МЕДЬ, мягкий ковкий металл красного цвета, известный с глубокой древности. Месторождения меди на материке и островах греки использовали вплоть до их полного истощения, и только Кипр продолжал снабжать Грецию. Сложная технология получения меди возникла еще в бронзовом веке; она включала несколько технологических операций: медную руду перерабатывали в медный штейн, из штейна получали черновую медь, а из нее — собственно красную медь. Технология переработки медных руд, которая в целом мало изменялась у этрусков и римлян, вызывала интерес у некоторых авторов, которые, однако, не дали полных сведений о разработке месторождений и устройстве плавильных печей. Поскольку самородная медь встречается редко, ее получали из соединений — сернистых, окисленных и смешанных медных руд (к числу окисленных руд относятся, например, малахит и азурит). Чистую медь использовали главным образом для изготовления монет, а в поздней античности — в виде медных листов для покрытия крыш. Чаще применяли медные сплавы — с оловом (бронза), с окисью цинка (латунь). Серебрить медь не умели. При получении меди не всегда удавалось добиться требуемой температуры, и много меди уходило в шлак. Чистую медь легировали в металлургических мастерских уже как «торговую медь», поэтому латинское слово aes обозначает как медь, так и бронзу — именно бронза, как правило, находила более широкое применение. Две надписи из Випаски содержат изложенные профессиональным языком сведения о работе испанских рудников и металлургических мастерских. Некоторые продукты медеплавильных заводов использовались в медицине и фармакологии.
|
||
1.
AE 12, медь Август Приена, 27 г. до н.э. — 14 г. н.э. | ||
АВЕРС: ΠΟΜΠΕΙΟϹ ΜΑΚΕΡ — обнаженная голова Помпея Макра вправо. РЕВЕРС: ΠΡΙΗΝΕΩΝ — Биант стоит фронтально, обратившись влево, справа треножник. | ||
2.
Фоллис, медь Константин I Карфаген, 307 г. | ||
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: CONSERVATORES KART. SVAE — внутри шестиколонного храма с простым фронтоном стоит анфас персонификация Карфагена, с обращенной влево головой, держит фрукты в обеих руках. В обрезе обозначение монетного двора: ΡΚΔ. | ||
3.
Двойной сестерций, медь Постум Августа Треверов, 261 г. | ||
АВЕРС: IMP. C. M. CASS. LAT. POSTVMVS P. F. AVG. — драпированный бюст Постума в доспехах и лучистом венце, обращенный вправо. РЕВЕРС: LAETITIA — галера плывет влево с четырьмя гребцами и рулевым. В обрезе: AVG. | ||
4.
Фоллис, медь Константин I Аквилея, 307 г. | ||
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: CONSERV. VRB. SVAE — внутри четырехколонного храма сидит фронтально Рома с обращенной влево головой, в правой руке держит земной шар, в левой — скипетр, слева от нее стоит щит; в качестве акротериев — Виктории или шишки, внутри фронтона венок. В обрезе обозначение монетного двора: AQΓ. | ||
5.
Семисс, орихалк Траян Кипр(?)*, 116 г. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. NER. TRAIANO OPTIMO AVG. GERM. — бюст Траяна, в лучистом венце, с эгидой на левом плече, вправо. РЕВЕРС: DAC. PARTHICO P. M. TR. POT. XX COS. VI P. P. — вокруг дубового (BMC: лаврового) венка, внутри которого, большими буквами: S. C. (венок ассиметричный, с завязкой на 5 ч. и верхом на 11 ч.). | ||
6.
Дупондий, орихалк Гальба Рим, 68 г. | ||
АВЕРС: IMP. SER. GALBA CAES. AVG. TR. P. — голова Гальбы в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: PAX AVGVST. — Пакс (Мир), в драпировке, стоит влево, держит ветвь в правой руке и рог изобилия — в левой. | ||
7.
Сестерций, орихалк Нерва Рим, 97 г. | ||
АВЕРС: IMP. NERVA CAES. AVG. P. M. TR. P. COS. III P. P. — голова Нервы в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: FISCI IVDAICI CALVMNIA SVBLATA — пальмовое дерево с двенадцатью ветвями и двумя пучками фиников. В поле, слева и справа, большими буквами: S. C. | ||
8.
Дупондий, орихалк Траян Рим, 115—116 гг. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. NER. TRAIANO OPTIMO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. VI P. P. — драпированный бюст Траяна, в лучистом венце, вправо. РЕВЕРС: SENATVS POPVLVSQVE ROMANVS — Фелицитас (Счастье), в драпировке, стоит влево, держит вверх кадуцей в правой руке и рог изобилия — в левой. В поле, слева и справа: S. C. | ||
9.
AE, медь Тиберий СИРТИКА, Эя, 22—29 гг. | ||
АВЕРС: TI. CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Тиберия влево. РЕВЕРС: Драпированный бюст Аполлона, в лавровом венке, вправо; перед ним лира, сзади — пунийское название города Эя (Wy’t) пунийскими буквами; все внутри лаврового венка. | ||
10.
Медальон с бортиком, орихалк Траян ?, 98—117 гг. | ||
АВЕРС: Без легенды. Драпированный бюст влево, пересекающиеся линии делят волосы на многочисленные ромбики, как будто заплетенные или под сеткой, в правом поле монограмма PE, подобная монограмма, зеркально, в левом поле. РЕВЕРС: Без легенды. Возничий в квадриге, скачущей вправо, наклонился влево и протягивает правую руку; лошади со связанными хвостами; на их головах пальмовые ветви. |