Естественная история

Кн. VII, гл. 37

Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2013, вып. 3 (§§ 120—179).
Перевод с латинского и комментарии А. Н. Маркина (Удмуртский гос. ун-т).
Лат. текст: C. Plini Secundi Naturalis Historiae Libri XXXVII. Vol. 2, ed. C. Mayhoff. Lipsiae, Teubner, 1909.
Скан тойбнеровского изд. 1909 (доступен только для IP из США).
СКРЫТЬ ЛАТИНСКИЙ ТЕКСТ
  • 37. (37) 123 В раз­лич­ных видах наук и искусств отли­чи­лось бес­чис­лен­ное мно­же­ство людей, кото­рых, одна­ко, сле­ду­ет упо­мя­нуть, учи­ты­вая цвет чело­ве­че­ства: в аст­ро­ло­гии — Берос207, кото­ро­му афи­няне за его боже­ст­вен­ные пред­ска­за­ния на обще­ст­вен­ные день­ги поста­ви­ли в гим­на­сии ста­тую с позо­ло­чен­ным язы­ком; в фило­ло­гии — Апол­ло­дор208, кото­ро­го почи­та­ли даже амфи­к­ти­о­ны209 Гре­ции; в меди­цине — Гип­по­крат210, кото­рый пред­ска­зал при­шед­шую от илли­рий­цев чуму и отпра­вил сво­их уче­ни­ков в город для помо­щи, за что Гре­ция возда­ла ему такие же поче­сти, как Гер­ку­ле­су. За эту же нау­ку царь Пто­ле­мей награ­дил Клеом­брота211 из Кео­са 100 талан­та­ми во вре­мя Мега­ле­зий­ских игр, так как он изле­чил (вер­нул к жиз­ни) царя Антио­ха.
  • 124 И Кри­то­бул212 стал очень зна­ме­нит бла­го­да­ря тому, что он извлек из гла­за царя Филип­па стре­лу и сохра­нил ему зре­ние, не изуро­до­вав при этом лицо. Но выс­шей сла­вы заслу­жи­ва­ет Аскле­пи­ад213 из Пру­сии, кото­рый осно­вал новую шко­лу, отверг пред­ло­же­ния, кото­рые ему делал царь Мит­ри­дат через сво­их послан­ни­ков, изо­брел спо­соб лечить боль­ных вином, вновь вер­нул к жиз­ни чело­ве­ка, кото­рый уже дол­жен был быть похо­ро­нен. Но боль­ший почет ему при­нес спор с судь­бой о том, чтобы его не счи­та­ли вра­чом, если он сам когда-нибудь забо­ле­ет, ибо он выиг­рал его, уме­рев в глу­бо­кой ста­ро­сти в резуль­та­те паде­ния с лест­ни­цы.
  • (38) 125 Почет­ное при­зна­ние выпа­ло на долю зна­ни­ям Архи­меда214 в обла­сти гео­мет­рии и меха­ни­ки бла­го­да­ря Мар­цел­лу215, кото­рый при взя­тии Сира­куз при­ка­зал толь­ко его одно­го не тро­гать, но один сол­дат из-за незна­ния нару­шил при­каз. Далее достой­ны похва­лы так­же Хер­сифрон216 из Кнос­са, кото­рый постро­ил вос­хи­ти­тель­ный храм Диа­ны в Эфе­се; Филон217, кото­рый соорудил в Афи­нах арсе­нал на 400 кораб­лей; Кте­си­бий218, кото­рый открыл зако­ны пнев­ма­ти­ки и водя­но­го насо­са; Дино­хар219, кото­рый раз­ме­тил Алек­сан­дрию в Егип­те, когда Алек­сандр осно­вы­вал ее. Этот же самый пол­ко­во­дец (т. е. Алек­сандр) при­ка­зал, чтобы его не рисо­вал никто иной, кро­ме Апел­ле­са220, не выре­зал на камне никто иной, кро­ме Пир­го­те­ля221, не отли­вал в брон­зе никто иной, кро­ме Лисип­па222. Эти искус­ства про­сла­ви­лись еще мно­ги­ми дру­ги­ми образ­ца­ми.
  • 37. (37) [123] Va­ria­rum ar­tium scien­tia in­nu­me­ra­bi­les eni­tue­re, quos ta­men at­tin­gi par sit flo­rem ho­mi­num li­ban­ti­bus: astro­lo­gia Be­ro­sus, cui ob di­vi­nas prae­dic­tio­nes Athe­nien­ses pub­li­ce in gym­na­sio sta­tuam inau­ra­ta lin­gua sta­tue­re; gram­ma­ti­ca Apol­lo­do­rus, cui Am­phic­tyo­nes Grae­ciae ho­no­rem ha­bue­re; Hip­poc­ra­tes me­di­ci­na, qui ve­nien­tem ab Il­ly­riis pes­ti­len­tiam prae­di­xit dis­ci­pu­los­que ad auxi­lian­dum cir­ca ur­bes di­mi­sit, quod ob me­ri­tum ho­no­res il­li quos Her­cu­li dec­re­vit Grae­cia. ean­dem scien­tiam in Cleombro­to Ceo Pto­le­mae­us rex Me­ga­len­si­bus sac­ris do­na­vit cen­tum ta­len­tis ser­va­to An­tio­cho re­ge.
  • [124] mag­na et Cri­tobulo fa­ma est extrac­ta Phi­lip­pi re­gis ocu­lo sa­git­ta et cit­ra de­for­mi­ta­tem oris cu­ra­ta or­bi­ta­te lu­mi­nis, sum­ma autem Ascle­pia­di Pru­sien­si con­di­ta no­va sec­ta, spre­tis le­ga­tis et pol­li­ci­ta­tio­ni­bus Mith­ri­da­tis re­gis, re­per­ta ra­tio­ne qua vi­num aeg­ris me­de­tur, re­la­to e fu­ne­re ho­mi­ne et con­ser­va­to, sed ma­xi­me spon­sio­ne fac­ta cum for­tu­na, ne me­di­cus cre­de­re­tur, si um­quam in­va­li­dus ul­lo mo­do fuis­set ip­se. et vi­cit sup­re­ma in se­nec­ta lap­su sca­la­rum exa­ni­ma­tus.
  • (38) [125] Gran­de et Ar­chi­me­di geo­met­ri­cae ac machi­na­lis scien­tiae tes­ti­mo­nium M. Mar­cel­li con­ti­git in­ter­dicto, cum Sy­ra­cu­sae ca­pe­ren­tur, ne vio­la­re­tur unus, ni­si fe­fel­lis­set im­pe­rium mi­li­ta­ris inpru­den­tia. lau­da­tus est et Cher­siph­ron Gno­sius aede Ephe­si Dia­nae ad­mi­ra­bi­li fab­ri­ca­ta, Phi­lon Athe­nis ar­ma­men­ta­rio CD na­vium, Cte­si­bius pneu­ma­ti­ca ra­tio­ne et hyd­rau­li­cis or­ga­nis re­per­tis, Di­no­cha­res me­ta­tus Ale­xandro con­den­te in Aegyp­to Ale­xandriam. idem hic im­pe­ra­tor edi­xit ne quis ip­sum ali­us quam Apel­les pin­ge­ret, quam Pyr­go­te­les scal­pe­ret, quam Ly­sip­pus ex aere du­ce­ret. quae ar­tes plu­ri­bus incla­rue­re exemplis.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 207Берос (ок. 350—280 до н. э.) — вави­лон­ский исто­рик, хал­дей, про­ис­хо­дил из жре­че­ско­го сосло­вия. Был жре­цом Бела в Вави­лоне. В свя­зи с воен­ны­ми собы­ти­я­ми в Вави­ло­нии бежал в Гре­цию, где осно­вал аст­ро­ло­ги­че­скую шко­лу на ост­ро­ве Кос. Вер­нув­шись на роди­ну, напи­сал для царя Антио­ха I исто­рию Вави­ло­нии в трех кни­гах на гре­че­ском язы­ке, для кото­рой вос­поль­зо­вал­ся свя­щен­ны­ми кни­га­ми сво­его наро­да. Писал он так­же сочи­не­ния по аст­ро­но­мии. От его сочи­не­ний сохра­ни­лись лишь незна­чи­тель­ные отрыв­ки.
  • 208Апол­ло­дор Афин­ский (II в. до н. э.) — гре­че­ский эрудит и фило­лог, уче­ник Дио­ге­на из Селев­кии и Ари­стар­ха Само­фра­кий­ско­го. Самое боль­шое его про­из­веде­ние — «Хро­ни­ки» в трех кни­гах, охва­ты­ваю­щие собы­тия от раз­ру­ше­ния Трои до заво­е­ва­ния Гре­ции рим­ля­на­ми. Дру­гая его работа «О богах» в 24 кни­гах ста­ла важ­ным источ­ни­ком для позд­ней­ших фило­ло­гов и ком­мен­та­то­ров. Третье зна­чи­тель­ное сочи­не­ние Апол­ло­до­ра — обшир­ный (в 12 кни­гах) ком­мен­та­рий к так назы­вае­мо­му спис­ку кораб­лей из «Или­а­ды» Гоме­ра, извест­ный в основ­ном из обшир­ных цитат у Стра­бо­на.
  • 209Амфи­к­ти­о­ны — чле­ны рели­ги­оз­но­го сою­за гре­че­ских пле­мен, жив­ших по сосед­ству со свя­ти­ли­щем обще­го боже­ства и объ­еди­няв­ших­ся для его защи­ты и про­веде­ния общих празд­неств. Спор­ные вопро­сы, воз­ни­кав­шие меж­ду чле­на­ми сою­за, ула­жи­ва­лись тре­тей­ским судом. Наи­бо­лее извест­ны­ми и зна­чи­тель­ны­ми амфи­к­ти­о­ни­я­ми были Дель­фий­ская и Делос­ская. Назва­ние про­ис­хо­дит от име­ни героя Амфи­к­ти­о­на, сына Дев­ка­ли­о­на, кото­рый, соглас­но тра­ди­ции, учредил самую первую амфи­к­ти­о­нию еще в 1522 г. до н. э. См.: He­ro­dot. VII. 200.
  • 210Гип­по­крат (ок. 460—377 до н. э.) — выдаю­щий­ся древ­не­гре­че­ский врач, один из осно­во­по­лож­ни­ков антич­ной меди­ци­ны.
  • 211Клеом­брот упо­ми­на­ет­ся толь­ко у Пли­ния. Впро­чем, в дру­гом месте (XXIX. 3) Пли­ний назы­ва­ет это­го вра­ча Эра­си­стра­том (III в. до н. э.), кото­рый являл­ся круп­ней­шим пред­ста­ви­те­лем после­гип­по­кра­тов­ской меди­ци­ны и зани­мал­ся глав­ным обра­зом моз­гом, нер­ва­ми, серд­цем и кро­ве­нос­ны­ми сосуда­ми.
  • 212Кри­то­бул упо­ми­на­ет­ся толь­ко у Пли­ния.
  • 213Аскле­пи­ад (конец II — нача­ло I в. до н. э.) — гре­че­ский врач, осно­ва­тель общей пато­ло­гии. Посе­лил­ся в Риме око­ло 110 г. до н. э. В мето­дах лече­ния отда­вал пред­по­чте­ние про­стым физио­те­ра­пев­ти­че­ским про­цеду­рам (ван­ны, согре­ва­ние и др.).
  • 214Архи­мед из Сира­куз (ок. 287 — 212 до н. э.) — зна­ме­ни­тый антич­ный мате­ма­тик и физик, уче­ный-изо­бре­та­тель, осно­ва­тель тео­ре­ти­че­ской меха­ни­ки, сын при­двор­но­го аст­ро­но­ма Фидия. При взя­тии Сира­куз рим­ля­на­ми был убит одним из леги­о­не­ров. Автор мно­же­ства сочи­не­ний, кото­рые ока­за­ли боль­шое вли­я­ние на раз­ви­тие выс­шей мате­ма­ти­ки в Евро­пе в XVI—XVII вв.
  • 215Марк Клав­дий Мар­целл (III в. до н. э.) — зна­ме­ни­тый рим­ский пол­ко­во­дец, пять раз изби­рал­ся кон­су­лом. В 222 г. одер­жал победу над инсуб­ра­ми. Во вре­мя сици­лий­ской кам­па­нии (214—211) коман­до­вал арми­ей и после дли­тель­ной оса­ды захва­тил Сира­ку­зы. В 207 г. погиб в бит­ве с Ган­ни­ба­лом при Вену­зии.
  • 216Несколь­ко сооб­ще­ний о хра­ме Арте­ми­ды Эфес­ской и его архи­тек­то­рах есть у рим­ско­го архи­тек­то­ра Вит­ру­вия (III. 2. 7; VII. praef. 16; X. 2. 11—12), кото­рый отме­ча­ет, что храм нача­ли стро­ить Хер­сифрон из Кнос­са и его сын Мета­ген, а закон­чи­ли Демет­рий и Пео­ний из Эфе­са. Стра­бон (XIV. 640) так­же сооб­ща­ет, что пер­вым стро­и­те­лем хра­ма Арте­ми­ды был Хер­сифрон. По мне­нию боль­шин­ства иссле­до­ва­те­лей, Хер­сифрон начал стро­ить храм око­ло середи­ны VI в. до н. э.
  • 217Филон из Элев­си­на — выдаю­щий­ся гре­че­ский архи­тек­тор вто­рой поло­ви­ны IV в. до н. э. О нем упо­ми­на­ют мно­гие антич­ные авто­ры в свя­зи с постро­ен­ным им в Пирее зна­ме­ни­тым арсе­на­лом. Цице­рон (De orat. I. 62) и Вале­рий Мак­сим (VIII. 12. 2) сооб­ща­ют, что когда Филон высту­пил в теат­ре с отче­том об этой сво­ей рабо­те, то вызвал вос­хи­ще­ние наро­да как искус­ст­вом ора­то­ра, так и архи­тек­то­ра. Арсе­нал (это был пер­вый камен­ный арсе­нал) был постро­ен в глав­ной воен­ной гава­ни афи­нян Зее в Пирее. Он стро­ил­ся око­ло 346—320 гг. до н. э. В 86 г. до н. э. Сул­ла во вре­мя оса­ды сжег Пирей, сго­рел и арсе­нал Фило­на. Ника­ких сле­дов его до сих пор не обна­ру­же­но, но опи­са­ние арсе­на­ла извест­но по боль­шой над­пи­си 347—346 гг. до н. э., най­ден­ной в 1882 г. там, где нахо­дил­ся арсе­нал. Вит­ру­вий (VII. praef. 12) сооб­ща­ет так­же о том, что Филон напи­сал трак­та­ты о сораз­мер­но­стях свя­щен­ных зда­ний и об арсе­на­ле в Пирее.
  • 218Кте­си­бий (ок. II—I вв. до н. э.) — древ­не­гре­че­ский меха­ник-изо­бре­та­тель из Алек­сан­дрии. К чис­лу его изо­бре­те­ний отно­сят­ся водя­ные часы, орган, двух­ци­лин­дро­вый порш­не­вой пожар­ный насос, а так­же пнев­ма­ти­че­ское ружье. Его сочи­не­ния утра­че­ны. Сведе­ния о Кте­си­бии сохра­ни­лись в трудах гре­че­ско­го уче­но­го Геро­на и рим­ско­го архи­тек­то­ра Вит­ру­вия.
  • 219У Пли­ния в руко­пи­сях, за исклю­че­ни­ем одной, в этом месте имя архи­тек­то­ра чита­ет­ся как Дино­крат. В дру­гом месте (V, 62) его имя чита­ет­ся как Дино­хар. Архи­тек­тор Алек­сан­дрии обо­зна­чен име­нем «Дино­хар» толь­ко в руко­пи­сях Пли­ния. Вит­ру­вий (II. praef. 1—4), Солин (32. 41; 40. 3—5), Вале­рий Мак­сим (I. 4. 7), Амми­ан Мар­цел­лин (XXII. 16. 7), Юлий Вале­рий (I. 25) назы­ва­ют его Дино­кра­том, при­чем по Вит­ру­вию он родом из Македо­нии, а по Юлию Вале­рию — с Родо­са. Стра­бон (XIV. 640) назы­ва­ет его Хей­ро­кра­том, но в одной руко­пи­си чита­ет­ся как «Дей­но­крат». Наи­бо­лее веро­ят­но, что архи­тек­то­ром Алек­сан­дрии был Дино­крат или Дино­хар, из Македо­нии или с Родо­са, жив­ший во вто­рой поло­вине IV в. до н. э. Обыч­но счи­та­ют, что эти име­на отно­сят­ся к одно­му архи­тек­то­ру. Одна­ко в послед­нее вре­мя выска­за­но пред­по­ло­же­ние, что они могут отно­сить­ся к двум раз­ным архи­тек­то­рам: Дино­крат мог быть авто­ром про­ек­та Алек­сан­дрии, а Дино­хар — архи­тек­то­ром, гени­аль­но пере­ра­ботав­шим его меж­ду кон­цом IV — нача­лом III в. до н. э., вклю­чив­шим в него неко­то­рые зна­чи­тель­ные мону­мен­таль­ные ком­плек­сы.
  • 220Апел­лес (2-я пол. IV в. до н. э.) — древ­не­гре­че­ский живо­пи­сец, родом из Коло­фо­на. Был при­двор­ным худож­ни­ком Алек­сандра Македон­ско­го. Работал в Эфе­се, Алек­сан­дрии, на Родо­се и Косе. Сла­вил­ся уме­ни­ем пере­да­вать душев­ное состо­я­ние чело­ве­ка, мастер­ски вла­дел све­то­те­нью и пер­спек­ти­вой, реаль­ной пере­да­чей дви­же­ний и мими­ки геро­ев. Пли­ний назы­ва­ет более 25 работ Апел­ле­са. Самая зна­ме­ни­тая его работа — «Афро­ди­та Ана­дио­ме­на».
  • 221Пир­го­тель — зна­ме­ни­тый рез­чик по кам­ню. Упо­ми­на­ет­ся толь­ко в свя­зи с этим ука­зом Алек­сандра Македон­ско­го, поэто­му вре­мя его жиз­ни опре­де­ля­ет­ся по вре­ме­ни прав­ле­ния Алек­сандра. См. так­же: Plin. XXXVII. 8; Apul. Flor. 7.
  • 222Лисипп (2-я пол. IV в. до н. э.) — вели­кий древ­не­гре­че­ский скуль­п­тор из Сики­о­на. Работал с брон­зой. Чис­ло его про­из­веде­ний, как сооб­ща­ет­ся, дости­га­ло 1500. Ни одно из них в ори­ги­на­ле не сохра­ни­лось, но дошед­шие копии поз­во­ля­ют рекон­струи­ро­вать харак­тер его твор­че­ства. Глав­ная работа Лисип­па — ста­туя Апок­сио­ме­на, атле­та, очи­щаю­ще­го свое тело после борь­бы.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1260010409 1327007034 1327007033 1327007038 1327007039 1327007040