Римские древности

Кн. I, гл. 33

Дионисий Галикарнасский. Римские древности. В 3 томах. Т. 1. Перевод с древнегреческого И. Л. Маяк (гл. X—XC). Ответственный редактор И. Л. Маяк. М., Издательский дом «Рубежи XXI», 2005.
Греч. текст: Dionysii Halicarnasei Antiquitatum Romanarum quae supersunt, Vol I—IV. Dionysius of Halicarnassus. Karl Jacoby. In Aedibus B. G. Teubneri. Leipzig. 1885.
СКРЫТЬ ГРЕЧЕСКИЙ ТЕКСТ
1 2 3 4 5
  • 33. Аркад­цы хра­нят пре­да­ние, что Ника — дочь Пал­лан­та, сына Лика­о­на, и что поче­сти от людей, кото­рые теперь име­ет, она обре­ла по жела­нию Афи­ны, будучи вскорм­лен­ной вме­сте с боги­ней, поели­ку Афи­на тот­час после рож­де­ния была отда­на Зев­сом Пал­лан­ту и вос­пи­ты­ва­лась у него до тех пор, пока не повзрос­ле­ла. Аркад­цы так­же воз­ве­ли храм Цере­ры103 и при­но­сят ей без­воз­ли­ян­ные жерт­вы с помо­щью жен­щин, как это в обы­чае у элли­нов, кото­рый вре­мя и доныне никак не изме­ни­ло.
  • (2) Они отве­ли так­же свя­щен­ный уча­сток Неп­ту­ну104 Кон­ни­ку, и учреди­ли празд­не­ство, кото­рое аркад­цы име­ну­ют Гип­по­кра­ти­я­ми, а рим­ляне — Кон­су­а­ли­я­ми, когда у них по обы­чаю отды­ха­ют от работы лоша­ди и мулы, чьи голо­вы укра­ша­ют­ся вен­ка­ми цве­тов.
  • (3) Вдо­ба­вок они освя­ти­ли так­же мно­го дру­гих свя­щен­ных рощ, алта­рей и куми­ров богов и вве­ли свя­щен­но­дей­ст­вия по отчим обы­ча­ям и жерт­во­при­но­ше­ния, кото­рые совер­ша­ют­ся вплоть до мое­го вре­ме­ни неиз­мен­ным обра­зом. И я не удив­люсь, пожа­луй, если даже неко­то­рые из них стер­лись из памя­ти потом­ков из-за их глу­бо­кой древ­но­сти, но их и теперь еще доволь­но, чтобы засвиде­тель­ст­во­вать их при­над­леж­ность дав­ним аркад­ским уста­нов­ле­ни­ям. Подроб­нее о них рас­ска­жем в дру­гих кни­гах.
  • (4) Гово­рят, что пер­вы­ми эллин­скую гра­моту при­нес­ли в Ита­лию аркад­цы, а так­же и мело­дии, испол­ня­е­мые на инстру­мен­тах, кото­рые назы­ва­ют­ся лира­ми, тре­уголь­ни­ка­ми и флей­та­ми, в то вре­мя как пред­ше­ст­вен­ни­ки здесь ника­ким музы­каль­ным изо­бре­те­ни­ем кро­ме пас­ту­шьей сви­ре­ли не поль­зо­ва­лись. Имен­но они уста­но­ви­ли зако­ны и изме­ни­ли зве­ро­по­доб­ный образ жиз­ни на в выс­шей сте­пе­ни куль­тур­ный, и обу­чи­ли здеш­них людей искус­ствам и ремес­лам, а так­же мно­го­му дру­го­му полез­но­му для обще­ства. И бла­го­да­ря это­му аркад­цы удо­сто­и­лись боль­шо­го ува­же­ния у при­няв­ших их жите­лей.
  • (5) Это вто­рой эллин­ский народ, после пеласгов, при­быв­ший в Ита­лию, кото­рый осно­вал общее с абори­ги­на­ми посе­ле­ние — в наи­луч­шей части Рима.
  • 33. ταύ­την δὲ Ἀρκά­δες μυ­θολο­γοῦσι Πάλ­λαν­τος εἶναι θυ­γατέ­ρα τοῦ Λυ­κάονος· τι­μὰς δὲ παρ᾽ ἀνθρώ­πων ἃς ἔχει νῦν Ἀθη­νᾶς βου­λή­σει λα­βεῖν, γε­νομέ­νην τῆς θεοῦ σύντρο­φον. δο­θῆναι γὰρ εὐθὺς ἀπὸ γο­νῆς τὴν Ἀθη­νᾶν Πάλ­λαν­τι ὑπὸ Διὸς καὶ παρ᾽ ἐκεί­νῳ τέως εἰς ὥραν ἀφί­κετο τρα­φῆναι. ἱδρύ­σαν­το δὲ καὶ Δή­μητ­ρος ἱερὸν καὶ τὰς θυ­σίας αὐτῇ διὰ γυ­ναικῶν τε καὶ νη­φαλίους ἔθυ­σαν, ὡς Ἕλ­λη­σι νό­μος, ὧν οὐδὲν ὁ καθ᾽ ἡμᾶς ἤλ­λα­ξε χρό­νος.
  • [2] ἀπέ­δειξαν δὲ καὶ Πο­σειδῶ­νι τέ­μενος Ἱπ­πίῳ καὶ τὴν ἑορτὴν Ἱπ­ποκ­ρά­τεια μὲν ὑπ᾽ Ἀρκά­δων, Κων­σουάλια δὲ ὑπὸ Ῥω­μαίων λε­γόμε­να κα­τεσ­τή­σαν­το, ἐν ᾗ πα­ρὰ Ῥω­μαίοις ἐξ ἔθους ἐλι­νύου­σιν ἔργων ἵπ­ποι καὶ ὀρεῖς καὶ στέ­φον­ται τὰς κε­φαλὰς ἄνθε­σι.
  • [3] πολ­λὰ δὲ καὶ ἄλ­λα τε­μένη καὶ βω­μοὺς καὶ βρέ­τη θεῶν κα­θωσίωσαν, ἁγισ­μούς τε καὶ θυ­σίας κα­τεσ­τή­σαν­το πατ­ρίους, αἳ μέχ­ρι τῶν κατ᾽ ἐμὲ χρό­νων τὸν αὐτὸν ἐγί­νον­το τρό­πον. οὐ θαυ­μάσαι­μι δ᾽ ἂν εἰ καὶ πα­ρεῖν­ταί τι­νες διαφυ­γοῦσαι τὴν τῶν ἐπι­γι­νομέ­νων μνή­μην ὑπὸ τοῦ πά­νυ ἀρχαίου· ἀλλ᾽ ἀποχ­ρῶ­σί γε αἱ νῦν ἔτι γι­νόμε­ναι τεκ­μή­ρια εἶναι τῶν Ἀρκα­δικῶν πο­τε νο­μί­μων· λεχ­θή­σεται δὲ περὶ αὐτῶν ἐπὶ πλεῖον ἐν ἑτέ­ροις.
  • [4] λέ­γον­ται δὲ καὶ γραμ­μά­των Ἑλ­λη­νικῶν χρῆ­σιν εἰς Ἰτα­λίαν πρῶ­τοι διακο­μίσαι νεωστὶ φα­νεῖσαν Ἀρκά­δες καὶ μου­σικὴν τὴν δι᾽ ὀργά­νων, ἃ δὴ λύ­ραι τε καὶ τρί­γωνα καὶ αὐλοὶ κα­λοῦν­ται, τῶν προ­τέρων ὅτι μὴ σύ­ριγ­ξι ποιμε­νικαῖς οὐδενὶ ἄλλῳ μου­σικῆς τεχ­νή­ματι χρω­μέ­νων, νό­μους τε θέσ­θαι καὶ τὴν δίαιταν ἐκ τοῦ θη­ριώδους ἐπὶ πλεῖσ­τον εἰς ἡμε­ρότη­τα με­ταγα­γεῖν τέχ­νας τε καὶ ἐπι­τη­δεύμα­τα καὶ ἄλ­λα πολ­λά τι­να ὠφε­λήμα­τα εἰς τὸ κοινὸν κα­ταθεῖ­ναι, καὶ διὰ ταῦτα πολ­λῆς ἐπι­με­λείας τυγ­χά­νειν πρὸς τῶν ὑπο­δεξα­μέ­νων.
  • [5] τοῦ­το δεύτε­ρον ἔθνος Ἑλ­λη­νικὸν με­τὰ Πε­λασ­γοὺς ἀφι­κόμε­νον εἰς Ἰτα­λίαν κοινὴν ἔσχε με­τὰ τὴν <τῶν> Ἀβο­ριγί­νων οἴκη­σιν ἐν τῷ κρα­τίσ­τῳ τῆς Ῥώ­μης ἱδρυ­σάμε­νον χω­ρίῳ.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 103Греч. Демет­ра — гре­че­ская боги­ня пло­до­ро­дия, отож­дествля­е­мая с Цере­рой.
  • 104Греч. Посей­дон — гре­че­ский бог вод­ных сти­хий, позд­нее в рим­ском вари­ан­те — Неп­тун.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1364004257 1364004306 1364004307 1496001034 1496001035 1496001036