Джонс. Словарь античных римских монет

ЛАТУНЬ (англ. Brass). В совре­мен­ной тер­ми­но­ло­гии латунь — это сплав меди с цин­ком, в кото­ром доля цин­ка при­бли­жа­ет­ся к 13. Ино­гда это сло­во исполь­зо­ва­лось для опи­са­ния рим­ских монет раз­ных пери­о­дов и из раз­ных метал­лов, и в более ста­рых работах мож­но с.39 увидеть, что мед­ные, брон­зо­вые и ори­хал­ко­вые выпус­ки Рим­ской импе­рии сме­ша­ны друг с дру­гом и в зави­си­мо­сти от раз­ме­ра под­разде­ля­ют­ся на «круп­ную (сред­нюю, мел­кую) латунь». Это вво­дит в заблуж­де­ние, ибо в дей­ст­ви­тель­но­сти лишь малая их доля была изготов­ле­на из лату­ни, и если исполь­зо­вать какой-то общий тер­мин, то сло­во «брон­за», веро­ят­но, будет более удач­но — если мы жела­ем избе­жать более спе­ци­аль­но­го нумиз­ма­ти­че­ско­го тер­ми­на aes или его сокра­ще­ния Æ (см. так­же Aes, Ori­chal­cum).

См. также:
AES (Джонс. Словарь античных римских монет)
БРОНЗА (Джонс. Словарь античных римских монет)
МЕДНАЯ ЧЕКАНКА РИМЛЯН (Стивенсон. Словарь римских монет)
МЕДЬ (Словарь античности)
МЕДЬ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
МЕДЬ (Джонс. Словарь античных римских монет)
ОРИХАЛК (Джонс. Словарь античных римских монет)
© 1990 г. John Melville Jones. A DICTIONARY OF ANCIENT ROMAN COINS, London, SPINK, 2004, pp. 38—39.
© 2011 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
Юрист по банкротству
См. по теме: Бихаракта • Придворный монетный двор • ДРАХМА • ДАРИК •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
III в. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
2. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Конец IV в. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
3. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
4. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
5. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
6. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
7. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
8. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
9. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Дионис с двумя сатирами. Ручка цисты Фикорони.
Бронза.
Ок. 300 г. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
10. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Эрот, Геракл и Иолай. Ножка цисты «Фикорони».
Бронза.
Сер. III в. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE 12, медь
Август
Приена, 27 г. до н.э. — 14 г. н.э.
АВЕРС: ΠΟΜΠΕΙΟϹ ΜΑΚΕΡ — обнаженная голова Помпея Макра вправо.
РЕВЕРС: ΠΡΙΗΝΕΩΝ — Биант стоит фронтально, обратившись влево, справа треножник.
2. Фоллис, медь
Константин I
Карфаген, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERVATORES KART. SVAE — внутри шестиколонного храма с простым фронтоном стоит анфас персонификация Карфагена, с обращенной влево головой, держит фрукты в обеих руках.
В обрезе обозначение монетного двора: ΡΚΔ.
3. Двойной сестерций, медь
Постум
Августа Треверов, 261 г.
АВЕРС: IMP. C. M. CASS. LAT. POSTVMVS P. F. AVG. — драпированный бюст Постума в доспехах и лучистом венце, обращенный вправо.
РЕВЕРС: LAETITIA — галера плывет влево с четырьмя гребцами и рулевым.
В обрезе: AVG.
4. Фоллис, медь
Константин I
Аквилея, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERV. VRB. SVAE — внутри четырехколонного храма сидит фронтально Рома с обращенной влево головой, в правой руке держит земной шар, в левой — скипетр, слева от нее стоит щит; в качестве акротериев — Виктории или шишки, внутри фронтона венок.
В обрезе обозначение монетного двора: AQΓ.
5. Семисс, орихалк
Траян
Кипр(?)*, 116 г.
АВЕРС: IMP. CAES. NER. TRAIANO OPTIMO AVG. GERM. — бюст Траяна, в лучистом венце, с эгидой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: DAC. PARTHICO P. M. TR. POT. XX COS. VI P. P. — вокруг дубового (BMC: лаврового) венка, внутри которого, большими буквами: S. C. (венок ассиметричный, с завязкой на 5 ч. и верхом на 11 ч.).
6. Дупондий, орихалк
Гальба
Рим, 68 г.
АВЕРС: IMP. SER. GALBA CAES. AVG. TR. P. — голова Гальбы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PAX AVGVST. — Пакс (Мир), в драпировке, стоит влево, держит ветвь в правой руке и рог изобилия — в левой.
7. Сестерций, орихалк
Нерва
Рим, 97 г.
АВЕРС: IMP. NERVA CAES. AVG. P. M. TR. P. COS. III P. P. — голова Нервы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: FISCI IVDAICI CALVMNIA SVBLATA — пальмовое дерево с двенадцатью ветвями и двумя пучками фиников.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
8. Дупондий, орихалк
Траян
Рим, 115—116 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NER. TRAIANO OPTIMO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. VI P. P. — драпированный бюст Траяна, в лучистом венце, вправо.
РЕВЕРС: SENATVS POPVLVSQVE ROMANVS — Фелицитас (Счастье), в драпировке, стоит влево, держит вверх кадуцей в правой руке и рог изобилия — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
9. Медальон с бортиком, орихалк
Траян
?, 98—117 гг.
АВЕРС: Без легенды. Драпированный бюст влево, пересекающиеся линии делят волосы на многочисленные ромбики, как будто заплетенные или под сеткой, в правом поле монограмма PE, подобная монограмма, зеркально, в левом поле.
РЕВЕРС: Без легенды. Возничий в квадриге, скачущей вправо, наклонился влево и протягивает правую руку; лошади со связанными хвостами; на их головах пальмовые ветви.
10. AE, медь
Тиберий
СИРТИКА, Эя, 22—29 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Тиберия влево.
РЕВЕРС: Драпированный бюст Аполлона, в лавровом венке, вправо; перед ним лира, сзади — пунийское название города Эя (Wy’t) пунийскими буквами; все внутри лаврового венка.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА