Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АРТЕМИ́ДА

Ἄρτε­μις (от ἀρτε­μής), Диа­на, дочь Зев­са и Лето, сест­ра Апол­ло­на (см. Apol­lo), меж­ду жен­ски­ми боже­ства­ми то же, что ее брат меж­ду муж­ски­ми; одна­ко неко­то­рые чер­ты одной и той же мифо­ло­ги­че­ской сущ­но­сти нашли себе более пол­ное, дру­гие менее пол­ное выра­же­ние в пред­став­ле­ни­ях об Арте­ми­де, чем в пред­став­ле­ни­ях об Апол­лоне. Как Апол­лон, Арте­ми­да посред­ст­вом сво­их стрел может пора­жать вне­зап­ной смер­тью живот­ных и людей, осо­бен­но жен­щин (Hom. Od. 11. 172. Il. 24, 606), но в то же вре­мя она боги­ня-защит­ни­ца и спа­си­тель­ни­ца (σώ­τειρα, Sos­pi­ta). Она бли­же сто­ит к при­ро­де, чем ее брат, кото­рый дей­ст­ву­ет более в обла­сти духа. Она дает свет и жизнь, она боги­ня родов (εἰλεί­θυια) и боги­ня-кор­ми­ли­ца (κου­ροτ­ρό­φος), она охра­ня­ет ста­да и дичь. Она любит лес­ных живот­ных, но и пре­сле­ду­ет их; сопро­вож­дае­мая лес­ны­ми ним­фа­ми, она охо­тит­ся по лесам и горам. Od. 6, 102. Жизнь сре­ди сво­бод­ной при­ро­ды — ее наслаж­де­ние; она нико­гда не под­чи­ня­лась силе люб­ви и, как Апол­лон, не зна­ет уз бра­ка. Эта идея дев­ст­вен­ной охот­ни­цы (ἀγρο­τέρα) осо­бен­но раз­ви­та в пред­став­ле­ни­ях об Арте­ми­де, меж­ду тем как соот­вет­ст­ву­ю­щая чер­та в харак­те­ре Апол­ло­на совер­шен­но отсту­па­ет на зад­ний план. Напро­тив, дру­гие каче­ства, свой­ст­вен­ные Апол­ло­ну, напр. отно­ше­ние к музы­ке и дару про­ро­че­ства, в ска­за­ни­ях о его сест­ре выра­же­ны лишь сла­бы­ми наме­ка­ми. Hom. hymn. in Dian. 27. Pind. nem. 9, 5. Боги­ней луны и Гека­той, по мне­нию неко­то­рых, она сде­ла­лась лишь после того, как Апол­лон сде­лал­ся сол­неч­ным богом.

Почи­та­ние Арте­ми­ды сто­ит по боль­шей части в свя­зи с почи­та­ни­ем Апол­ло­на, но в Арка­дии ее почи­та­ли одну, без бра­та, как подоб­ную ним­фам боги­ню охоты, в рощах и у источ­ни­ков. В древ­ние вре­ме­на в неко­то­рых мест­но­стях, напр. в Брав­роне в Атти­ке, в Спар­те, где Арте­ми­да назы­ва­лась Ὀρθία (пря­мо сто­я­щая), эту боги­ню уми­ло­стив­ля­ли чело­ве­че­ски­ми жерт­ва­ми. Такие жерт­вы были впо­след­ст­вии отме­не­ны; одна­ко в Спар­те дол­го еще дер­жал­ся обы­чай в празд­ник Арте­ми­ды у ее алта­ря биче­вать маль­чи­ков так, что алтарь обаг­рял­ся их кро­вью. Эта жаж­ду­щая кро­ви боги­ня назы­ва­лась так­же Таври­че­ской: вери­ли, что Ифи­ге­ния, дочь Ага­мем­но­на (в Гер­ми­оне сама боги­ня назы­ва­лась Ифи­ге­ни­ей), и Орест при­нес­ли в Гре­цию кумир боги­ни и ее культ из Тавриды, где подоб­ное Арте­ми­де боже­ство было чест­ву­е­мо чело­ве­че­ски­ми жерт­ва­ми. Эфес­ская Арте­ми­да была пер­во­на­чаль­но ази­ат­ским сти­хий­ным боже­ст­вом: оно было ото­жест­вле­но с гре­че­ской Арте­ми­дой пото­му, что и за ним при­зна­ва­ли силу, питаю­щую все живу­щее. Арте­ми­ду изо­бра­жа­ли обык­но­вен­но строй­ной, быст­ро­но­гой охот­ни­цей в корот­кой одеж­де с луком и кол­ча­ном. В чер­тах ее лица замет­но сход­ство с Апол­ло­ном. Как боги­ня луны, она изо­бра­жа­лась в длин­ной одеж­де с покры­ва­лом на голо­ве, с полу­ме­ся­цем над челом и с факе­ла­ми в руках. Зна­ме­ни­тей­шая из сохра­нив­ших­ся ста­туй Арте­ми­ды — Вер­саль­ская в Пари­же. Эта ста­туя (см. рис.) изо­бра­жа­ет боги­ню, как покро­ви­тель­ни­цу диких живот­ных; в поры­ве гне­ва она хочет выдер­нуть из кол­ча­на стре­лу, чтобы защи­тить от пре­сле­до­ва­те­ля лань, ищу­щую у нее покро­ви­тель­ства.

Рим­ская Диа­на была так­же боги­ней-пода­тель­ни­цей све­та и жиз­ни, как и Арте­ми­да; поэто­му ее ото­жествля­ли с послед­ней и в рим­ской лите­ра­ту­ре ей при­пи­сы­ва­ли все те каче­ства, какие в позд­ней­шее гре­че­ское вре­мя были усво­я­е­мы Арте­ми­де. Диа­на счи­та­лась боги­ней охоты, родов (Lu­ci­na), боги­ней луны, оди­на­ко­вой с Гека­той. Культ Диа­ны, как пола­га­ют, занес­ли в Рим пле­беи-лати­ны, поэто­му она по пре­иму­ще­ству счи­та­лась покро­ви­тель­ни­цей пле­бе­ев и так­же рабов. Сер­вий Тул­лий, покро­ви­тель низ­ших клас­сов наро­да, посвя­тил ей храм на Авен­тине, глав­ном место­пре­бы­ва­нии пле­бе­ев (Aven­ti­na). В Ари­ции, в роще у источ­ни­ка Еге­рии, Диа­на под име­нем Ne­mo­ren­sis чест­во­ва­лась как боги­ня, тре­бу­ю­щая чело­ве­че­ской кро­ви: жре­цом (rex ne­mo­ren­sis) боги­ни был бег­лый раб, полу­чав­ший жре­че­ство после поедин­ка, в кото­ром уби­вал преж­не­го жре­ца. Эту боги­ню отож­дествля­ли с таври­че­ской Арте­ми­дой и рас­ска­зы­ва­ли, что ее культ был зане­сен сюда Оре­стом или сыном Тесея Гип­по­ли­том: после сво­ей смер­ти Гип­по­лит буд­то бы был вос­кре­шен Эску­ла­пом и при­веден Диа­ной в Ари­цию, где затем цар­ст­во­вал под име­нем Вир­бия. Verg. A. 7, 761. Ov. fast. 3, 263. 6, 731. met. 15, 497.

См. также:
АРТЕМИДА (Словарь античности)
АРТЕМИДА (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 163—164.
См. по теме: ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ • ЭПИГОНЫ, ЕПИГОНЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Диана (Артемида)-охотница, известная как «Диана Версальская». Тип «Севилья — Палатин».
Мрамор.
Римская копия I—II вв. н. э. раннеэллинистического бронзового оригинала, приписываемого Леохару (ок. 325 г. до н. э.).
Париж, Лувр.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Аполлон и Артемида убивают детей Ниобеи.
Краснофигурный кратер. Аттика.
Мастер Ниобид.
Глина. Ок. 450 г. до н. э.
Париж, Лувр.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя девушки в одеянии Артемиды.
Греческий мрамор.
I в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Диана (Артемида)-охотница, известная как «Диана Версальская». Тип «Севилья — Палатин».
Мрамор.
Римская копия I—II вв. н. э. раннеэллинистического бронзового оригинала, приписываемого Леохару (ок. 325 г. до н. э.).
Париж, Лувр.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Диана (Артемида)-охотница, известная как «Диана Версальская». Тип «Севилья — Палатин».
Мрамор.
Римская копия I—II вв. н. э. раннеэллинистического бронзового оригинала, приписываемого Леохару (ок. 325 г. до н. э.).
Париж, Лувр.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Посейдон, Аполлон и Артемида на собрании богов.
Барельеф с восточного фриза Парфенона.
Мрамор. 440 г. до н. э.
Афины, Новый музей Акрополя.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ваза Сосибия.
Пентелийский мрамор.
Нео-аттическая работа ок. 50 г. до н. э.
Париж, Лувр.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Рождение Афины из головы Зевса.
Пелика краснофигурная. Аттика.
Приписывается мастеру Рождения Афины.
Глина.
Ок. 460—450 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Канделябр и культовая сцена.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. q).
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Богиня изобилия (архетип Артемиды Эфесской).
Мрамор.
Витербо, Музей кафедрального холма.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. 12 литр, серебро
Пятая сиракузская демократия (214—212 гг. до н. э.)
Сиракузы, 214—212 гг. до н.э.
АВЕРС: Обращенная влево голова Афины в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном на тулье.
РЕВЕРС: ΣΥΡΑΚΟΣΙΩΝ — Артемида стоит влево, натягивает лук, у ее ног бегущая собака.
В левом поле в две строки: ΥΑ / ΣΛ.
2. Аурей, золото
Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут)
Передвижной монетный двор Брута, 43—42 гг. до н.э.
АВЕРС: Бюст женщины (MRR: Свобода или Фортуна; BMCRR, CRR: Церера; RRC: возможно, Артемида) в лавровом венке и ожерелье вправо, задрапированный, на голове покрывало и головной убор (MRR, BMCRR, CRR: модий, RRC, RCTV, CRI: полос); сзади L·PLAET·CEST вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Топор и священная утварь (MRR, BMCRR, CRR, RCTV: ковш (simpulum) без ручки; RRC: чаша, cullulus); внизу BRVT·IMP. Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут)
Передвижной монетный двор Брута, 43—42 гг. до н.э.
АВЕРС: Бюст женщины (MRR: Свобода или Фортуна; BMCRR, CRR, RSC: Церера; RRC: возможно, Артемида) в лавровом венке и ожерелье вправо, задрапированный, на голове покрывало и головной убор (MRR, BMCRR, CRR, RSC: модий, RRC, RCTV, CRI: полос); сзади L·PLAET·CEST вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Топор и священная утварь (MRR, BMCRR, CRR, RSC, RCTV: ковш (simpulum) без ручки; RRC: чаша, cullulus); внизу BRVT·IMP. Кайма из точек.
4. Денарий, серебро
Малая Азия, 49 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юпитера, с длинной бородой, вправо.
РЕВЕРС: L. LENTVLVS MAR. COS. (MAR — монограммой) (Lucius Lentulus, Marcellus, consules) — культовая статуя Артемиды Эфесской анфас; ее руки протянуты и с каждой свисает лента.
5. Тетрадрахма, серебро
Римский протекторат
Амфиполь, 167—149 гг. до н.э.
АВЕРС: Драпированный бюст Артемиды в диадеме вправо и колчан и лук над ее плечом в центре македонского щита.
РЕВЕРС: ΜΑΚΕΔΟΝΩΝ ΠΡΩΤΗΣ — дубина; сверху — одна монограмма, снизу — две монограммы; все внутри венка; слева — пучок молний.
6. Кистофор, серебро
Клавдий
Эфес, 41—42 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAES. AVG. — обнаженная голова Клавдия влево.
РЕВЕРС: DIAN. EPHE. — храм Дианы Эфесской, изображенный четырехколонным, на подиуме из четырех ступеней; в центре — стоящая культовая статуя Дианы Эфесской, с руками, перемотанными лентой, и с полосом на голове. На фронтоне виден щит (?) на столе, стоящие слева и справа фигуры, держащие щит, два стола (?) слева и справа, и две лежащие фигуры по углам.
7. Кистофор, серебро
Клавдий
Эфес, 50—51 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAES. AVG. AGRIPP. AVGVSTA — голова Клавдия, в лавровом венке, и обнаженная голова Агриппины, парно, влево.
РЕВЕРС: DIANA EPHESIA — культовая статуя Дианы Эфесской стоит анфас, руки от запястий перемотаны лентой, на голове полос.
8. Медальон, медь
Септимий Север
Стратоникея, 202—211 гг.
АВЕРС: […]ΡΑ ΚΑΙ Μ. ΑΥΡ. ΑΝ. ΚΑΙ ΘⲈ. ϹⲈΒ. ΝⲈ. ΤϹΛΑΥΤΙΛ. — напротив друг друга бюсты Каракаллы в лавровом венке справа и Плавтиллы в диадеме слева; между ними контрмарка: голова в шлеме вправо и ΘⲈΟΥ (Howgego 188, 536).
ΘЄ. ϹⲈΒ. ΝⲈ. = Θεὰν Σεβαστὴν νέαν (BMCG 18, 158, 64 note).
РЕВЕРС: ϹΤΡΑΤΟΝⲈΙΚⲈΟΝ ⲈΠΙ ΤΩΝ ΠΕΡ. ΤΒ. ΚΑ. ΔΙΟΝΥϹΙΟΥ — Геката, с калафом на голове, стоит влево, в левой руке горящий факел, в правой фиала; слева у ее ног собака.
9. Статер, золото
Селевк I Никатор
Бактра или Ай-Ханум, 290—281 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Артемида на запряженной слонами биге вправо, обеими руками она держит одновременно и поводья, и лук со стрелой; справа над ней контрмарка.
10. Статер, серебро
Стимфал, 350 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Артемиды, увенчанная лавровым венком, обращенная вправо, украшенная серьгой с розеткой и полумесяцем, с которой свисают пять подвесок, и жемчужным ожерельем; волосы собраны в узел на затылке.
РЕВЕРС: ΣΤΥΜΦΑΛΙΩΝ — обнаженный Геракл, со шкурой льва вокруг левой руки идет влево и готовится нанести удар дубиной, которую занес над головой в правой руке; между ног ΣΟ.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА