Джонс. Словарь античных римских монет

ОРИХАЛК (англ. Ori­chal­cum). Это обыч­ное напи­са­ние дан­но­го сло­ва на англий­ском язы­ке. У гре­че­ских авто­ров оно встре­ча­ет­ся уже в VIII в. до н. э. в фор­ме orei­chal­kon, кото­рая, види­мо, озна­ча­ет «гор­ная брон­за», хотя из этих лите­ра­тур­ных тек­стов вид­но, что их авто­ры не слиш­ком хоро­шо зна­ли, что это такое, — поми­мо того, что это какой-то уди­ви­тель­но бле­стя­щий металл. У рим­ских авто­ров это назва­ние пре­вра­ти­лось в auri­chal­cum, т. е., «золо­то-брон­за», из-за оши­боч­но­го пони­ма­ния его эти­мо­ло­гии. Сло­во chry­sochal­kon, пра­виль­ная гре­че­ская фор­ма для послед­не­го зна­че­ния, тоже сохра­ни­лось в сло­ва­рях.

Совре­мен­ные авто­ры исполь­зу­ют это сло­во для опи­са­ния спла­ва, при­мер­но экви­ва­лент­но­го совре­мен­ной лату­ни, содер­жа­ще­го зна­чи­тель­ную долю цин­ка (обыч­но 10 % и 20 %). Как этот сплав назы­вал­ся в антич­но­сти, неиз­вест­но. Он исполь­зо­вал­ся в неко­то­рых элли­ни­сти­че­ских гре­че­ских моне­тах, а затем, види­мо, в каче­стве экс­пе­ри­мен­та, в выпус­ке Гая Кло­вия в 45 г. до н. э. (еще один рес­пуб­ли­кан­ский выпуск из ори­хал­ка, выпуск Квин­та Оппия, мог быть отче­ка­нен рань­ше, но пока еще надеж­но не дати­ро­ван). О даль­ней­шем инте­ре­се к экс­пе­ри­мен­там с этим метал­лом свиде­тель­ст­ву­ют неко­то­рые ори­хал­ко­вые моне­ты, выпу­щен­ные вла­стью кве­сто­ра (Q(uaes­tor)), кото­рые, веро­ят­но, сле­ду­ет отне­сти к монет­но­му дво­ру в Македо­нии (Фес­са­ло­ни­ка?) в 44 г. до н. э., если порт­рет на них пра­виль­но иден­ти­фи­ци­ро­ван как Юлий Цезарь. Неко­то­рые моне­ты из ори­хал­ка так­же были отче­ка­не­ны для Мар­ка Анто­ния в 39 г. до н. э. неким Гаем Соси­ем, дей­ст­во­вав­шим в каче­стве его кве­сто­ра в Закин­фе.

Когда Август вновь открыл монет­ный двор в Риме око­ло 19 г. до н. э., ори­халк стал исполь­зо­вать­ся для более круп­ных дено­ми­на­ций aes, сестер­ция и дупон­дия, тогда как более мел­кие моне­ты чека­ни­лись из чистой меди. Ори­хал­ко­вые моне­ты чека­ни­лись лег­ки­ми, что пред­по­ла­га­ет, что этот металл мог быть пере­оце­нен в боль­шей сте­пе­ни, чем металл асса и его фрак­ций, и таким обра­зом рефор­ма монет­ных метал­лов мог­ла быть выгод­ной. Неко­то­рые квад­ран­ты и семис­сы из Лугду­на вре­мен Авгу­ста, неко­то­рые ассы, семис­сы и квад­ран­ты Неро­на и неко­то­рые восточ­ные ассы и семис­сы Тра­я­на тоже чека­ни­лись из ори­хал­ка, но они явля­ют­ся исклю­че­ни­я­ми.

Исполь­зо­ва­ние ори­хал­ка для того, чтобы отли­чить сестер­ций и дупон­дий, про­дол­жа­лось до III в. н. э., но с прав­ле­ния Мар­ка Авре­лия и далее ста­ло все слож­нее отли­чать один металл от дру­го­го, так как коли­че­ство цин­ка в моне­тах умень­ша­лось, а коли­че­ство свин­ца — уве­ли­чи­ва­лось.

См. также:
AES (Джонс. Словарь античных римских монет)
БРОНЗА (Джонс. Словарь античных римских монет)
ЛАТУНЬ (Джонс. Словарь античных римских монет)
МЕДНАЯ ЧЕКАНКА РИМЛЯН (Стивенсон. Словарь римских монет)
МЕДЬ (Словарь античности)
МЕДЬ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
МЕДЬ (Джонс. Словарь античных римских монет)
© 1990 г. John Melville Jones. A DICTIONARY OF ANCIENT ROMAN COINS, London, SPINK, 2004, p. 228.
© 2011 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
Списание долгов по кредитам - законные способы.
См. по теме: Бихаракта • Придворный монетный двор • ДРАХМА • ДАРИК •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
III в. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
2. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Конец IV в. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
3. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
4. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
5. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
6. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
7. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
8. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
9. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Дионис с двумя сатирами. Ручка цисты Фикорони.
Бронза.
Ок. 300 г. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
10. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Эрот, Геракл и Иолай. Ножка цисты «Фикорони».
Бронза.
Сер. III в. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE 12, медь
Август
Приена, 27 г. до н.э. — 14 г. н.э.
АВЕРС: ΠΟΜΠΕΙΟϹ ΜΑΚΕΡ — обнаженная голова Помпея Макра вправо.
РЕВЕРС: ΠΡΙΗΝΕΩΝ — Биант стоит фронтально, обратившись влево, справа треножник.
2. Фоллис, медь
Константин I
Карфаген, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERVATORES KART. SVAE — внутри шестиколонного храма с простым фронтоном стоит анфас персонификация Карфагена, с обращенной влево головой, держит фрукты в обеих руках.
В обрезе обозначение монетного двора: ΡΚΔ.
3. Двойной сестерций, медь
Постум
Августа Треверов, 261 г.
АВЕРС: IMP. C. M. CASS. LAT. POSTVMVS P. F. AVG. — драпированный бюст Постума в доспехах и лучистом венце, обращенный вправо.
РЕВЕРС: LAETITIA — галера плывет влево с четырьмя гребцами и рулевым.
В обрезе: AVG.
4. Фоллис, медь
Константин I
Аквилея, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERV. VRB. SVAE — внутри четырехколонного храма сидит фронтально Рома с обращенной влево головой, в правой руке держит земной шар, в левой — скипетр, слева от нее стоит щит; в качестве акротериев — Виктории или шишки, внутри фронтона венок.
В обрезе обозначение монетного двора: AQΓ.
5. Семисс, орихалк
Траян
Кипр(?)*, 116 г.
АВЕРС: IMP. CAES. NER. TRAIANO OPTIMO AVG. GERM. — бюст Траяна, в лучистом венце, с эгидой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: DAC. PARTHICO P. M. TR. POT. XX COS. VI P. P. — вокруг дубового (BMC: лаврового) венка, внутри которого, большими буквами: S. C. (венок ассиметричный, с завязкой на 5 ч. и верхом на 11 ч.).
6. Дупондий, орихалк
Гальба
Рим, 68 г.
АВЕРС: IMP. SER. GALBA CAES. AVG. TR. P. — голова Гальбы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PAX AVGVST. — Пакс (Мир), в драпировке, стоит влево, держит ветвь в правой руке и рог изобилия — в левой.
7. Сестерций, орихалк
Нерва
Рим, 97 г.
АВЕРС: IMP. NERVA CAES. AVG. P. M. TR. P. COS. III P. P. — голова Нервы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: FISCI IVDAICI CALVMNIA SVBLATA — пальмовое дерево с двенадцатью ветвями и двумя пучками фиников.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
8. Дупондий, орихалк
Траян
Рим, 115—116 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NER. TRAIANO OPTIMO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. VI P. P. — драпированный бюст Траяна, в лучистом венце, вправо.
РЕВЕРС: SENATVS POPVLVSQVE ROMANVS — Фелицитас (Счастье), в драпировке, стоит влево, держит вверх кадуцей в правой руке и рог изобилия — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
9. AE, медь
Тиберий
СИРТИКА, Эя, 22—29 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Тиберия влево.
РЕВЕРС: Драпированный бюст Аполлона, в лавровом венке, вправо; перед ним лира, сзади — пунийское название города Эя (Wy’t) пунийскими буквами; все внутри лаврового венка.
10. Медальон с бортиком, орихалк
Траян
?, 98—117 гг.
АВЕРС: Без легенды. Драпированный бюст влево, пересекающиеся линии делят волосы на многочисленные ромбики, как будто заплетенные или под сеткой, в правом поле монограмма PE, подобная монограмма, зеркально, в левом поле.
РЕВЕРС: Без легенды. Возничий в квадриге, скачущей вправо, наклонился влево и протягивает правую руку; лошади со связанными хвостами; на их головах пальмовые ветви.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА