АРТЕМИ́ДА
Ἄρτεμις (от ἀρτεμής), Диана, дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона (см. Apollo), между женскими божествами то же, что ее брат между мужскими; однако некоторые черты одной и той же мифологической сущности нашли себе более полное, другие менее полное выражение в представлениях об Артемиде, чем в представлениях об Аполлоне. Как Аполлон, Артемида посредством своих стрел может поражать внезапной смертью животных и людей, особенно женщин (Hom. Od. 11. 172. Il. 24, 606), но в то же время она богиня-защитница и спасительница (σώτειρα, Sospita). Она ближе стоит к природе, чем ее брат, который действует более в области духа. Она дает свет и жизнь, она богиня родов (εἰλείθυια) и богиня-кормилица (κουροτρόφος), она охраняет стада и дичь. Она любит лесных животных, но и преследует их; сопровождаемая лесными нимфами, она охотится по лесам и горам. Od. 6, 102. Жизнь среди свободной природы — ее наслаждение; она никогда не подчинялась силе любви и, как Аполлон, не знает уз брака. Эта идея девственной охотницы (ἀγροτέρα) особенно развита в представлениях об Артемиде, между тем как соответствующая черта в характере Аполлона совершенно отступает на задний план. Напротив, другие качества, свойственные Аполлону, напр. отношение к музыке и дару пророчества, в сказаниях о его сестре выражены лишь слабыми намеками. Hom. hymn. in Dian. 27. Pind. nem. 9, 5. Богиней луны и Гекатой, по мнению некоторых, она сделалась лишь после того, как Аполлон сделался солнечным богом.
Почитание Артемиды стоит по большей части в связи с почитанием Аполлона, но в Аркадии ее почитали одну, без брата, как подобную нимфам богиню охоты, в рощах и у источников. В древние времена в некоторых местностях, напр. в Бравроне в Аттике, в Спарте, где Артемида называлась Ὀρθία (прямо стоящая), эту богиню умилостивляли человеческими жертвами. Такие жертвы были впоследствии отменены; однако в Спарте долго еще держался обычай в праздник Артемиды у ее алтаря бичевать мальчиков так, что алтарь обагрялся их кровью. Эта жаждущая крови богиня называлась также Таврической: верили, что Ифигения, дочь Агамемнона (в Гермионе сама богиня называлась Ифигенией), и Орест принесли в Грецию кумир богини и ее культ из Тавриды, где подобное Артемиде божество было чествуемо человеческими жертвами. Эфесская Артемида была первоначально азиатским стихийным божеством: оно было отожествлено с греческой Артемидой потому, что и за ним признавали силу, питающую все живущее. Артемиду изображали обыкновенно стройной, быстроногой охотницей в короткой одежде с луком и колчаном. В чертах ее лица заметно сходство с Аполлоном. Как богиня луны, она изображалась в длинной одежде с покрывалом на голове, с полумесяцем над челом и с факелами в руках. Знаменитейшая из сохранившихся статуй Артемиды — Версальская в Париже. Эта статуя (см. рис.) изображает богиню, как покровительницу диких животных; в порыве гнева она хочет выдернуть из колчана стрелу, чтобы защитить от преследователя лань, ищущую у нее покровительства.
Римская Диана была также богиней-подательницей света и жизни, как и Артемида; поэтому ее отожествляли с последней и в римской литературе ей приписывали все те качества, какие в позднейшее греческое время были усвояемы Артемиде. Диана считалась богиней охоты, родов (Lucina), богиней луны, одинаковой с Гекатой. Культ Дианы, как полагают, занесли в Рим плебеи-латины, поэтому она по преимуществу считалась покровительницей плебеев и также рабов. Сервий Туллий, покровитель низших классов народа, посвятил ей храм на Авентине, главном местопребывании плебеев (Aventina). В Ариции, в роще у источника Егерии, Диана под именем Nemorensis чествовалась как богиня, требующая человеческой крови: жрецом (rex nemorensis) богини был беглый раб, получавший жречество после поединка, в котором убивал прежнего жреца. Эту богиню отождествляли с таврической Артемидой и рассказывали, что ее культ был занесен сюда Орестом или сыном Тесея Гипполитом: после своей смерти Гипполит будто бы был воскрешен Эскулапом и приведен Дианой в Арицию, где затем царствовал под именем Вирбия. Verg. A. 7, 761. Ov. fast. 3, 263. 6, 731. met. 15, 497.
|
||
1.
12 литр, серебро Пятая сиракузская демократия (214—212 гг. до н. э.) Сиракузы, 214—212 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Обращенная влево голова Афины в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном на тулье. РЕВЕРС: ΣΥΡΑΚΟΣΙΩΝ — Артемида стоит влево, натягивает лук, у ее ног бегущая собака. В левом поле в две строки: ΥΑ / ΣΛ. | ||
2.
Аурей, золото Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут) Передвижной монетный двор Брута, 43—42 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Бюст женщины (MRR: Свобода или Фортуна; BMCRR, CRR: Церера; RRC: возможно, Артемида) в лавровом венке и ожерелье вправо, задрапированный, на голове покрывало и головной убор (MRR, BMCRR, CRR: модий, RRC, RCTV, CRI: полос); сзади L·PLAET·CEST вниз. Кайма из точек. РЕВЕРС: Топор и священная утварь (MRR, BMCRR, CRR, RCTV: ковш (simpulum) без ручки; RRC: чаша, cullulus); внизу BRVT·IMP. Кайма из точек. | ||
3.
Денарий, серебро Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут) Передвижной монетный двор Брута, 43—42 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Бюст женщины (MRR: Свобода или Фортуна; BMCRR, CRR, RSC: Церера; RRC: возможно, Артемида) в лавровом венке и ожерелье вправо, задрапированный, на голове покрывало и головной убор (MRR, BMCRR, CRR, RSC: модий, RRC, RCTV, CRI: полос); сзади L·PLAET·CEST вниз. Кайма из точек. РЕВЕРС: Топор и священная утварь (MRR, BMCRR, CRR, RSC, RCTV: ковш (simpulum) без ручки; RRC: чаша, cullulus); внизу BRVT·IMP. Кайма из точек. | ||
4.
Денарий, серебро Малая Азия, 49 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Юпитера, с длинной бородой, вправо. РЕВЕРС: L. LENTVLVS MAR. COS. (MAR — монограммой) (Lucius Lentulus, Marcellus, consules) — культовая статуя Артемиды Эфесской анфас; ее руки протянуты и с каждой свисает лента. | ||
5.
Тетрадрахма, серебро Римский протекторат Амфиполь, 167—149 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Драпированный бюст Артемиды в диадеме вправо и колчан и лук над ее плечом в центре македонского щита. РЕВЕРС: ΜΑΚΕΔΟΝΩΝ ΠΡΩΤΗΣ — дубина; сверху — одна монограмма, снизу — две монограммы; все внутри венка; слева — пучок молний. | ||
6.
Кистофор, серебро Клавдий Эфес, 41—42 гг. | ||
АВЕРС: TI. CLAVD. CAES. AVG. — обнаженная голова Клавдия влево. РЕВЕРС: DIAN. EPHE. — храм Дианы Эфесской, изображенный четырехколонным, на подиуме из четырех ступеней; в центре — стоящая культовая статуя Дианы Эфесской, с руками, перемотанными лентой, и с полосом на голове. На фронтоне виден щит (?) на столе, стоящие слева и справа фигуры, держащие щит, два стола (?) слева и справа, и две лежащие фигуры по углам. | ||
7.
Кистофор, серебро Клавдий Эфес, 50—51 гг. | ||
АВЕРС: TI. CLAVD. CAES. AVG. AGRIPP. AVGVSTA — голова Клавдия, в лавровом венке, и обнаженная голова Агриппины, парно, влево. РЕВЕРС: DIANA EPHESIA — культовая статуя Дианы Эфесской стоит анфас, руки от запястий перемотаны лентой, на голове полос. | ||
8.
Медальон, медь Септимий Север Стратоникея, 202—211 гг. | ||
АВЕРС: […]ΡΑ ΚΑΙ Μ. ΑΥΡ. ΑΝ. ΚΑΙ ΘⲈ. ϹⲈΒ. ΝⲈ. ΤϹΛΑΥΤΙΛ. — напротив друг друга бюсты Каракаллы в лавровом венке справа и Плавтиллы в диадеме слева; между ними контрмарка: голова в шлеме вправо и ΘⲈΟΥ (Howgego 188, 536). ΘЄ. ϹⲈΒ. ΝⲈ. = Θεὰν Σεβαστὴν νέαν (BMCG 18, 158, 64 note). РЕВЕРС: ϹΤΡΑΤΟΝⲈΙΚⲈΟΝ ⲈΠΙ ΤΩΝ ΠΕΡ. ΤΒ. ΚΑ. ΔΙΟΝΥϹΙΟΥ — Геката, с калафом на голове, стоит влево, в левой руке горящий факел, в правой фиала; слева у ее ног собака. | ||
9.
Статер, золото Селевк I Никатор Бактра или Ай-Ханум, 290—281 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Артемида на запряженной слонами биге вправо, обеими руками она держит одновременно и поводья, и лук со стрелой; справа над ней контрмарка. | ||
10.
Статер, серебро Стимфал, 350 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Артемиды, увенчанная лавровым венком, обращенная вправо, украшенная серьгой с розеткой и полумесяцем, с которой свисают пять подвесок, и жемчужным ожерельем; волосы собраны в узел на затылке. РЕВЕРС: ΣΤΥΜΦΑΛΙΩΝ — обнаженный Геракл, со шкурой льва вокруг левой руки идет влево и готовится нанести удар дубиной, которую занес над головой в правой руке; между ног ΣΟ. |