Естественная история

Кн. VII, гл. 38

Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2013, вып. 3 (§§ 120—179).
Перевод с латинского и комментарии А. Н. Маркина (Удмуртский гос. ун-т).
Лат. текст: C. Plini Secundi Naturalis Historiae Libri XXXVII. Vol. 2, ed. C. Mayhoff. Lipsiae, Teubner, 1909.
Скан тойбнеровского изд. 1909 (доступен только для IP из США).
СКРЫТЬ ЛАТИНСКИЙ ТЕКСТ
  • 38. (39) 126 За одну-един­ст­вен­ную кар­ти­ну фиван­ско­го худож­ни­ка Ари­сти­да223 царь Аттал224 пред­ло­жил 100 талан­тов. За 80 талан­тов дик­та­тор Цезарь купил две кар­ти­ны Тимо­ма­ха225 — «Медею» и «Аяк­са», чтобы посвя­тить их в хра­ме Вене­ры Пра­ро­ди­тель­ни­цы. Царь Кан­давл226 за кар­ти­ну Булар­ха227 «Гибель жите­лей Маг­не­сии», нема­лую по раз­ме­ру, запла­тил рав­ным по весу золо­том. Царь Демет­рий228, про­зван­ный Оса­жда­те­лем горо­дов, не стал под­жи­гать Родос, чтобы не сго­ре­ла кар­ти­на Прото­ге­на229, нахо­див­ша­я­ся у этой части сте­ны.
  • 127 Пра­к­си­тель230 при­об­рел извест­ность бла­го­да­ря сво­им работам в мра­мо­ре и осо­бен­но Вене­ре Книд­ской, отме­чен­ной сума­сшед­шей любо­вью како­го-то юно­ши и оцен­кой царя Нико­меда231, кото­рый пытал­ся обме­нять ее на огром­ный долг книд­цев. В поль­зу Фидия232 еже­днев­но свиде­тель­ст­ву­ет Юпи­тер Олим­пий­ский, а в поль­зу Мен­то­ра233 — Юпи­тер Капи­то­лий­ский и Диа­на Эфес­ская, кото­рым были посвя­ще­ны вазы его работы.
  • 38. (39) [126] Aris­ti­dis The­ba­ni pic­to­ris unam ta­bu­lam cen­tum ta­len­tis rex At­ta­lus li­ci­tus est, oc­to­gin­ta emit duas Cae­sar dic­ta­tor, Me­diam et Aia­cem Ti­mo­machi, in templo Ve­ne­ris Ge­net­ri­cis di­ca­tu­rus. Can­daules rex Bular­chi pic­tu­ram Mag­ne­tum exi­tii, haut me­dioc­ris spa­ti, re­pen­dit auro. Rho­dum non in­cen­dit rex De­met­rius ex­pug­na­tor cog­no­mi­na­tus, ne ta­bu­lam Pro­to­ge­nis cre­ma­ret a par­te ea mu­ri lo­ca­tam.
  • [127] Pra­xi­te­les mar­mo­re no­bi­li­ta­tus est Cni­dia­que Ve­ne­re prae­ci­pue ve­sa­no amo­re cui­us­dam iuve­nis in­sig­ni et Ni­co­me­dis aes­ti­ma­tio­ne re­gis gran­di Cni­dio­rum aere alie­no per­mu­ta­re eam co­na­ti. Phi­diae Iup­pi­ter Olym­pius co­ti­die tes­ti­mo­nium per­hi­bet, Men­to­ri Ca­pi­to­li­nus et Dia­na Ephe­sia, qui­bus fue­re con­sec­ra­ta ar­tis eius va­sa.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 223Ари­стид и его работы извест­ны по сооб­ще­ни­ям Пли­ния (XXXIV. 50; 72; XXXV. 24; 75; 98—100; 110—111; 122), Стра­бо­на (VIII. 381) и Афи­нея (XIII. 567). Иссле­до­ва­те­ли раз­ли­ча­ют Ари­сти­да Стар­ше­го и Ари­сти­да Млад­ше­го. Ари­стид Стар­ший из Фив был скуль­п­то­ром по брон­зе (уче­ни­ком Поли­кле­та) и живо­пис­цем (уче­ни­ком Эвк­си­нида) нача­ла IV в. до н. э. Его счи­та­ют осно­ва­те­лем зна­ме­ни­той фиван­ской шко­лы живо­пи­си. Ари­стид Млад­ший из Фив, сын и уче­ник Нико­ма­ха — живо­пи­сец вто­рой поло­ви­ны IV в. до н. э. Сам Пли­ний их не раз­ли­ча­ет. Поэто­му невоз­мож­но опре­де­лить, о каком Ари­сти­де идет здесь речь. Что каса­ет­ся кар­ти­ны, то в дру­гом месте (XXXV. 24) Пли­ний назы­ва­ет ее «Отец-Либер» (Дио­нис) и сооб­ща­ет, что Аттал купил ее за 600000 дена­ри­ев (= 100 талан­тов).
  • 224Аттал II Фила­дельф — пер­гам­ский царь (159—138 до н. э.), кото­рый послал в помощь рим­ско­му пол­ко­вод­цу Луцию Мум­мию для взя­тия Корин­фа вспо­мо­га­тель­ное вой­ско под коман­до­ва­ни­ем сво­его пол­ко­во­д­ца Фило­пой­ме­на.
  • 225Тимо­мах из Визан­тия — по сооб­ще­нию Пли­ния, живо­пи­сец пер­вой поло­ви­ны I в. до н. э. Дру­гих сведе­ний о вре­ме­ни жиз­ни Тимо­ма­ха нет. Обе упо­ми­нае­мые Пли­ни­ем кар­ти­ны были зна­ме­ни­ты и упо­ми­на­ют­ся, опи­сы­ва­ют­ся и вос­пе­ва­ют­ся так­же у дру­гих авто­ров: Цице­рон. Речь про­тив Верре­са. IV. 135; Фило­страт. Жизнь Апол­ло­ния Тиа­н­ско­го. II. 22; Овидий. Скорб­ные эле­гии. II. 525—526; Луки­ан. О доме. 31. О дру­гих работах Тимо­ма­ха см.: Plin. XXXV. 136.
  • 226Кан­давл — царь Лидии, послед­ний из дина­стии Герак­лидов. По Пли­нию (XXXV. 55), Кан­давл умер в 18-ю олим­пи­а­ду, то есть в 708—705 гг. до н. э., или в год смер­ти Рому­ла, то есть в 716 г.
  • 227Буларх — этот живо­пи­сец упо­ми­на­ет­ся толь­ко у Пли­ния. Тра­ди­ция отно­сит его ко вто­рой поло­вине VIII в. до н. э. См. так­же: Plin. XXXV. 55.
  • 228Демет­рий Поли­ор­кет (336—283 до н. э.) — често­лю­би­вый пол­ко­во­дец и заво­е­ва­тель, сын Анти­го­на Одно­гла­зо­го. В 306 г. победил Пто­ле­мея у Сала­ми­на, в 305—304 гг. неудач­но оса­ждал Родос, а в 302 г. стал про­тек­то­ром Коринф­ско­го сою­за. В 294 г. стал царем Македо­нии и под­чи­нил сво­ей вла­сти гре­че­ские государ­ства, но в 285 г. потер­пел пора­же­ние от Селев­ка в сра­же­нии при Кили­кии и попал в плен, где и умер в 283 г. См.: Plut. De­metr.
  • 229Прото­ген — зна­ме­ни­тый гре­че­ский живо­пи­сец, уро­же­нец Кав­на (город в Карии). Прото­ген пре­иму­ще­ст­вен­но жил и работал на Родо­се, но началь­ный пери­од его дея­тель­но­сти, веро­ят­но, свя­зан с Афи­на­ми. Пли­ний отно­сит акме Прото­ге­на к 112-й олим­пиа­де (332—329 до н. э.). Умер он, оче­вид­но, в нача­ле III в. до н. э. Основ­ные сведе­ния о нем сооб­ща­ет Пли­ний (XXXIV. 91; XXXV. 80—83, 87—88, 101—106, 118). О Прото­гене так­же упо­ми­на­ют: Пав­са­ний (I. 3. 5), Плу­тарх (Демет­рий. 22), Авл Гел­лий (XV. 31), Стра­бон (XIV. 652), Цице­рон (Брут. 70), Кон­стан­тин Баг­ря­но­род­ный (О фемах. I. 14). Толь­ко Пли­ний отме­ча­ет, что Прото­ген был и скуль­п­то­ром по брон­зе. Кро­ме того, в сло­ва­ре «Суда» сооб­ща­ет­ся, что Прото­ген напи­сал сочи­не­ние в двух кни­гах «Об искус­стве живо­пи­си и схе­мах», кото­рое не сохра­ни­лось.
  • 230Пра­к­си­тель (IV в. до н. э.) — один из самых зна­ме­ни­тых гре­че­ских скуль­п­то­ров, родом из Афин. Пли­ний (XXXIV. 50) отно­сит рас­цвет твор­че­ства Пра­к­си­те­ля к 104-й олим­пиа­де (364—361 до н. э.). Он работал и с брон­зой, и с мра­мо­ром. По раз­лич­ным источ­ни­кам извест­но око­ло 60 про­из­веде­ний Пра­к­си­те­ля. Сыно­вья­ми и уче­ни­ка­ми Пра­к­си­те­ля были Кефи­со­дот Млад­ший и Тимарх (Plin. XXXVI. 24).
  • 231Сре­ди царей Вифи­нии (на севе­ро-запа­де Малой Азии) было четы­ре Нико­меда, и неиз­вест­но, какой из них име­ет­ся здесь в виду. Одни пола­га­ют, что это Нико­мед I (280—250 до н. э.), кото­рый хотел при­об­ре­сти ста­тую для постро­ен­ной им око­ло 264 г. новой сто­ли­цы Нико­медии. Дру­гие счи­та­ют, что это Нико­мед III Эвер­гет (128—95 до н. э.), назван­ный так из-за его щед­рых пожерт­во­ва­ний. Третьи утвер­жда­ют, что здесь речь идет о Нико­меде IV Фило­пат­ре (95—75 до н. э.), и свя­зы­ва­ют это собы­тие с тем, что в 84 г. до н. э. Сул­ла в кон­це Пер­вой Мит­ри­да­то­вой вой­ны нало­жил на горо­да Малой Азии огром­ную кон­три­бу­цию, из-за кото­рой неко­то­рые горо­да пред­ла­га­ли в упла­ту обще­ст­вен­ные соору­же­ния.
  • 232Фидий (V в. до н. э.) — самый выдаю­щий­ся гре­че­ский скуль­п­тор, уче­ник Гегия и Аге­ла­да. Работал в мра­мо­ре, брон­зе, хри­со­эле­фан­тин­ной тех­ни­ке, зани­мал­ся так­же живо­пи­сью. Инфор­ма­цию о Фидии и его про­из­веде­ни­ях у Пли­ния см.: XXXIV. 49, 53, 54, 56, 72, 87; XXXV. 54; XXXVI. 15—19. По сооб­ще­нию Плу­тар­ха (Перикл. 31), Фидий был при­вле­чен к суду по обви­не­нию в при­сво­е­нии золота и сло­но­вой кости со ста­туи Афи­ны Пар­фе­нос, заклю­чен в тюрь­му и умер там от болез­ни или был отрав­лен вра­га­ми Перик­ла. Но соглас­но Фило­хо­ру (Схо­лии к Ари­сто­фа­ну. Мир. 605), Фидий бежал в Элиду и создал там Зев­са Олим­пий­ско­го в Олим­пии (и позд­нее, буд­то бы обви­нен­ный и там в при­сво­е­нии золота, был каз­нен). Послед­няя вер­сия под­твер­жде­на недав­ни­ми рас­коп­ка­ми немец­ких архео­ло­гов, обна­ру­жив­ших мастер­скую Фидия в Олим­пии. Об этой мастер­ской сооб­ща­ет Пав­са­ний (V. 15. 1).
  • 233Мен­тор — зна­ме­ни­тый чекан­щик, о чекан­ных сосудах кото­ро­го упо­ми­на­ют мно­гие авто­ры: Пли­ний (XXXIII. 147, 154), Луки­ан (Лек­си­фан. 7), Цице­рон (Про­тив Верре­са. IV. 38), Мар­ци­ал (III. 40; XI. 11. 5) и Юве­нал (III. 8. 104). О самом Мен­то­ре ниче­го неиз­вест­но. По сооб­ще­нию Пли­ния, он был и скуль­п­то­ром по брон­зе. Вре­мя его жиз­ни обыч­но отно­сят к пер­вой поло­вине IV в. до н. э., но воз­мож­но, что он жил и рань­ше.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1327007022 1260010406 1260010407 1327007039 1327007040 1327007041