Джонс. Словарь античных римских монет

AES. Как и гре­че­ское сло­во chal­kos, это сло­во мог­ло озна­чать как медь, так и медь, сплав­лен­ную с дру­ги­ми метал­ла­ми. Неко­то­рые рим­ские моне­ты чека­ни­лись из чистой меди, но чаще встре­ча­ют­ся спла­вы. Совре­мен­ные авто­ры ино­гда исполь­зу­ют тер­мин aes, сокра­щен­ный до Æ, для опи­са­ния всех рим­ских монет из меди, брон­зы и ори­хал­ка, подоб­но тому, как преж­ние авто­ры без раз­ли­чия исполь­зо­ва­ли тер­ми­ны «brass» (латунь, жел­тая медь) и «cop­per» (медь). В дан­ной кни­ге в этом общем смыс­ле исполь­зу­ет­ся сло­во «bron­ze», брон­за (см. так­же Бил­лон).

В рим­ских доку­мен­тах сло­во aes обыч­но употреб­ля­ет­ся для опи­са­ния всех монет из недра­го­цен­ных метал­лов, но ино­гда ука­зы­ва­ет и на любые день­ги, подоб­но сло­ву pe­cu­nia. Кро­ме того, суще­ст­ву­ет три выра­же­ния, регу­ляр­но исполь­зу­е­мые совре­мен­ны­ми авто­ра­ми, кото­рые впер­вые были употреб­ле­ны одно­вре­мен­но, хотя и не совсем в том смыс­ле, в каком употреб­ля­ют­ся сего­дня, Пли­ни­ем Стар­шим в I в. н. э., а до это­го встре­ча­ют­ся по отдель­но­сти. Это aes ru­de, aes sig­na­tum и aes gra­ve.

Опре­де­лить зна­че­ние выра­же­ния aes ru­de про­ще все­го. Бук­валь­но оно озна­ча­ет «гру­бая брон­за» и употреб­ля­ет­ся для опи­са­ния кус­ков брон­зы непра­виль­ной фор­мы и веса, кото­рые ино­гда обна­ру­жи­ва­ют­ся в таких обсто­я­тель­ствах (напри­мер, в гроб­ни­цах или вме­сте с моне­та­ми в кла­дах), кото­рые свиде­тель­ст­ву­ют, что они счи­та­лись цен­ны­ми пред­ме­та­ми. Это поня­тие может вклю­чать так­же литые брус­ки более пра­виль­ной фор­мы, кото­рые, по мне­нию нумиз­ма­тов, явля­лись пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми aes sig­na­tum. Конеч­но, они очень ред­ки, и, посколь­ку их лег­ко под­де­лать, все подоб­ные экзем­пля­ры, про­ис­хож­де­ние кото­рых надеж­но не уста­нов­ле­но, долж­ны счи­тать­ся сомни­тель­ны­ми. Aes ru­de может опи­сы­вать­ся так­же как aes in­fec­tum или im­per­fec­tum, «необ­ра­ботан­ная» или «неза­кон­чен­ная» брон­за, в про­ти­во­по­лож­ность той брон­зе, из кото­рой изготов­ле­ны моне­ты или иные пред­ме­ты (ср. Ar­gen­tum).

Сло­во sig­na­re в латин­ском язы­ке озна­ча­ет «поме­тить зна­ком» и исполь­зу­ет­ся во мно­гих кон­текстах. Из немно­гих сохра­нив­ших­ся реле­вант­ных фраг­мен­тов древ­них авто­ров ясно, что это сло­во обо­зна­ча­ло так­же нане­се­ние изо­бра­же­ний на моне­ты из любо­го метал­ла. Для рим­ля­ни­на самым есте­ствен­ным тол­ко­ва­ни­ем выра­же­ния aes sig­na­tum было бы «монет­ная брон­за» или «брон­зо­вые моне­ты» в целом. Одна­ко нумиз­ма­ты исполь­зу­ют его в более узком смыс­ле, чтобы опи­сать про­ме­жу­точ­ный этап меж­ду aes ru­de и самы­ми ран­ни­ми насто­я­щи­ми рим­ски­ми моне­та­ми из брон­зы. На этом эта­пе суще­ст­во­ва­ли пря­мо­уголь­ные брон­зо­вые брус­ки с раз­лич­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми, отли­ты­ми на них, часто — с изо­бра­же­ни­я­ми живот­ных (неко­то­рые име­ют так­же леген­ду RO­MA­NOM и поэто­му несо­мнен­но явля­ют­ся рим­ски­ми, хотя ясно, что не все они отно­сят­ся к тако­вым). Брус­ки имен­но такой выдел­ки ста­ли назы­вать aes sig­na­tum в XIX в. из-за утвер­жде­ния Пли­ния Стар­ше­го о том, что древ­ний рим­ский царь Сер­вий Тул­лий пер­вым начал ста­вить мет­ки на брон­зе (pri­mum sig­na­vit aes) и что для этой цели были выбра­ны изо­бра­же­ния домаш­них живот­ных. Одна­ко это не явля­ет­ся надеж­ным свиде­тель­ст­вом употреб­ле­ния тер­ми­на aes sig­na­tum в таком осо­бом смыс­ле, и пра­виль­нее было бы назы­вать дан­ные экзем­пля­ры слит­ка­ми с литы­ми изо­бра­же­ни­я­ми. Такие слит­ки обна­ру­жи­ва­ют­ся в окру­же­нии, кото­рое может дати­ро­вать­ся с VI по III вв. до н. э., и явно пред­став­ля­ют собой стан­дарт­ный спо­соб хра­не­ния богат­ства в Ита­лии.

Тре­тий тер­мин, aes gra­ve, кото­рый встре­ча­ет­ся как у Пли­ния, так и в дру­гих текстах, озна­ча­ет «тяже­лая брон­за». И его тоже совре­мен­ные авто­ры ста­ли исполь­зо­вать не в том смыс­ле, с.9 кото­рый он имел в антич­но­сти. Сего­дня он употреб­ля­ет­ся для опи­са­ния самых древ­них литых брон­зо­вых монет Рима, суще­ст­во­вав­ших преж­де, чем моне­ты нача­ли чека­нить, а так­же совре­мен­ных им литых монет с дру­гих монет­ных дво­ров Ита­лии. В дей­ст­ви­тель­но­сти, когда эта фра­за встре­ча­ет­ся у Ливия (авто­ра, кото­рый чаще всех ее употреб­ля­ет), она обо­зна­ча­ет ряд штра­фов и выплат, совер­шен­ных меж­ду 422 и 293 гг. до н. э., и в каж­дом слу­чае эти сло­ва мож­но более или менее бук­валь­но пере­ве­сти как «брон­за на вес», т. е., изме­рен­ная в фун­тах, а не в монет­ных еди­ни­цах; види­мо, во вре­ме­на Ливия (ибо не обя­за­тель­но счи­тать, что эта фра­за вос­хо­дит к V в. до н. э.) выра­же­ние aes gra­ve ста­ло опи­сы­вать какое-то коли­че­ство брон­зы, изме­рен­ное либо про­сто по весу, либо в ассах фун­то­во­го стан­дар­та.

Таким обра­зом, тер­ми­но­ло­гия, употреб­ля­е­мая сего­дня нумиз­ма­та­ми, пра­виль­на лишь отча­сти. В силу инер­ции и ради удоб­ства она может сохра­нять­ся. Желаю­щие выра­жать­ся более точ­но могут про­дол­жать исполь­зо­вать тер­мин aes ru­de, но им сле­ду­ет гово­рить о «слит­ках» или «слит­ках с литы­ми изо­бра­же­ни­я­ми» вме­сто aes sig­na­tum, и о «литой брон­зе» вме­сто aes gra­ve.

См. также:
БРОНЗА (Джонс. Словарь античных римских монет)
ЛАТУНЬ (Джонс. Словарь античных римских монет)
МЕДНАЯ ЧЕКАНКА РИМЛЯН (Стивенсон. Словарь римских монет)
МЕДЬ (Словарь античности)
МЕДЬ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
МЕДЬ (Джонс. Словарь античных римских монет)
ОРИХАЛК (Джонс. Словарь античных римских монет)
© 1990 г. John Melville Jones. A Dictionary of Ancient Roman Coins. London, SPINK, 2004. P. 8—9.
© 2011 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: Бихаракта • Придворный монетный двор • ДРАХМА • ДАРИК •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
III в. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
2. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Конец IV в. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
3. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
4. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
5. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
6. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
7. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
8. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
9. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Дионис с двумя сатирами. Ручка цисты Фикорони.
Бронза.
Ок. 300 г. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
10. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Эрот, Геракл и Иолай. Ножка цисты «Фикорони».
Бронза.
Сер. III в. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE 12, медь
Август
Приена, 27 г. до н.э. — 14 г. н.э.
АВЕРС: ΠΟΜΠΕΙΟϹ ΜΑΚΕΡ — обнаженная голова Помпея Макра вправо.
РЕВЕРС: ΠΡΙΗΝΕΩΝ — Биант стоит фронтально, обратившись влево, справа треножник.
2. Фоллис, медь
Константин I
Карфаген, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERVATORES KART. SVAE — внутри шестиколонного храма с простым фронтоном стоит анфас персонификация Карфагена, с обращенной влево головой, держит фрукты в обеих руках.
В обрезе обозначение монетного двора: ΡΚΔ.
3. Двойной сестерций, медь
Постум
Августа Треверов, 261 г.
АВЕРС: IMP. C. M. CASS. LAT. POSTVMVS P. F. AVG. — драпированный бюст Постума в доспехах и лучистом венце, обращенный вправо.
РЕВЕРС: LAETITIA — галера плывет влево с четырьмя гребцами и рулевым.
В обрезе: AVG.
4. Фоллис, медь
Константин I
Аквилея, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERV. VRB. SVAE — внутри четырехколонного храма сидит фронтально Рома с обращенной влево головой, в правой руке держит земной шар, в левой — скипетр, слева от нее стоит щит; в качестве акротериев — Виктории или шишки, внутри фронтона венок.
В обрезе обозначение монетного двора: AQΓ.
5. Семисс, орихалк
Траян
Кипр(?)*, 116 г.
АВЕРС: IMP. CAES. NER. TRAIANO OPTIMO AVG. GERM. — бюст Траяна, в лучистом венце, с эгидой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: DAC. PARTHICO P. M. TR. POT. XX COS. VI P. P. — вокруг дубового (BMC: лаврового) венка, внутри которого, большими буквами: S. C. (венок ассиметричный, с завязкой на 5 ч. и верхом на 11 ч.).
6. Дупондий, орихалк
Гальба
Рим, 68 г.
АВЕРС: IMP. SER. GALBA CAES. AVG. TR. P. — голова Гальбы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PAX AVGVST. — Пакс (Мир), в драпировке, стоит влево, держит ветвь в правой руке и рог изобилия — в левой.
7. Сестерций, орихалк
Нерва
Рим, 97 г.
АВЕРС: IMP. NERVA CAES. AVG. P. M. TR. P. COS. III P. P. — голова Нервы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: FISCI IVDAICI CALVMNIA SVBLATA — пальмовое дерево с двенадцатью ветвями и двумя пучками фиников.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
8. Дупондий, орихалк
Траян
Рим, 115—116 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NER. TRAIANO OPTIMO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. VI P. P. — драпированный бюст Траяна, в лучистом венце, вправо.
РЕВЕРС: SENATVS POPVLVSQVE ROMANVS — Фелицитас (Счастье), в драпировке, стоит влево, держит вверх кадуцей в правой руке и рог изобилия — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
9. Медальон с бортиком, орихалк
Траян
?, 98—117 гг.
АВЕРС: Без легенды. Драпированный бюст влево, пересекающиеся линии делят волосы на многочисленные ромбики, как будто заплетенные или под сеткой, в правом поле монограмма PE, подобная монограмма, зеркально, в левом поле.
РЕВЕРС: Без легенды. Возничий в квадриге, скачущей вправо, наклонился влево и протягивает правую руку; лошади со связанными хвостами; на их головах пальмовые ветви.
10. AE, медь
Тиберий
СИРТИКА, Эя, 22—29 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Тиберия влево.
РЕВЕРС: Драпированный бюст Аполлона, в лавровом венке, вправо; перед ним лира, сзади — пунийское название города Эя (Wy’t) пунийскими буквами; все внутри лаврового венка.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА