Римские древности

Кн. I, гл. 10

Дионисий Галикарнасский. Римские древности. В 3 томах. Т. 1. Перевод с древнегреческого И. Л. Маяк (гл. X—XC). Ответственный редактор И. Л. Маяк. М., Издательский дом «Рубежи XXI», 2005.
Греч. текст: Dionysii Halicarnasei Antiquitatum Romanarum quae supersunt, Vol I—IV. Dionysius of Halicarnassus. Karl Jacoby. In Aedibus B. G. Teubneri. Leipzig. 1885.
СКРЫТЬ ГРЕЧЕСКИЙ ТЕКСТ
1 2 3
  • 10. Одни объ­яв­ля­ют абори­ги­нов, от кото­рых ведет нача­ло рим­ский род, автох­то­на­ми23 Ита­лии — пле­ме­нем, воз­ник­шим само по себе. Ита­ли­ей же я назы­ваю все побе­ре­жье, какое охва­ты­ва­ют Ионий­ский залив, Тиррен­ское море, а с третьей сто­ро­ны, с суши — Аль­пы24. Гово­рят, что пер­вое назва­ние абори­ги­нам было дано пото­му, что они поро­ди­ли тех, кто жил после них, так что мы мог­ли бы назвать их родо­на­чаль­ни­ка­ми или пра­ро­ди­те­ля­ми.
  • (2) Дру­гие же утвер­жда­ют, что какие-то без­дом­ные ски­таль­цы, собрав­ши­е­ся из раз­ных весей, по воле боже­ства встре­ти­лись друг с дру­гом имен­но в этом месте, осно­ва­ли укреп­лен­ные посе­ле­ния и ста­ли жить раз­бо­ем и пас­ту­ше­ст­вом, назва­ние же им поме­ня­ли сооб­раз­но с обсто­я­тель­ства­ми на более под­хо­дя­щее — аберри­ги­ны25, так как в нем они себя яви­ли «ски­таль­ца­ми». Соглас­но этим писа­те­лям, ока­зы­ва­ет­ся, что пле­мя абори­ги­нов нисколь­ко не отли­ча­ет­ся от тех, кого древ­ние назы­ва­ют леле­га­ми26; ибо они в боль­шин­стве слу­ча­ев дава­ли наиме­но­ва­ние абори­ги­нов без­дом­ным, полу­кров­кам и не про­жи­вав­шим ни в какой зем­ле посто­ян­но, как на родине.
  • (3) А иные пле­тут, что они были коло­ни­ста­ми27 лигу­ров28, гра­ни­чив­ших с омбри­ка­ми29; ведь лигу­ры живут в Ита­лии повсюду и кочу­ют по ней и по Гал­лии. Не ясно, какая имен­но у них роди­на. Боль­ше о них ниче­го досто­вер­но­го не извест­но.
  • 10. τοὺς δὲ Ἀβο­ριγῖ­νας, ἀφ᾽ ὧν ἄρχει Ῥω­μαίοις τὸ γέ­νος, οἱ μὲν αὐτόχ­θο­νας Ἰτα­λίας, γέ­νος αὐτὸ καθ᾽ ἑαυτὸ γε­νόμε­νον ἀπο­φαίνου­σιν· Ἰτα­λίαν δὲ κα­λῶ τὴν ἀκτὴν σύμ­πα­σαν, ὅσην Ἰόνιός τε κόλ­πος καὶ Τυρ­ρη­νικὴ θά­λασ­σα καὶ τρί­ται πε­ριέχου­σιν ἐκ γῆς Ἄλπεις. καὶ τὴν ὀνο­μασίαν αὐτοῖς τὴν πρώ­την φασὶ τε­θῆναι διὰ τὸ γε­νέσεως τοῖς μετ᾽ αὐτοὺς ἄρξαι, ὥσπερ ἂν ἡμεῖς εἴποιμεν γε­νεάρ­χας ἢ πρω­τογό­νους.
  • [2] ἕτε­ροι δὲ λέ­γου­σιν ἀνεσ­τίους τι­νὰς καὶ πλά­νη­τας ἐκ πολ­λῶν συ­νελ­θόν­τας χω­ρίων κα­τὰ δαί­μο­να πε­ριτυ­χεῖν ἀλλή­λοις αὐτό­θι καὶ τὴν οἴκη­σιν ἐπὶ τοῖς ἐρύ­μασι κα­τασ­τή­σασ­θαι, ζῆν δὲ ἀπὸ λῃστείας καὶ νο­μῆς. πα­ραλ­λάττου­σι δὲ καὶ τὴν ὀνο­μασίαν αὐτῶν ἐπὶ τὸ ταῖς τύ­χαις οἰκειότε­ρον, Ἀβερ­ρι­γῖνας λέ­γον­τες, ὥστε δη­λοῦσ­θαι αὐτοὺς πλά­νη­τας. κιν­δυ­νεύει δὴ κα­τὰ τού­τους μηδὲν διαφέ­ρειν τὸ τῶν Ἀβο­ριγί­νων φῦλον ὧν ἐκά­λουν οἱ πα­λαιοὶ Λε­λέγων· τοῖς γὰρ ἀνεσ­τίοις καὶ μι­γάσι καὶ μη­δεμίαν γῆν βε­βαίως ὡς πατ­ρί­δα κα­τοικοῦ­σι ταύ­την ἐπε­τίθεν­το τὴν ὀνο­μασίαν ὡς τὰ πολ­λά.
  • [3] ἄλ­λοι δὲ Λι­γύων ἀποίκους μυ­θολο­γοῦ­σιν αὐτοὺς γε­νέσ­θαι τῶν ὁμο­ρούν­των Ὀμβρι­κοῖς· οἱ γὰρ Λί­γυες οἰκοῦ­σι μὲν καὶ τῆς Ἰτα­λίας πολ­λαχῇ, νέ­μον­ται δέ τι­να καὶ τῆς Κελ­τι­κῆς. ὁπο­τέρα δ᾽ αὐτοῖς ἐστι γῆ πατ­ρίς, ἄδη­λον· οὐ γὰρ ἔτι λέ­γεται περὶ αὐτῶν προ­σωτέ­ρω σαφὲς οὐδέν.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 23Автох­то­ны — греч. «мест­ные, тузем­цы». Это одна из вер­сий объ­яс­не­ния лат. этно­ни­ма, свя­зан­ная с ab ori­gi­ne, т. е. «изна­чаль­но», «древ­не­го про­ис­хож­де­ния».
  • 24Дио­ни­сий не слу­чай­но назы­ва­ет север­ной гра­ни­цей Ита­лии Аль­пы, так как со вре­ме­ни заво­е­ва­ния рим­ля­на­ми в 222 г. до н. э. обла­сти бас­сей­на р. Пад (совр. По) и до 49 г. до н. э., т. е. до полу­че­ния её насе­ле­ни­ем прав рим­ско­го граж­дан­ства, север совре­мен­ной Ита­лии до р. Руби­кон назы­вал­ся Циз­аль­пин­ской Гал­ли­ей. Ита­ли­ей же пер­во­на­чаль­но счи­та­лась лишь южная часть Апен­нин­ско­го полу­ост­ро­ва.
  • 25Наиме­но­ва­ние аберри­ги­нов Дио­ни­сий свя­зы­ва­ет с лат. гла­го­лом aber­ra­re (блуж­дать), что соот­вет­ст­ву­ет греч. πλα­νάω.
  • 26Леле­ги — догре­че­ское насе­ле­ние Малой Азии, Сред­ней и Южной Гре­ции и при­ле­гаю­щих ост­ро­вов, неяс­ной этно­линг­ви­сти­че­ской при­над­леж­но­сти. Антич­ные авто­ры чаще все­го сбли­жа­ют их с карий­ца­ми (Геро­дот. I. 171; Пав­са­ний. I. 39. 6; III. 1. 1; IV. 1. 1; VII. 2. 8) либо из-за места их сов­мест­но­го оби­та­ния (Гомер. Или­а­да. 21. 86; Кал­ли­ст­рат. II. F. Gr. H. 124. F. 25), либо из-за зави­си­мо­сти от послед­них (Phil. II. F. Gr. H. 741), либо из-за про­ис­хож­де­ния (Стра­бон. Гео­гра­фия. VII. 7. 1, 2).
  • 27Т. е. жите­ля­ми высе­лок, позд­нее жите­ли кото­рых теря­ли граж­дан­ство в мет­ро­по­лии.
  • 28У Дио­ни­сия — лигии, лигу­сти­ны, лат. лигу­ры; пле­ме­на, насе­ляв­шие с эпо­хи нео­ли­та обшир­ные терри­то­рии совре­мен­ной Испа­нии, Фран­ции, Швей­ца­рии и Ита­лии (Стра­бон. Гео­гра­фия. IV. 1. 3, 5, 7; 6. 1—2, 6; V. 1. 3, 10; 2. 1, 5), не полу­чив­шие в нау­ке точ­ной этно­линг­ви­сти­че­ской харак­те­ри­сти­ки, неко­то­рые счи­та­ют их язык индо­ев­ро­пей­ским.
  • 29Омбри­ки — лат. умб­ры; пле­мя, оби­тав­шее в восточ­ной Ита­лии, род­ст­вен­ное оскам, гово­рив­шее на язы­ке, отно­ся­щем­ся к ита­лий­ской вет­ви индо­ев­ро­пей­цев.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1364004257 1364004306 1364004307 1496001011 1496001012 1496001013