МЕДЬ
Aes, означает и собственно медь, и бронзу, и разные другие медные сплавы (Plin. 34, 1, 1 слл.); как сырой, необработанный материал, медь называется особенно aes Cyprium, потому что ранее всего ее находили на Кипре; медь в сплавах с мышьяком называется aes candidum, белый томнак (т. ж. 11, 110. 17, 160); с цинком — orichalcum, латунь; с оловом — просто aes, бронза, самым дорогим видом которой была бронза коринфская, aes Corinthium, названная так по городу Коринфу, где наиболее процветало меднолитейное искусство и техника бронзовых сплавов. Эта бронза имела то светлый, беловатый цвет, то различные оттенки темно-коричневого. Вообще, меди придавали различные цвета; умели даже и отдельным частям статуи придавать разные цветовые оттенки.
Aes означает и монету. Италийские народы до времен Пирра пользовались медью как орудием мены. Металл плавился в форму слитков; на них делались изображения быков, овец, свиней, баранов (aes signatum), не обозначавшие, однако, стоимости слитков, которые при мене всегда взвешивались; отсюда юридическая формула купли per aes et libram. Монета в собственном смысле слова введена, вероятно, только во времена Децемвиров. Но aes в смысле «деньги» употреблялось еще и после того, как (с 486 u. c., 268 г. до Р. Х.) начали чеканить серебряную, а 62 года спустя — и золотую монету. Стоимость определялась по весу (pondo), и за единицу ее принимался фунт меди (as, отсюда as libralis).
Как имущество различали aes suum, актив, и aes alienum, пассив, долги. Aes circumforaneum называются деньги, взятые в долг у менял (argentarii), лавки которых находились в портике на форуме (Cic. ad Att. 2, 1, 11); equestre — деньги, дававшиеся каждому всаднику на покупку лошади; hordearium (от hordeum, ячмень) налог (2000 ассов), назначавшийся на содержание лошадей всадников и взыскивавшийся с незамужних или вдовых богатых женщин, на которых ценз, а потому и обязанность уплаты военного налога не распространялись (Cic. r. p. 2, 20, 36. Liv. 1, 43; ср. Goettling, röm. Staatsv. 256); manuarium — деньги, выигранные посредством метания (manus, manibus collectum) костей (Suet. Oct. 81. Gell. 18, 3, 4); militare — то же, что stipendium, жалованье солдатам, платившееся из податей, вносимых эрариями (aerarii, Gell. 7, 10. Varr. l. l. 5, 183); uxorium — пеня, налагавшаяся на старых холостяков (caelibes) за то, что они не женились, ср. Γραφή и Leges Juliae (Augusti), 5.
|
||
1.
AE 12, медь Август Приена, 27 г. до н.э. — 14 г. н.э. | ||
АВЕРС: ΠΟΜΠΕΙΟϹ ΜΑΚΕΡ — обнаженная голова Помпея Макра вправо. РЕВЕРС: ΠΡΙΗΝΕΩΝ — Биант стоит фронтально, обратившись влево, справа треножник. | ||
2.
Фоллис, медь Константин I Карфаген, 307 г. | ||
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: CONSERVATORES KART. SVAE — внутри шестиколонного храма с простым фронтоном стоит анфас персонификация Карфагена, с обращенной влево головой, держит фрукты в обеих руках. В обрезе обозначение монетного двора: ΡΚΔ. | ||
3.
Двойной сестерций, медь Постум Августа Треверов, 261 г. | ||
АВЕРС: IMP. C. M. CASS. LAT. POSTVMVS P. F. AVG. — драпированный бюст Постума в доспехах и лучистом венце, обращенный вправо. РЕВЕРС: LAETITIA — галера плывет влево с четырьмя гребцами и рулевым. В обрезе: AVG. | ||
4.
Фоллис, медь Константин I Аквилея, 307 г. | ||
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: CONSERV. VRB. SVAE — внутри четырехколонного храма сидит фронтально Рома с обращенной влево головой, в правой руке держит земной шар, в левой — скипетр, слева от нее стоит щит; в качестве акротериев — Виктории или шишки, внутри фронтона венок. В обрезе обозначение монетного двора: AQΓ. | ||
5.
Семисс, орихалк Траян Кипр(?)*, 116 г. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. NER. TRAIANO OPTIMO AVG. GERM. — бюст Траяна, в лучистом венце, с эгидой на левом плече, вправо. РЕВЕРС: DAC. PARTHICO P. M. TR. POT. XX COS. VI P. P. — вокруг дубового (BMC: лаврового) венка, внутри которого, большими буквами: S. C. (венок ассиметричный, с завязкой на 5 ч. и верхом на 11 ч.). | ||
6.
Дупондий, орихалк Гальба Рим, 68 г. | ||
АВЕРС: IMP. SER. GALBA CAES. AVG. TR. P. — голова Гальбы в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: PAX AVGVST. — Пакс (Мир), в драпировке, стоит влево, держит ветвь в правой руке и рог изобилия — в левой. | ||
7.
Сестерций, орихалк Нерва Рим, 97 г. | ||
АВЕРС: IMP. NERVA CAES. AVG. P. M. TR. P. COS. III P. P. — голова Нервы в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: FISCI IVDAICI CALVMNIA SVBLATA — пальмовое дерево с двенадцатью ветвями и двумя пучками фиников. В поле, слева и справа, большими буквами: S. C. | ||
8.
Дупондий, орихалк Траян Рим, 115—116 гг. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. NER. TRAIANO OPTIMO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. VI P. P. — драпированный бюст Траяна, в лучистом венце, вправо. РЕВЕРС: SENATVS POPVLVSQVE ROMANVS — Фелицитас (Счастье), в драпировке, стоит влево, держит вверх кадуцей в правой руке и рог изобилия — в левой. В поле, слева и справа: S. C. | ||
9.
AE, медь Тиберий СИРТИКА, Эя, 22—29 гг. | ||
АВЕРС: TI. CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Тиберия влево. РЕВЕРС: Драпированный бюст Аполлона, в лавровом венке, вправо; перед ним лира, сзади — пунийское название города Эя (Wy’t) пунийскими буквами; все внутри лаврового венка. | ||
10.
Медальон с бортиком, орихалк Траян ?, 98—117 гг. | ||
АВЕРС: Без легенды. Драпированный бюст влево, пересекающиеся линии делят волосы на многочисленные ромбики, как будто заплетенные или под сеткой, в правом поле монограмма PE, подобная монограмма, зеркально, в левом поле. РЕВЕРС: Без легенды. Возничий в квадриге, скачущей вправо, наклонился влево и протягивает правую руку; лошади со связанными хвостами; на их головах пальмовые ветви. |