Стивенсон. Словарь римских монет

CLE­MEN­TIA. — Мило­сер­дие — кото­ро­му рим­ляне покло­ня­лись как богине и кото­рым по боль­шей части пре­не­бре­га­ли как доб­ро­де­те­лью, — име­ло храм, воз­двиг­ну­тый в его честь как память о мило­сер­дии, ока­зан­ном Юли­ем Цеза­рем его вра­гам после одер­жан­ных побед. Аверс дена­рия Эми­ли­ев (изо­бра­жен­но­го в Mo­rell. The­saur. Fam. Rom.) содер­жит над­пись PAVLLUS LE­PIDVS CON­CORD и покры­тую жен­скую голо­ву; реверс — над­пись CLE­MEN­TIAE S. C. и жен­скую голо­ву в цен­тре укра­шен­но­го щита.

Сооб­ща­ет­ся, что Л. Павел даро­вал сво­бо­ду вме­сто раб­ства македо­ня­нам, с кото­ры­ми он сра­жал­ся и кото­рых поко­рил. Память об этом достой­ном поступ­ке была пере­да­на после­дую­щим поко­ле­ни­ям с помо­щью тако­го надеж­но­го сред­ства, как моне­та его потом­ка. См. Mo­rell. The­saur. Fa­mi­liae, T. I. p. 644. Гра­вю­ра в T. II. TAB. 1, f. Оце­не­на Мионне (Mion­net) в 40 фран­ков.

Дена­рий Л. Буки, моне­та­рия Юлия Цеза­ря, содер­жит на ревер­се леген­ду CLE­MEN­TIA и голо­ву этой боги­ни с лав­ро­вой вет­вью перед ней.

См. также:
CLEMENTIA (Джонс. Словарь античных римских монет)
© 1964 г. Текст: Seth William Stevenson. A DICTIONARY OF ROMAN COINS, REPUBLICAN AND IMPERIAL, London, B. A. Seaby LTD, 1964, p. 215.
© 2007 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ВЕЧНОСТЬ, ЭТЕРНИТАС • OPS • G. P. R. • PATIENTIA •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Милосердие императора (clementia).
Рельеф на северной стороне.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника. Сцена virtus и clementia.
Мрамор. II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг из Портоначчо.
Рельеф фриза крышки.
Мрамор. 180—200 гг. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары с Диоскурами. Левая боковая панель с рельефом «Военачальник проявляет милосердие к пленному варвару».
Мрамор.
II в. н. э.
Флоренция, Музей кафедрального собора.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Милосердие императора. Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно).
Мрамор. 177—180 гг. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Монументальная лестница.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Милосердие императора (деталь). Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно).
Мрамор. 177—180 гг. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Монументальная лестница.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага военачальника. Сцена помилования побежденных варваров (clementia).
Мрамор. Ок. 180 г. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Северный портик, 15.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Публий Сепуллий Макр
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: Четырехколонный храм с закрытыми дверями; на фронтоне земной шар; вокруг: CLEMENTIAE CAESARIS («Милосердию Цезаря»). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Наездник-акробат (desultor) с двумя конями, галопирующими вправо, едет на ближнем коне; на голове колпак, в правой руке кнут, в левой вожжи; позади венок и пальмовая ветвь; выше P. SEPVLLIVS, ниже MACER. Кайма из точек.
2. Дупондий, медь
Тиберий
Рим, 16—23 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. IMP. VIII — голова Тиберия в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: CLEMENTIAE — в центре круглого медальона («щита») небольшой бюст Тиберия (варианты: RIC — Тиберий (?); BMC — Тиберий; Cohen — Клементия [Милосердие]), в драпировке, анфас; бюст находится внутри лаврового венка, окруженного большим кругом из лепестков, похожих на лепестки подсолнуха, вокруг которого, на внешней стороне щита, — рисунок из цветочного орнамента, точек и штрихов.
В поле, слева и справа: S. C.
3. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Монетный двор, передвигавшийся с Цезарем*, 48—47 гг. до н.э.
АВЕРС: Женская голова вправо, на ней надет венок из дубовых листьев и диадема, в ушах серьги, на шее ожерелье, волосы завязаны в узел. Сзади ꞱII (=52) вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Трофей с галльским щитом и карниксом (carnyx); внизу сидящий пленник с длинной бородой и связанными за спиной руками, повернут вправо; на поле надпись, разделенная трофеем: CAESAR. Кайма из точек.
4. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 140—144 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. — голова Антонина Пия, в лавровом венке, влево.
РЕВЕРС: TR. POT. COS. III — Клеменция (?) (Милосердие), в драпировке, сидит влево, держит патеру в правой руке и скипетр, почти вертикально — в левой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА