Стивенсон. Словарь римских монет

МЕДНАЯ ЧЕКАНКА РИМЛЯН. — Выше было пока­за­но (см. с.83 и сл. дан­но­го сло­ва­ря), что все сведе­ния, сооб­щае­мые нам антич­ны­ми авто­ра­ми о древ­ней исто­рии или пер­во­на­чаль­ных типах рим­ской чекан­ки, име­ют тен­ден­цию уста­нав­ли­вать один и тот же факт, а имен­но: что древ­ней­ши­ми день­га­ми это­го наро­да была медь, и это свиде­тель­ство под­твер­жда­ет­ся сохра­нив­ши­ми­ся моне­та­ми. При помо­щи это­го же свиде­тель­ства, извле­чен­но­го из антич­ных авто­ров, было пока­за­но так­же, что мед­ные моне­ты сна­ча­ла чека­ни­лись весом в фунт. Таков пря­мой смысл слов Пли­ния (см. Асс). Авл Гел­лий, гово­ря о вре­ме­ни учреж­де­ния Две­на­дца­ти таб­лиц, сооб­ща­ет: «Ибо в этот пери­од рим­ский с.135 народ исполь­зо­вал ассы фун­то­во­го веса». То же самое и у Феста: «Тяже­лая медь (aes gra­ve) назы­ва­лась так из-за сво­его веса; ибо десять ассов, каж­дый по фун­ту, состав­ля­ли дена­рий, кото­рый из-за это­го полу­чил свое назва­ние». И у Дио­ни­сия Гали­кар­насско­го: «Итак, асс был мед­ной моне­той весом в фунт». Поэто­му у антич­ных авто­ров часто встре­ча­ет­ся выра­же­ние «штраф или изъ­я­тие тяже­лой меди». Гово­ря о Камил­ле, Ливий сооб­ща­ет: «заоч­но его оштра­фо­ва­ли на 15 тысяч тяже­лой меди», под чем все­гда сле­ду­ет пони­мать ассы. На осно­ва­нии этих фак­тов вполне мож­но пред­по­ло­жить, что вес рим­ских денег, даже неболь­ших сумм, был неудоб­ным. Не толь­ко тре­бо­ва­лось пере­во­зить любое зна­чи­мое коли­че­ство aes gra­ve к месту государ­ст­вен­но­го хра­не­ния в повоз­ках, но и, соглас­но Ливию, посколь­ку такую гру­ду нель­зя было поме­стить в сун­дук, ее скла­ды­ва­ли (sti­pa­ba­tur) в каком-то хра­ни­ли­ще, чтобы она не зани­ма­ла более нуж­ное про­стран­ство, и из-за это­го обсто­я­тель­ства ее назы­ва­ли stips, отсюда — сло­во sti­pen­dia.

От сло­ва pon­do, сино­ни­ма асса, про­ис­хо­дит сло­во du­pon­dium. Варрон пишет: «Сло­во “дупон­дий” про­ис­хо­дит от duo pon­de­ra (вес два фун­та), ибо один фунт назы­вал­ся as­si­pon­dium, и это тоже — пото­му что асс был весом в один фунт». Из ассов состо­я­ли тресс (tres­sis), или три асса; октусс (oc­tus­sis) и октас (oc­tas) — восемь ассов; декусс (de­cus­sis), вицесс (vi­ces­sis), цен­тусс (cen­tus­sis) — соот­вет­ст­вен­но, 10, 20 и 100 ассов. От сло­ва de­cus­sis про­ис­хо­ди­ло сло­во de­cus­sa­re, то есть, соглас­но Колу­мел­ле, про­во­дить пере­се­каю­щи­е­ся линии в фор­ме бук­вы X; и Цице­рон гово­рит о выра­щи­ва­нии дере­вьев квин­кунк­сом (quin­cunx), то есть в фор­ме бук­вы V. До тех пор, пока асс сохра­нял фун­то­вый вес, части асса тоже сохра­ня­ли про­пор­цио­наль­ный вес; так, напри­мер, семисс (se­mis) весил шесть пол­ных унций, секс­танс (sex­tans) — две и т. д. [Eckel, V. с. 3 и сл.] — См. Lib­ra и Pe­cu­nia.

В сво­их наблюде­ни­ях по пово­ду отли­чи­тель­ных зна­ков (cha­rac­te­res) на мед­ных кон­суль­ских моне­тах, Эккель (Eck­hel) гово­рит: «Ста­рая и под­твер­жден­ная источ­ни­ка­ми и опы­том тео­рия гла­сит, что ассы и их состав­ные части тем древ­нее, чем боль­ше они весят. Руко­вод­ст­ву­ясь этим пра­ви­лом, уче­ный Пас­се­ри (Pas­se­ri), про­де­лав огром­ную работу, соста­вил свой “Chro­ni­con Nu­ma­rium”, где опи­сал вес ита­лий­ских монет, от самых тяже­лых к самым лег­ким. И с помо­щью это­го кри­те­рия лег­ко понять, какие моне­ты (по край­ней мере име­ю­щие несо­мнен­но рим­ское про­ис­хож­де­ние) пре­вос­хо­дят дру­гие сво­ей древ­но­стью; так, отно­си­тель­но их фак­ти­че­ско­го воз­рас­та ниче­го нель­зя уста­но­вить точ­но, если не обра­тить­ся к тем пони­же­ни­ям веса, кото­рые опи­сы­ва­ет Пли­ний [см. с.85 дан­но­го сло­ва­ря]; а зани­ма­ясь этой эпо­хой, мы при­хо­дим к выво­ду, что секс­тант­ные ассы (As­ses Sex­tan­ta­rii) не мог­ли появить­ся ранее чем при­бли­зи­тель­но 495 г. от осно­ва­ния горо­да (259 г. до н. э.), унци­аль­ные — до 539 г. от осно­ва­ния горо­да (217 г. до н. э.), а полу­ун­ци­аль­ные, учреж­ден­ные зако­ном Папи­рия, воз­ник­ли в еще более позд­нее вре­мя, кото­рое не уда­ет­ся уста­но­вить точ­нее».

«Под­ле­жит иссле­до­ва­нию, — про­дол­жа­ет автор “Doctri­nae”, — вопрос о том, дей­ст­ви­тель­но ли неко­то­рые сохра­нив­ши­е­ся моне­ты из тяже­лой меди (aes gra­ve) не могут быть сколь­ко-нибудь прав­до­по­доб­но отне­се­ны даже к прав­ле­нию Сер­вия Тул­лия. Ибо если учи­ты­вать лишь их зна­чи­тель­ную древ­ность, то это не будет выглядеть неве­ро­ят­ным. Смерть Сер­вия отно­сит­ся к 218 г. от осно­ва­ния Горо­да. — Име­ют­ся моне­ты Регия и Мес­са­ны, отче­ка­нен­ные око­ло 276 г. от осно­ва­ния Горо­да (478 г. до н. э.). И даже их пре­вос­хо­дят сво­ей древ­но­стью моне­ты с назва­ни­ем Зан­к­лы, не гово­ря уже о моне­тах Cau­lo­nia Brut­tio­rum и дру­гих сосед­них государств, моне­ты, извест­ные с глу­бо­кой древ­но­сти. Но такое пред­по­ло­же­ние про­ти­во­ре­чит авто­ри­те­ту Пли­ния и дру­гих авто­ров, кото­рые утвер­жда­ют, что на пер­вых рим­ских день­гах были изо­бра­же­ны фигур­ки скота; одна­ко самые древ­ние из име­ю­щих­ся у нас монет, несо­мнен­но, рим­ско­го про­ис­хож­де­ния, не име­ют таких знач­ков, за един­ст­вен­ным исклю­че­ни­ем, и это исклю­че­ние (клас­си­фи­ци­ро­ван­ное как асс) — не слиш­ком уж древ­нее. Далее, если бы нашлись моне­ты это­го пери­о­да, то они были бы фун­то­вы­ми (если бы это были ассы) или их вес нахо­дил­ся бы в опре­де­лен­ной про­пор­ции к фун­то­во­му ассу (если бы это были части асса). Но до насто­я­ще­го вре­ме­ни (как ска­за­но на с.88), не име­ет­ся в нали­чии экзем­пля­ров рим­ско­го фун­то­во­го асса, а что каса­ет­ся частей асса, то ссы­ла­ют­ся лишь на три­енс весом в четы­ре унции». — См. MO­NE­TA PRI­MA RO­MA­NA.

Мед­ные моне­ты рим­лян столь мно­го­чис­лен­ны, осо­бен­но моне­ты импе­ра­тор­ских серий, что их разде­ли­ли на три клас­са: круп­ные, сред­ние и мел­кие, или — пер­вый, вто­рой и тре­тий раз­мер.

Класс, к кото­ро­му при­над­ле­жит каж­дый отдель­ный экзем­пляр мед­ной моне­ты, — как пишет М. Эннен (M. Hen­nin), — опре­де­ля­ет­ся ее объ­е­мом, кото­рый одно­вре­мен­но вклю­ча­ет и шири­ну и тол­щи­ну моне­ты, и раз­мер и рельеф голо­вы. Так, кон­крет­ный меда­льон может иметь тол­щи­ну круп­ной меди, но отно­сить­ся к сред­ней меди, если име­ет порт­рет сред­ней фор­мы. А дру­гая моне­та, не столь тол­стая, будет отне­се­на к круп­ной меди за счет раз­ме­ра голо­вы. К выше­на­зван­ным кате­го­ри­ям нуж­но отдель­но доба­вить сле­дую­щее: 1. Те экзем­пля­ры наи­бо­лее круп­но­го раз­ме­ра, обыч­но име­ну­е­мые мед­ны­ми меда­льо­на­ми, кото­рые извест­ны лишь в неболь­шом коли­че­стве и кото­рые, по всей веро­ят­но­сти, не были в обра­ще­нии. 2. Экзем­пля­ры раз­но­го раз­ме­ра под назва­ни­ем кон­тор­ни­а­ты, кото­рые, как и преды­ду­щие, сохра­ни­лись в очень малом коли­че­стве и кото­рые опре­де­лен­но не явля­лись день­га­ми. — Ma­nuel de Nu­mis­ma­ti­que, II. 355.

Хотя эта клас­си­фи­ка­ция одоб­ре­на и при­ня­та нумиз­ма­та­ми-анти­ква­ра­ми, одна­ко явля­ет­ся несколь­ко про­из­воль­ной, или, по край­ней мере, ее мож­но назвать ско­рее услов­ным согла­ше­ни­ем, чем совер­шен­ным пла­ном. Одна­ко за неиме­ни­ем луч­ше­го нуж­но исполь­зо­вать ее.

Импе­ра­тор­ская серия монет, отче­ка­нен­ная в меди в Риме, по ука­за­нию сена­та, пред­став­ля­ет собой более реаль­ное и аутен­тич­ное свиде­тель­ство, иллю­ст­ри­ру­ю­щее исто­ри­че­ские фак­ты, чем сереб­ря­ные и золотые моне­ты, выпу­щен­ные исклю­чи­тель­но вла­стью пра­ви­те­ля. Дей­ст­ви­тель­но, эти послед­ние две чекан­ки ино­гда осу­ществля­лись, когда пра­ви­тель нахо­дил­ся в про­вин­ци­ях, либо с.136 путе­ше­ст­вуя, либо лич­но коман­дуя арми­я­ми, и поэто­му чекан­ке не уде­ля­лось доста­точ­но вни­ма­ния; более того, эти моне­ты под­де­лы­ва­лись и часто име­ют типы и леген­ды, не обла­даю­щие такой же исто­ри­че­ской точ­но­стью. — (Leçons de Nu­mis­ma­ti­que Rom. с. ix).

Меда­льо­ны, кото­рые в боль­шин­стве сво­ем не име­ют зна­ка сенат­ской вла­сти (S. C.) и суще­ст­вен­но раз­ли­ча­ют­ся по раз­ме­ру и весу, види­мо, были (как отме­че­но выше) не обыч­ны­ми день­га­ми, а экзем­пля­ра­ми, отче­ка­нен­ны­ми исклю­чи­тель­но вла­стью импе­ра­то­ров, ради даро­во­го рас­пре­де­ле­ния по пово­ду офи­ци­аль­ных празд­но­ва­ний и в честь опре­де­лен­ных памят­ных обсто­я­тельств и собы­тий. Одна­ко те из меда­льо­нов, кото­рые состав­ля­ют точ­ное крат­ное обыч­ной мед­ной моне­ты и име­ют знак сенат­ской вла­сти, рас­смат­ри­ва­ют­ся как день­ги, нахо­див­ши­е­ся в обра­ще­нии, несмот­ря на свой более круп­ный раз­мер, и италь­ян­ские нумиз­ма­ты назы­ва­ют их двой­ны­ми моне­та­ми, а не насто­я­щи­ми меда­льо­на­ми. Что каса­ет­ся монет, назы­ваю­щих­ся круп­ная, сред­няя и мел­кая медь, то они, несо­мнен­но, были обыч­ны­ми день­га­ми из это­го метал­ла. Поэто­му их нахо­дят чаще, а меда­льо­ны в целом очень ред­ки. — (Nu­mis­mat. Rom. ix).

Как из круп­ной, так и из сред­ней меди мож­но соста­вить прак­ти­че­ски иде­аль­ные серии. Из мел­кой меди соста­вить пол­ную серию невоз­мож­но, и суще­ст­во­ва­ние монет неко­то­рых ран­них импе­ра­то­ров вооб­ще вызы­ва­ет сомне­ния. После исчез­но­ве­ния круп­ной меди в прав­ле­ние Гал­ли­е­на чекан­ка мел­кой меди воз­об­но­ви­лась, и мно­гие из этих монет чрез­вы­чай­но рас­про­стра­не­ны, как свиде­тель­ст­ву­ют длин­ные спис­ки в скру­пу­лез­ном труде Бан­ду­рия (Ban­du­rius). В прав­ле­ние Дио­кле­ти­а­на появи­лась мед­ная моне­та под назва­ни­ем фол­лис, тако­го же раз­ме­ра, как сред­няя брон­за пер­вых три­на­дца­ти импе­ра­то­ров, но гораздо тонь­ше. Чекан­ка этих экзем­пля­ров, по-види­мо­му, была весь­ма обиль­ной, так как за этот пери­од они очень часто встре­ча­ют­ся: моне­ты как Дио­кле­ти­а­на и его кол­ле­ги Мак­си­ми­а­на, так и Кон­стан­ция Хло­ра, Севе­ра Цеза­ря и Мак­сен­ция. — Aker­man, Nu­mis­ma­tic Ma­nual, с. 141.

Обыч­но счи­та­ет­ся, — и тща­тель­ное изу­че­ние вопро­са под­твер­жда­ет это мне­ние, — что Август заре­зер­ви­ро­вал за собой и сво­и­ми пре­ем­ни­ка­ми пра­во чека­нить золо­то и сереб­ро и оста­вил медь в рас­по­ря­же­нии сена­та, офи­ци­аль­ная под­пись кото­ро­го, так ска­зать, выра­жа­ет­ся в хоро­шо извест­ном сим­во­ле S. C. Еще одно под­твер­жде­ние это­го пред­по­ла­гае­мо­го согла­ше­ния суще­ст­ву­ет в над­пи­си, обна­ру­жен­ной в Риме и при­веден­ной Гру­те­ром в сле­дую­щем виде: «Of­fi­ci­na­to­res mo­ne­tae aura­riae, ar­gen­ta­riae Cae­sa­ris»[1]. Прав­да, неко­то­рые авто­ры счи­та­ют, что сенат имел власть над всей рим­ской чекан­кой; одна­ко все мед­ные моне­ты, за очень ред­ки­ми исклю­че­ни­я­ми, име­ют знак «Se­na­tus Con­sul­ta», а золо­то и сереб­ро, за еще более ред­ки­ми исклю­че­ни­я­ми, его не име­ет. Вес­па­си­ан чека­нил моне­ты из дра­го­цен­ных метал­лов, преж­де чем его титул был при­знан в Риме, а мед­ная чекан­ка нача­лась толь­ко после того, как сенат при­знал его. Аль­бин появ­ля­ет­ся как август на золотых и сереб­ря­ных моне­тах, но на мед­ных сери­ях толь­ко как цезарь; и имен­но за при­ня­тие пер­во­го титу­ла он был каз­нен. Поэто­му самые надеж­ные анти­ква­ры счи­та­ют, что разде­ле­ние пра­ва чекан­ки удо­вле­тво­ри­тель­но уста­нов­ле­но. — Capt. Smyth, R. N. в Ro­man Brass Me­dals, пред­и­сло­вие, vi и vii.

