CLEMENTIA. Персонификация милосердия или мягкости. В последние месяцы жизни Юлия Цезаря одной из многих почестей, расточаемых ему сенатом, стал храм «Цезаря и его Милосердия», в который поместили статуи диктатора и богини, взявшихся за руки. Это подразумевало идею милосердия Цезаря к тем из его противников, которые выжили. Неизвестно, где был построен этот храм, но на денарии П. Сепуллия Макра, выпущенном в 44 г. до н. э. после убийства Цезаря, изображен тетрастиль с легендой «Милосердию Цезаря» (CLEMENTIAE CAESARIS и другие варианты), который должен его представлять.
После нескольких лет своего правления (точная дата спорна) император Тиберий выпустил интересную пару дупондиев, каждый из которых содержал его портрет в форме imago clipeata (изображения на щите) и легенды CLEMENTIAE и MODERATIONI. Не может быть сомнений в том, что эти монеты должны были прославлять милосердие Тиберия в начальные годы его правления.
с.57 Вскоре после захвата власти Вителлий выпустил в Испании монеты, отчеканенные во всех трех металлах, с изображением Милосердия как женской фигуры с ветвью и скипетром. Этот выпуск, вероятно, указывает на милосердие, проявленное к семье Отона, и обещает такую же мягкость во всех прочих случаях. Адриан и Антонины воспроизводили этот тип с различными атрибутами (патера, скипетр, колосья). В этот период, по-видимому, данный тип не имел особого отношения к современным ему событиям, и Милосердие выступает в качестве одной из ряда императорских добродетелей, таких как Равенство (Aequitas) и Снисходительность (Indulgentia). С другой стороны, когда Клодий Альбин избрал Милосердие как один из типов реверса своих монет, целью этого должно было стать провозглашение его намерения проявить милосердие к своим противникам.
Во второй половине третьего века Милосердие является темой реверсов ряда монет, выпущенных императорами от Галлиена до Максимиана. Имеются некоторые изменения более раннего типа: Милосердие изображено прислонившимся к колонне, подобно Надежде, либо эта идея выражена с помощью фигуры Ромы или фигур Юпитера и императора, держащих между собой земной шар. Некоторые монеты содержат легенду CLEMENTIA
|
||
1.
Денарий, серебро Публий Сепуллий Макр Рим, 44 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Четырехколонный храм с закрытыми дверями; на фронтоне земной шар; вокруг: CLEMENTIAE CAESARIS («Милосердию Цезаря»). Кайма из точек. РЕВЕРС: Наездник-акробат (desultor) с двумя конями, галопирующими вправо, едет на ближнем коне; на голове колпак, в правой руке кнут, в левой вожжи; позади венок и пальмовая ветвь; выше P. SEPVLLIVS, ниже MACER. Кайма из точек. | ||
2.
Дупондий, медь Тиберий Рим, 16—23 гг. | ||
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. IMP. VIII — голова Тиберия в лавровом венке влево. РЕВЕРС: CLEMENTIAE — в центре круглого медальона («щита») небольшой бюст Тиберия (варианты: RIC — Тиберий (?); BMC — Тиберий; Cohen — Клементия [Милосердие]), в драпировке, анфас; бюст находится внутри лаврового венка, окруженного большим кругом из лепестков, похожих на лепестки подсолнуха, вокруг которого, на внешней стороне щита, — рисунок из цветочного орнамента, точек и штрихов. В поле, слева и справа: S. C. | ||
3.
Денарий, Серебро Гай Юлий Цезарь Монетный двор, передвигавшийся с Цезарем*, 48—47 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Женская голова вправо, на ней надет венок из дубовых листьев и диадема, в ушах серьги, на шее ожерелье, волосы завязаны в узел. Сзади ꞱII (=52) вниз. Кайма из точек. РЕВЕРС: Трофей с галльским щитом и карниксом (carnyx); внизу сидящий пленник с длинной бородой и связанными за спиной руками, повернут вправо; на поле надпись, разделенная трофеем: CAESAR. Кайма из точек. | ||
4.
Денарий, серебро Антонин Пий Рим, 140—144 гг. | ||
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. — голова Антонина Пия, в лавровом венке, влево. РЕВЕРС: TR. POT. COS. III — Клеменция (?) (Милосердие), в драпировке, сидит влево, держит патеру в правой руке и скипетр, почти вертикально — в левой. |