КО́НСУЛ (Cónsul, ὕπατος), высший республиканский магистрат в Риме. Происхождение этого титула до сих пор довольно неясно. Римляне возводили его к consulere («советовать»): «qui recte consulat, consul cluat»[1] (Varro, L. L. V. § 80: ср. Cic. de Leg. III. 3, 8; de Orat. II. 39, 165), и Корссен (Ausspr. II. 71) принимает это объяснение, связывая само слово consulere с корнем sal в salire («прыгать»): другие авторы усматривают в слове consul тот же корень, но отрицают связь с consulere. Некоторые же предпочитают корень sed (sel), «сидеть» или sal, «обитать». (Ср. Nettleship // Journal of Philology, IV. 272 ff.).
Существует предание о том, что царь Сервий, упорядочив конституцию государства, намеревался отменить царскую власть и заменить ее ежегодной консульской магистратурой; как бы мы ни расценивали данное предание, но человек, придумавший эту должность, должен был глубоко понимать природу римского государства и его учреждений; и, как бы то ни было, тот факт, что консульская должность была учреждена немедленно после отмены царской власти, говорит о том, что она обдумывалась заранее. Несомненно также, что консульство не являлось латинским учреждением, ибо в Лации царская власть сменилась диктатурой — магистратурой, наделенной теми же полномочиями, что и царь, за исключением того, что она была ограничена определенным сроком.
Республиканский характер консульства, основанного в Риме как республиканская должность сразу же после отмены царской власти, проявлялся в том, что его полномочия были разделены между двумя лицами (imperium duplex), и в том, что его продолжительность составляла лишь год (annuum). Этот принцип, в целом, соблюдался на протяжении всего республиканского периода; единственные исключения состояли в том, что иногда вместо двух консулов назначался диктатор, а иногда, в случае смерти одного из консулов, второй оставался в должности один — либо потому, что оставшаяся часть года была слишком мала, либо по религиозным причинам (Dionys. V. 57; Dio Cass. XXXV. 4), — ибо в иных случаях, если один из консулов умирал либо отстранялся от должности до истечения срока своих полномочий, закон требовал, чтобы его коллега созвал комиции для выбора преемника (subrogare или sufficere collegam). Только во время потрясений последнего века Республики, после смерти Цинны, Карбон оставался единственным консулом на протяжении почти всего года (App. Bell. Civ. I. 78; Vell. Pat. II. 24; Liv. Epit. LXXXIII), а Помпея сделали единоличным консулом, чтобы не пришлось назначать диктатора (Ascon. ad Cic. pro Mil. с. 37; Liv. Epit. 107; App. Bell. Civ. II. 23, 25). Но даже он через пять месяцев обеспечил избрание себе коллеги. Однажды во время гражданских войн Цинна и Марий без всяких выборов продлили себе консульскую власть на второй год (Liv. Epit. LXXX).
В правление первых императоров продолжительность консульства менялась весьма произвольно. (Mommsen, Staatsr. II. 79—
В древнейшие времена высшие магистраты носили титул не только «консул», но и «претор» (Madvig, Verf. I. 368); что характеризовало их как командующих армиями республики. Следы этого титула встречаются в древних правовых и жреческих документах (Liv. VII. 3; Fest. p. 161), a также в названиях praetorium (палатка консула) и porta praetoria[2] в римском лагере (Paul. Diac. с. 123; Pseudo-Ascon. ad Cic. in Verr. I. 14). Кроме того, видимо, этот титул использовался в законах Двенадцати таблиц (Plin. H. N. XVIII. § 12). После учреждения должности городского претора (praetor urbanus), консулы назывались верховными преторами (praetores maximi, στρατηγοὶ ὕπατοι), а преторы в узком смысле — младшими преторами (praetores minors), но этот последний эпитет обычно пропускался, с.533 и греки знали их просто как στρατηγοί. Иногда консулы обозначались титулом judices (судьи), особенно когда руководили центуриатными комициями (Varro, de L. L. VI. 88; Liv. III. 55). После 449 г. до н. э. (Zonar. VII. 19) термин consules оставался общепризнанным титулом до самого падения Римской империи. С основанием республики, после изгнания Тарквиния, все полномочия, ранее принадлежавшие царю, были вручены консулам, за исключением полномочий царя как верховного жреца в государстве; ибо их отделили от прочих и передали жреческой должности царя священнодействий (rex sacrorum или rex sacrificulus).
