Афинская полития

Гл. 43

Текст приводится по изданию: Аристотель. Афинская полития. 2-е изд.
Государственное социально-экономическое издательство. М., 1937. С. 5—131.
Перевод и примечания С. И. Радцига.
Книжная нумерация примечаний по разделам в электронной публикации заменена на сквозную, с сохранением книжного номера в квадратных скобках.
Греч. текст: Athenaion Politeia, ed. Kenyon. Oxford. 1920.
СКРЫТЬ ГРЕЧЕСКИЙ ТЕКСТ
1 2 3 4 5 6

43. Вот как обсто­ит дело с вне­се­ни­ем граж­дан в спис­ки и с поло­же­ни­ем эфе­бов.

На все вооб­ще долж­но­сти, вхо­дя­щие в круг обыч­но­го управ­ле­ния, афи­няне выби­ра­ют кан­дида­тов по жре­бию, за исклю­че­ни­ем каз­на­чея воин­ских сумм338, заве­дую­ще­го зре­лищ­ным фон­дом339 и попе­чи­те­ля водо­про­во­дов. На эти долж­но­сти изби­ра­ют под­ня­ти­ем рук, и избран­ные таким поряд­ком испол­ня­ют обя­зан­но­сти от Пана­фи­ней до Пана­фи­ней340. Кро­ме того, под­ня­ти­ем рук изби­ра­ют и на все воен­ные долж­но­сти341.

(2) Совет состо­ит из пяти­сот чле­нов, изби­рае­мых по жре­бию, по 50 от каж­дой филы. Обя­зан­но­сти при­та­нов испол­ня­ет каж­дая из фил342 по оче­реди, как выпа­дет жре­бий, пер­вые четы­ре — по 36 дней каж­дая, а сле­дую­щие шесть — по 35 дней каж­дая (как извест­но, афи­няне счи­та­ют год по луне)343. (3) Те из соста­ва Сове­та, кото­рые несут обя­зан­но­сти при­та­нов, име­ют общий стол в фоле344, полу­чая на это день­ги от государ­ства345. Затем, они соби­ра­ют и Совет и народ — Совет еже­днев­но, кро­ме непри­сут­ст­вен­ных дней346, а народ — четы­ре раза в каж­дую при­та­нию. При этом они состав­ля­ют про­грам­му, сколь­ко дел и что имен­но пред­сто­ит обсуж­дать Сове­ту в каж­дый день и где долж­но про­ис­хо­дить заседа­ние347. (4) Кро­ме того, они назна­ча­ют и Народ­ные Собра­ния348. Одно — глав­ное, в кото­ром пола­га­ет­ся про­из­во­дить про­вер­ку с.64 избра­ния вла­стей — нахо­дит ли народ их рас­по­ря­же­ния пра­виль­ны­ми, затем обсуж­дать вопро­сы отно­си­тель­но про­до­воль­ст­вия и защи­ты стра­ны; далее, в этот день могут делать чрез­вы­чай­ные заяв­ле­ния349 все желаю­щие; нако­нец, пола­га­ет­ся читать опи­си кон­фис­ку­е­мых иму­ществ и заяв­ле­ния об утвер­жде­нии в пра­вах наслед­ства и о наслед­ни­цах, чтобы все были осве­дом­ле­ны о каж­дом открыв­шем­ся наслед­стве. (5) В шестую при­та­нию350 кро­ме озна­чен­но­го при­та­ны ста­вят на голо­со­ва­ние под­ня­ти­ем рук еще вопрос отно­си­тель­но ост­ра­кисма — нахо­дят ли нуж­ным про­из­во­дить его или нет, затем пред­ло­же­ния пред­ва­ри­тель­ных при­го­во­ров351 про­тив сико­фан­тов от афи­нян и от мете­ков, не более трех от тех и дру­гих; нако­нец, такие дела, когда кто-нибудь, дав то или иное обе­ща­ние наро­ду, не выпол­нит его.

