Римские древности

Кн. I, гл. 69

Дионисий Галикарнасский. Римские древности. В 3 томах. Т. 1. Перевод с древнегреческого И. Л. Маяк (гл. X—XC). Ответственный редактор И. Л. Маяк. М., Издательский дом «Рубежи XXI», 2005.
Греч. текст: Dionysii Halicarnasei Antiquitatum Romanarum quae supersunt, Vol I—IV. Dionysius of Halicarnassus. Karl Jacoby. In Aedibus B. G. Teubneri. Leipzig. 1885.
СКРЫТЬ ГРЕЧЕСКИЙ ТЕКСТ
1 2 3 4
  • 69. Дар­дан в горо­де сво­его име­ни выде­лил спе­ци­аль­ные места для хра­не­ния свя­тынь. Когда же осно­вал позд­нее посе­ле­ние Илий186, свя­ты­ни были пере­не­се­ны туда потом­ка­ми Дар­да­на. А или­он­цы воз­двиг­ли для них храм и свя­щен­ный уча­сток на вер­шине непри­ступ­ной горы и сте­ре­гут его с вели­чай­шим тща­ни­ем, на какое толь­ко спо­соб­ны, рас­суж­дая, что они нис­по­сла­ны им бога­ми в каче­стве зало­га спа­се­ния горо­да.
  • (2) После того как была захва­че­на низо­вая часть Трои, Эней про­дол­жал удер­жи­вать кре­пость и спас из непри­ступ­ных укры­тий свя­ты­ни вели­ких богов и Пал­ла­дий187, еще сохра­нен­ный (ведь, суще­ст­ву­ют домыс­лы, что сле­дую­щей ночью про­ник­нув в Или­он, его выкра­ли Одис­сей с Дио­медом). Эней же вынес Пал­ла­дий, покидая город, и доста­вил его в Ита­лию.
  • (3) По сло­вам же Арк­ти­на, Дар­да­ну Зев­сом был даро­ван един­ст­вен­ный Пал­ла­дий, имен­но он был сокрыт в непри­ступ­ном убе­жи­ще и оста­вал­ся в Или­оне вплоть до паде­ния горо­да. А копия его, изготов­лен­ная с целью обма­нуть зло­умыш­лен­ни­ков, ни в чем не отли­ча­лась от ори­ги­на­ла и выстав­ля­лась откры­то, ее-то и похи­ти­ли зло­коз­нен­ные ахей­цы.
  • (4) Итак, я сле­дую помя­ну­тым выше авто­рам, свя­ты­ни достав­лен­ные Эне­ем в Ита­лию были изо­бра­же­ни­я­ми вели­ких богов, кото­рых из всех элли­нов более все­го почи­та­ют свя­щен­но­дей­ст­ви­я­ми само­фра­кий­цы, а так­же Пал­ла­ди­ем, кото­рый, как извест­но, хра­нят свя­тые девы. Он нахо­дит­ся в хра­ме Весты188, где под­дер­жи­ва­ет­ся неуга­си­мый огонь, о чем будет ска­за­но в свою оче­редь. Все же осталь­ное в срав­не­нии с изло­жен­ным, для нас, непо­свя­щен­ных, сокры­то мра­ком. А пото­му огра­ни­чим­ся ска­зан­ным о тро­ян­ских свя­ты­нях, и это­го будет доволь­но.
  • 69. Δάρ­δα­νον μὲν ἐν τῇ κτισ­θείσῃ τε ὑφ᾽ ἑαυτοῦ καὶ ὀνο­μασίας ὁμοίας τυ­χούσῃ πό­λει τὰ ἕδη κα­ταλι­πεῖν, Ἰλίου δ᾽ ἐν ὑστέ­ρῳ χρό­νῳ συ­νοικισ­θέν­τος ἐκεῖ­σε με­τενεχ­θῆ­ναι πρὸς τῶν ἐγ­γό­νων αὐτοῦ τὰ ἱερά. ποιήσασ­θαι δὲ τοὺς Ἰλιεῖς νεών τε καὶ ἄδυ­τον αὐτοῖς ἐπὶ τῆς ἄκρας καὶ φυ­λάτ­τειν δι᾽ ἐπι­με­λείας ὅσης ἐδύ­ναν­το πλείσ­της θεόπεμπτά τε ἡγου­μένους εἶναι καὶ σω­τηρίας κύ­ρια τῇ πό­λει.
  • [2] ἁλισ­κο­μένης δὲ τῆς κά­τω πό­λεως τὸν Αἰνείαν καρ­τε­ρὸν τῆς ἄκρας γε­νόμε­νον, ἄραν­τα ἐκ τῶν ἀδύ­των τά τε ἱερὰ τῶν με­γάλων θεῶν καὶ ὅπερ ἔτι πε­ριῆν Παλ­λά­διον (θά­τερον γὰρ Ὀδυσ­σέα καὶ Διομή­δην νυκ­τός φα­σιν εἰς Ἴλιον ἀφι­κομέ­νους κλοπῇ λα­βεῖν) οἴχεσ­θαί τε κο­μίσαν­τα [τὸν Αἰνείαν] ἐκ τῆς πό­λεως καὶ ἐλθεῖν ἄγον­τα εἰς Ἰτα­λίαν.
  • [3] Ἀρκτῖ­νος δέ φη­σιν ὑπὸ Διὸς δο­θῆναι Δαρ­δά­νῳ Παλ­λά­διον ἓν καὶ εἶναι τοῦ­το ἐν Ἰλίῳ τέως ἡ πό­λις ἡλίσ­κε­το κεκ­ρυμμέ­νον ἐν ἀβά­τῳ· εἰκό­να δ᾽ ἐκεί­νου κα­τεσ­κευασ­μέ­νην ὡς μηδὲν τῆς ἀρχε­τύπου διαφέ­ρειν ἀπά­της τῶν ἐπι­βου­λευόν­των ἕνε­κεν ἐν φα­νερῷ τε­θῆναι καὶ αὐτὴν Ἀχαιοὺς ἐπι­βου­λεύσαν­τας λα­βεῖν.
  • [4] τὰ μὲν οὖν εἰς Ἰτα­λίαν ὑπ᾽ Αἰνείου κο­μισ­θέντα ἱερὰ τοῖς εἰρη­μένοις ἀνδρά­σι πει­θόμε­νος γρά­φω τῶν τε με­γάλων θεῶν εἰκό­νας εἶναι, οὓς Σα­μοθρᾷκες Ἑλλή­νων μά­λισ­τα ὀργιάζου­σι, καὶ τὸ μυ­θευόμε­νον Παλ­λά­διον, ὅ φα­σι τὰς ἱερὰς φυ­λάτ­τειν παρ­θέ­νους ἐν ναῷ κεί­μενον Ἑστίας, ἔνθα καὶ τὸ ἀθά­νατον διασώ­ζεται πῦρ· ὑπὲρ ὧν ἐν ὑστέ­ρῳ λεχ­θή­σεται λό­γῳ. εἴη δ᾽ ἂν καὶ πα­ρὰ ταῦτα τοῖς βε­βήλοις ἡμῖν ἄδη­λα ἕτε­ρα. καὶ περὶ μὲν τῶν Τρωικῶν ἱερῶν το­σαῦτα εἰρήσ­θω.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 186Илий, или Ил — сын Тро­са, по раз­ным вер­си­ям пра­внук или сын Дар­да­на и отец Лао­медон­та, царя дар­да­нов. По веле­нию Зев­са он осно­вал в Малой Азии, там, где оста­но­ви­лась коро­ва, полу­чен­ная им в награ­ду за победу в атле­ти­че­ских состя­за­ни­ях, город, назван­ный по его име­ни Или­о­ном, или Тро­ей.
  • 187Пал­ла­дий — обыч­но рез­ные из дере­ва фигур­ки богов-покро­ви­те­лей горо­да, нис­по­слан­ные Зев­сом. Счи­та­лось, что в Трое их было две, одну из кото­рых увез Эней в Ита­лию; это ста­туя Афи­ны Пал­ла­ды, кото­рая и дала имя свя­тыне.
  • 188У Дио­ни­сия Гестии — гре­че­ско­го ана­ло­га Весты, боги­ни оча­га рим­ской общи­ны и каж­до­го отдель­но­го дома.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1364004257 1364004306 1364004307 1496001070 1496001071 1496001072