Естественная история

Кн. VII, гл. 35

Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2013, вып. 3 (§§ 120—179).
Перевод с латинского и комментарии А. Н. Маркина (Удмуртский гос. ун-т).
Лат. текст: C. Plini Secundi Naturalis Historiae Libri XXXVII. Vol. 2, ed. C. Mayhoff. Lipsiae, Teubner, 1909.
Скан тойбнеровского изд. 1909 (доступен только для IP из США).
СКРЫТЬ ЛАТИНСКИЙ ТЕКСТ
120 (кон.)
  • 35. (35) Самой цело­муд­рен­ной жен­щи­ной в пер­вый раз, по мне­нию мат­рон, была при­зна­на Суль­пи­ция202, дочь Патер­ку­ла, супру­га Фуль­вия Флак­ка, кото­рую выбра­ли из 100 пред­ло­жен­ных для того, чтобы она, по пред­пи­са­нию Сивил­ли­ных книг, посвя­ти­ла изо­бра­же­ние Вене­ры; а во вто­рой раз, бла­го­да­ря рели­ги­оз­но­му дока­за­тель­ству, — Клав­дия, когда вво­зи­ли в Рим Матерь богов203.
  • 35. (35) Pu­di­cis­si­ma fe­mi­na se­mel mat­ro­na­rum sen­ten­tia iudi­ca­ta est Sul­pi­cia Pa­ter­cu­li fi­lia, uxor Ful­vi Flac­ci, elec­ta ex cen­tum prae­cep­tis quae si­mu­lac­rum Ve­ne­ris ex Si­byl­li­nis lib­ris de­di­ca­ret, ite­rum re­li­gio­nis ex­pe­ri­men­to Clau­dia in­duc­ta Ro­mam deum mat­re.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 202Вале­рий Мак­сим (VIII. 15. 12), источ­ник Пли­ния, сооб­ща­ет, что сенат, после того как децем­ви­ры спра­ви­лись в Сивил­ли­ных кни­гах, решил посвя­тить изо­бра­же­ние Вене­ры Вер­ти­кор­дии, чтобы помыс­лы дев и мат­рон обра­ти­лись от вожде­ле­ния к цело­муд­рию. Из всех мат­рон выбра­ли сто, из кото­рых по жре­бию избра­ли десять, по суж­де­нию кото­рых самой цело­муд­рен­ной была при­зна­на Суль­пи­ция. Об этом сооб­ща­ет и Солин (I. 126), кото­рый, как счи­та­ют, в дан­ном слу­чае заим­ст­во­вал инфор­ма­цию не из Пли­ния, а из дру­го­го источ­ни­ка. Вре­мя, место и при­чи­на посвя­ще­ния неиз­вест­ны. Веро­ят­но, об этой же Суль­пи­ции упо­ми­на­ет Ливий (XXXIX. 11—12).
  • 203Матерь богов (Идей­ская Матерь) — древ­ней­шее ана­то­лий­ское жен­ское боже­ство, извест­на так­же как Кибе­ла, Дин­ди­ме­на, Вели­кая Фри­гий­ская боги­ня. Ее изо­бра­же­ние (вер­нее, свя­щен­ный чер­ный камень как сим­вол боги­ни) нахо­ди­лось в Пес­си­нун­те в Малой Азии. В 204 г. до н. э. пер­гам­ский царь Аттал пере­дал рим­ля­нам этот сим­вол боги­ни, кото­рый на кораб­ле был при­ве­зен в Рим. Но в устье Тиб­ра корабль сел на мель и ника­ки­ми уси­ли­я­ми не мог­ли сдви­нуть его с места. Жре­цы Кибе­лы объ­яви­ли, что корабль смо­жет сдви­нуть с места толь­ко самая цело­муд­рен­ная жен­щи­на. Сре­ди мат­рон, вышед­ших встре­чать боги­ню, нахо­ди­лась и Клав­дия Квин­та, кото­рую неспра­вед­ли­во обви­ня­ли в неце­ло­муд­рии. Клав­дия обра­ти­лась с моль­бой к богине, чтобы та после­до­ва­ла за ней, если счи­та­ет ее цело­муд­рен­ной и чистой, ухва­ти­ла малень­ким кана­том (или сво­им поя­сом) за нос кораб­ля и одна без уси­лий пота­щи­ла его по реке. В этом при­зна­нии боги­ней ее цело­муд­рия и заклю­ча­ет­ся смысл выра­же­ния Пли­ния «по рели­ги­оз­но­му дока­за­тель­ству». Свя­щен­ный камень был вре­мен­но уста­нов­лен в хра­ме Победы на Пала­тине. В 191 г. до н. э. на Пала­тине был закон­чен храм Вели­кой Мате­ри, в вести­бу­ле кото­ро­го была постав­ле­на ста­туя Клав­дии Квин­ты. Это был пер­вый восточ­ный культ, введен­ный в Риме. Введе­ние куль­та Мате­ри богов в Риме было, по всей види­мо­сти, свя­за­но с ее тро­ян­ским про­ис­хож­де­ни­ем. См.: Liv. XXIX. 10; 14.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1260010310 1260010406 1260010407 1327007036 1327007037 1327007038