Гражданские войны

Кн. I, гл. 59

Текст приводится по изданию: Аппиан Александрийский. Римская история. М., «Ладомир», 2002.
Перевод С. А. Жебелёва под ред. Е. С. Голубцовой, Л. Л. Кофанова.
Комментарии А. С. Балахванцева.
Греч. текст: Appiani Historia Romana. Ed. L. Mendelssohn. Leipzig. Teubner. 1879.
Параграфы расставлены редакцией сайта по изданию: Appiani Historia Romana. Ed. L. Mendelssohn. Lipsiae. Teubner. 1905.
СКРЫТЬ ГРЕЧЕСКИЙ ТЕКСТ

59. Сул­ла повер­нул затем на так назы­вае­мую Свя­щен­ную доро­гу. Там он тот­час же при­ка­зал под­верг­нуть нака­за­нию на виду у всех неко­то­рых из чис­ла сво­их вои­нов, кото­рые попу­т­но зани­ма­лись маро­дер­ст­вом. После это­го Сул­ла поста­вил во всех частях Рима кара­у­лы, обхо­дил их в тече­ние всей ночи сам вме­сте с Пом­пе­ем с тою целью, чтобы не про­изо­шло како­го-либо наси­лия ни со сто­ро­ны напу­ган­ных граж­дан, ни со сто­ро­ны победи­те­лей. При наступ­ле­нии дня Сул­ла и Пом­пей созва­ли народ­ное собра­ние и в нем пожа­ло­ва­лись на то, что государ­ство с дав­не­го вре­ме­ни нахо­дит­ся в руках лиц, гоня­ю­щих­ся за при­об­ре­те­ни­ем рас­по­ло­же­ния наро­да, и что они вынуж­де­ны были пред­при­нять все про­ис­шед­шее. Сул­ла и Пом­пей внес­ли вме­сте с тем пред­ло­же­ние не пред­став­лять в народ­ное собра­ние ниче­го, что пред­ва­ри­тель­но не было бы под­верг­ну­то обсуж­де­нию в сена­те, как это при­ня­то было с дав­них пор, но дав­но уже нару­ша­лось; голо­со­ва­ние долж­но про­ис­хо­дить не по три­бам, но, как это уста­но­вил царь Тулл Гости­лий140, по цен­ту­ри­ям141. Эти­ми дву­мя мера­ми Сул­ла и Пом­пей рас­счи­ты­ва­ли устро­ить так, чтобы ни один зако­но­про­ект не вно­сим был в народ­ное собра­ние, преж­де чем он не будет обсуж­ден в сена­те, чтобы голо­со­ва­ние было в руках не неиму­щих и самых сме­лых, но в руках лиц, обла­даю­щих достат­ком и здра­вым смыс­лом. Этим наде­я­лись пре­сечь в даль­ней­шем пово­ды к меж­до­усоб­ным рас­прям. Лишив три­бу­нов, власть кото­рых при­ня­ла по пре­иму­ще­ству тира­ни­че­ский харак­тер, мно­гих пре­ро­га­тив их вла­сти, Сул­ла и Пом­пей зачис­ли­ли в сенат, быв­ший тогда очень мало­люд­ным и к тому же не поль­зо­вав­ший­ся ника­ким вли­я­ни­ем, сра­зу три­ста наи­бо­лее знат­ных людей. Все рас­по­ря­же­ния Суль­пи­ция, издан­ные кон­су­ла­ми за вре­мя после объ­яв­ле­ния непри­сут­ст­вен­ных дней, были отме­не­ны как неза­кон­ные.

[59] 264ὁ δὲ Σύλ­λας τό­τε μὲν ἐς τὴν λε­γομέ­νην Ἱερὰν ὁδὸν πα­ρῆλ­θε καὶ τοὺς διαρ­πά­ζον­τάς τι τῶν ἐν ποσὶν αὐτί­κα ἐν μέ­σῳ πάν­των ἐφο­ρών­των ἐκό­λαζε, φρου­ρὰν δὲ κα­τὰ μέ­ρος ἐπι­στή­σας τῇ πό­λει διενυκ­τέ­ρευεν αὐτός τε καὶ ὁ Πομ­πήιος, πε­ριθέον­τες ἑκάσ­τους, ἵνα μή τι δει­νὸν ἢ πα­ρὰ τῶν δε­διότων ἢ πα­ρὰ τῶν νε­νικη­κότων ἐπι­γέ­νοιτο. 265ἅμα δ᾽ ἡμέρᾳ τὸν δῆ­μον ἐς ἐκκλη­σίαν συ­ναγα­γόν­τες ὠδύ­ρον­το περὶ τῆς πο­λιτείας ὡς ἐκ πολ­λοῦ τοῖς δη­μοκο­ποῦ­σιν ἐκδε­δομέ­νης, καὶ αὐτοὶ τά­δε πρά­ξαν­τες ὑπ᾽ ἀνάγ­κης. 266εἰση­γοῦν­τό τε μηδὲν ἔτι ἀπρο­βού­λευ­τον ἐς τὸν δῆ­μον ἐσφέ­ρεσ­θαι, νε­νομισ­μέ­νον μὲν οὕτω καὶ πά­λαι, πα­ραλε­λυμέ­νον δ᾽ ἐκ πολ­λοῦ, καὶ τὰς χει­ροτο­νίας μὴ κα­τὰ φυ­λάς, ἀλλὰ κα­τὰ λό­χους, ὡς Τύλ­λιος βα­σιλεὺς ἔτα­ξε, γί­νεσ­θαι, νο­μίσαν­τες διὰ δυοῖν τοῖν­δε οὔτε νό­μον οὐδέ­να πρὸ τῆς βου­λῆς ἐς τὸ πλῆ­θος ἐσφε­ρόμε­νον οὔτε τὰς χει­ροτο­νίας ἐν τοῖς πέ­νησι καὶ θρα­συτά­τοις ἀντὶ τῶν ἐν πε­ριουσίᾳ καὶ εὐβου­λίᾳ γιγ­νο­μένας δώ­σειν ἔτι στά­σεων ἀφορ­μάς. 267πολ­λά τε ἄλ­λα τῆς τῶν δη­μάρ­χων ἀρχῆς, τυ­ραν­νι­κῆς μά­λισ­τα γε­γενη­μένης, πε­ριελόν­τες κα­τέλε­ξαν ἐς τὸ βου­λευ­τήριον, ὀλι­γανθρω­πότα­τον δὴ τό­τε μά­λισ­τα ὂν καὶ πα­ρὰ τοῦτ᾽ εὐκα­ταφ­ρό­νητον ἀθρόους ἐκ τῶν ἀρίσ­των ἀνδρῶν τριακο­σίους. 268ὅσα τε ὑπὸ Σουλ­πι­κίου κε­κύρω­το με­τὰ τὴν κε­κηρυγ­μέ­νην ὑπὸ τῶν ὑπά­των ἀργίαν, ἅπαν­τα διελύετο ὡς οὐκ ἔν­νο­μα.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 140Ошиб­ка Аппи­а­на. Тра­ди­ция еди­но­душ­но при­пи­сы­ва­ет созда­ние цен­ту­ри­ат­ной систе­мы царю Сер­вию Тул­лию (См.: Ливий. I. 43; Цице­рон. О государ­стве. II. 38—39).
  • 141Цен­ту­рии — воен­но-поли­ти­че­ские под­разде­ле­ния, фор­ми­ро­вав­ши­е­ся по цен­зо­во­му прин­ци­пу. Чис­ло цен­ту­рий, объ­еди­няв­ших наи­бо­лее бога­тых граж­дан, пре­вос­хо­ди­ло чис­ло цен­ту­рий, кото­рые состо­я­ли из неиму­щих. Посколь­ку каж­дая цен­ту­рия, неза­ви­си­мо от коли­че­ства граж­дан в ней, име­ла лишь один голос, то в цен­ту­ри­ат­ных коми­ци­ях прак­ти­че­ски все­гда одер­жи­ва­ли верх опти­ма­ты.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1364004404 1364004408 1364004409 1468001060 1468001061 1468001062