Что касается консульских выборов, то они неизменно происходили в центуриатных комициях (comitia centuriata), под руководством консула или диктатора, а в случае их отсутствия — интеррекса. Консулы, выбранные таким образом на начало года, назывались ординарными консулами (consules ordinarii), в отличие от суффектов (suffecti), которые избирались на место тех, кто умер или отказался от должности, — хотя привилегии и полномочия у суффектов были нисколько не меньше, чем у ординарных консулов. (Liv. XXIV. 7, и т. д.; ср. XLI. 18). В те годы, когда консульство было вытеснено институтом военных трибунов с консульской властью (tribuni militares consulari potestate), последние, конечно, руководили выборами, как то делали консулы прежде и позднее, и в целом во всех отношениях должны рассматриваться как замена консулов. Однако существовало правило, согласно которому председательствующий на выборах магистрат сам не мог быть избран, — хотя зафиксировано несколько исключений из этого правила (Liv. III. 35, VII. 24, XXIV. 9, XXVII. 6). Дата выборов, которая объявлялась эдиктом за три нундины (Liv. III. 35, IV. 6, XLII. 28), естественно, зависела от даты вступления магистратов в должность. Последняя, однако не всегда была неизменной, но часто менялась. В целом, соблюдалось правило, что магистраты должны вступать в должность в календы или иды, если только определенные обстоятельства этому не препятствовали; но сами месяцы в разные времена были разными; известно не менее восьми-девяти дат, в которые консулы приступали к своим обязанностям, и во многих случаях мы знаем причины этих изменений. Реальная причина, как представляется, заключалась в том, что консулы, как и прочие магистраты, избирались на целый год, и если незадолго до конца года должность освобождалась в результате смерти или отставки, — их преемники, конечно, приступали к обязанностям в необычный день, который затем оставался dies solennis до тех пор, пока следующий подобный случай не требовал нового изменения. Первые консулы вступили в должность в сентябрьские иды, и впоследствии именно в этот день верховный претор вбивал ежегодный гвоздь в храме на Капитолии; или, согласно другим авторам (ср. Hartmann, Röm. Kal. с. 228), по традиции это происходило в мартовские календы, но на самом деле — в октябрьские (Dionys. V. 1; Liv. VII. 3). Первое изменение, по-видимому, было вызвано сецессией плебеев в 493 г. до н. э., когда консулы приступили к обязанностям в сентябрьские календы (Dionys. VI. 49). С 479 г. до н. э. этот день был перенесен на целый месяц назад, ибо один из консулов предыдущего года пал в битве, а другой сложил с себя полномочия за два месяца до конца года; таким образом, новые консулы вступили в должность в секстильские календы (Dionys. IX. 13; Liv. III. 6). Этот день оставался неизменным до 451 г. до н. э., когда консулы отказались от должности и уступили место децемвирам, вступившим в должность в майские иды. Эта дата сохранялась в течение следующих двух лет (Dionys. X. 56; Zonar. VII. 18 Fast. Cap.); но на третий год правления децемвиры лишились власти, и dies solennis должен был стать другой день. У нас нет о нем никаких сведений, и лишь в 443 г. до н. э. мы обнаруживаем, что это декабрьские иды (Dionys. XI. 63). Данное изменение объяснялось тем, что избранные в предыдущем году военные трибуны были вынуждены сложить с себя полномочия и уступить место консулам (Liv. IV. 7; Dionys. XI. 62). С тех пор декабрьские иды в течение долгих лет оставались dies solennis (Liv. IV. 37). В 401 г. до н. э. вследствие поражения под Вейями военные трибуны сложили полномочия, а их преемники вступили в должность в октябрьские календы. В 391 г. консулы приступили к обязанностям в квинтильские календы (Liv. V. 32; ср. 31, VII. 25, VIII. 20). После этого более ни о каких изменениях не сообщается, хотя упомянуты несколько событий, которые должны были сопровождаться переносом dies solennis; далее мы узнаем, что в 217 г. консулы вступили в должность в мартовские иды, и этот обычай оставался неизменным на протяжении многих лет (Liv. XXII. 1, XXIII. 30, XXVI. 1, 26, XLIV. 19), до тех пор, как в 154 г. до н. э. не было принято постановление, предписывающее магистратам вступать в должность 1 января; оно начало выполняться в следующем году и оставалось в силе до конца республики (Liv. Epit. XLVII; Fast. Praenest. Kal. Jan.; ср. Mommsen, Chron. с. 81—
День вступления консулов в должность определял дату выборов, хотя четкого правила не существовало и в древнейшие времена выборы, вероятно, происходили очень незадолго до конца официального года, и то же самое иногда случалось в более поздний республиканский период (Liv. XXXVIII. 42, XLII. 28, XLIII. 11). Но после того, как первое января было зафиксировано как день вступления в должность, консульские комиции обычно проводились в июле или даже раньше, во всяком случае — до секстильских календ (Cic. ad Att. I. 16; ad Fam. VIII. 4). Но даже в этот период дата выборов в значительной степени зависела от усмотрения сената и консулов, которые часто их откладывали (Cic. ad Att. II. 20, IV. 16, pro Leg. Man. 1).
До 366 г. консульство не было доступно никому, кроме патрициев, но в этом году Л. Секстий стал первым плебейским консулом благодаря закону Г. Лициния (Liv. VI. 42, VII. 1). Однако патрициям, несмотря на закон, неоднократно удавалось не допускать плебеев к консульству (Liv. VII. 17, 18, 19, 22, 24, 28), до тех пор, пока в 342 г. законодательство Публилия Филона четко не закрепило одно консульство за плебеями; сообщается даже, что в это время был проведен плебисцит, разрешающий обоих консулов избирать из плебеев (Liv. VII. 42). Попытки патрициев отстранить плебеев имели место еще в с.534 297 г. до н. э. (Liv. X. 15, Cic. Brut. 14, 55), но они не увенчались успехом, и принцип римской конституции, согласно которому оба консула не могут быть патрициями, остался в силе (Liv. XXVII. 34, Liv. XXXIX. 42). Кандидаты обычно подразделялись на две группы: одна из них желала получить патрицианское, а вторая — плебейское консульское место (in unum locum petebant, Liv. XXXV. 10). В 215 г. до н. э., впрочем, авгуры помешали избранию двух плебеев (Liv. XXIII. 31); но вскоре после этого, в 172 г. до н. э., оба консула все-таки оказались плебейскими (Fast. Capitol.), и когда это стало часто повторяться — древнее различие между патрициями и плебеями было окончательно предано забвению.
В республиканские времена консульство рассматривалось как высшая должность и величайшая честь, какая только может быть оказана человеку (Cic. pro Planc. 25, 60; Paul. Diac. с. 136; Dionys. IV. 76), ибо диктатура, хотя и давала высший империй (majus imperium), не была регулярной магистратурой, а цензура, хотя и предоставлялась только консулярам, была все-таки много ниже консульства в плане полномочий и влияния. Только в конце Республики и, в особенности, после побед Цезаря, консульство потеряло свое прежнее достоинство, ибо, желая наградить своих друзей, он обеспечивал им избрание иногда на несколько месяцев, а иногда даже на несколько часов (Cic. ad Fam. VII. 30; Suet. Caes. 76, 80, Nero, 15; Dio Cass. XLIII. 46; Macrob. Sat. II. 3).
Власть консулов первоначально была равна власти царей, чье место они заняли, — за исключением отделенной от нее религиозной власти царя священнодействий. Даже после законов Валерия и учреждения трибуната консулы — единственные обладатели исполнительной власти — сохраняли самые широкие полномочия во всех областях управления. Но по мере постепенного развития конституции некоторые важные функции были отделены от консульства и переданы новым магистратам. Впервые это произошло в 443 г. до н. э. с цензурой, должностью, которая первоначально ограничивалась проведением ценза и распределения граждан по соответствующим классам, но впоследствии приобрела весьма широкие полномочия [Censor]. Второй функцией, также отнятой у консулов, стала судебная власть, которую в 366 г. до н. э. передали специальной магистратуре, получившей название претуры [Praetor]; и с тех пор консулы действовали как судьи только в особых делах криминального характера, когда постановление сената уполномочивало их на это (Cic. Brut. 34, 128; Liv. VIII. 18, XXXIX. 17 ff., XLI. 9). Но, несмотря на такие ограничения, консульство продолжало рассматриваться как замена царской власти (Polyb. VI. 11; Cic. de Leg. III. 3, 8).
Что касается природы консульской власти, то прежде всего мы должны разделить ее на две части, ибо консулы были и высшими гражданскими должностными лицами, и одновременно главнокомандующими армий. До тех пор, пока консулы оставались в городе Риме, они возглавляли правительство и администрацию, и все остальные магистраты, за исключением народных трибунов, являлись их подчиненными. Консулы созывали сенат и как председатели руководили его работой, они должны были вводить в силу постановления сената, и иногда, в случае острой необходимости, даже могли действовать собственной властью и под собственную ответственность. В качестве посредников консулы докладывали сенату о внешнеполитических делах; все донесения и сообщения доставлялись в их руки, прежде чем попадали в сенат; консулы представляли сенату иностранных посланников, и только консулы вели переговоры между сенатом и иностранными государствами. Также консулы созывали народное собрание и руководили им; то есть, проводили выборы, ставили на голосование законопроекты и должны были вводить решения народного собрания в действие (Polyb. VI. 12; Comitia; Senatus). Консулы контролировали весь внутренний механизм республики; для усиления своей исполнительной власти они имели право вызвать и арестовать непокорных (vocatio и prehensio), хотя и не в их собственных домах (Cic. in Vat. 9, 22, pro Dom. 41, 109), и более общее право налагать наказания, ограниченное только правом апелляции на их приговор (provocatio); консулы могли использовать свое право даже в отношении низших магистратов.
Внешними атрибутами власти консулов и одновременно средствами осуществления этой власти были двенадцать ликторов с фасциями, без которых консулы никогда не появлялись на публике (Liv. XXV. 17, XXVII. 27; Val. Max. I. 1, § 9; ср. Liv. VI. 34, XXXIX. 12) и которые цепочкой по одному шли впереди консулов (Liv. XXIV. 44; Val. Max. II. 2, § 4). Однако внутри города в фасции не включались топоры — это правило, как сообщается, было установлено Валерием Публиколой (Dionys. V. 2, 19, 75, X. 59) и непосредственно связано с правом апелляции на приговор консула, поскольку оно не применялось ни к децемвирам, ни — первоначально — к диктатору. Ввиду того, что provocatio могло осуществляться только внутри города и на расстоянии тысячи шагов от него, следует предположить, что топоры не включались в фасции в этих же пределах; данному утверждению не противоречит тот факт, что, вернувшись с войны, консулы с топорами в фасциях появлялись на Марсовом поле, у самых ворот Рима — ибо они имели военный империй (imperium militare), прекращавшийся только с их вступлением в город.
Но значительно более широкими были полномочия консулов в области верховного военного командования — когда они находились вне окрестностей Рима и были облечены полным империем. После того, как сенат принимал постановление о наборе в армию, консулы осуществляли набор и, прежде всего, назначали всех подчиненных офицеров (это право впоследствии консулы разделили с народом); а солдаты должны были приносить клятву верности консулам. Последние также определяли, какой контингент должны выставить союзники; а в назначенной им провинции консулы обладали неограниченной властью во всех сферах; не только в военных, но и во всех прочих делах, в том числе, в вопросах жизни и смерти, — исключая лишь заключение мира и договоров (Polyb. VI. 12, 5; ср. Exercitus). Казна, впрочем, находилась под контролем сената; но, как кажется, в отношении военных издержек консулы не были ограничены суммами, с.535 отпущенными этим органом, а могли использовать государственные деньги, как того требовали обстоятельства; квесторы, однако, вели строгую отчетность по этим суммам (Polyb. VI. 12, 13, 15; Liv. XLIV. 16). Квесторы также хранили ключи от казны (даже от священного эрария (aerarium sanctius): ср. Mommsen, Staatsr. II. 117), поэтому любые расходы требовали их согласия (Polyb. XXIII.14). Этот контроль стал подлинным, когда консулы перестали назначать квесторов и их начал избирать народ. В древние времена консулы имели право распоряжаться добычей по своему усмотрению; иногда они полностью или частично распределяли ее среди солдат, а иногда продавали и помещали вырученную сумму в государственную казну — что в позднейшие времена стало обычной практикой. Впервые военная власть консулов была ограничена в 227 г. до н. э., когда Сицилии предоставили статус провинции и поручили ее особому наместнику (претору), изъяв, таким образом, из консульской юрисдикции. Но более важную реформу произвел Сулла: он распространил правовые привилегии города Рима на всю Италию. С этого времени консулы не обладали военной властью в год своей должности, а по его истечении переходили в разряд командующих в провинциях в силу специального постановления сената (Mommsen, Staatsr. II. 90).
Злоупотребления консульской властью предотвращались, прежде всего, благодаря тому, что каждый из консулов зависел от своего коллеги, наделенного равными правами, ибо, — исключая заморские провинции, в которых каждый консул обладал неограниченной властью, — в остальных случаях два консула не могли ничего предпринять, если не были единодушны (Dionys. X. 17; App. Bell. Civ. II. 11), и на приговор консула можно было апеллировать к его коллеге; более того, один консул мог по собственной инициативе наложить вето на действия другого (Liv. II. 18, 27, III. 34; Dionys. V. 9; Cic. de Leg. III. 4). Но во избежание излишних споров и соперничества с самого начала было решено, что на практике консулы должны исполнять свои должностные обязанности по очереди, меняясь каждый месяц (Dionys. IX. 43); того из них, кому в данном месяце принадлежала консульская власть, сопровождали двенадцать ликторов, поэтому обычно он обозначается выражением penes quem fasces erant (Liv. VIII. 12, IX. 8). В древнейшие времена его коллегу ликторы не сопровождали вообще, но ему предшествовал акценз (Cic. de Rep. II. 31, 55; Liv. II. 1, III. 33; ср. Dionys. V. 2, X. 24). В позднейшие времена консула, даже не исполняющего должностные обязанности, тоже сопровождало двенадцать ликторов (Suet. Caes. 20), но они следовали за ним; время возникновения этого обычая неясно, и мы знаем лишь, что во времена Полибия у диктатора, представлявшего обоих консулов, было 24 ликтора. Утверждается, что консул, в данный месяц исполняющий обязанности, именовался старшим консулом (consul major); но у Феста (с. 161) остаются сомнения в том, применялся ли этот термин к тому, кто имел фасции, либо к тому, кто был избран первым; и, как представляется, есть серьезные основания считать, что слово «старший» на самом деле относится только к возрасту консула, так что старшего из двоих называли consul major (Liv. XXXVII. 47; Cic. de Rep. II. 31, 55; Val. Max. IV. 1, § 1; Plut. Publ. 12; Dionys. VI. 57). В силу почтения, оказываемого старшему, он руководил заседанием сената, проводившимся сразу после избрания (Liv. IX. 8; Gellius, II. 15). Власть консулов ограничивало и осознание того, что по окончании срока полномочий их можно будет призвать к отчету за действия, совершенные на этом посту. Зафиксировано много случаев, когда консулы после отставки были привлечены к ответственности и осуждены не только за незаконные и неконституционные действия, но также за военные неудачи, приписываемые их беспечности или недостатку способностей (Liv. II. 41, 52, 54, 61, III. 31, XXII. 40, 49, XXVI. 2, 3, XXVII. 34; Cic. de Nat. Deor. II. 3, 8; Val. Max. VIII. 1, § 4). Постоянно увеличивающаяся власть и самонадеянность народных трибунов этим не ограничилась, и мы нередко видим, что трибуны не только угрожали наказанием и арестом даже находящимся в должности консулам, но и осуществляли эти угрозы (Liv. IV. 26, V. 9, XLII. 21, Epit. XLVIII, LV; Cic. de Leg. III. 9, 20; in Vat. 9, 21; Val. Max. IX. 5, § 2; Dio Cass. XXXVII. 50, XXXVIII. 6, XXXIX. 39). Иногда сопротивление действиям консула оказывал сам народ (Liv. II. 55, 59). Наконец, консулы зависели от сената [Senatus]. Однако иногда бывало, что полномочия консулов, столь ограниченные республиканскими установлениями, расценивались как недостаточные для спасения республики от угрожающих ей опасностей, и в этих случаях сенатское постановление viderent или darent operam consules, ne quid respublica detrimenti caperet предоставляло им полную диктаторскую власть, не ограниченную ни сенатом, ни народом, ни трибунами. В древние времена такие постановления сената упоминаются редко, ибо в чрезвычайных обстоятельствах было принято назначать диктатора; но когда диктатура вышла из употребления, сенат с помощью вышеприведенной формулы на время облекал консулов диктаторской властью [Dictator]. Об этом чрезвычайном постановлении сената (senatus consultum ultimum) см. Приложение A Хейтленда к Cic. pro C. Rabirio.
Вступив в должность, консулы — а впоследствии также и преторы — договаривались друг с другом о том, каким делом каждый из них будет заниматься; так что каждый имел особую сферу ведения, называвшуюся его провинцией (provincia). Обычно провинции распределялись по жребию (sortiri provincias), если только коллеги не договаривались между собой без применения этого средства урегулирования (comparare inter se provincias, Liv. XXIV. 10, XXX. 1, XXXII. 8; Cic. ad Fam. I. 9). К жребию прибегали по той причине, что оба консула имели равные права, а не потому (как считают некоторые), что решение таким образом передавалось на волю богов. Если считалось, что один из консулов особенно соответствует определенной провинции — благодаря его опыту или личным качествам — нередко ему давалось поручение extra sortem или extra ordinem, т. е., сенатом и без метания жребия (Liv. III. 2, VIII. 16, XXXVII. 1; с.536 Cic. ad Att. I. 19; ср. Liv. XXXV. 20, XLI. 8). В древнейшие времена, по-видимому, было принято, чтобы лишь один из консулов отправлялся командовать войском, второй же оставался в Риме для защиты города и руководства гражданскими делами, — если только войны не велись двумя разными лагерями, что требовало присутствия на фронте обоих консулов (Dionys. VI. 24, 91; ср. Liv. III. 4, 22, VII. 38). Более того, мы видим, что даже когда Риму приходилось сражаться с одним грозным врагом, оба консула отправлялись на войну вместе (Liv. II. 44, III. 8, 66; VIII. 6, и т. д.) но силы были разделены между ними поровну, так что каждый командовал двумя легионами, и по очереди, через день, осуществлял верховное командование (Polyb. III. 107, 110, VI. 26; Liv. IV. 46, XXII. 27, 41, XXVIII. 9; ср. III. 70).
Когда римское владычество распространилось за естественные пределы Италии, двух консулов стало недостаточно для управления провинциями, и командование в некоторых из них поручалось преторам, тогда как более важные были оставлены консулам. Отсюда возникло разграничение консульских и преторских провинций (provinciae consulares и praetoriae) (Liv. XLI. 8) [Provincia]. Вопрос о том, в какие провинции посылать консулов, а в какие — преторов, решал сенат, и это определялось либо до вступления магистратов в должность (Liv. XXI. 17), либо после этого, по предложению консулов (Liv. XXV. 1, XXVI. 28, XXVII. 7, и т. д.). Затем магистраты либо договаривались между собой, какая провинция кому достанется, либо тянули жребий — сначала, конечно, консулы, затем преторы. Один из законов Г. Гракха (о назначении провинций, de provinciis ordinandis; Cic. de Prov. Cons. II, 3; Sal. Jug. 27), однако, установил, что каждый год, еще до консульских выборов, сенат должен определять две консульские провинции, чтобы избежать пристрастности, ибо заранее было неизвестно, кто станет консулом. В древние времена консулы обычно приступали к управлению провинцией в год своего консульства; но в конце республики консулы, находясь в должности, обычно оставались в Риме, а в провинции отправлялись на следующий год в качестве проконсулов, — до тех пор, пока в 53 г. до н. э. постановление сената, а через год — закон Помпея не установили, что консул или претор не должен выезжать в провинцию ранее, чем через пять лет после сложения своих полномочий (Dio Cass. XL. 46, 56). Когда консул находился в провинции, его империй был ограничен ее территорией, и использование этого империя в любой другой провинции во все времена считалось незаконным (Liv. X. 37, XXIX. 19, XXXI. 48, XLIII. 1). В редких случаях нарушение этого правила прощалось после блестящей победы (Liv. XXVII. 43, XXIX. 7). С другой стороны, консулу не дозволялось покидать провинцию до выполнения той задачи, ради которой он был туда послан, либо до прибытия преемника — если только он не получал специальное разрешение сената (Liv. XXXVII. 47). Другие функции также иногда распределялись между консулами по жребию, если они не могли договориться, например, кто из них будет руководить консульскими или цензорскими выборами (Liv. XXIV. 10, XXXV. 6, 20, XXXIX. 32, XLI. 6), кто будет посвящать храм (Liv. II. 8, 27) или назначать диктатора (Liv. IV. 26). В те времена, когда консулы должны были осуществлять ценз, они, несомненно, тянули жребий о том, кто из них проведет люстр (uter conderet lustrum); и даже отправляясь в совместный поход, они, видимо, по жребию определяли направление действий каждого (Liv. XLI. 18).
Вступление консула в должность сопровождалось множеством ритуалов: до рассвета каждый из них совершал для себя ауспиции — что в древнейшие времена, несомненно было делом величайшей важности, хотя в последующий период, как нам известно, превратилось в простую формальность (Dionys. II. 4, 6). Следует отметить, однако, что, каков бы ни был характер ауспиций, вступление в должность никогда из-за этого не отменялось и не откладывалось, поэтому приходится предположить, что целью являлось просто получение благоприятных знамений от богов и, если они были, — передача под покровительство богов должности, в которую вступал магистрат. После совершения ауспиций консул возвращался домой, надевал тогу-претексту (toga praetexta) (Liv. XXI. 63; Ov. ex Pont. IV. 4, 25, Fast. I. 81), и принимал приветствия (salutatio) от своих друзей и сенаторов (Dio Cass. LVIII. 5; Ov. ex Pont. IV. 4, 27, и т. д.). Сопровождаемый ими, а также толпой любопытных зрителей, консул надевал официальное облачение и отправлялся в храм Юпитера на Капитолии, где торжественно приносил в жертву богу белых быков. По-видимому, в процессии перед консулом несли курульное кресло (sella curulis), как символ его должности (Ov. l. c. IV. 4, 29 ff., 9, 17 ff.; Liv. XXI. 63; Cic. de Leg. Agr. II. 34, 92). Затем начиналось заседание сената, на котором старший из двух консулов докладывал о положении дел в государстве, начиная с религиозных вопросов и далее переходя к прочим делам (referre ad senatum de rebus divinis et humanis, Liv. VI. 1, IX. 8, XXXVII. 1; Cic. ad Quir. post Red. 5, 11). Среди религиозных вопросов консулы прежде всего должны были уделить внимание назначению Латинских празднеств (feriae Latinae), и до совершения торжественного жертвоприношения на Альбанской горе они не могли выехать в свои провинции (Liv. XXI. 63, XXII. 1, XXV. 12, XLII. 10). Другие дела, о которых консулы докладывали сенату, касались распределения провинций и многих других проблем управления, часто — огромной важности. После этих выступлений заседание сената прекращалось, и сенаторы сопровождали консулов домой (Ov. ex Pont. IV. 4, 41); с этого формально начинался годичный срок их полномочий.
Сведения о различных должностях, в разные времена заменявших консульство (таких, как диктатура, децемвират и военные трибуны с консульской властью) читатель может найти в соответствующих статьях. В конце республики консульство потеряло свою силу и значимость. Цезарь во время своей диктатуры нанес ему первый жестокий удар, ибо сам занял эту должность, одновременно будучи диктатором, и по собственному усмотрению обеспечивал избрание людей, в своих действиях полностью зависевших от его воли. Сам он был избран сначала на пять лет, затем на десять с.537 и наконец пожизненно (Suet. Jul. 76, 80; Dio Cass. XLII. 20, XLIII. 1, 46, 49; App. de Bell. Civ. II. 106). В правление Августа консульская власть была лишь тенью прежней, и избираемые консулы не оставались в должности полный год, но обычно слагали с себя полномочия через несколько месяцев (Dio Cass. XLVIII. 35, XLIII. 46; Lucan, V. 399). Сами императоры, как правило, вступали в должность консула в начале года и слагали ее через месяц или два (Dio Cass. LIII. 32; Tac. Hist. I. 77). Нерон получил от сената непрерывное консульство (continui consulatus, Tac. Ann. XIII. 41), а Вителлий организовал выборы на десять лет вперед и сделался постоянным консулом (perpetuus consul, Suet. Vitell. 11). Веспасиан был консулом восемь раз за десять лет, Домициан — в общей сложности семнадцать раз. Обычная продолжительность этой должности стала составлять четыре или два месяца (Dio Cass. XLIII. 46). В 69 г. было пятнадцать консулов (ср. Mommsen in Ephem. Epigr. 1872, с. 189). В правление Коммода было не менее двадцать пяти консулов в один год. (Lamprid. Commod. 6; Dio Cass. LXXII. 12). В республиканские времена год получал свое название по именам консулов, и во всех официальных документах их имена использовались для обозначения года; но с тех пор, как в году стало более двух консулов, только тех из них, которые вступали в должность в начале года, считались ординарными консулами (consules ordinarii) и давали название году, хотя суффекты тоже включались в фасты (Sueton. Domit. 2, Galb. 6, Vitell. 2; Senec. de Ira. III. 31; Plin. Paneg. 38; Lamprid. Al. Sev. 28). Ранг ординарных консулов был выше, чем избиравшихся позднее. Со времен Тиберия выборы консулов осуществлялись сенатом, который, конечно, избирал только тех, кого рекомендовал император; результаты выборов затем объявляли (renuntiare) народу, собравшемуся в так называемые комиции (comitia) (Dio Cass. LVIII. 20; Plin. Paneg. 77; Tac. Ann. IV. 68). В последние века империи обычно существовали почетные консулы (consules honorarii), избираемые сенатом и утверждаемые императором (Cassiod. I. 10; Justin. Nov. LXX. 80, гл. 1), а консулы-суффекты в это время практически совсем не упоминаются, ибо Константин возродил древний обычай назначать только двух консулов — одного в Константинополе, второго в Риме, — которые должны были выполнять обязанности верховных судей (под руководством императора) в течение всего года, и кроме этих двоих не было никого, за исключением почетных консулов и консуляров. Хотя достоинство этих почетных консулов, так же, как ординарных консулов и консулов-суффектов, было лишь номинальным, тем не менее, оно считалось высшим в империи, и знатные и богатые люди добивались этой должности с огромным рвением, невзирая на связанные с ней значительные расходы на общественные развлечения (Dio Cass. LX. 27), которые новоизбранный консул должен был устроить для своих друзей и народа (Fronto, Ep. II. 1; Lydus, de Magistr. II. 8; Liban. Orat. 8; Symmach. II. 64, IV. 8, X. 44; Sidon. Apollin. Epist. II. 3; Cassiod. II. 2, VI. 1; Procop. de Bell. Pers. I. 25). Юлий Цезарь (Suet. Jul. 76) и Август (Dio Cass. XLVI. 41) предоставляли консульские знаки отличия (ornamenta consularia) тем, кто на самом деле не занимал этой должности, и позднее этот обычай настолько укоренился, что таких людей стали называть консулярами: это были сенаторы самого высшего ранга, и их почесть в конце концов стала наследственной. Но после Диоклетиана они стояли ниже, чем иллюстрии (viri illustres) и спектабили (viri spectabiles). Последним консулом в Риме был Децим Теодор Паулин в 534 г., а в Константинополе — Флавий Базилий Юниор в 541 г. После этого императоры Востока сами принимали титул консула до тех пор, пока он окончательно не был предан забвению.
В эпоху Империи консулы считались официальными представителями сената, и некоторые императоры даже уступали им формальное первенство (Suet. Tib. 31). Их официальные функции были следующими: 1. Консулы председательствовали в сенате — хотя, конечно, только с позволения императора. 2. Они осуществляли правосудие, частично в экстраординарных (extra ordinem) (Tac. Ann. IV. 19, XIII. 4; Gell. XIII. 24) [Senatus], частично в ординарных случаях, таких, как освобождение рабов или назначение опекунов (Dig. 1, 10, 1; Ammian. Marcell. XXII. 7; Cassiod. VI. 1; Sueton. Claud. 23). 3. Сдача в аренду государственных доходов — обязанность, ранее выполнявшаяся цензорами (Ov. ex Pont. IV. 5, 19), хотя консулы всегда имели право заменять цензоров, когда их не было в должности. 4. Проведение цирковых игр и государственных торжеств в честь императоров, которые они должны были оплачивать из своих собственных средств (Suet. Nero, 4; Juv. XI. 193, и т. д.; Cassiod., l. c., и III. 39, V. 42, VI. 10). Впрочем, некоторые императоры предоставляли денежные средства для подобных целей и пытались сдержать возрастающую расточительность консулов, но все эти ограничения имели преходящий характер. (Lamprid. Al. Sever. 43; Vopisc. Aurel. 12; Justin. Nov. 105).
Также ср. различные работы по римской истории: K. D. Hüllmann, Röm. Grundverfassung, с. 125, и т. д.; K. W. Göttling, Gesch. der Röm. Staatsverf. с. 269, и т. д., и прежде всего Mommsen, Staatsrecht, II. 70—
|
||
1.
Денарий, серебро Август Передвижной монетный двор Октавиана, 40 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Октавиана с бородой вправо, вокруг C•CAESAR•III•VIR•R•P•C (Gaius Caesar, IIIvir rei publicae constituendae, «Гай Цезарь, триумвир для восстановления государства»). Кайма из точек. РЕВЕРС: Крылатая молния; вокруг Q•SALVIVS•IMP•COS•DESG (G над E) (Quintus Salvius, imperator, consul designatus, «Квинт Сальвий, император, избранный консул»). Кайма из точек. | ||
2.
Денарий, серебро Август Передвижной монетный двор Октавиана, 40 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Непокрытая голова Октавиана с бородой вправо, вокруг C•CAESAR•III•VIR•R•P•C (Gaius Caesar, IIIvir rei publicae constituendae, «Гай Цезарь, триумвир для восстановления государства»). Кайма из точек. РЕВЕРС: Крылатая молния; вокруг Q•SALVIVS•IMP•COS•DESIG (Quintus Salvius, imperator, consul designatus, «Квинт Сальвий, император, избранный консул»). Кайма из точек. | ||
3.
Аурей, золото Марк Эмилий Лепид Рим, 42 г. до н.э. | ||
АВЕРС: M. LEPIDVS III VIR R. P. C. (Marcus Lepidus triumvir reipublicae constituendae) — непокрытая голова Лепида влево. Кайма из точек. РЕВЕРС: L. MVSSIDIVS T. F. LONGVS IIII VIR A. P. F. (Lucius Mussidius Titi filius Longus, quatuorvir auro publico feriundo) — обнаженный Марс, в коринфском шлеме, стоит склонившись вправо, держит в правой руке копье и в левой паразоний (поясной кинжал, BMCRR) или меч (RRC, CRI) в ножнах, с ремнем; его левая нога поставлена на щит. Кайма из точек. | ||
4.
Денарий, серебро Квинт Фабий Максим Эбурн Рим, 127 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Ромы в крылатом шлеме вправо, в горельефе, шлем украшен головой грифона; забрало из трех частей и поднято козырьком; серьга с тройной подвеской; звезда на шейной пластине шлема (CRR: на назатыльнике); под подбородком X; за головой ROMA; впереди Q. MAX. [MA — монограммой]. Круг из точек. РЕВЕРС: Рог изобилия, перекрещенный с пучком молний; вокруг венок, составленный из ячменного колоса, пшеничного колоса и различных фруктов (CRR: маковых головок). | ||
5.
Тетрадрахма, серебро Авл Габиний 57—55 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Филиппа I в диадеме вправо. РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΦΙΛΙΠΠΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΦΙΛΑΔΕΛΦΟΥ — Зевс Никифор в лавровом венке сидит на троне влево; на правой руке стоит Ника с венком, в левой — скипетр; слева и под троном — две монограммы; все внутри венка. | ||
6.
Денарий, серебро Рим, 58 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Верблюд с седлом, идущий вправо; перед ним коленопреклоненный царь Арета, который держит в левой руке узду, а правой протягивает ветвь оливы, перевязанную лентой; выше M SCAVR AED CVR, по бокам EX и S C, ниже REX ARETAS. Кайма из точек. РЕВЕРС: Юпитер в квадриге галопом едет влево, держит в левой руке вожжи, правой рукой мечет молнию; под конями скорпион; выше P HVPSAE AED CVR, ниже C HVPSAE COS PREIVER — слева направо, CAPTVM — снизу вверх. Кайма из точек. | ||
7.
Денарий, серебро Квинт Фабий Максим Эбурн Рим, 82—80 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, волосы скручены назад и два локона спадают на шею; под подбородком X; перед головой лира; сзади ROMA; внизу Q. MAX. Круг из точек. РЕВЕРС: Рог изобилия, перекрещенный с пучком молний; вокруг венок, составленный из ячменного колоса, пшеничного колоса и различных фруктов (CRR: маковых головок). | ||
8.
Денарий, серебро Марк Цецилий Метелл Рим, 127 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Ромы в крылатом шлеме вправо, в горельефе, шлем украшен головой грифона; забрало из трех частей и поднято козырьком; серьга с тройной подвеской; звезда на шейной пластине шлема (CRR: на назатыльнике); под подбородком X; за головой ROMA (вверх). Круг из точек. РЕВЕРС: Македонский щит, в центре которого голова слона вправо; вокруг щита M. METELLVS Q. F.; все внутри лаврового венка. | ||
9.
Денарий, серебро Марк Цецилий Метелл Рим, 82—80 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Аполлона, в диадеме, вправо; волосы колечками; под подбородком X; сзади головы ROMA. РЕВЕРС: Македонский щит, в центре которого голова слона вправо; вокруг щита M. METELLVS Q. F.; все внутри лаврового венка. | ||
10.
Квадрант, медь Квинт Фабий Максим Эбурн Рим, 127 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова молодого Геркулеса, в шкуре льва, вправо; внизу дубина; сзади ![]() РЕВЕРС: Корабельный нос вправо; внизу ROMA; спереди S; сверху Q. MAX. [MA — монограммой]. |