ВОЕННЫЕ НАГРАДЫ И ОТЛИЧИЯ
[1] Dona militaria. Военные награды и отличия были, во-первых, общие и в этом виде состояли в раздаче денег всему войску; величина получаемой каждым отдельным солдатом суммы определялась соразмерно его обыкновенному жалованью. Liv. 39, 5. Особенно во времена империи это donativum выдавалось не в виде награды за особые заслуги, но в виде подарка при торжественных случаях, относящихся к лицу государя или к членам императорской фамилии, напр., при восшествии на престол, в дни рождения и т. п.; часто эти деньги только обещались, а выполнение обещания откладывалось на неопределенное время. Tac. hist. 4, 19. Suet. Cal. 46. Обыкновенно назначение такой общей награды войску соединялось с раздачей денег народу, congiarium. Tac. ann. 12, 41. Suet. Ner. 7. Особенный род этого donativum было clavarium, собственно, деньги на гвозди, на заготовление или починку солдатской обуви (caligae). Tac. hist. 3, 50; ср. ann. 1, 41. В числе личных наград за храбрость на войне и военные подвиги первое место занимает триумф (triumphus, θρίαμβος) полководца. Во времена республики он назначался сенатом по просьбе и предложению самого полководца. Необходимыми условиями для получения триумфа первоначально были: самостоятельная команда войсками (imperium) при занятии постоянной должности (suis auspiciis rem gerere, почему П. Корнелий Сципион, будучи избран в чрезвычайные проконсулы, и не мог получить триумфа после победы над карфагенянами в Испании Liv. 28, 38. Val. Max. 2, 8, 5), окончание войны (Liv. 26, 21) и расширение пределов римского государства. Liv. 39, 29. Dion. Hal. 11, 59. Притом в одном сражении должны были быть убиты по крайней мере 5000 врагов; кто показывал неверное число убитых неприятелей, тот по закону lex Maria Porcia (63 г. до Р. Х.) подвергался взысканию; верность показываемого перед сенатом числа должна была быть подтверждена клятвой перед городским квестором (quaestor urbanus). Val. Max. 2, 8, 1. Полководцы, которым разрешался триумф по окончании их проконсульской должности, по определению народного собрания получали imperium на день триумфа. Liv. 26, 21. 45, 35. [2] Так как полководец до триумфа не имел права вступить в город, то для выслушивания его отчета сенат собирался вне города, обыкновенно в храме Беллоны. Liv. 31, 47. В день, назначенный сенатом для триумфа, полководец во главе своего войска и в сопровождении всего города торжественным шествием вступал в город через porta triumphalis и направлялся к Капитолию. Сам он ехал в позолоченной колеснице, запряженной четверкой белых коней (Liv. 5, 23. 10, 7), часто окруженный своими детьми. Liv. 45, 40. Tac. ann. 2, 41. Остальные его родственники и его клиенты шли возле колесницы в белых тогах, а сам триумфатор представлялся в облачении Юпитера (Iuv. 10, 36) в tunica palmata и toga picta, с лавровым венком на голове. Государственный раб помещался позади него на колеснице, поддерживая над его головой золотую корону и громко напоминая ему, чтобы он не зазнавался в своем счастье. Впереди самого шествия везли на колесницах военную добычу, имена побежденных народов и изображения покоренных стран и городов, затем следовали знатнейшие пленные в оковах, сопровождаемые своими родственниками; они, однако, не входили на Капитолий, но, коль скоро колесница триумфатора достигала форума, тотчас отводились в темницу, где часто немедленно предавались смерти. Cic. Verr. 5, 30. Liv. 26, 12. Dio Cass. 40, 41. [3] За пленными велись жертвенные животные, назначенные для приношения Юпитеру Капитолийскому, а непосредственно перед триумфальной колесницей шли ликторы с fasces laureati; их окружали музыканты (cornicines) и певцы, распевавшие триумфальные песни. За колесницей шло победоносное войско; каждый солдат в лаврах и в блеске заслуженных им наград и знаков отличия (Liv. 45, 38), восклицая: «Io triumphe!», а сопровождающие их и бушующие вокруг них толпы народа беспрерывно повторяли этот возглас. Hor. od. 4, 2, 49. Солдаты также пели похвальные песни в честь своего полководца, прославляя его подвиги, а притом иногда подсмеиваясь над ним. Dion. Hal. 2, 34. 7, 72. Liv. 39, 7. 45, 38. Plut. Aem. Paul. 34. Suet. Caes. 49. В таком виде торжественное шествие направлялось к Капитолию, где уже заранее собрался сенат в белых одеждах. Здесь триумфатор приносил Юпитеру благодарность и жертвы и слагал свою золотую корону и часть добычи; затем отпускалось войско, получив свою часть добычи; все празднество заключалось торжественным пиром, на который и консулы получали приглашение, но не являлись, чтобы никто из присутствующих не имел высшей власти (imperium), чем триумфатор. Val. Max. 2, 8, 6.
