Мифы народов мира

АРТЕМИ́ДА (Ἄρτε­μις — эти­мо­ло­гия неяс­на, воз­мож­ные вари­ан­ты: «мед­ве­жья боги­ня», «вла­ды­чи­ца», «убий­ца»), в гре­че­ской мифо­ло­гии боги­ня охоты, дочь Зев­са и Лето, сест­ра-близ­нец Апол­ло­на (Hes. Theog. 918). Роди­лась на ост­ро­ве Асте­рия (Делос). Арте­ми­да про­во­дит вре­мя в лесах и горах, охотясь в окру­же­нии нимф — сво­их спут­ниц и тоже охот­ниц. Она воору­же­на луком, её сопро­вож­да­ет сво­ра собак (Hymn. Hom. XXVII; Cal­lim. Hymn. III 81—97). Боги­ня обла­да­ет реши­тель­ным и агрес­сив­ным харак­те­ром, часто поль­зу­ет­ся стре­ла­ми как оруди­ем нака­за­ния и стро­го следит за испол­не­ни­ем издав­на уста­нов­лен­ных обы­ча­ев, упо­рядо­чи­ваю­щих живот­ный и рас­ти­тель­ный мир. Арте­ми­да раз­гне­ва­лась на царя Калидо­на Ойнея за то, что он не при­нёс ей в дар, как обыч­но, в нача­ле жат­вы пер­вые пло­ды уро­жая, и насла­ла на Калидон страш­но­го веп­ря (см. в ста­тье Калидон­ская охота); она вызва­ла раздор сре­ди роди­чей Меле­а­г­ра, воз­глав­ляв­ше­го охоту на зве­ря, что при­ве­ло к мучи­тель­ной гибе­ли Меле­а­г­ра (Ovid. Met. VIII 270—300, 422—540). Арте­ми­да потре­бо­ва­ла себе в жерт­ву дочь Ага­мем­но­на, пред­во­ди­те­ля ахей­цев в похо­де под Трою, за то, что он убил свя­щен­ную лань Арте­ми­ды и похва­лял­ся, что даже сама боги­ня не суме­ла бы так мет­ко её убить. Тогда Арте­ми­да в гне­ве насла­ла без­вет­рие, и ахей­ские кораб­ли не мог­ли вый­ти в море, чтобы плыть под Трою. Через про­ри­ца­те­ля была пере­да­на воля боги­ни, потре­бо­вав­шей вза­мен уби­той лани Ифи­ге­нию, дочь Ага­мем­но­на. Одна­ко скры­то от людей Арте­ми­да унес­ла Ифи­ге­нию с жерт­вен­ни­ка (заме­нив её ланью) в Тавриду, где та ста­ла жри­цей боги­ни, тре­бу­ю­щей чело­ве­че­ских жертв (Eur. Iphig. A.). Арте­ми­де Таври­че­ской при­но­си­ли чело­ве­че­ские жерт­вы, о чём свиде­тель­ст­ву­ет исто­рия Оре­ста, чуть не погиб­ше­го от руки сво­ей сест­ры Ифи­ге­нии, жри­цы Арте­ми­ды (Eur. Iphig. T.). Перед Арте­ми­дой и Апол­ло­ном дол­жен был оправ­дать­ся Геракл, убив­ший кери­ней­скую лань с золоты­ми рога­ми (Pind. Ol. III 26—30). Эти фак­ты, под­чёр­ки­ваю­щие губи­тель­ные функ­ции боги­ни, свя­за­ны с её арха­и­че­ским про­шлым — вла­ды­чи­цы зве­рей на Кри­те. Имен­но там ипо­ста­сью Арте­ми­ды была ним­фа-охот­ни­ца Бри­то­мар­тис. Древ­ней­шая Арте­ми­да — не толь­ко охот­ни­ца, но и мед­веди­ца. В Атти­ке (в Брав­роне) жри­цы Арте­ми­ды Брав­ро­нии наде­ва­ли в риту­аль­ном тан­це мед­ве­жьи шку­ры и назы­ва­лись мед­веди­ца­ми (Aris­toph. Lys. 645). Свя­ти­ли­ща Арте­ми­ды часто нахо­ди­лись вбли­зи источ­ни­ков и болот (почи­та­ние Арте­ми­ды Лим­на­тис — «болот­ной»), сим­во­ли­зи­руя пло­до­ро­дие рас­ти­тель­но­го боже­ства (напр., культ Арте­ми­ды Ортии в Спар­те, вос­хо­дя­щий к кри­то-микен­ско­му вре­ме­ни). Хто­ни­че­ская необуздан­ность Арте­ми­ды близ­ка обра­зу Вели­кой мате­ри богов — Кибе­ле в Малой Азии, откуда орги­а­сти­че­ские эле­мен­ты куль­та, про­слав­ля­ю­ще­го пло­до­ро­дие боже­ства. В Малой Азии, в зна­ме­ни­том Эфес­ском хра­ме, почи­та­лось изо­бра­же­ние Арте­ми­ды мно­го­грудой (πο­λύμασ­τος). Руди­мен­ты арха­и­че­ской рас­ти­тель­ной боги­ни в обра­зе Арте­ми­ды про­яв­ля­ют­ся в том, что она через свою помощ­ни­цу (в преж­нем свою ипо­стась) Или­фию помо­га­ет роже­ни­цам (Cal­lim. Hymn. III 20—25). Толь­ко появив­шись на свет, она помо­га­ет мате­ри при­нять родив­ше­го­ся вслед за ней Апол­ло­на (Apol­lod. I 4, 1). Ей же при­над­ле­жит пре­ро­га­ти­ва при­но­сить быст­рую и лёг­кую смерть. Одна­ко клас­си­че­ская Арте­ми­да — дев­ст­вен­ни­ца и защит­ни­ца цело­муд­рия. Она покро­ви­тель­ст­ву­ет Иппо­ли­ту, пре­зи­раю­ще­му любовь (Eur. Hip­pol.). Перед свадь­бой Арте­ми­де, соглас­но обы­чаю, при­но­си­лась иску­пи­тель­ная жерт­ва. Царю Адме­ту, забыв­ше­му об этом обы­чае, она напол­ни­ла брач­ные покои зме­я­ми (Apol­lod. I 9, 15). Юный охот­ник Акте­он, неча­ян­но под­смот­рев­ший омо­ве­ние боги­ни, был ею пре­вра­щён в оле­ня и рас­тер­зан пса­ми (Ovid. Met. III 174—255). Она же уби­ла свою спут­ни­цу ним­фу — охот­ни­цу Кал­ли­сто, пре­вра­щён­ную в мед­веди­цу, гне­ва­ясь за нару­ше­ние ею цело­муд­рия и любовь к ней Зев­са (Apol­lod. III 8, 2). Арте­ми­да уби­ла страш­но­го Буфа­га («пожи­ра­те­ля быков»), пытав­ше­го­ся посяг­нуть на неё (Paus. VIII 27, 17), так же как и охот­ни­ка Ори­о­на (Ps.-Era­tosth. 32). Арте­ми­да Эфес­ская — покро­ви­тель­ни­ца ама­зо­нок (Cal­lim. Hymn. III 237).