В резуль­та­те тща­тель­ных экс­пе­ри­мен­тов по взве­ши­ва­нию мно­же­ства круп­ных мед­ных меда­лей пер­вых импе­ра­то­ров в наи­луч­шей сохран­но­сти было надеж­но уста­нов­ле­но, что моне­ты, кото­рые сего­дня так назы­ва­ют­ся, были выпу­ще­ны в обра­ще­ние вме­сто сестер­ция и при пер­вых импе­ра­то­рах име­ли эту цен­ность (око­ло четы­рех фран­цуз­ских су); таким обра­зом, сред­няя медь долж­на быть рав­на поло­вине сестер­ция, а мел­кая медь — ассу. Это пред­по­ло­же­ние под­твер­жда­ет­ся раз­лич­ны­ми фраг­мен­та­ми антич­ных авто­ров, кото­рые сооб­ща­ют нам, что при импе­ра­то­рах самой рас­про­стра­нен­ной круп­ной мед­ной моне­той был нумм (num­mus) или сестер­ций (ses­ter­tius). Нако­нец, иссле­до­ва­ние неко­то­рых брон­зо­вых меда­льо­нов Неро­на с циф­ро­вы­ми мет­ка­ми, таки­ми же, как на кон­суль­ских моне­тах, и соот­вет­ст­ву­ю­щи­ми весу этих экзем­пля­ров, по-види­мо­му, тоже под­твер­жда­ет дан­ное мне­ние и дела­ет его еще более веро­ят­ным. — Nu­mis­ma­ti­que Rom. xxii.

В «Dis­cours de Sa­vot» (с. 242) мы видим, что ран­ний иссле­до­ва­тель-нумиз­мат, работав­ший два века назад, выска­зы­ва­ет мне­ние о том, что круп­ная рим­ская медь после вре­мен Пли­ния была насто­я­щи­ми сестер­ци­я­ми. Пин­кер­тон (Pin­ker­ton) при­дер­жи­ва­ет­ся того же мне­ния. Эккель воз­дер­жи­ва­ет­ся от реше­ния.

См. ста­тью Me­dal­lion в этом сло­ва­ре; см. так­же пред­и­сло­вие кап. Сми­та, с. xv.

См. также:
AES (Джонс. Словарь античных римских монет)
БРОНЗА (Джонс. Словарь античных римских монет)
ЛАТУНЬ (Джонс. Словарь античных римских монет)
МЕДЬ (Словарь античности)
МЕДЬ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
МЕДЬ (Джонс. Словарь античных римских монет)
ОРИХАЛК (Джонс. Словарь античных римских монет)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • [1]Масте­ра золо­то­го и сереб­ря­но­го монет­но­го дво­ра Цеза­ря.