(6) Дру­гое Народ­ное Собра­ние назна­ча­ют для рас­смот­ре­ния хода­тайств; тут вся­кий желаю­щий, воз­ло­жив молит­вен­ную ветвь352, может рас­ска­зать наро­ду о каких поже­ла­ет лич­ных или обще­ст­вен­ных делах. Осталь­ные два Народ­ных Собра­ния отво­дят­ся для всех про­чих дел. На них зако­ны повеле­ва­ют обсуж­дать три дела по вопро­сам рели­гии, три дела по докла­дам героль­дов и посольств, три — по вопро­сам свет­ско­го харак­те­ра. Обсуж­да­ют ино­гда и без пред­ва­ри­тель­но­го голо­со­ва­ния353. Обра­ща­ют­ся же и героль­ды и послы преж­де все­го к при­та­нам; точ­но так же и лица, при­но­ся­щие пись­ма, пере­да­ют их им.

43. τὰ μὲν οὖν περὶ τὴν τῶν πο­λιτῶν ἐγ­γραφὴν καὶ τοὺς ἐφή­βου­ς τοῦ­τον ἔχει τὸν τρό­πον. τὰς δ᾽ ἀρχὰς τὰς περὶ τὴν ἐγκύκ­λιον διοίκη­σιν ἁπά­σας ποιοῦσι κλη­ρωτάς, πλὴν τα­μίου στρα­τιωτι­κῶν καὶ τῶν ἐπὶ τὸ θεω­ρικὸν καὶ τοῦ τῶν κρη­νῶν ἐπι­με­λητοῦ. ταύ­τας δὲ χει­ροτο­νοῦ­σιν, καὶ οἱ χει­ροτο­νηθέν­τες ἄρχου­σιν ἐκ Πα­ναθη­ναίων εἰς Πα­ναθή­ναια. χει­ροτο­νοῦσι δὲ καὶ τὰς πρὸς τὸν πό­λε­μον ἁπά­σας.

[2] βου­λὴ δὲ κλη­ροῦται φʹ, νʹ ἀπὸ φυ­λῆς ἑκάσ­της. πρυ­τανεύει δ᾽ ἐν μέ­ρει τῶν φυ­λῶν ἑκάσ­τη καθ᾽ ὅ τι ἂν λά­χω­σιν, αἱ μὲν πρῶ­ται τέτ­τα­ρες ϛʹ καὶ λʹ ἡμέ­ρας ἑκάσ­τη, αἱ δὲ ϛʹ αἱ ὕστε­ραι πέν­τε καὶ λʹ ἡμέ­ρας ἑκάσ­τη· κα­τὰ σε­λήνην γὰρ ἄγου­σιν τὸν ἐνι­αυτόν. [3] οἱ δὲ πρυ­τανεύον­τες αὐτῶν πρῶ­τον μὲν συσ­σι­τοῦ­σιν ἐν τῇ θό­λῳ, λαμ­βά­νον­τες ἀργύ­ριον πα­ρὰ τῆς πό­λεως, ἔπει­τα συ­νάγου­σιν καὶ τὴν βου­λὴν καὶ τὸν δῆ­μον· τὴν μὲν οὖν βου­λὴν ὅσαι ἡμέ­ραι, πλὴν ἐάν τις ἀφέ­σιμος ᾖ, τὸν δὲ δῆ­μον τετ­ρά­κις τῆς πρυ­τανείας ἑκάσ­της. καὶ ὅσα δεῖ χρη­ματί­ζειν τὴν βου­λήν, καὶ ὅ τι ἐν ἑκάστῃ τῇ ἡμέρᾳ καὶ ὅπου κα­θίζειν, οὗτοι προγ­ρά­φουσι. [4] προγ­ρά­φουσι δὲ καὶ τὰς ἐκκλη­σίας οὗτοι· μίαν μὲν κυ­ρίαν, ἐν ᾗ δεῖ τὰς ἀρχὰς ἐπι­χει­ροτο­νεῖν εἰ δο­κοῦσι κα­λῶς ἄρχειν, καὶ περὶ σί­του καὶ περὶ φυ­λακῆς τῆς χώ­ρας χρη­ματί­ζειν, καὶ τὰς εἰσαγ­γε­λίας ἐν ταύτῃ τῇ ἡμέρᾳ τοὺς βου­λο­μένους ποιεῖσ­θαι, καὶ τὰς ἀπογ­ρα­φὰς τῶν δη­μευομέ­νων ἀνα­γιγ­νώσκειν, καὶ τὰς λή­ξεις τῶν κλή­ρων καὶ τῶν ἐπι­κλή­ρων ἀνα­γινώσ­κειν, ὅπως μη­δένα λάθῃ μηδὲν ἔρη­μον γε­νόμε­νον. [5] ἐπὶ δὲ τῆς ἕκ­της πρυ­τανείας πρὸς τοῖς εἰρη­μένοις καὶ περὶ τῆς ὀστρα­κοφο­ρίας ἐπι­χει­ροτο­νίαν δι­δόα­σιν, εἰ δο­κεῖ ποιεῖν ἢ μή, καὶ συ­κοφαν­τῶν προ­βολὰς τῶν Ἀθη­ναίων καὶ τῶν με­τοίκων μέχ­ρι τριῶν ἑκα­τέρων, κἄν τις ὑποσ­χό­μενός τι μὴ ποιήσῃ τῷ δή­μῳ. [6] ἑτέ­ραν δὲ ταῖς ἱκε­τηρίαις, ἐν ᾗ θεὶς ὁ βου­λό­μενος ἱκε­τηρίαν, ὑπὲρ ὧν ἂν βού­λη­ται καὶ ἰδίων καὶ δη­μοσίων, διαλέ­ξεται πρὸς τὸν δῆ­μον. αἱ δὲ δύο περὶ τῶν ἄλ­λων εἰσίν, ἐν αἷς κε­λεύου­σιν οἱ νό­μοι τρία μὲν ἱερῶν χρη­ματί­ζειν, τρία δὲ κή­ρυξιν καὶ πρεσ­βείαις, τρία δὲ ὁσίων. χρη­ματί­ζου­σιν δ᾽ ἐνίοτε καὶ ἄνευ προ­χειρο­τονίας. προ­σέρ­χονται δὲ καὶ οἱ κή­ρυκες καὶ οἱ πρέσ­βεις τοῖς πρυ­τάνε­σιν πρῶ­τον, καὶ οἱ τὰς ἐπι­στο­λὰς φέ­ρον­τες τού­τοις ἀπο­διδόασι.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 338[1] Эта долж­ность была учреж­де­на, по-види­мо­му, в 338 г., выде­лен­ная из кру­га веде­ния государ­ст­вен­ных каз­на­че­ев с.119 (т. наз. «каз­на­че­ев Сиг­нии Афи­ны»), когда зре­лищ­ный фонд при­шлось обра­тить на воен­ные нуж­ды.
  • 339[2] Долж­ность заве­дую­ще­го зре­лищ­ным фон­дом была уста­нов­ле­на в 354 г. и сыг­ра­ла важ­ную роль, слу­жа сред­ст­вом для дема­го­ги­че­ских целей.
  • 340[3] Празд­ник вели­ких Пана­фи­ней (в честь боги­ни Афи­ны) справ­лял­ся один раз в 4 года в меся­це гека­том­беоне (ок. середи­ны авгу­ста), и сле­до­ва­тель­но эти долж­ност­ные лица изби­ра­лись на четы­рех­ле­тие.
  • 341[4] Т. е. стра­те­ги и их под­чи­нен­ные: гип­пар­хи, филар­хи и так­си­ар­хи (см. ниже, гл. 61, 1). Долж­но­сти финан­со­вые и воен­ные, для кото­рых тре­бо­ва­лась извест­ная ква­ли­фи­ка­ция — иму­ще­ст­вен­ная или тех­ни­че­ская, запол­ня­лись выбо­ра­ми через под­ня­тие рук, тогда как на осталь­ные долж­но­сти назна­ча­ли по жре­бию, счи­тая вся­ко­го граж­да­ни­на спо­соб­ным к их заня­тию.
  • 342[5] Дежур­ная часть Сове­та состав­ля­лась из чле­нов одной филы.
  • 343[6] Нор­маль­ный атти­че­ский год равен 354 дням. Он рас­пре­де­ля­ет­ся на 10 при­та­ний по коли­че­ству дежу­ря­щих фил. При­веден­ное рас­пре­де­ле­ние по коли­че­ству дней при­над­ле­жит, по-види­мо­му, вре­ме­ни Ари­сто­те­ля.
  • 344[7] Фол — круг­лое зда­ние побли­зо­сти от зда­ния Сове­та (булев­те­рий), на севе­ро-восток от хол­ма Аре­о­па­га.
  • 345[8] См. ниже, гл. 62, 2.
  • 346[9] Непри­сут­ст­вен­ных дней было у афи­нян очень мно­го; это были все­воз­мож­ные празд­ни­ки, а так­же раз­ные «несчаст­ли­вые» дни (ἀποφ­ρά­δες), напри­мер, все седь­мые дни меся­цев, когда поми­на­ли умер­ших, и осо­бен­но канун празд­ни­ка Анфе­сте­рий (нача­ло мар­та) и др.

    О празд­ни­ках — см. псев­до-Ксе­но­фонт, Афин­ская поли­тия, III, 8 (При­ло­же­ние XXII).

  • 347[10] Обыч­ным местом заседа­ний Сове­та было спе­ци­аль­ное зда­ние, так назы­вае­мый булев­те­рий, но в неко­то­рых слу­ча­ях заседа­ния про­ис­хо­ди­ли и в дру­гих местах, како­вы: афин­ский Элев­си­ний, храм Фесея, Пана­фи­ней­ский ста­дий, Акро­поль, Пирей и т. д.
  • 348[11] Опо­ве­ще­ние о пред­сто­я­щем народ­ном собра­нии обыч­но дела­лось при­та­на­ми за 4 дня.
  • 349[12] Так назы­вае­мые Εἰσαγ­γε­λίαι — заяв­ле­ния о пре­ступ­ле­ни­ях государ­ст­вен­ной важ­но­сти, как изме­на, заго­вор про­тив демо­кра­тии, под­куп ора­то­ра и т. п., а так­же о при­тес­не­нии сирот, наслед­ниц и вдов. Про­цеду­ра эта регу­ли­ро­ва­на зако­ном в середине IV в., но при­ме­ня­лась неред­ко и рань­ше в важ­ных поли­ти­че­ских делах (про­тив Феми­сток­ла, Перик­ла, по делу 10 стра­те­гов и т. д.), но осо­бен­но когда пре­ступ­ле­ние не было пред­у­смот­ре­но зако­ном. Обыч­но эти заяв­ле­ния направ­ля­лись через Совет (через при­та­нов) и толь­ко послед­не­го рода дела (о сиротах, наслед­ни­цах и вдо­вах) — через пер­во­го архон­та. См. так­же выше, гл. 8, 4.
  • 350[13] В обыч­ный неви­со­кос­ный год шестая при­та­ния при­хо­ди­лась на январь. В это вре­мя ста­вил­ся толь­ко прин­ци­пи­аль­ный вопрос, нуж­но ли про­из­во­дить ост­ра­кисм; самый же ост­ра­кисм с.120 про­из­во­дил­ся в вось­мую при­та­нию, в зара­нее назна­чен­ный день (см. При­ло­же­ние X).
  • 351[14] Προ­βολαί — пред­ло­же­ния про­ек­та при­го­во­ра по делам о пре­ступ­ле­ни­ях (напри­мер, при­вле­че­ние к суду обви­ни­те­лей по делу афин­ских стра­те­гов, дело Демо­сфе­на про­тив Мидия). При этом обви­ни­тель жела­ет полу­чить пред­ва­ри­тель­ное суж­де­ние наро­да, чтобы затем дело было пере­да­но на рас­смот­ре­ние суда.
  • 352[15] Мас­лич­ная ветвь, повя­зан­ная шер­стя­ной лен­той, слу­жи­ла при­зна­ком моль­бы.
  • 353[16] Пред­ва­ри­тель­ным голо­со­ва­ни­ем решал­ся вопрос, нуж­но ли про­сто рас­смот­реть дан­ный вопрос в этом же заседа­нии или сле­ду­ет отло­жить его обсуж­де­ние до дру­го­го заседа­ния (см. объ­яс­не­ние у Ka­lin­ka, Ps. xe­no­phon­ti­sche Ἀθη­ναίων πο­λιτεία, Leip­zig 1913, S. 259).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1364004257 1364004306 1364004307 1443001044 1443001045 1443001046