Древ­нее пред­став­ле­ние об Арте­ми­де свя­за­но с её лун­ной при­ро­дой, отсюда её бли­зость к кол­дов­ским чарам боги­ни луны Селе­ны и боги­ни Гека­ты, с кото­рой она ино­гда сбли­жа­ет­ся. Позд­няя геро­и­че­ская мифо­ло­гия зна­ет Арте­ми­ду-луну, тай­но влюб­лён­ную в кра­сав­ца Энди­ми­о­на (Apoll. Rhod. IV 57—58). В геро­и­че­ской мифо­ло­гии Арте­ми­да — участ­ни­ца бит­вы с гиган­та­ми, в кото­рой ей помо­гал Геракл. В Тро­ян­ской войне она вме­сте с Апол­ло­ном вою­ет на сто­роне тро­ян­цев, что объ­яс­ня­ет­ся мало­азий­ским про­ис­хож­де­ни­ем боги­ни. Арте­ми­да — враг любо­го нару­ше­ния прав и усто­ев олим­пий­цев. Бла­го­да­ря её хит­ро­сти погиб­ли бра­тья-вели­ка­ны Ало­ады, пытав­ши­е­ся нару­шить миро­вой порядок. Дерз­кий и необуздан­ный Титий был убит стре­ла­ми Арте­ми­ды и Апол­ло­на (Cal­lim. Hymn. III 110). Похва­ляв­ша­я­ся перед бога­ми сво­им мно­го­чис­лен­ным потом­ст­вом Нио­ба поте­ря­ла 12 детей, так­же уби­тых Апол­ло­ном и Арте­ми­дой. (Ovid. Met. VI 155—301).

В рим­ской мифо­ло­гии Арте­ми­да извест­на под име­нем Диа­ны, счи­та­лась оли­це­тво­ре­ни­ем луны, так же как её брат Апол­лон в пери­од позд­не­рим­ской антич­но­сти иден­ти­фи­ци­ро­вал­ся с солн­цем.


Лит.: Her­bil­lon J., Ar­té­mis ho­mé­ri­que, Luttre, 1927; Bruns G., Die Jäge­rin Ar­te­mis, Bor­na — Lpz., 1929; Pi­card Ch., Die Ephe­sia von Ana­to­lien «Era­nos Jahrbuch». 1938, Bd 6, S. 59—90; Hoenn A., Ges­taltwan­del einer Göt­tin Z., 1946.

А. А. Тахо-Годи

Сре­ди антич­ных скульп­тур Арте­ми­ды — рим­ские копии «Арте­ми­ды Брав­ро­нии» Пра­к­си­те­ля («Арте­ми­да из Габий»), ста­туи Лео­ха­ра («Арте­ми­да с ланью») и др. Изо­бра­же­ния Арте­ми­ды встре­ча­ют­ся на релье­фах (на фри­зе Пер­гам­ско­го алта­ря в сцене гиган­то­ма­хии, на фри­зе Пар­фе­но­на в Афи­нах и др.), в гре­че­ской вазо­пи­си (сце­ны убий­ства Нио­бид, нака­за­ния Актео­на и др.).

В евро­пей­ском сред­не­ве­ко­вом изо­бра­зи­тель­ном искус­стве Арте­ми­да (в соот­вет­ст­вии с антич­ной тра­ди­ци­ей) часто появ­ля­ет­ся с луком и стре­ла­ми в сопро­вож­де­нии нимф. В живо­пи­си 16—18 вв. попу­ля­рен миф об Арте­ми­де и Актеоне (см. в ст. Акте­он), а так­же сце­ны «охота Диа­ны» (Корреджо, Тици­ан, Доме­ни­ки­но, Джу­лио Рома­но, П. Веро­не­зе, П. П. Рубенс и др.), «отдых Диа­ны» (А. Ват­то, К. Ван­лоо и др.) и осо­бен­но «купа­ние Диа­ны» (Гвер­чи­но, П. П. Рубенс, Рем­брандт, Л. Джор­да­но, А. Хоуб­ра­кен, А. Ват­то и др.). Сре­ди про­из­веде­ний евро­пей­ской пла­сти­ки — «Диа­на-охот­ни­ца» Ж. Гудо­на, «Диа­на» Ф. Щед­ри­на.

Сре­ди лите­ра­тур­ных про­из­веде­ний — поэ­ма Дж. Бок­кач­чо «Охота Диа­ны» и др., дра­ма­тур­ги­че­ские про­из­веде­ния: «Диа­на» И. Гун­ду­ли­ча и «Диа­на» Ж. Рот­ру, фраг­мент пье­сы Г. Гейне «Диа­на» и др.

