У. Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.

ДИАДЕМА


DIADÉMA (διάδη­μα) — белая лен­та или повяз­ка, кото­рой обви­ва­ли голо­ву (Val. Max. VI. 2, § 7). Это укра­ше­ние име­ло восточ­ное про­ис­хож­де­ние, и его часто изо­бра­жа­ли на голо­вах восточ­ных монар­хов. Отсюда гре­ки пере­нес­ли их на сво­их богов. Пли­ний при­пи­сы­ва­ет изо­бре­те­ние диа­де­мы «отцу Либе­ру» (Li­ber pa­ter, H. N. VII. § 191), и, соот­вет­ст­вен­но, на моне­тах и дру­гих про­из­веде­ни­ях искус­ства Дио­ни­са изо­бра­жа­ют в диа­де­ме или голов­ной повяз­ке, что мож­но увидеть на при­ла­гае­мой моне­те горо­да Нак­сос на Сици­лии (см. так­же изо­бра­же­ние Дио­ни­са на с. 356). Подоб­ным обра­зом на моне­тах брут­ти­ев изо­бра­же­ны голо­вы Апол­ло­на и Гер­ку­ле­са в диа­де­ме (Eck­hel, I. с. 166); а Пли­ний (H. N. XXXIV. § 79) гово­рит о ста­туе Апол­ло­на в диа­де­ме (dia­de­ma­tus).


Диа­де­ма на голо­ве Дио­ни­са (моне­та Нак­со­са на Сици­лии. Бри­тан­ский музей).
Диа­де­ма на голов­ном убо­ре асси­рий­ско­го царя. (Куюн­джик).

Диа­де­му носи­ли асси­рий­ские цари. На древ­ней­ших памят­ни­ках голов­ной убор монар­ха окру­жён лишь одной лен­той, но позд­нее исполь­зо­ва­лись две и более, как на при­ла­гае­мом рисун­ке (Layard, Ni­ne­veh, II. с. 320). Точ­но так же тиа­ру или кидар пер­сид­ских царей обви­ва­ла синяя лен­та, укра­шен­ная белы­ми точ­ка­ми. (Xen. Cyr. VIII. 3, § 13; Plut. de Frat. Am. C. 18; Lu­cian, Pisc. 15; «ci­da­rim Per­sae vo­ca­bant re­gium ca­pi­tis in­sig­ne: hoc cae­ru­lea fas­cia al­bo dis­tincta cir­cu­mi­bat»[1] Curt. III. 3, § 19; VI. 20, § 4: см. рису­нок к ста­тье Tia­ra). Её заим­ст­во­вал Алек­сандр после победы над Дари­ем (Jus­tin, XII. 3; Lu­cian, Dial. Mort. 12, 3), и она ста­ла при­знан­ным сим­во­лом цар­ской вла­сти.


Диа­де­ма на голо­вах Селев­ка II, царя Сирии (сле­ва) и Пто­ле­мея II, царя Егип­та (спра­ва).
(Моне­ты Бри­тан­ско­го музея).

Диа­де­ма посто­ян­но встре­ча­ет­ся на моне­тах пре­ем­ни­ков Алек­сандра в Сирии и Егип­те (см. при­ла­гае­мые гра­вю­ры) и пред­став­ля­ет собой широ­кую белую лен­ту вокруг голо­вы со сви­саю­щи­ми сза­ди завяз­ка­ми. Антич­ные авто­ры часто упо­ми­на­ют её белый цвет (ται­νία λευκὴ περὶ τῷ με­τώπῳ[2], Lu­cian, Na­vig. 39; Ap­pian, App. B. C. II. 108; «can­di­da fas­cia»[3], Suet. Caes. 79; «al­ben­ti­bus spu­mis in mo­dum dia­de­ma­tis»[4], Tac. Ann. VI. 37; «vit­ta al­ben­te»[5], Sil. Ital. XVI. 241).

Диа­де­ма на голо­ве Гиеро­на II.
(Моне­та Бри­тан­ско­го музея).