|
Если сенат, несмотря на искательство полководца, отказывал ему в триумфе, то, бывало, он самовольно праздновал триумф на альбанской горе; первый сделал это Папирий в 232 г. до Р. Х. (Val. Max. 3. 6, 5); иногда в таком случае с успехом апеллировали к народу, в первый раз в 447 г. до Р. Х. Liv. 3, 63 сл. Dion. Hal. 11, 50. В период империи самим полководцам приходилось отказываться от триумфа, потому что они вели войны всегда под ауспициями императоров, а вследствие того только сам император мог праздновать триумф; но зато они получали в виде знака отличия ornamenta или insignia triumphalia (Dio Cass. 44, 24. 31. Suet. Tib. 9, 17. Tac. ann. 4, 18. 44. 12, 3), причем, однако, часто принимались в расчет не столько подвиги их, сколько расположение к ним императорского двора. Tac. ann. 4, 23. 26.
Если не было условий, необходимых для триумфа, а между тем казалось уместным отличить полководца, то во времена республики ему назначалась ovatio (ἐλάττων θρίαμβος). Полководец вступал в город пешком (поэтому πεζὸς θρίαμβος, Dion. Hal. 9, 36) или верхом и был одет лишь в toga praetexta, с миртовым венком на голове. Он приносил в жертву не быка, как делал это триумфатор, но овцу (Gell. 5, 6), почему некоторые производят название овации от слова ovis (Serv. ad Verg. A. 4, 550); другие, напротив, полагают, что оно происходит от возгласа удивления O! O! (Fest. s. v. ovantes). Dion. Hal. 5, 47. Dio Cass. 54, 8. Liv. 3, 10. 26, 21 и чаще.
[4] Остальные военные награды и отличия вполне зависели от военачальника, почему, по постановлению Августа, во времена империи полководец не мог получать знаков отличия, которыми он сам имел право награждать других. Эти знаки отличия состояли главным образом в венках или коронах; названия их, кроме упомянутых уже coronae triumphales из лавра, а при позднейших императорах — из золота (Plin. 22, 3, 4) и coronae ovales из мирты, следующие: a) corona civica (Gell. 5, 6) из дубовых листьев, за спасение гражданина, а потому с надписью: ob civem servatum. Liv. 10, 46. Tac. ann. 3, 21; b) corona muralis из золота, давалась тому, кто первым взошел на стену осаждаемого города; оттого она и представляла собой зубцы стены. Liv. 26, 46. Похожа на нее была c) corona castrensis или vallaris, также золотая, назначавшаяся тому, кто первым взобрался на вал неприятельского лагеря; d) corona navalis, с золотыми изображениями носов кораблей, давалась тому, кто первым вступил на неприятельский корабль (Plin. 7, 39, 115. Dio Cass. 49, 14); она называлась также rostrata corona (Verg. A. 8, 684. Plin. 16, 4). Наконец, e) corona obsidionalis, даровавшаяся не полководцем своим солдатам, а ему самому от имени осажденного города, который он спас от опасности. Она была из травы (graminea). Liv. 7, 37. Plin. 22, 3.
[5] Другие менее высокие награды были: копье (hasta) или кубок для пехоты, а для конницы — наградные медальоны (phalerae), которые, впрочем, иногда раздавались для украшения лошадей (Liv. 30, 17). Оба знака отличия давались тем, которые особенно содействовали одержанию победы, ср. Verg. A. 6, 760. Sall. Iug. 85. Далее armillae, браслеты, torques и catellae ожерелья (Tac. ann. 2, 9. 3, 11), состоявшие из скрученных цепей с серебряными и золотыми нитями; первые были покороче и иногда украшены драгоценными камнями, а последние спускались ниже на грудь; наконец, cornicula, серебряные украшения шлема. Давались в награду также небольшие знамена, vexilla caerulea, морским командам (Suet. Oct. 25) и vexilla purpurea — пехоте. Наконец, в виде награды некоторым удваивался получаемый ими паек, вследствие чего награжденные таким образом солдаты назывались duplicarii или duplarii. Liv. 2, 58 сл. 7, 37.
|
|||||
1.
Денарий, серебро Веспасиан Рим, 73 г. | |||||
АВЕРС: IMP. CAES. VESP. AVG. CEN. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: S. P. Q. R. внутри дубового венка. | |||||
2.
Аурей, золото Аврелиан Сисция, 273 г. | |||||
АВЕРС: IMP. C. AVRELIANVS AVG. — бюст Аврелиана в лучистом венце, в доспехах и с эгидой на левом плече, вправо. РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Соль стоит анфас, с простертой правой рукой, повернув голову влево, держит шар в левой руке. Знак монетного двора:
| |||||
3.
Сестерций, орихалк Гальба Рим, 68 г. | |||||
АВЕРС: SER. GALBA IMP. CAESAR AVG. TR. P. — драпированный бюст Гальбы в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: S. P. Q. R. / OB / CIV. SER. — в три линии внутри дубового венка. | |||||
4.
Денарий, серебро Марк Плеторий Цестиан Рим, 67 г. до н.э. | |||||
АВЕРС: Голова Кибелы, задрапированная, в стенном венке и серьгах вправо; волосы длинные и растрепанные; сзади протома льва, впереди земной шар; сзади CESTIANVS или CESTIANVS вниз. Кайма из шариков и катушек. РЕВЕРС: Курульное кресло; слева контрольная метка (аплюстр); вокруг против часовой стрелки M·PLAETORIVS·AED·CVR·EX·S·C (Marcus Plaetorius, aedilis curulis, senatus consulto; «Марк Плеторий, сын Марка, курульный эдил, согласно постановлению сената»). Кайма из шариков и катушек. | |||||
5.
Романо-британское подражание денарию Клавдия 50-51 гг., серебро Клавдий Рим (место и дата выпуска оригинала)*, 50—51 гг. | |||||
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. X IMP. P. P. — голова Клавдия в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: S. P. Q. R. / P. P. / OB C. S. — в три линии внутри дубового венка. | |||||
6.
Аурей, золото Требониан Галл Рим, 253 г. | |||||
АВЕРС: IMP. CAE. C. VIB. TREB. GALLVS AVG. — драпированный бюст Требониана Галла в доспехах и в лучистом венце, обращенный вправо. РЕВЕРС: P. M. TR. P. IIII COS. II — Требониан Галл, с покрытой головой, стоит фронтально, повернув голову влево, совершает над алтарем жертвориношение из патеры в правой руке и держит скипетр в левой руке. | |||||
7.
Денарий, серебро Клавдий Рим, 49—50 гг. | |||||
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VIIII IMP. XVI — голова Клавдия в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: S. P. Q. R. / P. P. / OB C. S. — в три линии внутри дубового венка. | |||||
8.
Антониниан, серебро Пупиен Рим, 238 г. | |||||
АВЕРС: IMP. CAES. PVPIEN. MAXIMVS AVG. — драпированный бюст Пупиена в доспехах и в лучистом венце вправо. РЕВЕРС: CARITAS MVTVA AVGG. — две правые руки в рукопожатии. | |||||
9.
Сестерций, медь Адриан Рим, 128—136 гг. | |||||
АВЕРС: SABINA AVGVSTA HADRIANI AVG. P. P. — драпированный бюст Сабины вправо, без косы, волосы уложены кольцами и собраны на макушке над двойной стефаной. РЕВЕРС: Церера, с покрытой головой, в драпировке, сидит влево на модии, держит два зерновых колоса в правой руке и факел — в левой. В обрезе: S. C. | |||||
10.
Тетрадрахма, серебро Иония, Смирна, 150—143 гг. до н.э. | |||||
АВЕРС: Голова Тихе (BMC: Кибелы) в башенном венце вправо. РЕВЕРС: ΖΜΥΡΝΑΙΩΝ — внутри лаврового (BMC: дубового) венка вместе с монограммой магистрата. |