Естественная история

Кн. VII, гл. 33

Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2012, вып. 3 (§§ 57—119).
Перевод с латинского и комментарии А. Н. Маркина (Удмуртский гос. ун-т).
Лат. текст: C. Plini Secundi Naturalis Historiae Libri XXXVII. Vol. 2, ed. C. Mayhoff. Lipsiae, Teubner, 1909.
Скан тойбнеровского изд. 1909 (доступен только для IP из США).
СКРЫТЬ ЛАТИНСКИЙ ТЕКСТ
119 (кон.)
  • 33. (33) Дар пред­ска­зы­вать буду­щее и опре­де­лен­ную бла­го­род­ную связь с небо­жи­те­ля­ми име­ла сре­ди жен­щин Сивил­ла197; сре­ди муж­чин у гре­ков — Мелам­под198, у рим­лян — Мар­ций199.
  • 33. (33) Di­vi­ni­tas et quae­dam cae­li­tum so­cie­tas no­bi­lis­si­ma ex fe­mi­nis in Si­byl­la fuit, ex vi­ris in Me­lam­po­de apud Grae­cos, apud Ro­ma­nos in Mar­cio.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 197Сивил­ла — жен­щи­на-про­рок, ясно­видя­щая, полу­чив­шая от боже­ства дар пред­ска­за­ний. Она дела­ла их в состо­я­нии экс­та­за, спон­тан­но. Все­го насчи­ты­ва­лось око­ло деся­ти сивилл в раз­лич­ных мест­но­стях и в раз­ные вре­ме­на. Наи­бо­лее извест­ны Сивил­лы эритрей­ская и кум­ская. Соглас­но рим­ской тра­ди­ции, Кум­ская Сивил­ла про­да­ла царю Тарк­ви­нию При­с­ку (по неко­то­рым сооб­ще­ни­ям — Тарк­ви­нию Супер­бу) три свои кни­ги с изре­че­ни­я­ми и нака­за­ла ему тща­тель­но хра­нить их. Сивил­ли­ны кни­ги хра­ни­лись в камен­ном ящи­ке в хра­ме Юпи­те­ра Капи­то­лий­ско­го под над­зо­ром спе­ци­аль­ной кол­ле­гии децем­ви­ров. Содер­жа­ние книг хра­ни­лось в стро­гой тайне. К ним обра­ща­лись децем­ви­ры по реше­нию сена­та толь­ко в слу­чае край­ней необ­хо­ди­мо­сти. Сивил­ли­ны кни­ги сго­ре­ли при пожа­ре хра­ма Юпи­те­ра Капи­то­лий­ско­го в 83 г. до н. э. После это­го в раз­ные места Гре­ции, Малой Азии и Ита­лии были направ­ле­ны послы, кото­рые собра­ли про­ро­че­ства Сивилл, и из них вновь были состав­ле­ны Сивил­ли­ны кни­ги. В 12 г. до н. э. импе­ра­тор Август, про­ведя их пере­смотр и изъ­яв непо­д­лин­ные части, пове­лел пере­не­сти их на хра­не­ние в храм Апол­ло­на на Пала­тине. В 400 г. н. э. они были сожже­ны по при­ка­зу рим­ско­го пол­ко­во­д­ца Фла­вия Сти­ли­хо­на, кото­рый фак­ти­че­ски пра­вил в то вре­мя Запад­ной Рим­ской импе­ри­ей. Сохра­нив­ши­е­ся до сих пор так назы­вае­мые Сивил­ли­ны кни­ги пред­став­ля­ют собой состав­лен­ные в позд­ней антич­но­сти (меж­ду II в. до н. э. и III в. н. э.) сбор­ни­ки гре­че­ских ора­ку­лов в 14 кни­гах и, как счи­та­ют, не име­ют ниче­го обще­го с Сивил­ли­ны­ми кни­га­ми.
  • 198Мелам­под — древ­ний про­ри­ца­тель, кото­рый посред­ст­вом тай­ных жерт­во­при­но­ше­ний и иску­пи­тель­ных жертв зани­мал­ся вра­че­ва­ни­ем. Он счи­тал­ся так­же осно­ва­те­лем куль­та Дио­ни­са в Гре­ции (He­ro­dot. II. 49).
  • 199Анк Мар­ций — чет­вер­тый рим­ский царь (640—616 до н. э.), веро­ят­но, внук Нумы Пом­пи­лия с мате­рин­ской сто­ро­ны. Тра­ди­ция при­пи­сы­ва­ет ему куль­то­вые ново­введе­ния.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1260010308 1260010405 1260010406 1327007034 1327007035 1327007036