Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

МЕДЬ

Aes, озна­ча­ет и соб­ст­вен­но медь, и брон­зу, и раз­ные дру­гие мед­ные спла­вы (Plin. 34, 1, 1 слл.); как сырой, необ­ра­ботан­ный мате­ри­ал, медь назы­ва­ет­ся осо­бен­но aes Cyp­rium, пото­му что ранее все­го ее нахо­ди­ли на Кип­ре; медь в спла­вах с мышья­ком назы­ва­ет­ся aes can­di­dum, белый том­нак (т. ж. 11, 110. 17, 160); с цин­ком — ori­chal­cum, латунь; с оло­вом — про­сто aes, брон­за, самым доро­гим видом кото­рой была брон­за коринф­ская, aes Co­rin­thi­um, назван­ная так по горо­ду Корин­фу, где наи­бо­лее про­цве­та­ло мед­но­ли­тей­ное искус­ство и тех­ни­ка брон­зо­вых спла­вов. Эта брон­за име­ла то свет­лый, бело­ва­тый цвет, то раз­лич­ные оттен­ки тем­но-корич­не­во­го. Вооб­ще, меди при­да­ва­ли раз­лич­ные цве­та; уме­ли даже и отдель­ным частям ста­туи при­да­вать раз­ные цве­то­вые оттен­ки.

Aes озна­ча­ет и моне­ту. Ита­лий­ские наро­ды до вре­мен Пир­ра поль­зо­ва­лись медью как оруди­ем мены. Металл пла­вил­ся в фор­му слит­ков; на них дела­лись изо­бра­же­ния быков, овец, сви­ней, бара­нов (aes sig­na­tum), не обо­зна­чав­шие, одна­ко, сто­и­мо­сти слит­ков, кото­рые при мене все­гда взве­ши­ва­лись; отсюда юриди­че­ская фор­му­ла куп­ли per aes et lib­ram. Моне­та в соб­ст­вен­ном смыс­ле сло­ва введе­на, веро­ят­но, толь­ко во вре­ме­на Децем­ви­ров. Но aes в смыс­ле «день­ги» употреб­ля­лось еще и после того, как (с 486 u. c., 268 г. до Р. Х.) нача­ли чека­нить сереб­ря­ную, а 62 года спу­стя — и золотую моне­ту. Сто­и­мость опре­де­ля­лась по весу (pon­do), и за еди­ни­цу ее при­ни­мал­ся фунт меди (as, отсюда as lib­ra­lis).

Как иму­ще­ство раз­ли­ча­ли aes suum, актив, и aes alie­num, пас­сив, дол­ги. Aes cir­cum­fo­ra­neum назы­ва­ют­ся день­ги, взя­тые в долг у менял (ar­gen­ta­rii), лав­ки кото­рых нахо­ди­лись в пор­ти­ке на фору­ме (Cic. ad Att. 2, 1, 11); equestre — день­ги, давав­ши­е­ся каж­до­му всад­ни­ку на покуп­ку лоша­ди; hor­dea­rium (от hor­deum, ячмень) налог (2000 ассов), назна­чав­ший­ся на содер­жа­ние лоша­дей всад­ни­ков и взыс­ки­вав­ший­ся с неза­муж­них или вдо­вых бога­тых жен­щин, на кото­рых ценз, а пото­му и обя­зан­ность упла­ты воен­но­го нало­га не рас­про­стра­ня­лись (Cic. r. p. 2, 20, 36. Liv. 1, 43; ср. Goettling, röm. Staatsv. 256); ma­nua­rium — день­ги, выиг­ран­ные посред­ст­вом мета­ния (ma­nus, ma­ni­bus col­lec­tum) костей (Suet. Oct. 81. Gell. 18, 3, 4); mi­li­ta­re — то же, что sti­pen­dium, жало­ва­нье сол­да­там, пла­тив­ше­е­ся из пода­тей, вно­си­мых эра­ри­я­ми (aera­rii, Gell. 7, 10. Varr. l. l. 5, 183); uxo­rium — пеня, нала­гав­ша­я­ся на ста­рых холо­стя­ков (cae­li­bes) за то, что они не жени­лись, ср. Γραφή и Le­ges Juliae (Augus­ti), 5.

См. также:
AES (Джонс. Словарь античных римских монет)
БРОНЗА (Джонс. Словарь античных римских монет)
ЛАТУНЬ (Джонс. Словарь античных римских монет)
МЕДНАЯ ЧЕКАНКА РИМЛЯН (Стивенсон. Словарь римских монет)
МЕДЬ (Словарь античности)
МЕДЬ (Джонс. Словарь античных римских монет)
ОРИХАЛК (Джонс. Словарь античных римских монет)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 34—35.
Купить Послания Луны. Метафорические карты в "Читай-город"
См. по теме: БАНАУС • ЖАЛОВАНЬЕ • БЕЧЕВАЯ ТЯГА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
III в. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
2. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Конец IV в. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
3. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
4. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
5. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
6. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
7. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
8. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
9. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Дионис с двумя сатирами. Ручка цисты Фикорони.
Бронза.
Ок. 300 г. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
10. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Эрот, Геракл и Иолай. Ножка цисты «Фикорони».
Бронза.
Сер. III в. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE 12, медь
Август
Приена, 27 г. до н.э. — 14 г. н.э.
АВЕРС: ΠΟΜΠΕΙΟϹ ΜΑΚΕΡ — обнаженная голова Помпея Макра вправо.
РЕВЕРС: ΠΡΙΗΝΕΩΝ — Биант стоит фронтально, обратившись влево, справа треножник.
2. Фоллис, медь
Константин I
Карфаген, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERVATORES KART. SVAE — внутри шестиколонного храма с простым фронтоном стоит анфас персонификация Карфагена, с обращенной влево головой, держит фрукты в обеих руках.
В обрезе обозначение монетного двора: ΡΚΔ.
3. Двойной сестерций, медь
Постум
Августа Треверов, 261 г.
АВЕРС: IMP. C. M. CASS. LAT. POSTVMVS P. F. AVG. — драпированный бюст Постума в доспехах и лучистом венце, обращенный вправо.
РЕВЕРС: LAETITIA — галера плывет влево с четырьмя гребцами и рулевым.
В обрезе: AVG.
4. Фоллис, медь
Константин I
Аквилея, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERV. VRB. SVAE — внутри четырехколонного храма сидит фронтально Рома с обращенной влево головой, в правой руке держит земной шар, в левой — скипетр, слева от нее стоит щит; в качестве акротериев — Виктории или шишки, внутри фронтона венок.
В обрезе обозначение монетного двора: AQΓ.
5. Семисс, орихалк
Траян
Кипр(?)*, 116 г.
АВЕРС: IMP. CAES. NER. TRAIANO OPTIMO AVG. GERM. — бюст Траяна, в лучистом венце, с эгидой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: DAC. PARTHICO P. M. TR. POT. XX COS. VI P. P. — вокруг дубового (BMC: лаврового) венка, внутри которого, большими буквами: S. C. (венок ассиметричный, с завязкой на 5 ч. и верхом на 11 ч.).
6. Дупондий, орихалк
Гальба
Рим, 68 г.
АВЕРС: IMP. SER. GALBA CAES. AVG. TR. P. — голова Гальбы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PAX AVGVST. — Пакс (Мир), в драпировке, стоит влево, держит ветвь в правой руке и рог изобилия — в левой.
7. Сестерций, орихалк
Нерва
Рим, 97 г.
АВЕРС: IMP. NERVA CAES. AVG. P. M. TR. P. COS. III P. P. — голова Нервы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: FISCI IVDAICI CALVMNIA SVBLATA — пальмовое дерево с двенадцатью ветвями и двумя пучками фиников.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
8. Дупондий, орихалк
Траян
Рим, 115—116 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NER. TRAIANO OPTIMO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. VI P. P. — драпированный бюст Траяна, в лучистом венце, вправо.
РЕВЕРС: SENATVS POPVLVSQVE ROMANVS — Фелицитас (Счастье), в драпировке, стоит влево, держит вверх кадуцей в правой руке и рог изобилия — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
9. Медальон с бортиком, орихалк
Траян
?, 98—117 гг.
АВЕРС: Без легенды. Драпированный бюст влево, пересекающиеся линии делят волосы на многочисленные ромбики, как будто заплетенные или под сеткой, в правом поле монограмма PE, подобная монограмма, зеркально, в левом поле.
РЕВЕРС: Без легенды. Возничий в квадриге, скачущей вправо, наклонился влево и протягивает правую руку; лошади со связанными хвостами; на их головах пальмовые ветви.
10. AE, медь
Тиберий
СИРТИКА, Эя, 22—29 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Тиберия влево.
РЕВЕРС: Драпированный бюст Аполлона, в лавровом венке, вправо; перед ним лира, сзади — пунийское название города Эя (Wy’t) пунийскими буквами; все внутри лаврового венка.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА