Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭРО́Т, ЕРОТ, Э́РОС, ЕРОС

Ἔρως, Ἔρος, Amor, Cu­pi­do, бог люб­ви. У Гоме­ра он еще не упо­ми­на­ет­ся; у него одна лишь Афро­ди­та явля­ет­ся боги­ней-воз­буди­тель­ни­цей люб­ви. Геси­од, напро­тив, отно­сит его к чис­лу древ­ней­ших богов (theog. 120): сна­ча­ла был Хаос, затем Зем­ля, Тар­тар и Ерот. Сле­до­ва­тель­но, Ерот явля­ет­ся здесь соеди­ня­ю­щей и тво­ря­щей, обра­зу­ю­щей силой, кото­рой про­из­во­дят­ся все суще­ства мира и при­во­дят­ся в гар­мо­ни­че­ский порядок. В Фес­пи­ях чти­ли это­го древ­не­го сти­хий­но­го бога и через каж­дые 5 лет празд­но­ва­ли в честь его Еро­ти­дии (Ἐρω­τίδια или Ἐρώ­τια). Совер­шен­но отлич­но от это­го кос­ми­че­ско­го Ерота пред­став­ле­ние Ерота, явля­ю­ще­го­ся у позд­ней­ших поэтов в каче­стве само­го моло­до­го из богов. Здесь он — пре­крас­ный маль­чик, близ­кий то к юно­ше­ству, то к дет­ско­му воз­рас­ту, пол­ный хит­ро­сти и лукав­ства, жесто­кий мучи­тель людей и богов; он не щадит даже Зев­са и сво­ей мате­ри Афро­ди­ты. Воору­жен­ный луком и кол­ча­ном, пол­ным стрел, лета­ет он повсюду на золотых кры­льях и пора­жа­ет все, что живет на зем­ле и в небе­сах, в море и под­зем­ном мире. Роди­те­ля­ми его счи­та­ют­ся обык­но­вен­но Афро­ди­та и Арей, но так­же и Зевс, Афро­ди­та и Гер­мес и Афро­ди­та, Зефир и Ирида, или гово­рит­ся, что роди­те­ли его неиз­вест­ны, что он имел мать, но не было у него отца и т. п. В позд­ней­шие гре­че­ские и рим­ские вре­ме­на Ерота пред­став­ля­ли окру­жен­ным мно­же­ст­вом подоб­ных ему существ, моло­дых еротов, амо­рет­тов и дава­ли ему в това­ри­щи бра­та Анте­рота, бога вза­им­ной люб­ви, кото­рый сво­им сорев­но­ва­ни­ем застав­лял воз­рас­тать малень­ко­го Ерота.

Ерот был не толь­ко богом люб­ви меж­ду обо­и­ми пола­ми, но так­же и богом люб­ви и друж­бы меж­ду муж­чи­на­ми и юно­ша­ми и маль­чи­ка­ми. Поэто­му свя­щен­ный отряд фиван­ских юно­шей был посвя­щен Ероту, и в Афи­нах чти­ли его как осво­бо­ди­те­ля горо­да, пото­му что дру­же­ская чета, Гар­мо­дий и Ари­сто­ги­тон, осво­бо­ди­ла город от тира­нии Писи­стра­ти­дов.

В позд­ней­шее вре­мя Ерота ста­ви­ли в раз­лич­ные отно­ше­ния к Пси­хее, оли­це­тво­ря­ю­щей чело­ве­че­скую душу и пред­став­ля­е­мой часто в виде бабоч­ки или моло­дой девуш­ки с кры­лья­ми бабоч­ки. Ерот явля­ет­ся то соеди­нен­ным с ней любо­вью, то мучи­те­лем ее, при­чем она явля­ет­ся осо­бен­но в виде бабоч­ки, кото­рую он дер­жит над факе­лом, выры­ва­ет у нее кры­лья и т. п. Апу­лей в сво­их мета­мор­фо­зах соеди­нил раз­но­об­раз­ные эле­мен­ты это­го мифа в пре­лест­ной сказ­ке сле­дую­ще­го содер­жа­ния: у одно­го царя были три доче­ри, из кото­рых Пси­хея была самая моло­дая и самая пре­крас­ная. Ее полю­бил Ерот и унес в уеди­нен­ное место, где она жила в люб­ви с ним, но не виде­ла, не зна­ла его. Но злые сест­ры, посе­тив ее, уго­во­ри­ли рас­смот­реть, вопре­ки запре­ще­нию Ерота, его лицо, и Ерот поки­нул ее. Пси­хея иска­ла его, вынес­ла мно­же­ство раз­но­го рода бед­ст­вий, но нако­нец, очи­щен­ная от про­ступ­ка испы­тан­ны­ми стра­да­ни­я­ми, соеди­ни­лась с ним наве­ки. Дочь ее назва­на была Сча­сти­ем. Апу­лей вло­жил в этот рас­сказ фило­соф­ский смысл; Ерот здесь — вели­кий дух (демон), кото­рый вос­пи­ты­ва­ет людей к доб­ру, а через это и к бла­жен­ству, — пред­став­ле­ние, соста­вив­ше­е­ся уже до Апу­лея у дру­гих фило­со­фов, напр. у Пла­то­на (в Συμ­πό­σιον).

Худож­ни­ки пред­став­ля­ют Ерота то в виде пре­крас­но­го отро­ка, то в виде пре­лест­но­го кры­ла­то­го дитя­ти. Послед­нее пред­став­ле­ние при­над­ле­жит позд­ней­шим вре­ме­нам. Атри­бу­ты его — лук, стре­лы, кол­чан и факел. Кро­ме Фес­пий и Афин, осо­бен­но чти­ли его в Спар­те, на Кри­те и Само­се, в Мега­рах и про­чих местах. Вме­сте с ним явля­ют­ся ино­гда Πό­θος и Ἵμε­ρος, — оли­це­тво­ре­ние стра­сти и жела­ния, Τύ­χη, — сча­стья, Πει­θώ, хари­ты и музы.

Рим­ский Amor или Cu­pi­do — про­стой сни­мок с гре­че­ско­го Ерота, часто рав­но­зна­ча­щий Пофо­су и Гиме­ро­су.

См. также:
ЭРОТ, ЕРОТ, ЭРОС, ЕРОС (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 495—496.
См. по теме: ЭРИБЕЯ, ЕРИБЕЯ • ЭХЕТЛ, ЕХЕТЛ • ДАВН • ДЕЛЬФИНИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА.
Гости на пиршестве (symposium).
По рисунку на вазе.
2. ГЛИПТИКА. Египет.
Леда, лебедь и эрот.
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
2,1 × 2,8 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Августа из Прима-Порты.
Мрамор.
Ок. 20—17 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 14.
4. ГЛИПТИКА. Рим.
«Камея Тиберия» (т. н. «Большая камея Франции»).
Пятислойный сардоникс. Ок. 23 г. н. э.
Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем.
Мрамор.
IV в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Передняя стенка саркофага с портретом покойного мальчика в круглом медальоне (imago clipeata).
Лунский (каррарский) мрамор. III в. н. э.
Рим, Национальный музей дворца Венеция.
7. МОЗАИКА. Греция.
Федра и Ипполит.
Дом Диониса.
Конец II в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Тита.
Рельеф на своде арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
9. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
III в. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Триумф Венеры.
Круг Франсуа Буше (1703—1770).
Холст, масло. 103 × 87 см (овал).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. денарий, серебро
75 г. до н.э.
АВЕРС: Крылатый бюст Купидона вправо, с луком и колчаном на ремне за плечом; сзади MAXSVMVS вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Двухколонный храм (дистиль); внутри две статуи богов: слева Юпитер держит посох, над ним на фронтоне молния; справа богиня Свободы (Libertas), над ней на фронтоне шапка вольноотпущенника (pileus); внизу C EGNATIVS CN F; справа CN N вверх; слева контрольная метка. Кайма из точек.
2. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Испания*, 46—45 гг. до н.э.
АВЕРС: Бюст Венеры с покрытой головой, в диадеме, с серьгами с одной подвеской влево, ее волосы собраны на затылке в пучок, украшенный звездой, на ее плече Купидон, позади — скипетр, слева авгурский жезл (lituus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: CAESAR — Трофей из галльского и испанского оружия, состоящий из шлема и доспеха, с овальным щитом и карниксом (carnyx) в правой руке и продолговатым щитом и карниксом (carnyx) в левой руке и двумя копьями, слева на одном колене стоит обнаженный пленник с длинной бородой и руками, связанными за спиной, смотрит вверх, справа — сидит одетая плачущая пленница, опираясь головой на правую (левую: BMCRR) руку; в поле легенда: CAESAR. Кайма из точек.
3. Тессера, медь
Тиберий
14—37 гг.
АВЕРС: Эрот стоит вправо, держит сумку (?) в правой руке и дубину на левом плече.
РЕВЕРС: VIII внутри венка.
4. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Испания*, 46—45 гг. до н.э.
АВЕРС: Венера с непокрытой головой в диадеме, украшенной драгоценными камнями, серьгах с тремя подвесками и ожерельем с подвесками вправо, ее волосы собраны в пучок на затылке, позади нее — Купидон. Кайма из точек.
РЕВЕРС: CAESAR — трофей из галльского и испанского оружия одетый в шлем и панцирь, с копьем, овальным щитом и карниксом (carnyx) в каждой руке, слева сидит пленница, опираясь головой на правую руку, справа — бородатый пленник со связанными за спиной руками; в поле легенда: CAESAR. Кайма из точек.
5. Сестерций, медь
Юлия Мамея
Рим, 224 г.
АВЕРС: IVLIA MAMAEA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Мамеи в диадеме вправо.
РЕВЕРС: VENERI FELICI — Венера стоит вправо, держит скипетр и Купидона.
В поле, слева и справа: S. C.
6. Денарий, серебро
Луций Юлий Цезарь
Рим, 103 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Марса, обращенная влево, в шлеме с гребнем, украшенном сбоку пером; забрало из одной части и поднято козырьком; позади CAESAR, вверху буква Γ ∙
РЕВЕРС: Венера Родоначальница едет влево в биге, запряженной эротами, перед которыми лира; Венера держит скипетр в правой руке и поводья в левой; вверху буква Γ ∙
В обрезе: L. IVLI. L. F. (Lucius Julius Lucii filius).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА