История Рима от основания города

Книга V, гл. 54

Тит Ливий. История Рима от основания города. Том I. Изд-во «Наука» М., 1989.
Перевод С. А. Иванова. Комментарий Н. Е. Боданской.
Ред. переводов М. Л. Гаспаров и Г. С. Кнабе. Ред. комментариев В. М. Смирин. Отв. ред. Е. С. Голубцова.
Лат. текст: Loeb Classical Library, B. O. Foster, 1924.
СКРЫТЬ ЛАТИНСКИЙ ТЕКСТ
1 2 3 4 5 6 7

54. (1) «Ну а допу­стим, что в Вей­ях — по зло­му ли умыс­лу или слу­чай­но — зай­мет­ся пожар; ветер, как это слу­ча­ет­ся, разду­ет пла­мя, и оно пожрет бо́льшую часть горо­да. Мы сыз­но­ва нач­нем при­ис­ки­вать, куда бы пере­се­лить­ся, в Фиде­ны ли, в Габии ли или в какой дру­гой город, так что ли? (2) Вот до какой сте­пе­ни отсут­ст­ву­ет при­вя­зан­ность к зем­ле отчиз­ны, к той зем­ле, что мы зовем мате­рью. Любовь к родине для нас зави­сит от постро­ек и бре­вен. (3) Сде­лаю вам одно при­зна­ние, хоть и не сле­до­ва­ло бы опять воз­вра­щать­ся к вашей неспра­вед­ли­во­сти и мое­му несча­стью. Когда я был на чуж­бине, то вся­кий раз, что мне вспо­ми­на­лась роди­на, пред мыс­лен­ным взо­ром вста­ва­ли вот эти хол­мы, поля, Тибр, весь этот при­выч­ный для гла­за вид и это небо, под коим я родил­ся и взра­щен. Кви­ри­ты, если все это доро­го и вам, пусть луч­ше ваша любовь теперь понудит вас остать­ся здесь, чем потом, когда вы уйде­те, иссу­шит тос­кой. (4) Не без вес­ких при­чин боги и люди выбра­ли имен­но это место для осно­ва­ния горо­да: тут есть и бла­го­дат­ные хол­мы, и удоб­ная река, по кото­рой мож­но из внут­рен­них обла­стей под­во­зить раз­лич­ное про­до­воль­ст­вие, а мож­но при­ни­мать мор­ские гру­зы. Есть тут и море, оно доста­точ­но близ­ко, чтобы поль­зо­вать­ся его с.282 выго­да­ми, но все же и доста­точ­но дале­ко, чтобы не под­вер­гать нас опас­но­сти со сто­ро­ны чуже­зем­ных кораб­лей. Наша область лежит в середине Ита­лии — это место исклю­чи­тель­но бла­го­при­ят­ст­ву­ет горо­дам. И дока­за­тель­ст­вом тут явля­ют­ся самые раз­ме­ры столь моло­до­го горо­да, как Рим: (5) ведь он всту­пил все­го лишь в свой три­ста шесть­де­сят пятый год. А меж­ду тем, кви­ри­ты, вы уже спо­соб­ны вести затяж­ные вой­ны про­тив столь­ких искон­ных пле­мен и никто не срав­нит­ся с вами на войне — ни воль­ски, союз­ные с эква­ми и име­ю­щие столь­ко силь­ных укреп­ле­ний, ни вся Этру­рия, обла­даю­щая такой сухо­пут­ной и мор­ской мощью и зани­маю­щая всю Ита­лию от моря до моря, ни отдель­ные горо­да, о кото­рых я и не гово­рю.

(6) А коль ско­ро это так, то, что за напасть, зачем от добра искать добра? Ведь доб­лесть ваша еще может вме­сте с вами перей­ти в дру­гое место, но уда­ча отсюда не стро­нет­ся. (7) Здесь нахо­дит­ся Капи­то­лий, где неко­гда нашли чело­ве­чью голо­ву, и зна­ме­ние это было истол­ко­ва­но так, что сие место будет глав­ным во всем мире, что станет оно сре­дото­чи­ем вла­сти. Здесь нахо­дят­ся боги­ня Ювен­та138 и бог Тер­мин, кото­рые, к вящей радо­сти ваших отцов, не допу­сти­ли, чтобы их сдви­ну­ли с места, даже когда дру­гие свя­ты­ни, соглас­но пти­це­га­да­нию, были уда­ле­ны с Капи­то­лия. Здесь огонь Весты, здесь щит, упав­ший с неба. Здесь все боги, кото­рые бла­го­склон­ны к вам, доко­ле вы сами здесь».

54. «quid tan­dem? si frau­de, si ca­su Veiis in­cen­dium or­tum sit, ven­to­que, ut fie­ri po­test, dif­fu­sa flam­ma mag­nam par­tem ur­bis ab­su­mat, Fi­de­nas in­de aut Ga­bios aliam­ve quam ur­bem quae­si­tu­ri su­mus quo transmig­re­mus? [2] adeo ni­hil te­net so­lum pat­riae nec haec ter­ra quam mat­rem ap­pel­la­mus, sed in su­per­fi­cie tig­nis­que ca­ri­tas no­bis pat­riae pen­det? [3] et qui­dem — fa­te­bor vo­bis, et­si mi­nus iniu­riae vestrae me­mi­nis­se iuvat — cum abes­sem, quo­tienscum­que pat­ria in men­tem ve­ni­ret, haec om­nia oc­cur­re­bant, col­les cam­pi­que et Ti­be­ris et ad­sue­ta ocu­lis re­gio et hoc cae­lum sub quo na­tus edu­ca­tus­que es­sem; quae vos, Qui­ri­tes, nunc mo­veant po­tius ca­ri­ta­te sua ut ma­nea­tis in se­de vestra, quam pos­tea, cum re­li­que­ri­tis eam, ma­ce­rent de­si­de­rio. [4] non si­ne cau­sa di ho­mi­nes­que hunc ur­bi con­den­dae lo­cum ele­ge­runt, sa­lu­ber­ri­mos col­les, flu­men op­por­tu­num, quo ex me­di­ter­ra­neis lo­cis fru­ges de­ve­han­tur, quo ma­ri­ti­mi com­mea­tus ac­ci­pian­tur, ma­re vi­ci­num ad com­mo­di­ta­tes nec ex­po­si­tum ni­mia pro­pin­qui­ta­te ad pe­ri­cu­la clas­sium ex­ter­na­rum, re­gio­nem Ita­liae me­diam, ad incre­men­tum ur­bis na­tum uni­ce lo­cum. [5] ar­gu­men­to est ip­sa mag­ni­tu­do tam no­vae ur­bis. tre­cen­ten­si­mus se­xa­gen­si­mus quin­tus an­nus ur­bis, Qui­ri­tes, agi­tur; in­ter tot ve­ter­ri­mos po­pu­los tam diu bel­la ge­ri­tis, cum in­te­rea, ne sin­gu­las lo­quar ur­bes, non co­niuncti cum Aequis Volsci, tot tam va­li­da op­pi­da, non uni­ver­sa Et­ru­ria tan­tum ter­ra ma­ri­que pol­lens at­que in­ter duo ma­ria la­ti­tu­di­nem ob­ti­nens Ita­liae bel­lo vo­bis par est. [6] quod cum ita sit, quae, ma­lum, ra­tio est haec ex­per­tis alia ex­pe­ri­ri, cum, iam ut vir­tus vestra tran­si­re alio pos­sit, for­tu­na cer­te lo­ci hui­us transfer­ri non pos­sit? [7] hic Ca­pi­to­lium est, ubi quon­dam ca­pi­te hu­ma­no in­ven­to res­pon­sum est eo lo­co ca­put re­rum sum­mam­que im­pe­rii fo­re; hic cum augu­ra­to li­be­ra­re­tur Ca­pi­to­lium, Iuven­tas Ter­mi­nus­que ma­xi­mo gau­dio pat­rum vestro­rum mo­ve­ri se non pas­si; hic Ves­tae ig­nes, hic an­ci­lia cae­lo de­mis­sa, hic om­nes pro­pi­tii ma­nen­ti­bus vo­bis di».

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 138Ювен­та в Риме была боги­ней не про­сто юно­сти, но «юно­ше­ства» — млад­ше­го воин­ско­го воз­рас­та. Всту­пая в него (наде­вая «муж­скую тогу»), моло­дой рим­ля­нин делал взнос в кас­су Ювен­ты. Из тек­ста Ливия сле­ду­ет, что и за свя­ти­ли­щем Ювен­ты, как за свя­ти­ли­щем Тер­ми­на (ср.: I, 55, 4), было остав­ле­но их преж­нее место на терри­то­рии буду­ще­го Капи­то­лий­ско­го хра­ма, так как пти­цы авгу­ров «не поз­во­ли­ли» их пере­дви­гать. Дей­ст­ви­тель­но, Ювен­ту чти­ли в этом хра­ме, в при­де­ле Минер­вы (Дио­ни­сий Гали­кар­насский, III, 69, 5; Пли­ний. Есте­ствен­ная исто­рия, XXXV, 108).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1327007031 1327008013 1327009001 1364000555 1364000600 1364000601