  • © 1964 Текст: Seth William Stevenson. A DICTIONARY OF ROMAN COINS, REPUBLICAN AND IMPERIAL, London, B. A. Seaby LTD, 1964, pp. 134—136.
    © 2011 — Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: Бихаракта • Придворный монетный двор • ДРАХМА • ДАРИК •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
    Циста Фикорони.
    Бронза.
    III в. до н. э.
    Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
    2. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
    Циста Фикорони.
    Бронза.
    Ок. 340—330 гг. до н. э.
    Мастер Новий Плавтий.
    Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
    3. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
    Циста Фикорони.
    Бронза.
    Конец IV в. до н. э.
    Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
    4. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
    Циста Фикорони.
    Бронза.
    Ок. 340—330 гг. до н. э.
    Мастер Новий Плавтий.
    Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
    5. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
    Циста Фикорони.
    Бронза.
    Ок. 340—330 гг. до н. э.
    Мастер Новий Плавтий.
    Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
    6. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
    Циста Фикорони.
    Бронза.
    Ок. 340—330 гг. до н. э.
    Мастер Новий Плавтий.
    Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
    7. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
    Циста Фикорони.
    Бронза.
    Ок. 340—330 гг. до н. э.
    Мастер Новий Плавтий.
    Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
    8. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
    Циста Фикорони.
    Бронза.
    Ок. 340—330 гг. до н. э.
    Мастер Новий Плавтий.
    Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
    9. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
    Дионис с двумя сатирами. Ручка цисты Фикорони.
    Бронза.
    Ок. 300 г. до н. э.
    Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
    10. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
    Эрот, Геракл и Иолай. Ножка цисты «Фикорони».
    Бронза.
    Сер. III в. до н. э.
    Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
    МОНЕТЫ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. AE 12, медь
    Август
    Приена, 27 г. до н.э. — 14 г. н.э.
    АВЕРС: ΠΟΜΠΕΙΟϹ ΜΑΚΕΡ — обнаженная голова Помпея Макра вправо.
    РЕВЕРС: ΠΡΙΗΝΕΩΝ — Биант стоит фронтально, обратившись влево, справа треножник.
    2. Фоллис, медь
    Константин I
    Карфаген, 307 г.
    АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
    РЕВЕРС: CONSERVATORES KART. SVAE — внутри шестиколонного храма с простым фронтоном стоит анфас персонификация Карфагена, с обращенной влево головой, держит фрукты в обеих руках.
    В обрезе обозначение монетного двора: ΡΚΔ.
    3. Двойной сестерций, медь
    Постум
    Августа Треверов, 261 г.
    АВЕРС: IMP. C. M. CASS. LAT. POSTVMVS P. F. AVG. — драпированный бюст Постума в доспехах и лучистом венце, обращенный вправо.
    РЕВЕРС: LAETITIA — галера плывет влево с четырьмя гребцами и рулевым.
    В обрезе: AVG.
    4. Фоллис, медь
    Константин I
    Аквилея, 307 г.
    АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
    РЕВЕРС: CONSERV. VRB. SVAE — внутри четырехколонного храма сидит фронтально Рома с обращенной влево головой, в правой руке держит земной шар, в левой — скипетр, слева от нее стоит щит; в качестве акротериев — Виктории или шишки, внутри фронтона венок.
    В обрезе обозначение монетного двора: AQΓ.
    5. Семисс, орихалк
    Траян
    Кипр(?)*, 116 г.
    АВЕРС: IMP. CAES. NER. TRAIANO OPTIMO AVG. GERM. — бюст Траяна, в лучистом венце, с эгидой на левом плече, вправо.
    РЕВЕРС: DAC. PARTHICO P. M. TR. POT. XX COS. VI P. P. — вокруг дубового (BMC: лаврового) венка, внутри которого, большими буквами: S. C. (венок ассиметричный, с завязкой на 5 ч. и верхом на 11 ч.).
    6. Дупондий, орихалк
    Гальба
    Рим, 68 г.
    АВЕРС: IMP. SER. GALBA CAES. AVG. TR. P. — голова Гальбы в лавровом венке вправо.
    РЕВЕРС: PAX AVGVST. — Пакс (Мир), в драпировке, стоит влево, держит ветвь в правой руке и рог изобилия — в левой.
    7. Сестерций, орихалк
    Нерва
    Рим, 97 г.
    АВЕРС: IMP. NERVA CAES. AVG. P. M. TR. P. COS. III P. P. — голова Нервы в лавровом венке вправо.
    РЕВЕРС: FISCI IVDAICI CALVMNIA SVBLATA — пальмовое дерево с двенадцатью ветвями и двумя пучками фиников.
    В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
    8. Дупондий, орихалк
    Траян
    Рим, 115—116 гг.
    АВЕРС: IMP. CAES. NER. TRAIANO OPTIMO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. VI P. P. — драпированный бюст Траяна, в лучистом венце, вправо.
    РЕВЕРС: SENATVS POPVLVSQVE ROMANVS — Фелицитас (Счастье), в драпировке, стоит влево, держит вверх кадуцей в правой руке и рог изобилия — в левой.
    В поле, слева и справа: S. C.
    9. Медальон с бортиком, орихалк
    Траян
    ?, 98—117 гг.
    АВЕРС: Без легенды. Драпированный бюст влево, пересекающиеся линии делят волосы на многочисленные ромбики, как будто заплетенные или под сеткой, в правом поле монограмма PE, подобная монограмма, зеркально, в левом поле.
    РЕВЕРС: Без легенды. Возничий в квадриге, скачущей вправо, наклонился влево и протягивает правую руку; лошади со связанными хвостами; на их головах пальмовые ветви.
    10. AE, медь
    Тиберий
    СИРТИКА, Эя, 22—29 гг.
    АВЕРС: TI. CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Тиберия влево.
    РЕВЕРС: Драпированный бюст Аполлона, в лавровом венке, вправо; перед ним лира, сзади — пунийское название города Эя (Wy’t) пунийскими буквами; все внутри лаврового венка.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА