НРАВСТВЕННЫЕ ПИСЬМА К ЛУЦИЛИЮ
ПИСЬМО XVI

Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., Издательство «Наука», 1977.
Перевод, примечания, подготовка издания С. А. Ошерова. Отв. ред. М. Л. Гаспаров.
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Сене­ка при­вет­ст­ву­ет Луци­лия!

(1) Я знаю, Луци­лий, для тебя оче­вид­но, что, не изу­чая муд­ро­сти, нель­зя жить не толь­ко счаст­ли­во, но даже и снос­но, ибо счаст­ли­вой дела­ет жизнь совер­шен­ная муд­рость, а снос­ной — ее начат­ки. Но и оче­вид­ное нуж­да­ет­ся в том, чтобы его глуб­же усво­и­ли и укре­пи­ли посто­ян­ным раз­мыш­ле­ни­ем. Труд­нее сохра­нить чест­ные наме­ре­ния, чем возы­меть их. Нуж­но быть упор­ным и умно­жать силы усерд­ны­ми заня­тья­ми, пока доб­рая воля не пре­вра­тит­ся в доб­рые нра­вы. (2) Впро­чем, мне нет уже нуж­ды укреп­лять тебя дол­ги­ми и мно­го­слов­ны­ми реча­ми1: ведь я знаю твои успе­хи. Мне извест­но, откуда берет­ся все, что ты мне пишешь; в нем нет ни при­твор­ства, ни при­крас. И все же я ска­жу, что чув­ст­вую: я на тебя наде­юсь, но еще в тебе не уве­рен. И от тебя я хочу того же: ведь у тебя нет при­чин так лег­ко и быст­ро пове­рить в себя. Раз­бе­рись в самом себе, со всех сто­рон осмот­ри себя и про­верь, а преж­де все­го — в чем ты пре­успел: в фило­со­фии или в жиз­ни. (3) Фило­со­фия — не лицедей­ство, год­ное на показ тол­пе, фило­со­фом надо быть не на сло­вах, а на деле. Она — не для того, чтобы при­ят­но про­ве­сти день и без ску­ки убить вре­мя, нет, она выко­вы­ва­ет и зака­ля­ет душу, под­чи­ня­ет жизнь поряд­ку, управ­ля­ет поступ­ка­ми, ука­зы­ва­ет, что сле­ду­ет делать и от чего воз­дер­жать­ся, сидит у руля и направ­ля­ет сре­ди пучин путь гони­мых вол­на­ми. Без нее нет в жиз­ни бес­стра­шия и уве­рен­но­сти: ведь каж­дый час слу­ча­ет­ся так мно­го, что нам тре­бу­ет­ся совет, кото­ро­го мож­но спро­сить толь­ко у нее.

(4) Кто-нибудь ска­жет: «Что мне поль­зы в фило­со­фии, если есть рок? Что в ней поль­зы, если пра­вит боже­ство? Что в ней поль­зы, если повеле­ва­ет слу­чай?2 Ведь неиз­беж­ное нель­зя изме­нить, а про­тив неве­до­мо­го не най­ти средств. Мои замыс­лы либо пред­вос­хи­ще­ны боже­ст­вом, решив­шим за меня, что мне делать, либо фор­ту­на не даст им осу­ще­ст­вить­ся». — (5) Пусть одно из этих утвер­жде­ний вер­но, Луци­лий, пусть все они вер­ны, — нуж­но быть фило­со­фом! Свя­зы­ва­ет ли нас непре­лож­ным зако­ном рок, боже­ство ли уста­но­ви­ло все в мире по сво­е­му про­из­во­лу, слу­чай ли без вся­ко­го поряд­ка швы­ря­ет и мечет, как кости, чело­ве­че­ские дела, — нас долж­на охра­нять фило­со­фия. Она даст нам силу доб­ро­воль­но под­чи­нять­ся боже­ству, стой­ко сопро­тив­лять­ся фор­туне, она научит сле­до­вать веле­ньям боже­ства и сно­сить пре­врат­но­сти слу­чая. (6) Но сей­час не вре­мя рас­суж­дать о том, что в нашей вла­сти, если повеле­ва­ет про­виде­ние либо череда судеб вле­чет нас в око­вах, либо гос­под­ст­ву­ет вне­зап­ное и непред­виден­ное. Я воз­вра­ща­юсь к сво­им настав­ле­ни­ям и уве­ща­ни­ям: не допус­кай, чтобы порыв тво­ей души поник и остыл. Сохра­ни его и добей­ся, чтобы то, что было поры­вом, ста­ло состо­я­ни­ем души.

(7) Но, если я хоро­шо тебя знаю, ты с само­го нача­ла высмат­ри­ва­ешь, какой пода­ро­чек при­не­сет с собою это пись­мо. Обы­щи его — и най­дешь. Нет при­чин вос­хи­щать­ся моей щед­ро­стью: до сих пор я разда­ри­вал чужое. Впро­чем, поче­му чужое? Все, что ска­за­но хоро­шо, — мое, кем бы оно ни было ска­за­но. Как и это, ска­зан­ное Эпи­ку­ром: «Если в жиз­ни ты сооб­ра­зу­ешь­ся с при­ро­дой, то нико­гда не будешь беден, а если с люд­ским мне­ни­ем, то нико­гда не будешь богат». (8) При­ро­да жела­ет мало­го, люд­ское мне­ние — бес­ко­неч­но мно­го­го3. Пусть ты нако­пишь столь­ко же, сколь­ко мно­же­ство бога­чей, пусть фор­ту­на уве­ли­чит твою каз­ну свы­ше меры, отпу­щен­ной част­но­му чело­ве­ку, пусть она осы­пет тебя золо­том, оденет в пур­пур, даст столь­ко наслаж­де­ний и богатств, что ты покро­ешь зем­лю мра­мо­ром и смо­жешь не толь­ко вла­деть сво­им доб­ром, но и топ­тать его нога­ми. Пусть будут у тебя вдо­ба­вок и кар­ти­ны, и ста­туи, и все, что толь­ко созда­ло искус­ство в уго­ду рос­ко­ши, — изли­ше­ства лишь научат тебя желать еще боль­ше­го. (9) Есте­ствен­ные жела­ния име­ют пре­дел, порож­ден­ные лож­ным мне­ни­ем — не зна­ют, на чем оста­но­вить­ся, ибо все лож­ное не име­ет гра­ниц. Идя по доро­ге, при­дешь к цели, блуж­да­ние же бес­ко­неч­но. Поэто­му отой­ди подаль­ше от все­го сует­но­го, и если, домо­га­ясь чего-нибудь, ты захо­чешь узнать, есте­ствен­но ли твое жела­ние или сле­по, взгля­ни, может ли оно где-нибудь оста­но­вить­ся. Если, зай­дя дале­ко, ты заме­тишь, что идти до цели оста­лось еще боль­ше, знай, что твое жела­ние рож­де­но не при­ро­дой. Будь здо­ров.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Место испор­чен­ное и по-раз­но­му вос­ста­нав­ли­вае­мое раз­ны­ми изда­те­ля­ми.
  • 2Рок и боже­ство повеле­ва­ют миром — по уче­нию сто­и­ков, слу­чай — по уче­нию эпи­ку­рей­цев.
  • 3Ср. изре­че­ние Эпи­ку­ра (Сто­бей. «Цвет­ник», XVII): «Спа­си­бо бла­жен­ной при­ро­де за то, что необ­хо­ди­мое она сде­ла­ла лег­ко доступ­ным, а недо­ступ­ное — не необ­хо­ди­мым».
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1327007032 1327007054 1327008009 1346570017 1346570018 1346570019