 143—166), Либе­ра с его атри­бу­та­ми, Гер­ку­ле­са и Минер­вы; учи­ты­вая связь меж­ду Неме­зидой, Вик­то­ри­ей и Ромой (Weinstock S. Victoria // RE. Bd. VIII A. 1958. Sp. 2536—2537), ауреи, изо­бра­жаю­щие Рому и Неме­зиду, веро­ят­но, пред­вос­хи­ща­ют победу три­ум­ви­ров, ср. связь Ромы с победой Сул­лы (№ 421 и с. 732). Гер­ку­лес, веро­ят­но, — цеза­ри­ан­ский тип; во вся­ком слу­чае, его диа­де­ма похо­жа на пер­гам­скую коро­ну «Алек­сандра» (Kraft K. Der goldene Kranz Caesars und der Kampf um die Entlarvung des «Tyrannen». Darmstadt, 1969. S.12). Либер и Минер­ва, воз­мож­но, — семей­ные типы Виби­ев: Г. Вибий, сын Гая, Пан­са (№ 342) изо­бра­жа­ет Апол­ло­на, Цере­ру и Минерву; Г. Вибий, сын Гая, внук Гая, Пан­са (№ 449) — Либе­ра, Цере­ру и Мер­ку­рия; Г. Вибий Вар — Либе­ра и Минерву.

© 2009 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

1Но сле­ду­ет так­же отме­тить связь зоди­а­каль­но­го зна­ка Тель­ца с Вене­рой, см.: Mommsen Th. Die römische Chronologie bis auf Caesar. 2 Aufl. Berlin, 1859. S. 305—308.

2Но сле­ду­ет так­же отме­тить связь Солн­ца, Луны и Вик­то­рии в над­пи­си CIL. III. 14386d. Более ста­рые точ­ки зре­ния, а имен­но: Vercoutre A. Explication de l’Aureus frappé par P. Clodius à l’effigie de Marc’Antoine // Revue Numismatique. Ser. 3. T. 8. 1890. P. 377—384; Grueber H. A. Coins of the Roman Republic in the British Museum. Vol. I. L., 1910. P. 577, n. 1; P. 582—583, n. 2; Cesano L. M. Antonius-Sol (monete di M. A.) // Bollettino dell’Associazione Archeologica Romana. 1912. Vol. 10—12. P. 238, — неубеди­тель­ны.

CRI (Sear), с. 78, к № 114 (1998 г.):

Самой при­ме­ча­тель­ной осо­бен­но­стью кол­ле­гии моне­та­ри­ев 42 г. до н. э. ста­ла регу­ляр­ная чекан­ка золотых монет: впер­вые в исто­рии рим­ской чекан­ки такая зада­ча была пору­че­на моне­та­ри­ям. Источ­ни­ком золотых слит­ков для этой бес­пре­цедент­ной чекан­ки ста­ли про­скрип­ции, а её цель состо­я­ла в том, чтобы опла­тить огром­ные воен­ные рас­хо­ды в пред­две­рии решаю­ще­го столк­но­ве­ния с лиде­ра­ми рес­пуб­ли­кан­цев, Бру­том и Кас­си­ем, при Филип­пах. Иден­ти­фи­ка­ция Луция Ливи­нея Регу­ла, Пуб­лия Кло­дия, Луция Мус­сидия Лон­га и Гая Вибия Вара как чле­нов монет­ной кол­ле­гии в этот решаю­щий год в исто­рии Рес­пуб­ли­ки осно­ва­на на работах Т. Бат­три27. Эти моне­та­рии чека­ни­ли не толь­ко ауреи, но и зна­чи­тель­ное коли­че­ство дена­ри­ев, и на неко­то­рых из них изо­бра­жён порт­рет покой­но­го дик­та­то­ра. Для это­го типа Пуб­лий Кло­дий, сын Мар­ка, о кото­ром мы не зна­ем ниче­го опре­де­лён­но­го, исполь­зо­вал аверс, воз­вра­щаю­щий­ся к реа­ли­сти­че­ско­му порт­рет­но­му сти­лю при­жиз­нен­ных монет­ных порт­ре­тов Цеза­ря, в про­ти­во­вес иде­а­ли­зи­ро­ван­ным изо­бра­же­ни­ям на дена­ри­ях Фла­ми­ния, выпу­щен­ных в 43 г. до н. э. Парал­лель­но чека­ни­лись выпус­ки с порт­ре­та­ми двух три­ум­ви­ров, Анто­ния и Окта­ви­а­на (см. № 148 и 155). Изо­бра­же­ние Мар­са, бога вой­ны, было вполне умест­но в то вре­мя, когда при­готов­ле­ния к войне с рес­пуб­ли­кан­ски­ми сила­ми на Восто­ке шли пол­ным ходом.

© 2017 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой
27Buttrey T. The Triumviral Portrait Gold of the Quattuorviri Monetales of 42 BC // ANSNNM. Vol. 137. 1956. P. 32—44.

CRI (Sear), с. 96 (к № 145—145a) (1998 г.):

Марс, види­мо, был уме­стен для пери­о­да при­готов­ле­ний к войне, и моне­та­рий Мус­сидий Лонг исполь­зу­ет этот же тип ревер­са для ауре­ев, выпу­щен­ных в честь Окта­ви­а­на и Лепида (см. №№ 152 и 161). Кро­уфорд40 пред­по­ла­га­ет, что этот тип может наме­кать на пла­ны три­ум­ви­ров пред­при­нять пар­фян­скую вой­ну, заду­ман­ную Цеза­рем в послед­ние годы его жиз­ни.

© 2018 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой
40Crawford M. Roman Republican Coinage. Cambridge, 1974. P. 510.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА