Римские древности

Кн. II, гл. 59

Дионисий Галикарнасский. Римские древности. В 3 томах. Т. 1. Перевод с древнегреческого И. Л. Маяк (гл. X—XC). Ответственный редактор И. Л. Маяк. М., Издательский дом «Рубежи XXI», 2005.
Греч. текст: Dionysii Halicarnasei Antiquitatum Romanarum quae supersunt, Vol I—IV. Dionysius of Halicarnassus. Karl Jacoby. In Aedibus B. G. Teubneri. Leipzig. 1885.
СКРЫТЬ ГРЕЧЕСКИЙ ТЕКСТ
1 2 3 4
  • 59. Итак, каса­тель­но ска­зан­но­го я не имею ниче­го воз­ра­зить тем, кто оста­вил свиде­тель­ства об этом муже, а вот о после­дую­щем я затруд­ня­юсь гово­рить с опре­де­лен­но­стью. Ведь мно­гие напи­са­ли, что Нума был уче­ни­ком Пифа­го­ра91 и что имен­но тогда, когда рим­ский полис назна­чил его царем, он про­во­дил вре­мя, зани­ма­ясь фило­со­фи­ей в Кротоне. Но вре­мя жиз­ни Пифа­го­ра про­ти­во­ре­чит это­му рас­ска­зу.
  • (2) Ибо Пифа­гор жил не толь­ко на мно­го лет, но на целых четы­ре поко­ле­ния поз­же Нумы, как мы узна­ли из исто­ри­че­ских повест­во­ва­ний. В самом деле, Нума при­нял цар­скую власть над рим­ля­на­ми в середине шест­на­дца­той Олим­пи­а­ды, а Пифа­гор про­жи­вал в Ита­лии после пяти­де­ся­той Олим­пи­а­ды.
  • (3) Я могу при­ве­сти еще более крас­но­ре­чи­вое, неже­ли упо­мя­ну­тое, свиде­тель­ство того, что в исто­ри­че­ских сочи­не­ни­ях об этом чело­ве­ке спу­та­ны вре­ме­на собы­тий, а имен­но, что тогда, когда Нума был постав­лен рим­ля­на­ми царем, не суще­ст­во­ва­ло еще горо­да Крото­на; ведь Мис­кел92 осно­вал его в тре­тий год сем­на­дца­той Олим­пи­а­ды, т. е. на целых четы­ре года позд­нее, чем Нума стал пра­вить над рим­ля­на­ми. И я не в состо­я­нии при­знать, что Нума зани­мал­ся фило­со­фи­ей одно­вре­мен­но с Пифа­го­ром Самос­ским, про­цве­тав­шим четы­ре поко­ле­ния спу­стя, или пре­бы­вал в Кротоне, в не суще­ст­во­вав­шем еще горо­де, когда его при­зва­ли на цар­ство рим­ляне.
  • (4) Если же мне поз­во­ле­но выска­зать соб­ст­вен­ное мне­ние, то, по-мое­му, пишу­щие о нем соеди­ня­ют два обще­из­вест­ных обсто­я­тель­ства: пре­бы­ва­ние Пифа­го­ра в Ита­лии и муд­рость Нумы, ведь все соглас­ны, что он был муд­рым чело­ве­ком, и, свя­зы­вая эти собы­тия воеди­но, они и пре­вра­ща­ют Нуму в уче­ни­ка Пифа­го­ра, нисколь­ко не иссле­до­вав их жизнь, т. е. при­хо­дил­ся ли рас­цвет их жиз­ни на одно и то же вре­мя, как я лич­но про­де­лал.
  • (5) Если толь­ко вме­сто Пифа­го­ра Самос­ско­го не под­ста­вить дру­го­го, учив­ше­го фило­со­фии, жизнь кото­ро­го сов­па­да­ла с Нумой. Но я не знаю, как это мож­но дока­зать, пото­му что никто из достой­ных упо­ми­на­ния писа­те­лей — ни рим­ля­нин, ни эллин, — насколь­ко извест­но, не сооб­щил в исто­ри­че­ском повест­во­ва­нии таких сведе­ний. Но доволь­но об этом.
  • 59. μέχ­ρι μὲν δὴ τού­των οὐδὲν ἀντει­πεῖν ἔχω πρὸς τοὺς ἐκδε­δωκό­τας τὴν περὶ τὸν ἄνδρα τοῦ­τον ἱστο­ρίαν, ἐν δὲ τοῖς ἑξῆς ἀπο­ρῶ τί πο­τε χρὴ λέ­γειν. πολ­λοὶ μὲν γάρ <εἰσιν> οἱ γρά­ψαν­τες ὅτι Πυ­θαγό­ρου μα­θητὴς ὁ Νό­μας ἐγέ­νετο καὶ καθ᾽ ὃν χρό­νον ὑπὸ τῆς Ῥω­μαίων πό­λεως ἀπε­δείχ­θη βα­σιλεὺς φι­λοσο­φῶν ἐν Κρό­τωνι διέτ­ρι­βεν, ὁ δὲ χρό­νος τῆς Πυ­θαγό­ρου ἡλι­κίας μά­χεται πρὸς τὸν λό­γον.
  • [2] οὐ γὰρ ὀλί­γοις ἔτε­σιν, ἀλλὰ καὶ τέτ­ταρσι γε­νεαῖς ὅλαις ὕστε­ρος ἐγέ­νετο Πυ­θαγό­ρας Νό­μα, ὡς ἐκ τῶν κοινῶν πα­ρειλή­φαμεν ἱστο­ριῶν. ὁ μὲν γὰρ ἐπὶ τῆς ἑκκαι­δεκά­της ὀλυμ­πιάδος με­σούσης τὴν Ῥω­μαίων βα­σιλείαν πα­ρέλα­βε, Πυ­θαγό­ρας δὲ με­τὰ τὴν πεν­τη­κοστὴν ὀλυμ­πιάδα διέτ­ρι­ψεν ἐν Ἰτα­λίᾳ.
  • [3] τού­του δ᾽ ἔτι μεῖ­ζον ἔχω τεκ­μή­ριον εἰπεῖν ὑπὲρ τοῦ μὴ συμ­φω­νεῖν τοὺς χρό­νους ταῖς πα­ραδε­δομέ­ναις ὑπὲρ τοῦ ἀνδρὸς ἱστο­ρίαις, ὅτι καθ᾽ ὃν χρό­νον ὁ Νό­μας ἐπὶ τὴν βα­σιλείαν ἐκα­λεῖτο ὑπὸ Ῥω­μαίων οὔπω πό­λις ἦν ἡ Κρό­των· τέτ­ταρσι γὰρ ὅλοις ὕστε­ρον ἔτε­σιν ἢ Νό­μαν ἄρξαι Ῥω­μαίων Μύσ­κε­λος αὐτὴν ἔκτι­σεν ἐνι­αυτῷ τρί­τῳ τῆς ἑπτα­καιδε­κά­της ὀλυμ­πιάδος. οὔτε δὴ Πυ­θαγόρᾳ τῷ Σα­μίῳ συμ­φι­λοσο­φῆσαι τῷ με­τὰ τέτ­τα­ρας ἀκμά­σαν­τι γε­νεὰς δυ­νατὸς ἦν τὸν Νό­μαν οὔτ᾽ ἐν Κρό­τωνι διατ­ρί­βειν, ὅτ᾽ αὐτὸν ἐκά­λουν ἐπὶ τὴν βα­σιλείαν Ῥω­μαῖοι, τῇ μή­πω τότ᾽ οὔσῃ πό­λει.
  • [4] ἀλλ᾽ ἐοίκα­σιν οἱ τὰ ὑπὲρ αὐτοῦ γρά­ψαν­τες, εἰ χρὴ δό­ξαν ἰδίαν ἀπο­φήνασ­θαι, δύο ταῦτα λα­βόν­τες ὁμο­λογού­μενα, τήν τε Πυ­θαγό­ρου διατ­ριβὴν τὴν γε­νομέ­νην ἐν Ἰτα­λίᾳ καὶ τὴν Νό­μα σο­φίαν (ὡμο­λόγη­ται γὰρ ὑπὸ πάν­των ὁ ἀνὴρ γε­νέσ­θαι σο­φός) ἐπι­συ­νάψαι ταῦτα καὶ ποιῆσαι Πυ­θαγό­ρου μα­θητὴν τὸν Νό­μαν οὐκέ­τι τοὺς βίους αὐτῶν ἐξε­τάσαν­τες, εἰ κα­τὰ τοὺς αὐτοὺς ἤκμα­σαν ἀμφό­τεροι χρό­νους, ὅπερ ἐγὼ πε­ποίηκα νῦν·
  • [5] εἰ μή τις ἄρα Πυ­θαγό­ραν ἕτε­ρον ὑπο­θήσε­ται πρὸ τοῦ Σα­μίου γε­γομέ­ναι παι­δευτὴν σο­φίας, ᾧ συν­διέτ­ρι­ψεν ὁ Νό­μας. τοῦ­το δ᾽ οὐκ οἶδ᾽ ὅπως ἂν ἀπο­δεῖξαι δύ­ναιτο μη­δενὸς τῶν ἀξιολό­γων μή­τε Ῥω­μαίου μήθ᾽ Ἕλ­λη­νος, ὅσα κἀμὲ εἰδέ­ναι, πα­ραδε­δωκό­τος ἐν ἱστο­ρίᾳ. ἀλλὰ περὶ μὲν τού­των ἅλις.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 91Пифа­гор (VI в. до н. э.) — зна­ме­ни­тый мате­ма­тик и фило­соф родом с о. Самос. Осно­вал в Кротоне свою шко­лу.
  • 92Мис­кел — ахе­ец из Рип. (См.: Стра­бон. Гео­гра­фия. VI. 262; 269; VIII. 387).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1496002023 1496002029 1496002030 1496002060 1496002061 1496002062