Медь (Copper). Медь, либо чистая (или, по крайней мере, с очень незначительными примесями), либо в составе сплавов, с самого начала была важным компонентом римской чеканки. В первые два века для чеканки aes в Риме использовался металл, который мы назвали бы бронзой: медь, сплавленная с оловом и свинцом в разных пропорциях. Сплав, похожий на латунь, который мы называем орихалком, появляется в середине I в. до н. э. Позднее, когда при Августе центральное правительство возобновило регулярную чеканку медных монет, для сестерция и дупондия использовали орихалк с более высоким содержанием цинка в медной основе, тогда как асс и квадрант чеканили из чистой меди. К концу II в. н. э. такое положение дел несколько изменилось, и металлический состав монет стал более изменчивым, возможно, потому, что старые монеты или другие «бронзовые» предметы использовали как источник металла, не очищая их до основного металла. В III в. н. э. продолжилась порча серебряных монет (из-за которой денарий был уже разбавлен медью и другими металлами) и путаница усугубилась, и с этого времени уже ни о каких римских монетах нельзя сказать, что они состояли из чистой меди.
|
||
1.
AE 12, медь Август Приена, 27 г. до н.э. — 14 г. н.э. | ||
АВЕРС: ΠΟΜΠΕΙΟϹ ΜΑΚΕΡ — обнаженная голова Помпея Макра вправо. РЕВЕРС: ΠΡΙΗΝΕΩΝ — Биант стоит фронтально, обратившись влево, справа треножник. | ||
2.
Фоллис, медь Константин I Карфаген, 307 г. | ||
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: CONSERVATORES KART. SVAE — внутри шестиколонного храма с простым фронтоном стоит анфас персонификация Карфагена, с обращенной влево головой, держит фрукты в обеих руках. В обрезе обозначение монетного двора: ΡΚΔ. | ||
3.
Двойной сестерций, медь Постум Августа Треверов, 261 г. | ||
АВЕРС: IMP. C. M. CASS. LAT. POSTVMVS P. F. AVG. — драпированный бюст Постума в доспехах и лучистом венце, обращенный вправо. РЕВЕРС: LAETITIA — галера плывет влево с четырьмя гребцами и рулевым. В обрезе: AVG. | ||
4.
Фоллис, медь Константин I Аквилея, 307 г. | ||
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: CONSERV. VRB. SVAE — внутри четырехколонного храма сидит фронтально Рома с обращенной влево головой, в правой руке держит земной шар, в левой — скипетр, слева от нее стоит щит; в качестве акротериев — Виктории или шишки, внутри фронтона венок. В обрезе обозначение монетного двора: AQΓ. | ||
5.
Семисс, орихалк Траян Кипр(?)*, 116 г. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. NER. TRAIANO OPTIMO AVG. GERM. — бюст Траяна, в лучистом венце, с эгидой на левом плече, вправо. РЕВЕРС: DAC. PARTHICO P. M. TR. POT. XX COS. VI P. P. — вокруг дубового (BMC: лаврового) венка, внутри которого, большими буквами: S. C. (венок ассиметричный, с завязкой на 5 ч. и верхом на 11 ч.). | ||
6.
Дупондий, орихалк Гальба Рим, 68 г. | ||
АВЕРС: IMP. SER. GALBA CAES. AVG. TR. P. — голова Гальбы в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: PAX AVGVST. — Пакс (Мир), в драпировке, стоит влево, держит ветвь в правой руке и рог изобилия — в левой. | ||
7.
Сестерций, орихалк Нерва Рим, 97 г. | ||
АВЕРС: IMP. NERVA CAES. AVG. P. M. TR. P. COS. III P. P. — голова Нервы в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: FISCI IVDAICI CALVMNIA SVBLATA — пальмовое дерево с двенадцатью ветвями и двумя пучками фиников. В поле, слева и справа, большими буквами: S. C. | ||
8.
Дупондий, орихалк Траян Рим, 115—116 гг. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. NER. TRAIANO OPTIMO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. VI P. P. — драпированный бюст Траяна, в лучистом венце, вправо. РЕВЕРС: SENATVS POPVLVSQVE ROMANVS — Фелицитас (Счастье), в драпировке, стоит влево, держит вверх кадуцей в правой руке и рог изобилия — в левой. В поле, слева и справа: S. C. | ||
9.
AE, медь Тиберий СИРТИКА, Эя, 22—29 гг. | ||
АВЕРС: TI. CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Тиберия влево. РЕВЕРС: Драпированный бюст Аполлона, в лавровом венке, вправо; перед ним лира, сзади — пунийское название города Эя (Wy’t) пунийскими буквами; все внутри лаврового венка. | ||
10.
Медальон с бортиком, орихалк Траян ?, 98—117 гг. | ||
АВЕРС: Без легенды. Драпированный бюст влево, пересекающиеся линии делят волосы на многочисленные ромбики, как будто заплетенные или под сеткой, в правом поле монограмма PE, подобная монограмма, зеркально, в левом поле. РЕВЕРС: Без легенды. Возничий в квадриге, скачущей вправо, наклонился влево и протягивает правую руку; лошади со связанными хвостами; на их головах пальмовые ветви. |