с.620 При­ме­ру диа­до­хов после­до­ва­ли дру­гие гре­че­ские цари, ибо, хотя Ага­фокл и не при­нял диа­де­му (Diod. XXIV. 5), её носи­ли после­дую­щие цари Сира­куз. Так, она встре­ча­ет­ся на моне­тах Гиеро­на II, хотя Эккель счи­та­ет, что они мог­ли быть отче­ка­не­ны после его смер­ти, так как из слов Ливия (XXIV. 5) скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что пер­вым диа­де­му надел его внук Гиеро­ним (Eck­hel, I. с. 253).

Диа­де­ма как сим­вол цар­ской вла­сти (reg­ni in­sig­ne, Cic. Phil. III. 5, 12), была нена­вист­на рим­ля­нам, и поэто­му Юлий Цезарь отка­зал­ся, когда Марк Анто­ний пред­ло­жил ему лав­ро­вый венок, пере­ви­тый диа­де­мой (Διάδη­μα στε­φάνῳ δάφ­νης πε­ριπεπ­λεγμέ­νον, Plut. Caes. 61, An­ton. 12; Cic. Phil. II. 34, 85; Suet. Caes. 79). Ранее диа­де­му воз­ла­га­ли на его ста­тую, но убра­ли по при­ка­за­нию три­бу­нов (Suet. l. c.; Dio Cass. XLIV. 9; Ap­pian, B. C. II. 108). Пря­мо сооб­ща­ет­ся, что эта диа­де­ма, как и диа­де­ма гре­че­ских царей, была белой повяз­кой (Suet., Ap­pian, ll. cc.). О непри­я­тии рим­ля­на­ми цар­ско­го титу­ла и сим­во­ла цар­ской вла­сти хоро­шо свиде­тель­ст­ву­ет тот факт, что после­дую­щих импе­ра­то­ров вплоть до Кон­стан­ти­на нико­гда не изо­бра­жа­ли в диа­де­ме, хотя они обла­да­ли дес­по­ти­че­ской вла­стью и при­ня­ли луче­вую коро­ну (co­ro­na ra­dia­ta) как сим­вол боже­ст­вен­но­сти [Co­ro­na с. 550]. Безум­ный Кали­гу­ла разду­мы­вал о при­ня­тии диа­де­мы и пре­вра­ще­ния прин­ци­па­та в монар­хию (reg­num), но отка­зал­ся от этой мыс­ли (Suet. Cal. 22. Авре­лий Вик­тор (Epit. 3) утвер­жда­ет, что Кали­гу­ла и в самом деле при­нял диа­де­му). Эла­га­бал тоже желал носить диа­де­му с дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми (Lamprid. Ela­gab. 23). Авре­лий Вик­тор сооб­ща­ет (Epit. 35), что Авре­ли­ан стал пер­вым импе­ра­то­ром, надев­шим диа­де­му, но моне­ты это не под­твер­жда­ют. Как мы уже ска­за­ли, диа­де­ма впер­вые появ­ля­ет­ся на моне­тах Кон­стан­ти­на, ино­гда про­стая, ино­гда укра­шен­ная дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми (Ср. Aurel. Vict. 41 о Кон­стан­тине: «ca­put exor­nans per­pe­tuo dia­de­ma­te»[6]). В «Алек­сан­дрий­ской хро­ни­ке» гово­рит­ся, что Кон­стан­тин пер­вым носил диа­де­му, укра­шен­ную жем­чу­гом (Eck­hel, VI. с. 80), а Клав­ди­ан (de Nupt. Ho­nor. 167) сооб­ща­ет о диа­де­ме с впле­тён­ны­ми тяжё­лы­ми жем­чу­жи­на­ми, собран­ны­ми в Эритрей­ском море. После Кон­стан­ти­на импе­ра­то­ры посто­ян­но носи­ли диа­де­му. Так, у Юли­а­на была вели­ко­леп­ная диа­де­ма, укра­шен­ная дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми («am­bi­tio­so dia­de­ma­te ute­ba­tur la­pi­dum ful­go­re dis­tincto», Amm. Marc. XXI. 1, § 4). Диа­де­ма ста­но­ви­лась всё доро­же, круп­нее и пре­крас­нее, пока эта повяз­ка в кон­це кон­цов не пре­вра­ти­лась в коро­ну, кото­рая уже мно­го сто­ле­тий слу­жит сим­во­лом выс­шей вла­сти в совре­мен­ной Евро­пе (Eck­hel, VI. с. 18; VIII. с. 79, 363, 502).

Преж­де чем диа­де­мы ста­ли носить рим­ские импе­ра­то­ры как сим­вол вер­хов­ной вла­сти, рим­ские жен­щи­ны исполь­зо­ва­ли её как голов­ной убор. Так, Иси­дор (Orig. XIX. 31) опре­де­ля­ет диа­де­му как «or­na­men­tum ca­pi­tis mat­ro­na­rum ex auro con­tex­tum»[7] (Becker-Göll, Gal­lus, III. с. 279; Mar­quardt, Pri­vatl., с. 681).

Wil­liam Smith

См. также:
ДИАДЕМА (Словарь античности)
ДИАДЕМА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)

  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ

  • [1]Голов­ной убор царя, назы­вае­мый пер­са­ми «кида­рис», укра­ша­ли фио­ле­то­вые с белым завяз­ки (пере­вод К. А. Моро­зо­ва, И. А. Миро­но­ва).
  • [2]Белая повяз­ка вокруг лба (пере­вод Н. Н. Залес­ско­го).
  • [3]Белая пере­вязь (пере­вод М. Л. Гас­па­ро­ва).
  • [4]Вода… взду­ва­ясь белою пеной, обра­зу­ет похо­жие на диа­де­мы кру­ги (пере­вод А. С. Бобо­ви­ча).
  • [5]Белой голов­ной повяз­кой.
  • [6]Голо­ва его посто­ян­но была укра­ше­на диа­де­мой (пере­вод В. С. Соко­ло­ва).
  • [7]Зла­то­тка­ное голов­ное укра­ше­ние мат­рон.

  • William Smith. A Dictionary of Greek and Roman Antiquities, ч. I, London, 1890, c. 619—620.
    © 2014 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: ЭКВИРИИ • ЭПУЛЫ • КОМПИТАЛИИ • КОНСУАЛИИ •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
    Статуя Коры.
    Паросский мрамор.
    520—510 гг. до н. э. Аттическая работа.
    Афины, Новый музей Акрополя.
    2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Наказание Иксиона.
    Фреска IV стиля. 60—79 гг.
    Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
    3. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
    Мать Матута.
    Пеплохранилище.
    Пьетра фетида.
    450—440 гг. до н. э.
    Флоренция, Национальный археологический музей.
    4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Голова Юлии, дочери Тита.
    Мрамор с полихромией.
    Ок. 90 г.
    Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
    5. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
    Возлежащий юноша. Крышка погребальной урны.
    Бронза. Середина IV в. до н. э.
    Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
    6. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
    Возлежащий юноша. Крышка погребальной урны.
    Бронза.
    Середина IV в. до н. э.
    Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
    7. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
    Возлежащий юноша. Крышка погребальной урны.
    Бронза.
    Середина IV в. до н. э.
    Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
    8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Деметра (Церера) Лудовизи.
    Крупнозернистый мрамор.
    Римская копия II в. н. э. греческого оригинала V—IV вв. до н. э.
    Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
    9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
    Юноша, увенчивающий себя победной повязкой (диадумен).
    Мрамор греческих островов.
    Ок. 100 г. до н. э.
    Афины, Национальный археологический музей.
    10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Деметра (Церера) Лудовизи.
    Крупнозернистый мрамор.
    Римская копия II в. н. э. греческого оригинала V—IV вв. до н. э.
    Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
    МОНЕТЫ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. Денарий, серебро
    Рим, 58 г. до н.э.
    АВЕРС: Герма-бюст (BMCRR, RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, CRR: Термин; RSC: Меркурий или Термин), задрапированный, в крылатой диадеме вправо; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein), справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек.
    РЕВЕРС: Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка.
    2. Денарий, серебро
    Рим, 58 г. до н.э.
    АВЕРС: Герма-бюст (BMCRR, RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, CRR: Термин; RSC: Меркурий или Термин), задрапированный, в крылатой диадеме вправо; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein) и звезда, справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек.
    РЕВЕРС: Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка.
    3. Денарий, серебро
    Луций Плеторий (Цестиан?)
    Рим, 71—70 гг. до н.э.
    АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
    РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх; внизу контрольная метка (стригиль). Кайма из точек.
    4. Денарий, серебро
    Гражданская война 68—69 гг.
    Южная Галлия (Немаус?), 68—69 гг.
    АВЕРС: I. O. M. CAPITOLINVS — бюст Юпитера Капитолийского с голой грудью и плащом на левом плече, в диадеме и с бородой, обращенный влево; перед ним пальмовая ветвь.
    РЕВЕРС: VESTA P. R. QVIRITIVM — Веста сидит на троне влево, в драпировке, с покрытой головой, держит патеру в правой руке и факел в левой.
    5. AE 2, медь
    Аркадий
    Кизик, III мастерская, 383 г.
    АВЕРС: D. N. ARCADIVS P. F. AVG. — драпированный бюст Аркадия в жемчужной диадеме и в доспехах вправо, держащего копье и щит и увенчиваемого сверху рукой Бога (manus Dei).
    РЕВЕРС: GLORIA ROMANORVM — Аркадий стоит влево, держит лабарум и щит, поставленный на землю; слева сидит обращенный влево связанный пленник, с повернутой вправо головой.
    В обрезе: SMKΓ.
    6. Сестерций, медь
    Адриан
    Рим, 128—136 гг.
    АВЕРС: SABINA AVGVSTA HADRIANI AVG. P. P. — драпированный бюст Сабины вправо, без косы, волосы уложены кольцами и собраны на макушке над двойной стефаной.
    РЕВЕРС: Церера, с покрытой головой, в драпировке, сидит влево на модии, держит два зерновых колоса в правой руке и факел — в левой.
    В обрезе: S. C.
    7. Тетрадрахма, серебро
    Иония, Смирна, 150—143 гг. до н.э.
    АВЕРС: Голова Тихе (BMC: Кибелы) в башенном венце вправо.
    РЕВЕРС: ΖΜΥΡΝΑΙΩΝ — внутри лаврового (BMC: дубового) венка вместе с монограммой магистрата.
    8. Аурей, золото
    Траян
    Рим, 112—115 гг.
    АВЕРС: PLOTINA AVG. IMP. TRAIANI — бюст Плотины, в драпировке и с ожерельем, вправо; волосы уложены куполообразно, удерживаемые двойной металлической стефаной на макушке, искусно заплетены на затылке в косу, спадающую на шею.
    РЕВЕРС: CAES. AVG. GERMA. DAC. COS. VI P. P. — Веста, в драпировке, с покрытой головой, сидит на сиденье без спинки, держа палладий в правой руке и короткий скипетр, направленный вверх, в левой.
    9. Денарий, серебро
    Марк Плеторий Цестиан
    Рим, 57 г. до н.э.
    АВЕРС: Женский бюст (Фортуна?) влево, задрапированный, в круглых серьгах и крылатой диадеме, поверх которой волосы зачесаны назад и собраны в мешочек или сетку. Сзади контрольная метка (крыло). Граница из точек.
    РЕВЕРС: Фронтон храма (храм Фортуны в Пренесте?); на фронтоне змееногий гигант, с поднятой правой рукой и рогом изобилия (RRC, RRM) или палицей (BMCRR, CRR, Hollstein) в левой; на антаблементе M·PLAETORIVS, ниже CEST·S·C (Marcus Plaetorius Cestianus, senatus consulto). Линейная граница.
    10. Сестерций, медь
    Антонин Пий
    Рим, 153—154 гг.
    АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XVII — голова Антонина Пия в лавровом венке вправо.
    РЕВЕРС: INDVLGENTIA AVG. COS. IIII — Индульгенция, в драпировке, сидит влево на высоком сиденье, протягивает правую руку и держит скипетр.
    В обрезе: S. C.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА