| — Вы, возможно, спросите, как это так я один владею коринфской бронзой, — сказал Тримальхион. — Очень просто: медника, у которого я покупаю, зовут Коринфом, что же ещё может быть более коринфского, чем то, что делает Коринф? Но не думайте, что я — невежда необразованный: не знаю, откуда эта самая бронза получилась. Когда Илион был взят, Ганнибал, большой плут и мошенник, свалил в кучу все статуи — и золотые, и серебряные, и медные — и кучу эту поджёг. Получился сплав. Ювелиры теперь пользуются им и делают чаши, фигурки и блюда. Так, из многого — одно, и образовалась коринфская бронза — ни то, ни сё. |
| Петроний. Сатирикон. 50. 4—6 |
с.188 Книга ставропольского историка А. П. Беликова посвящена чрезвычайно интересной теме, недостаточно разработанной в нашей научной литературе. «В отечественной историографии до сих пор отсутствует единая обобщающая работа по всему периоду восточной политики Республики — от I Иллирийской войны до аннексии Египта в 30 г.», — отмечается в предисловии. Автор ставит своей задачей «проанализировать генезис глобальной римской внешней политики, её становление и развитие, вычленить основные этапы и показать их специфику, проследить связь между внешней политикой и внутренней, политикой и экономикой, выявить особенности “этнического менталитета” квиритов и показать, как он влиял на саму политику». В рамках данной темы автора интересуют «агрессия и гегемония, этническая нетерпимость и этноцентризм, взаимодействие народов и возможность “честной политики”, принципы устроения государства, которые позволили полиэтническому Риму просуществовать рекордно долгое для “империй” время». «Многие книги имеют заголовок “Эллинизм и Рим…”, но почти нет работ “Рим и эллинизм…”, поэтому мы попытаемся взглянуть на проблемы этих взаимоотношений “с римской стороны”, не теряя при этом объективности» (с. 4). Ввиду необъятности темы А. П. Беликов рассматривает лишь некоторые эпизоды из истории взаимоотношений Рима и эллинистического мира — Иллирийские и Македонские войны, с.189 завещание Аттала III Пергамского, эфесскую резню 88 г.1, парфянский поход Красса и др.
Автор чрезвычайно высоко оценивает «качество» внешней политики Рима, успехи которой, по его мнению, основывались на том, что «римское правительство думало об интересах только своего народа (sic!) и только своего государства» (с. 397). Политика эта была безнравственной, но мораль и политика несовместимы. А. П. Беликов подчёркивает, что завоевания римлян отнюдь не определялись «торговой экспансией», ибо влияние коммерсантов на политику было незначительно. С точки зрения автора, филэллинизм при всей своей распространённости в верхах римского общества на внешнюю политику Рима влияния не оказывал. В отношении последней А. П. Беликов считает типологически приемлемым термин «империализм», указывая, что под таковым не обязательно понимать прямое господство. Он считает, что римская агрессия не была вынужденной, но в то же время не являлась и продуманной — «на каждом конкретном этапе сенат ставил перед собой конкретную узкую задачу» (с. 109). Автор указывает, что «Запад быстро ассимилировался — он рвался в римское гражданство (sic). […] Языковая ассимиляция сопровождалась культурной и ментальной — племена, покорённые римским оружием, через несколько поколений стали римлянами по самоощущению» (с. 398). Римляне же «благодаря творческому продуктивному симбиозу превзошли греческую культуру» (с. 350), хотя греки и считали их варварами (с. 334—338).
Приходит А. П. Беликов и к выводам более частного характера. По его мнению, Филипп V Македонский не собирался высаживаться в Италии во время Второй Пунической войны и вообще оказывать помощь Ганнибалу (с. 65—71). Причиной «странного» завещания Аттала Пергамского в пользу Рима была болезнь, стало быть, оно не имело силы, а потому и присоединение Пергама к римской державе следует считать незаконным (с. 130—150). В разграблении Эпира армией Эмилия Павла А. П. Беликову видится доказательство того, что «армия впервые почувствовала себя самостоятельной силой, пытающейся диктовать свою волю государству» (с. 229—238).
Таковы контуры рецензируемой работы. Рассмотрим теперь методику автора, а также некоторые его конкретные наблюдения и выводы.
Прежде всего отметим, что для непредвзятого читателя остаётся не вполне ясным, насколько эти эпизоды, пусть действительно принципиально важные, могут дать целостное представление обо всём чрезвычайно сложном комплексе взаимоотношений Рима и эллинистического мира. Автор, правда, делает оговорку, что «нельзя объять необъятное» и подчёркивает своё внимание к вопросам, которые, по его мнению, являются «наиболее важными, особо дискуссионными или слабее всего с.190 изученными» (с. 3), однако среди рассмотренных им сюжетов слабо изученных нет, да и сам их выбор производит впечатление бессистемности, и А. П. Беликов, сетуя на отсутствие «единой обобщающей работы» по означенной тематике (с. 4), её также не создал. Подобная структура, очевидно, вызвана тем, что в основу книги по большей части легли опубликованные до этого статьи А. П. Беликова.
«Проблема преемственности между Римом и эллинизмом остаётся принципиально важной, поскольку основу мировой цивилизации составили именно эти две составляющие», — пишет автор на с. 3 (курсив наш). Не будем обсуждать вопрос о том, что преемственность, если она имела место, существовала между эллинистическим миром и Римом, а не Римом и эллинизмом2, ибо наследника лучше всё-таки поставить на второе место, не смешивая при этом разнородные предметы. Подумаем о другом: правомерна ли такая постановка вопроса по отношению к Китаю, Индии, Латинской Америке? Можно ли тогда говорить о «преемственности между Римом и эллинизмом» как основе мировой цивилизации?
Теперь обратимся к обзору источников, занимающему всего шесть страниц (с. 5—11), чего явно недостаточно. На первом месте стоят Полибий и Ливий, с чем спорить не приходится. Но вот то, что Диодор отнесён на третье место с конца (из 17 авторов, указанных в обзоре), не может не вызывать возражений, причём ему отведено всего 5 строк (!), тогда как, например, Корнелию Непоту — 13. Доказывать важность «Исторической библиотеки» для рассматриваемой в книге тематики, полагаем, нет необходимости. То же касается и Цицерона, который «затерялся» между Светонием и Евтропием3. Но дело даже не в этом. «Цицерон, как современник описываемых им событий, мог бы стать важнейшим источником, если бы не его предвзятость и эмоциональность» (с. 9). Стало быть, мог, но не стал? Надеемся, что это лишь неудачный оборот.
Флору предъявляются и вовсе неуместные претензии — «как исследователь автор не впечатляет» (с. 8). Хотелось бы напомнить, что Флор не исследователь, а ритор, подходить к которому с такими мерками — то же самое, что требовать от Гомера знания химии.
Голословно звучат суждения А. П. Беликова о Дионе Кассии, который, по его мнению, «совершенно несправедливо считается автором с.191 “неосновным”» (с. 7). Подано это не как заблуждение отдельных неразумных историков, а как opinio communis, однако в отсутствие ссылок на какие-либо работы остаётся только догадываться, почему А. П. Беликов так оценивает состояние историографии о Дионе Кассии.
А характеристика Зонары и вовсе дана в духе не самых лучших студенческих работ: «Автор поздний и неоригинальный, но иногда он сохраняет следы утраченной античной традиции» (с. 10 — и это всё!) — безо всякой конкретизации, а ведь именно благодаря ему сохранились многие фрагменты труда только что упомянутого Диона Кассия4. Впрочем, об Иосифе Флавии, Валерии Максиме, Афинее, Грании Лициниане и других небесполезных для изучения данной тематики авторах в обзоре вообще ни слова. Эпиграфике, роль которой при исследовании отношений Рима с эллинистическим миром огромна, уделено 7 строк (!), археологическим и нумизматическим материалам — 8 (!!).
Ещё больше нареканий вызывает обзор историографии, в котором отечественная историография вопреки традиции без каких-либо обоснований рассмотрена раньше зарубежной5. Здесь мы найдём похвалу 20-страничной статье «студента словесных наук» И. А. Решетникова (1817), но не обнаружим хотя бы упоминания работ, например, Г. А. Кошеленко6 и Ю. В. Горлова7, весьма важных для исследуемых автором вопросов. Ещё хуже обстоит дело с иностранной литературой, в обзоре которой говорится главным образом о давно устаревших и далеко не в первую очередь важных для означенной тематики общих трудах Ф. Шлоссера, Г. Вебера, Г. Герцберга, К. В. Нича, Г. Ферреро и др., зато не рассматриваются классический двухтомник Э. Вилля по политической истории эллинизма8, не говоря уже о специальных монографиях Т. Рейнака9, Г. Фукса10, В. Дальхайма11, Ю. Дайнингера12, П. Клозе13, Р. Бернхардта14, Р. Д. Салливана15, Р. с.192 Кэллет-Маркса16 и многих других антиковедов17. Не приходится говорить и об их использовании в тексте работы (за исключением единичных ссылок на первое издание труда Вилля). Да и периодизация историографии, особенно зарубежной, вызывает недоумение: «Период зрелости: до 1930 г.», «Аналитический период: до 1980 г.», «Современный период: с 1980 г.» Почему за основу взяты именно эти даты, неясно. Лишь по отношению к 1980 г. признана условность сей цифры, но среди признаков изменения ситуации указано облегчение доступа к научным материалам через Интернет, который, однако, стал относительно активно использоваться примерно на полтора десятилетия позже. К тому же получается, что до 1930 г. западные антиковеды не занимались анализом, после 1930 г. утратили зрелость, а после 1980 г. нет речи ни об аналитическом подходе, ни о зрелости.
Вообще методы работы с историографией вызывают массу вопросов. «Многие теории, которые мы пытались доказывать ещё 20 лет назад и которые воспринимались скептически (связь пунических войн с балканскими, нежелание Филиппа V воевать в Италии на стороне Ганнибала, отсутствие филэллинизма в политике…)18, сейчас в зарубежной историографии считаются уже бесспорно доказанными» (с. 4—5). Однако примеров того, что эти тезисы «бесспорно доказаны», в книге либо нет, либо они были сформулированы задолго до того, как автор взялся их отстаивать. На то, например, что Филипп V предоставил Ганнибалу самому выяснять отношения с римлянами в Италии, указывалось ещё в 1-й пол. ХХ в., в трудах как общего19, так и специального характера20. Что касается отсутствия с.193 влияния филэллинизма на римскую политику, то, как следует из приведённых самим же автором точек зрения учёных, такое влияние многими не признаётся (с. 312—326), а посему выдавать это за некое новое слово вряд ли правильно. Между тем отрицать такое влияние невозможно: в начале Третьей Македонской войны, когда римляне уже чувствовали себя хозяевами положения в Элладе, сенат велел претору Л. Гортензию отпустить на свободу обращённых им в рабство греков, а его коллегу Г. Лукреция комиции признали виновным в произволе по отношению к грекам и приговорили к штрафу в миллион ассов (Liv. XLIII. 8. 7—10). Конечно, можно объяснить это тем, что сенат считал такое решение выгодным для Рима (см. с. 323 по поводу филэллинизма Фламинина), но в войнах с другими народами таких решений не принималось. Единственное исключение — намерение отдать под суд Сульпиция Гальбу в 149 г. за вероломную расправу с лузитанами, а их самих освободить, но этот суд так и не состоялся21. После падения Карфагена Сципион Эмилиан возвратил сицилийским городам статуи, вывезенные оттуда когда-то пунийцами (Cic. Verr. IV. 73; App. Lib. 133. 631) — акт, несомненно, политический. Завоеватель Гераклеи консул 74 г. М. Аврелий Котта, по возвращении в Рим встреченный с большими почестями, был лишён сенаторского звания и места в курии, когда стало известно о его алчности и жестокости в Гераклее22. Наконец, общеизвестно поведение коллеги Котты по консулату филэллина Лукулла, который значительно облегчил долговое бремя для провинции Азия, не вводил войска на постой в малоазиатские города (в большинстве своём греческие), устраивал в них роскошные зрелища, помог афинским поселенцам в Амисе, разрешил селиться в нём всем желающим из числа эллинов и т. д. (см.: Plut. Luc. 19. 6—8; 20; 23. 1; 33. 4; App. Mithr. 83. 373—374). А. П. Беликов ссылается на случай с Племинием, которому попустительствовал в его безобразиях в Локрах Сципион, доказывая, что даже филэллины подчас вели себя по отношению к грекам преступно (с. 325). Однако важно отметить позицию не только отдельных личностей, но и сената — как известно, Племиний был отправлен в тюрьму, где, по некоторым сведениям, и умер23. Ничего подобного по отношению к офицерам, грабившим города Испании, Нумидии, Галлии, Сирии и других стран, не делалось.
И ещё одно обстоятельство. А. П. Беликов утверждает, что он выступал со своими идеями за 20 лет до выхода в свет книги и встречал скептическое отношение. Однако за 20 лет до указанного срока он являлся студентом III—IV курсов и не имел публикаций, а ссылаться на разговоры с.194 с безымянными скептиками ради доказательства собственного приоритета («я первый, я открыл!») явно неуместно.
Обратимся теперь к более частным сюжетам. В прим. 226 на с. 74 о послании Митридата Арсаку говорится: «Письмо признаётся подлинным» (!). В качестве ultima ratio дана ссылка на пособие А. Г. Бокщанина «Источниковедение Древнего Рима». Между тем на с. 57 у Бокщанина речь идёт о «Письмах Цезарю-старцу» (которые, кстати, в настоящий момент большинством учёных признаны не принадлежащими Саллюстию), а про послание Митридата двумя страницами ниже сказано: «будто бы написанное понтийским царём»24 (курсив наш). Мало того, что А. П. Беликов не потрудился обратиться к работам специалистов по творчеству Саллюстия (которые тоже отнюдь не считают письмо Митридата в Historiae подлинным)25, но даже не сумел разобраться в несложном тексте отечественного историка.
На с. 100—101 А. П. Беликов перечисляет мнения о причинах Третьей Македонской войны. Среди пяти версий самая обоснованная (война была развязана Римом без повода со стороны Персея) подкреплена ссылками на «Древний Рим» А. Л. Каца, «Историю Древнего Рима» М. Ячиновской, «Исследования по истории Рима как морской державы» Дж. Тила, «Жизнь и мысль в греческом и римском мире» М. Кэри и Т. Хаархофа и «Падение македонской монархии» П. Бенеке. Лишь последняя работа имеет прямое отношение к теме (это глава из первого издания «Кембриджской древней истории»). В итоге позиция, которую А. П. Беликов так горячо и многословно отстаивает (с. 96—108), выглядит как лишь одна из многих и высказывавшаяся преимущественно в работах второстепенного характера, а стало быть, нуждающаяся в дополнительном «прописывании». Между тем мы не найдём в данном разделе ни одной ссылки на классическую монографию У. Харриса «Война и империализм в республиканском Риме», где подробнейшим образом обоснована отстаиваемая А. П. Беликовым точка зрения26. Нет и ссылок на второе издание «Кембриджской древней истории», где также указывается на антимакедонскую политику Рима в предвоенные годы и на поиск им повода для конфликта27. Если же говорить об отечественной историографии, то вот предельно чётко сформулированное мнение Г. А. Кошеленко, высказанное в таком известном издании, как «Эллинизм: экономика, политика, культура» (1990): «Рим объявил войну с.195 Македонии, хотя Персей не давал никаких поводов к ней»28. Однако это ещё не всё. Среди сторонников версии, согласно которой «война была спровоцирована Персеем» и его «опасными действиями», названы Э. Бэдиан, Э. Грюн, Л. Радица (с. 101 + прим. 361). Но что они пишут на самом деле? У Грюна читаем: «Ясно, что Персей не хотел войны. У сената были все основания ожидать, что он будет [и дальше] терпеть диктат. В конце концов этот диктат зашёл слишком далеко. Персей положил предел этому позору и унижению, и в условиях, когда римская армия уже оказалась в Греции, война стала неизбежной»29. Македонский монарх, по словам Радицы, «настаивал на уважении к праву, когда суверенитет его царства находился под угрозой, хотя он располагал армией и ресурсами для эффективных действий. Он поверил Марцию Филиппу в силу уз гостеприимства в то время, когда подготовка к войне шла в Риме полным ходом. Наконец, и это особенно примечательно, он полагал, что сенат выслушает его послов, которые должны были опровергнуть обвинения со стороны Эвмена, соблюдая правила вежливости, принятые в отношениях между суверенными государствами»30. Точка зрения Бэдиана более осторожна: «Когда Македония [вновь] усилилась и начала интриги в греческих государствах, римский сенат решил — обоснованно или нет, — что новая война неизбежна. В ход пошла сомнительного свойства дипломатия» (курсив наш)31. Но и здесь можно усмотреть указание на ответственность Персея за конфликт лишь при очень вольном толковании текста. А Г. Скаллард и вовсе отнесён к числу тех, кто считает Персея агрессором (с. 100, прим. 359). Между тем он пишет: царь «продолжал политику Филиппа, направленную на усиление Македонии, и потому многие его действия, хотя и не заслуживавшие упрёка (innocent), могли быть истолкованы римлянами как угроза римским интересам»32. В другой работе того же автора, на которую и ссылается А. П. Беликов, говорится, что Персей делал ставку на «демократические» и «революционные» элементы в греческих городах, что мало давало ему на практике, но раздражало римлян, предпочитавших подобным элементам местную аристократию. Решающую роль в разладе между сенатом и Персеем сыграл визит в Рим Эвмена Пергамского с обвинениями в адрес македонского царя, война же была объявлена под предлогом того, что Персей напал на союзников Рима и готовил войну с самим с.196 Римом33. Ни о какой «агрессии», «провокации» или «опасных действиях» со стороны правителя Македонии тут речи не идёт.
Как видим, все четверо процитированных антиковедов отнюдь не придерживаются тех мнений, которые им приписывает А. П. Беликов, а трое из них занимают в целом ту позицию, которую отстаивает он сам и представляет её едва ли не периферийной, чтобы придать вес собственным взглядам34. Между тем эта позиция, разделяемая столь многими и весьма авторитетными учёными, является скорее opinio communis, и не стоило искать чёрную кошку в тёмной комнате, где её к тому же нет.
Недоумение охватывает и при чтении следующего пассажа: «Отсюда и стандартный имидж Блоссия в историографии: борец за идею, светлая чистая душа, бескорыстный человек, думающий лишь о благе угнетённых и задыхающийся в душной атмосфере рабовладельческого Рима» (с. 275). В доказательство «стандартного имиджа» приводятся цитаты из работ, где говорится о Блоссии как «революционере» и «идеологе», причём все эти работы носят научно-популярный характер — «Спартаковское восстание» А. В. Мишулина, «Повседневная жизнь римского патриция в эпоху разрушения Карфагена» Т. А. Бобровниковой, а также «Постижение истории» А. Тойнби — труд и вовсе историософский, а не строго исторический. О «чистой душе» Блоссия там не сказано, но даже если бы это в них и говорилось, столь скромный историографический ряд не даёт повода писать о «стандартном имидже», требующем пересмотра.
На с. 238 читаем: «Едва ли можно согласиться с И. Гёлером, что реформа Мария была революцией. Несомненно, она выросла не на пустом месте. В то же время она не была последним шагом давно идущего процесса превращения крестьянской милиции в постоянную армию (даётся ссылка на С. Л. Утченко. — Авт.). Этот длительный процесс продолжался при Цезаре и был завершён уже Августом». Прежде всего отметим, что оценка реформы Мария как революции высказывалась ещё Моммзеном35, на которого и следовало бы сослаться в первую очередь. Высказывая же свою точку зрения, А. П. Беликов вообще ни на какие работы не с.197 ссылается, вольно или невольно представляя себя в качестве первооткрывателя, хотя мысль о том, что реформа Мария отнюдь не означала окончания процесса пролетаризации римской армии, давно высказывалась как в зарубежной36, так и в отечественной литературе37.
На с. 342 автор пишет: «Можно было бы подобрать сотни цитат из научной литературы, начиная с XVII века и заканчивая днём сегодняшним, с уничижительными оценками римской культуры по её сравнению с греческой. Ограничимся одной, поскольку она квинтэссенция неправильного понимания принципиально важных аспектов: Римские наука и искусство были лишь подражанием греческим образцам и посему отличались полным идейным бесплодием» (курсив автора). Эта мысль принадлежит Н. Я. Данилевскому, чьи труды при всём уважении к их творцу невозможно отнести к разряду научной литературы по истории и культуре Рима. Тем самым А. П. Беликов (который, кстати, вопреки собственному заявлению, даёт не цитату, а вольное изложение)38 совершает элементарный подлог. Что же касается «сотен цитат», заменённых одним пересказом, то для равновесия сошлёмся на немецкого учёного В. Пёшля (тоже в пересказе) — специалиста-антиковеда, в отличие от Н. Я. Данилевского: по его мнению, «римская духовная культура в век Августа достигла такой же высоты, как греческая периода расцвета». Он отмечает, что в римской культуре «строгость и сдержанность смягчена, согрета атмосферой страстного, вибрирующего лиризма, в такой мере не свойственного грекам»39. Так что, как видим, мнения существуют разные, но А. П. Беликов предпочёл представить лишь одну сторону проблемы, выгодную для его построений.
Как уже мог убедиться читатель, автор зачастую предпочитает опираться на обзорные работы, часто давно устаревшие, а то и весьма посредственные изначально: «Рим» В. Вегнера (3-е рус. изд. — 1902), «История Рима» О. Йегера (СПб., 1876) и Г. Ф. Герцберга (М., 1881), 3-й том «Всеобщей истории» Г. Вебера (М., 1892), 1-й том «Краткой истории цивилизации» Г. Дюкудре (СПб., 1895), «Герои Рима в войне и мире» Г. В. Штолля с.198 (СПб., 1896), 4-й том «Истории человечества» под ред. Г. Гельмольта (СПб., 1896), «История древнего мира» С. Г. Лозинского (Пг., 1923), «Античная история Греции и Рима» (М., 1944) и «История Древнего Рима» (М., 1946) А. В. Мишулина и т. д. Разумеется, и в обзорных работах встречаются иногда дельные мысли, они важны для того, чтобы показать, что та или иная идея стала достоянием не только научной, но и популярной литературы (или наоборот — продолжает иметь хождение лишь в трудах общего характера, тогда как специалисты изменили точку зрения). Но ссылок на такие сочинения в книге А. П. Беликова слишком уж много, и, как мог убедиться читатель, подчас они вытесняют специальную литературу. Кроме того, автор пользуется по преимуществу опусами лишь на русском и английском, тогда как историография на других языках представлена случайными отсылками. Если же говорить об обзорных работах, то мы не найдём в книге следов знакомства с классическими обобщающими трудами В. Друмана40, В. Ине41, Г. Шиллера42, Г. Де Санктиса43, Л. Парети44, Г. Бенгтсона45 и др. Трудно отделаться от мысли, что причиною тому — ограниченные языковые познания автора.
Далеко не благополучно обстоит дело и со знанием источников, прежде всего эпиграфических, что повлияло на характер освещения заявленных тем. Говорить о «полном отсутствии» в книге эпиграфического материала, как это делает в своей рецензии М. В. Белкин, вряд ли верно46, но используется он неполно и небрежно. Рассуждая о торговле Рима с Востоком, автор прошёл мимо такого важного источника, как Эфесский таможенный устав47 — знакомство с ним могло бы заставить его воздержаться от категоричных высказываний о незначительности влияния экономических интересов Рима на его внешнюю политику. Точно так же гораздо более сложную картину взаимоотношений греков и римлян, нежели видится А. П. Беликову, дают эпиграфические источники, свидетельствующие об установлении отношений патроната между римлянами и с.199 греческими общинами, автору, увы, не известные48. Число примеров подобного рода можно умножить.
Но даже те надписи, которые попали в поле зрения автора, используются очень неполно. Так, он полностью отрицает роль Эвмена II Пергамского в развязывании римлянами Третьей Македонской войны: «Атталид не мог определять внешнюю политику Рима» (с. 101). Последнее утверждение, которым А. П. Беликов и ограничивается, само по себе верно, но оно не исчерпывает вопроса. Конечно, римляне руководствовались в конечном счёте собственными интересами. Но обвинения Эвмена в адрес Персея им пригодились для пропагандистских целей — так, в одной из надписей (скорее всего, это официальное сообщение римлян Дельфийской амфиктионии) изложены претензии к Персею, очень напоминающие то, что говорил пергамский царь (Syll.3 64349; ср. Liv. XLII. 11—13)50. Автор упоминает о достаточно раннем интересе Филиппа V к римлянам и ссылается без указания конкретных строк на известный и весьма объёмный эпиграфический памятник — одно из писем царя в Лариссу (Syll.3 543 = IG. IX2. 517), замечая: «Филипп внимательно наблюдал за римлянами и был хорошо осведомлён об их делах» (с. 61), добавляя, что «это хорошо видно» из упомянутой надписи (прим. 144). Но почему «это хорошо видно», для читателя остаётся загадкой. А ведь в упомянутой надписи Филипп упоминает о римской практике дарования гражданства вольноотпущенникам (сткк. 31—33), что заслуживает самого тщательного разбора с учётом проблематики рецензируемой работы, т. к. она проливает свет на представления о римской общине на Балканах в последние десятилетия III в.
Труднопостижимо толкование автором знаменитого пергамского декрета 133 г. «Эпиграфические источники, — пишет с характерной для него самоуверенностью А. П. Беликов, — дают чёткую конкретную информацию, которую нельзя толковать двузначно (sic). Декрет народного собрания из города Пергама, принятый в 133 г. до н. э., однозначно подтверждает факт завещания в пользу Рима» (с. 120. Курсив автора). Приходится констатировать, что «чёткая конкретная информация» надписи прошла мимо внимания автора, ибо в пергамском декрете говорится лишь о том, с.200 что римляне должны утвердить завещание Аттала (δεῖ δὲ ἐπικυρωθῆναι τὴν διαθή[κην] ὑπὸ Ῥωμαίων) (OGIS. 338, v. 6).
Видимо, именно недостаточное владение материалом не позволило А. П. Беликову рассмотреть на должном уровне тему взаимоотношения римских политиков и греческих аристократов — гл. 4 называется «Проблема социальной опоры Рима на Востоке. Римские нобили и греческие аристократы». Изучение этого вопроса требует знания не только нарративной традиции, но и эпиграфики, а также огромной литературы — почти исключительно зарубежной (излюбленные автором «Всемирные истории» и «Истории древнего мира» здесь, увы, почти не помогут). Эту кропотливую и трудную работу А. П. Беликов подменил очерками о Полибии и Блоссии. Если выбор первого понятен, то второго никак нельзя отнести к числу эллинов — сам автор признаёт, что тот был сабеллом. Обоснование выбора довольно невразумительно: «Проблема взаимоотношений римских нобилей с эллинистическими аристократами (sic) имеет ещё одну интересную грань: взаимоотношения римлян с италийской аристократией (курсив автора. — Авт.). Здесь тоже всё было далеко не просто. Даже спустя десятилетия после покорения Италии скрытая ненависть к Риму тлела среди по крайней мере некоторых представителей италийской знати, что хорошо видно на примере Блоссия из Кум. Тем сложнее предполагать хорошее отношение к Риму со стороны совсем недавно покорённых аристократов эллинистического Востока» (с. 276). Однако всё это не превращает Блоссия в «эллинизированного аристократа» — достаточно сказать, что он носил италийское имя. На с. 278, правда, добавлено, что Кампания была сильно эллинизирована51, но это тоже ещё ничего не доказывает.
Вообще очерк о Блоссии, который изображён скопищем всех пороков, производит комическое впечатление. Рассуждения о «чистой душе» философа из Кум уже упоминались. О нём также говорится, что он «не был ни демократом, ни даже диссидентом» (с. 279). Автору, видимо, и в голову не приходит, что это разноплановые понятия, и потому такое соположение неуместно. А. П. Беликов отрицает, что Блоссий относился к числу стоиков, потому что не обладал умеренностью и благоразумием, которые, согласно Хрисиппу и Зенону, должны быть присущи мудрецу, зато его отличали неумеренность, неразумие и трусость (с. 283). Однако принадлежность философа к той или иной школе его моральными качествами не определяется. Автор утверждает, что «самоубийство Блоссия… является поступком, несовместимым с образом философа-стоика. Скорее, это с.201 жест отчаяния, свойственный фанатичному борцу за идею, понявшему, что провести её в жизнь невозможно» (с. 277—278). Легковесность такого «доказательства» самоочевидна. Вывод же А. П. Беликова о том, что Блоссий решил «заниматься подрывной вредительской деятельностью против римского государства» (с. 285 — выделено автором), звучит, напротив, оглушительно, но, как мы увидим, оказывается столь же необоснованным.
Что же даёт основания считать Блоссия трусом? Он, оказывается, «предал» память Тиберия, когда его привели к консулам после гибели трибуна и он дал положительный ответ на вопрос, сжёг ли бы он верфи и Капитолий, отдай Тиберий такой приказ. Напомним, однако, что философ поначалу настаивал на невозможности такого требования со стороны покойного трибуна, и его попросту заставили дать ответ (см. Plut. Tib. Gr. 20. 6) — причём, видимо, именно тот, который и прозвучал, ибо Блоссию куда выгоднее было бы сказать, что жечь Капитолий и верфи он не стал бы даже по приказу Тиберия52. Какой ущерб это нанесло памяти погибшего, неясно — сведений о том, что враги покойного реформатора использовали вынужденную реплику Блоссия в пропагандистских целях, нет, а потому о «предательстве» говорить вряд ли справедливо. К тому же будь Блоссий трусом, он не поехал бы после расправы с гракханцами в Малую Азию к мятежному Аристонику, что было рискованно и привело в конце концов его к гибели, а скрылся бы в более спокойных местах. Заниматься «вредительской» деятельностью против владык Средиземноморья трус не стал бы.
Да и имела ли место эта деятельность? А. П. Беликов повторяет утверждения античных авторов, будто Блоссий вдохновлял Тиберия на экстремистские действия. Откуда, однако, известно, о чём именно говорил Блоссий с Тиберием в узком кругу? Надёжных свидетельств на этот счёт нет53, и в современной историографии (по крайней мере, зарубежной) роли Блоссия особого значения не придаётся. Как справедливо указывает А. Астин, «утверждения, что Тиберия подстрекали ритор Диофан и Блоссий из Кум, почти наверняка обусловлены попытками дать сколь-либо правдоподобное объяснение скандальному поведению и антиправительственным целям столь талантливого и уважаемого молодого нобиля». Можно с.202 было спровоцировать на крайние действия Тиберия, но не мог же Блоссий повлиять и на его сторонников — Ап. Клавдия Пульхра, П. Лициния Красса Муциана, П. Муция Сцеволу54. Однако эти соображения остались автору неизвестными.
А вот что пишет А. П. Беликов о дальнейшей деятельности Блоссия: «Появившись в Малой Азии после разгрома гракханского движения, он стал политконсультантом Аристоника и дал ему ценный совет, ожививший уже фактически угасавшее восстание — привлечь под свои знамёна рабов и бедноту. В этом и был смысл Гелиополиса — не построение Города Солнца, а оболванивание доверчивых и наивных простаков, которых можно было бросить на мечи римских легионов» (с. 277).
Этот пассаж очень характерен для «исследовательского» «почерка» А. П. Беликова: голословность утверждений, безапелляционность тона, невнимательность к мнениям других историков. Прежде всего отметим, что в источниках нигде не сказано, что именно Блоссий дал Аристонику упомянутый совет. Это лишь предположение Дж. Фергюсона55, на которого автор и ссылается, но без указания на то, что речь идёт только о гипотезе — как и в случае с Н. Я. Данилевским, налицо подлог. Кроме того, что даёт А. П. Беликову основания столь уверенно говорить об «оболванивании» «наивных простаков»? Давно уже предложено вполне убедительное объяснение того, что имелось в виду под «Городом Солнца» — основание или переименование уже существовавшего города в Гелиополь и предоставление в нём гражданских прав простолюдинам, а рабам — свободы (проект вполне осуществимый и не требующий «оболванивания»). Эта версия наверняка известна автору, поскольку изложена в книге О. Ю. Климова56, на которую он многократно ссылается57.
После этого вывод о «крайнем экстремизме» Блоссия (с. 277) повисает в воздухе. Последний играл традиционную для философа-стоика роль советника при видных политиках — сначала Гракхе, потом Аристонике. Но в первом случае речь не могла идти о «подрывной» деятельности против Рима, поскольку тогда её придётся приписать и группе сторонников Тиберия — римских нобилей, отнюдь не заинтересованных в ослаблении своего государства (или их тоже «оболванили»?). К тому же Блоссий понятия не имел, что деятельность трибуна положит начало гражданским войнам. Лишь после гибели последнего он встал на путь борьбы с Римом, тогда с.203 как А. П. Беликов приписывает ему подобные намерения изначально (с. 285).
Вообще книга изобилует неверными наблюдениями и выводами, основанными на невнимательном отношении к источникам, общеизвестным фактам или просто нелогичности. Например, на с. 108 читаем: после разгрома Македонии «вплоть до Митридатовых войн Балканы не играли никакой роли в римской политике». Если, конечно, считать, что Балканы начинаются к югу от Фермопил, то справедливость этого тезиса отрицать не приходится. Но Македония — тоже Балканы, что признаёт и А. П. Беликов. Между тем управлявшие ею наместники не раз вели в указанный период тяжёлые войны с фракийцами, балканскими кельтами, иллирийцами, причём, как свидетельствуют поражения армий пропретора Секста Помпея и консула Гая Катона, не всегда удачно (Syll.3 700; Flor. III. 4 (I. 39); Eutr. IV. 23—24; Oros. V. 18. 30 и др.). «Слона-то я и не приметил»…
На с. 118 признаётся, что поведение Деметрия, сына Филиппа V, тесно общавшегося с видными римскими политиками, «было очень близко к измене». И на той же странице сообщается: «По ложному доносу Персея Филипп велел убить своего младшего сына (Liv. XLI. 24)58, ставшего жертвой римских интриг. Ливий пишет о раскаянии царя, слишком поздно понявшего, что его обманули». Но если Деметрий был почти изменником, то о ложности обвинения говорить не приходится59. Оговорку «почти» можно отбросить — А. П. Беликов сам указывает на участие Деметрия в тайных совещаниях римских политиков, которые обещали ему помочь стать царём в обход старшего сына Филиппа Персея (Pol. XXIII. 3. 7—8 — у А. П. Беликова ошибочно XXXII. 3. 8). Обманывал ли Персей Филиппа, когда речь шла о Деметрии, мы не знаем — Ливий здесь источник не слишком надёжный. И уж тем более нет оснований верить ему, когда он пишет о «раскаянии» царя — здесь чувствуется налёт драматизации, характерной для риторической историографии. А. П. Беликов почему-то решительно отрицает возможность существования в Македонии проримской группировки, ибо Рим лишил её власти над Грецией. Но почему Деметрий мог питать симпатии к Риму, а его приближённые — нет? Причём у царевича была не скромная свита, а целый двор (regia — XXXIX. 53. 7), если это, конечно, не риторическое преувеличение. Ещё Ливий пишет о знатном македонянине Онесиме, сыне Пифона, бежавшем в Италию в начале Третьей Македонской войны и весьма благосклонно принятом сенатом, даровавшим ему землю и дом: до бегства Онесим принадлежал к окружению Персея, но был противником конфронтации с Римом (XLIV. 16. 4—7). Всё, это, конечно, ещё не является бесспорным доказательством существования с.204 проримской группировки, но и просто игнорировать такие факты, как то делает А. П. Беликов, невозможно.
Но особенно сильное впечатление производит проведённый в книге анализ возможных причин завещания Пергамского царства Риму. Удивляясь странным обстоятельствам жизни и смерти Аттала III, автор пишет: «Казалось бы, всё загадочно и разгадать эту загадку мы не сможем никогда. Но самое странное заключается в том, что ни одному историку не пришло в голову60 посмотреть хотя бы справочную медицинскую литературу или проконсультироваться с практикующим врачом. На стыке двух наук (психологии и медицины) можно получить весьма любопытные результаты и дать научное объяснение причинам смерти царя.
Итак, какие симптомы болезни нам известны? Казнил аристократов, обвинив их в убийстве своих матери и невесты, проявив такую жестокость, “он оделся в рубище, отпустил бороду, отрастил волосы… не появлялся в обществе… проявлял все признаки безумия… Затем, перестав заниматься делами правления, он стал вскапывать грядки […] Оставив это дело, он занялся ремеслом медников… потом решил своими руками построить надгробный памятник матери…” (Justin. XXVI. 4. 1—5). За этим занятием его и настигла смерть» (с. 135. Отметим довольно странное понимание автором термина «симптом»). Затем А. П. Беликов, обильно цитируя медицинскую литературу (в основном лишь справочного характера), соглашается с Юстином в том, что Аттал страдал душевной болезнью, и делает вывод, что завещание царя и произведённая на его основании оккупация римлянами Пергама носили незаконный характер (с. 133—150).
Однако в действительности самое странное заключается в другом. А. П. Беликов, словно забывая об азах источниковедческого анализа61, ни словом не упоминает о том, что Юстин, на которого он ссылается, с.205 безжалостно сокращал одни сведения Помпея Трога и искажал другие62, и безоговорочно доверяет ему. Допустим, однако, что изложенные у Юстина факты имели место, но и тогда это ничего не доказывает. Представим себе такое рассуждение: Николай II в конце царствования перестал заниматься делами правления, уехал в Ставку, время от времени стрелял в ворон и занимался фотографией, а когда грянула революция, не попытался ничего сделать и просто отказался от власти. Отчего бы не сделать вывод, что причиной всего этого стало душевное заболевание императора? Если же вернуться к античной истории, то диагноз, поставленный автором Атталу, подкупает своей детальностью (юношеский невроз — депрессивно маниакальное состояние — шизофрения — депрессивно упадочное состояние — соматизированная депрессия — ослабленная соматика — сахарный диабет… — артериальная гипертензия — атеросклероз — ухудшение снабжения головного мозга кровью — инсульт) (с. 143)63, но едва ли может быть принят всерьёз. Совершенно не обязательно быть медиком, чтобы прийти к выводу о невозможности построения столь развёрнутой клинической картины на основании обрывочных сведений, сохранившихся у античных авторов. Правда, А. П. Беликов делает оговорку, не лишённую оптимизма, смешанного с чёрным юмором: «Установление окончательного диагноза возможно лишь после всестороннего исследования и обработки результатов медицинских анализов» (с. 143) — очевидно, речь идёт о медицинских анализах Аттала III. Но это мало что меняет, и итог исследования данного сюжета, вероятно, представляющего собой, по мысли автора, истинный пример «междисциплинарного синтеза», трудно назвать иначе как обескураживающим.
На с. 209 А. П. Беликов следующим образом подсчитывает число жителей провинции Азии, получивших римское гражданство: «За 40 лет, прошедших после образования провинции Азия, каким бы трудным ни было получение гражданства, хотя бы по 50 человек в год могли его добиться. Если принять в расчёт даже эту минимальную цифру, получим около 2—3 тыс.» Не будем уточнять, каким образом получились 3 тыс. при умножении 50 на 40 (где две, там и три?). Гораздо интереснее было бы узнать, откуда автор взял исходную цифру — почему именно 50, а не 10 или с.206 2? Разумеется, никаких аргументов в её пользу, кроме того, что она «минимальная», не приводится.
На с. 236 говорится, что после того как воины Эмилия Павла (хотя им и позволили разграбить Эпир) едва не отказали своему полководцу в триумфе над Персеем, начали складываться «новые отношения командиров с подчинёнными. Чтобы не нажить врагов, консулы при наборе исключали многих, особенно богатых, офицеры не смели наказывать солдат, те могли отомстить при голосовании в комициях, ослабляли дисциплину». Однако эта стройная концепция лишена одного элемента — примеров заискивания военачальников перед солдатами. Известно, с какой строгостью наводили порядок в войсках, например, Метелл Македонский и Сципион Эмилиан, но никаких волнений во вверенных им легионах не было. Заметим, что последний выплатил воинам в честь триумфа всего 7 денариев (Plin. NH. XXXIII. 141), но, в отличие от отца, никаких трудностей с проведением триумфа у него не возникло64.
На с. 270 автор утверждает, что Полибий помог бежать селевкидскому царевичу Деметрию лишь на свой страх и риск, тогда как другие историки предполагают поддержку со стороны влиятельных римских фамилий, прежде всего Сципионов. Обоснование А. П. Беликовым своей позиции столь же категорично, сколь и неубедительно: «В среде нобилитета могли быть разногласия по внешнеполитическому курсу, но пользу для Рима они понимали однозначно» (излюбленное словечко автора). В таком случае непонятно, почему же накануне Третьей Пунической войны разгорелся спор между сторонниками и противниками разрушения Карфагена. То же можно сказать и об острой борьбе накануне Югуртинской войны, которую многие сенаторы в тот момент начинать не хотели65.
На с. 340 читаем: «Римляне прекрасно осознавали не только своё военное, но и нравственное превосходство над греками». Теперь представим себе такую фразу: «Конкистадоры прекрасно осознавали свою цивилизаторскую миссию в Новом свете». Проблему «морального превосходства» автор решает однозначно: «Римляне по крайней мере до середины II в. были нравственнее и, если угодно, морально чище греков» (с. 345). Для подтверждения этого положения он обращается к вопросу о гомосексуализме в Греции и в Риме и приходит к выводу о разном подходе к нему у с.207 эллинов и римлян. «Общий вывод ко всему разделу: римская культура имела ярко выраженный “маскулинный характер”. Греческая, видимо, несколько “феминизированный”: многословие, абстрактность, лукавство, большая гибкость и вариабельность (sic), большая степень эмоциональности и сентиментальности, меньшая психологическая устойчивость… Это отнюдь не в плане (sic) — кто был лучше» (с. 347—348). Однако впечатление складывается именно такое, тем более что римляне были, по мысли автора, «морально чище», да и прибывали в Рим «далеко не самые лучшие представители эллинов (sic): плуты, авантюристы, невежественные врачи» (с. 340) — фраза, заметим, построена так, что неизбежен вывод: лучшие из греков туда вообще не приезжали — к какой же категории (плутов, авантюристов?) отнести вроде бы симпатичного автору Полибия, который не раз приезжал в Рим уже после того как перестал быть заложником? В итоге серьёзный анализ сложнейших явлений А. П. Беликов подменяет неконкретными рассуждениями эссеистического характера, где всё зависит от вкусов говорящего. В свою очередь заметим, что и римляне были весьма «гибки» и «вариабельны» — риторические школы, где преподавание велось на греческом, их устраивали, а латинские были запрещены цензорским эдиктом (Suet. De gramm. 25; Gell. XV. 11. 2)66; не уступали грекам римляне и в многословии — слава Цицерона, да и вообще популярность риторики говорит в этом отношении о многом.
Столь же странно звучат рассуждения автора о причинах поражения Антония. Оказывается, он не был сильной личностью (с. 372), «его харизма была “вторичной” (! — Авт.), опосредованно перешедшей (!! — Авт.) на него от Юлия Цезаря» (с. 379)67, и карьера его складывалась благополучно только до тех пор, пока он следовал указаниям Цезаря, в чьей тени пребывал (с. 372). Это сказано о человеке, который ловко переиграл республиканцев после мартовских ид68 и разгромил их при Филиппах (вероятно, с помощью тени Цезаря), тогда как Октавиан был разбит в том же сражении армией Брута. А. П. Беликов считает, что Антоний, так сказать, не соответствовал требованиям времени, «эпоха личностей ушла», на смену им пришли люди вроде «сухологичного» (?!) Октавиана, действовавшего «как хорошо отлаженная безэмоциональная машина» (c. 380). Не будем сейчас спорить о том, верна ли такая оценка. Обратимся к одной из книг С. Л. Утченко: «Марк Антоний был, на наш взгляд, типичным порождением той эпохи, которая безвозвратно уходила в прошлое». Что же касается с.208 Октавиана, то «это был уже и не человек, но почти безукоризненный политический робот»69. Трудно не заметить явного сходства — но лишь при ознакомлении с книгой С. Л. Утченко, которая в работе А. П. Беликова, однако, не упомянута вообще.
На с. 383 автор делает весьма ответственное заявление, утверждая, что «устоявшееся представление о балансе сил между Египтом, Селевкидами и Македонией — построение искусственное и не соответствующее реальности. С конца III в. Египет уже не представлял собой силы… Силового противоборства-противостояния между Анигонидами и Селевкидами не было» (выделено автором). Мысль небезынтересная и заслуживающая рассмотрения, однако требующая куда более серьёзной проработки на основе анализа большого массива источников и литературы, от которого А. П. Беликов, как обычно, уклонился. Даже если концепция баланса сил имеет искусственное происхождение, то она всё равно достаточно точно отражает состояние дел, сложившееся в результате соперничества ведущих эллинистических держав до конца III в.70, к каковому данная концепция прежде всего и относится — понятно, что с началом римской экспансии в Восточном Средиземноморье говорить про «равновесие сил» уже не приходится. А вот в отношении отсутствия всякого противостояния между Селевкидами и Антигонидами следует вспомнить о войне между ними, упомянутой Юстином (XXVIII. 1. 4). Насколько серьёзны её масштабы и последствия — вопрос отдельный71, но во всяком случае он противоречит выделенному жирным шрифтом утверждению А. П. Беликова о том, будто никакого противостояния между Македонией и Сирией «не было».
И ещё раз о фактических ошибках и неточностях, которых, как мы видели, в книге очень много. На с. 3 читаем: «Развитие [восточной политики] столкнуло римлян с малоазийцами, евреями, армянами, парфянами». Если три последних этноса могут быть вполне определённо идентифицированы, то с «малоазийцами» такая операция невозможна. На с. 7 автор вопреки очевидности пишет, будто текст «Географии» Страбона дошёл до нас полностью. На с. 30 сообщается о публикации в 1972 г. «фундаментального труда» «“Aufstieg und Niedergang der Römischen Welt”, сохранившего научную значимость и сейчас» — очевидно, автору неведомо, что вышли десятки томов и полутомов этого издания (их можно увидеть в открытом доступе в библиотеке ИНИОН РАН) и готовятся к печати новые, а потому говорить о нём в «плюсквамперфекте» не приходится. Римско-иудейский договор превратился в римско-еврейский (с. 34), dediticii в с.209 deditii (с. 48), а битва при Аллии 390/387 г. — в битву при Алалии 307 г. (с. 296). На с. 70 в прим. 194 у Макса Кэри появляется соавтор — «Cary M., Litt D.» Видимо, уважаемому исследователю неизвестно, что «d. litt.» является аббревиатурой «doctor litteris». На с. 201 Цицерону, Ливию и Аппиану приписано сообщение о 80 тысячах убитых по приказу Митридата римлян и италийцев, хотя на деле они никаких цифр в данном случае не приводят72. Сульпиций Гальба применительно к 167 г. назван претором (с. 236, прим. 56), хотя он был тогда военным трибуном (Liv. XLV. 35. 8). О дружбе со Сципионом Эмилианом сказано, что «она продолжалась до самой смерти Полибия» (с. 263), который, как известно, на несколько лет пережил Сципиона. Марий Блоссий на с. 276 несколько раз назван Марком Блоссием (ср. Liv. XXIII. 7. 8—9) — как и у Ю. Г. Чернышова, на чью статью об этом персонаже ориентируется А. П. Беликов. На с. 359 сообщается об убийстве Птолемея XI Александра II, который вызывал возмущение как римский ставленник. На деле же причиной его гибели стало умерщвление им своей жены и мачехи Береники, популярной в Александрии — народ немедленно расправился с царём73. Эти и многие другие ошибки и неточности не мешают, однако, А. П. Беликову свысока попенять С. А. Жебелёву за ошибку в переводе Ливия, которую заметил, разумеется, не сам А. П. Беликов, а Ф. Ф. Соколов: «Очевидно, Жебелёв не знал издания В. Вайсенборна, иначе он не допустил бы столь вопиющей ошибки!» (с. 316, прим. 72).
Кроме того, в книге много выражений, фраз и целых пассажей, неуместных для издания, претендующего на статус научной монографии. О том, что Флор как исследователь «не впечатляет» А. П. Беликова, уже говорилось. На с. 394 читатель узнаёт, что римляне «проморгали (sic!) вторжение Ганнибала в Италию». Об Антонии сказано, что Фульвия «выдрессировала» его (с. 372), а Октавиан назван не только «сухологичным» (см. выше), но и «слегка засушенным» (!!) (с. 379) — правда, в кавычках, однако это мало что меняет. В повествовании о добровольном приходе Блоссия к Лелию в 133 г. автор демонстрирует любовь к классике советской кинематографии: «Сам пришёл!» (с. 283. Курсив автора). О монографии П. Оливы говорится, что «единственный, на наш взгляд, недостаток книги — она написана на трудном чешском языке» (с. 34). Если бы А. П. Беликов работал с «Реальной энциклопедией», то, наверное, пожаловался бы на большой вес её первых томов, а в некоторых изданиях «Римской истории» В. Ине или Э. Корнемана его сетования вызвал бы готический шрифт. Но все рекорды бьёт следующий «мемуарный очерк», посвящённый с.210 «романофобии» специалистов по истории Древней Греции: «То, чем человек увлечён, становится близким его сердцу и не может не затрагивать эмоций, выливаясь в какие-то оценочные категории. Это не афишируется, зачастую оставаясь на уровне пикировок в перерывах конференций — “Мы, греки, были умнее”. На что обычно следует ответ — “А мы, римляне, вас победили”» (c. 342)74.
Эта книга легла в основу докторской диссертации75, которая и была успешно защищена автором в Ставропольском государственном университете.