См. также:
АРТЕМИДА (Словарь античности)
АРТЕМИДА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 107—108.
См. по теме: ЭРИБЕЯ, ЕРИБЕЯ • ЭХЕТЛ, ЕХЕТЛ • ДАВН • ДЕЙОНЕЙ, ДЕИОНЕЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Канделябр и культовая сцена.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. q).
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сцена жертвоприношения в честь Дианы.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. q).
3. КЕРАМИКА. Греция.
Аполлон и Артемида убивают детей Ниобеи.
Краснофигурный кратер. Аттика.
Мастер Ниобид.
Глина. Ок. 450 г. до н. э.
Париж, Лувр.
4. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Диана и Актеон. Метопа храма «Е» в Селинунте (Сицилия).
Туф.
470-е—460-е гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Диана (Артемида)-охотница, известная как «Диана Версальская». Тип «Севилья — Палатин».
Мрамор.
Римская копия I—II вв. н. э. раннеэллинистического бронзового оригинала, приписываемого Леохару (ок. 325 г. до н. э.).
Париж, Лувр.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Жертвоприношение Ифигении.
Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта).
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская.
Алебастр, бронза.
2-я половина II в. н. э.
Голова, руки и стопы воссозданы в бронзе Валадье (1762—1839); реставрация алебастра Альбачини (1734—1813).
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Заклание Ифигении.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Ок. 370—350 гг. до н. э.
Приписывается художнику, близкому к мастеру Илиуперса (Разрушения Трои).
Лондон, Британский музей.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Статуя Артемиды.
Фреска из Помпей (VI. 17. 10).
50—1 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXIX.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Жертвоприношение Ифигении.
Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта).
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. 12 литр, серебро
Пятая сиракузская демократия (214—212 гг. до н. э.)
Сиракузы, 214—212 гг. до н.э.
АВЕРС: Обращенная влево голова Афины в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном на тулье.
РЕВЕРС: ΣΥΡΑΚΟΣΙΩΝ — Артемида стоит влево, натягивает лук, у ее ног бегущая собака.
В левом поле в две строки: ΥΑ / ΣΛ.
2. Аурей, золото
Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут)
Передвижной монетный двор Брута, 43—42 гг. до н.э.
АВЕРС: Бюст женщины (MRR: Свобода или Фортуна; BMCRR, CRR: Церера; RRC: возможно, Артемида) в лавровом венке и ожерелье вправо, задрапированный, на голове покрывало и головной убор (MRR, BMCRR, CRR: модий, RRC, RCTV, CRI: полос); сзади L·PLAET·CEST вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Топор и священная утварь (MRR, BMCRR, CRR, RCTV: ковш (simpulum) без ручки; RRC: чаша, cullulus); внизу BRVT·IMP. Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут)
Передвижной монетный двор Брута, 43—42 гг. до н.э.
АВЕРС: Бюст женщины (MRR: Свобода или Фортуна; BMCRR, CRR, RSC: Церера; RRC: возможно, Артемида) в лавровом венке и ожерелье вправо, задрапированный, на голове покрывало и головной убор (MRR, BMCRR, CRR, RSC: модий, RRC, RCTV, CRI: полос); сзади L·PLAET·CEST вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Топор и священная утварь (MRR, BMCRR, CRR, RSC, RCTV: ковш (simpulum) без ручки; RRC: чаша, cullulus); внизу BRVT·IMP. Кайма из точек.
4. Денарий, серебро
Малая Азия, 49 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юпитера, с длинной бородой, вправо.
РЕВЕРС: L. LENTVLVS MAR. COS. (MAR — монограммой) (Lucius Lentulus, Marcellus, consules) — культовая статуя Артемиды Эфесской анфас; ее руки протянуты и с каждой свисает лента.
5. Тетрадрахма, серебро
Римский протекторат
Амфиполь, 167—149 гг. до н.э.
АВЕРС: Драпированный бюст Артемиды в диадеме вправо и колчан и лук над ее плечом в центре македонского щита.
РЕВЕРС: ΜΑΚΕΔΟΝΩΝ ΠΡΩΤΗΣ — дубина; сверху — одна монограмма, снизу — две монограммы; все внутри венка; слева — пучок молний.
6. Кистофор, серебро
Клавдий
Эфес, 41—42 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAES. AVG. — обнаженная голова Клавдия влево.
РЕВЕРС: DIAN. EPHE. — храм Дианы Эфесской, изображенный четырехколонным, на подиуме из четырех ступеней; в центре — стоящая культовая статуя Дианы Эфесской, с руками, перемотанными лентой, и с полосом на голове. На фронтоне виден щит (?) на столе, стоящие слева и справа фигуры, держащие щит, два стола (?) слева и справа, и две лежащие фигуры по углам.
7. Кистофор, серебро
Клавдий
Эфес, 50—51 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAES. AVG. AGRIPP. AVGVSTA — голова Клавдия, в лавровом венке, и обнаженная голова Агриппины, парно, влево.
РЕВЕРС: DIANA EPHESIA — культовая статуя Дианы Эфесской стоит анфас, руки от запястий перемотаны лентой, на голове полос.
8. Медальон, медь
Септимий Север
Стратоникея, 202—211 гг.
АВЕРС: […]ΡΑ ΚΑΙ Μ. ΑΥΡ. ΑΝ. ΚΑΙ ΘⲈ. ϹⲈΒ. ΝⲈ. ΤϹΛΑΥΤΙΛ. — напротив друг друга бюсты Каракаллы в лавровом венке справа и Плавтиллы в диадеме слева; между ними контрмарка: голова в шлеме вправо и ΘⲈΟΥ (Howgego 188, 536).
ΘЄ. ϹⲈΒ. ΝⲈ. = Θεὰν Σεβαστὴν νέαν (BMCG 18, 158, 64 note).
РЕВЕРС: ϹΤΡΑΤΟΝⲈΙΚⲈΟΝ ⲈΠΙ ΤΩΝ ΠΕΡ. ΤΒ. ΚΑ. ΔΙΟΝΥϹΙΟΥ — Геката, с калафом на голове, стоит влево, в левой руке горящий факел, в правой фиала; слева у ее ног собака.
9. Статер, золото
Селевк I Никатор
Бактра или Ай-Ханум, 290—281 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Артемида на запряженной слонами биге вправо, обеими руками она держит одновременно и поводья, и лук со стрелой; справа над ней контрмарка.
10. Статер, серебро
Стимфал, 350 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Артемиды, увенчанная лавровым венком, обращенная вправо, украшенная серьгой с розеткой и полумесяцем, с которой свисают пять подвесок, и жемчужным ожерельем; волосы собраны в узел на затылке.
РЕВЕРС: ΣΤΥΜΦΑΛΙΩΝ — обнаженный Геракл, со шкурой льва вокруг левой руки идет влево и готовится нанести удар дубиной, которую занес над головой в правой руке; между ног ΣΟ.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА