ЭРО́Т, ЕРОТ, Э́РОС, ЕРОС
Ἔρως, Ἔρος, Amor, Cupido, бог любви. У Гомера он еще не упоминается; у него одна лишь Афродита является богиней-возбудительницей любви. Гесиод, напротив, относит его к числу древнейших богов (theog. 120): сначала был Хаос, затем Земля, Тартар и Ерот. Следовательно, Ерот является здесь соединяющей и творящей, образующей силой, которой производятся все существа мира и приводятся в гармонический порядок. В Феспиях чтили этого древнего стихийного бога и через каждые 5 лет праздновали в честь его Еротидии (Ἐρωτίδια или Ἐρώτια). Совершенно отлично от этого космического Ерота представление Ерота, являющегося у позднейших поэтов в качестве самого молодого из богов. Здесь он — прекрасный мальчик, близкий то к юношеству, то к детскому возрасту, полный хитрости и лукавства, жестокий мучитель людей и богов; он не щадит даже Зевса и своей матери Афродиты. Вооруженный луком и колчаном, полным стрел, летает он повсюду на золотых крыльях и поражает все, что живет на земле и в небесах, в море и подземном мире. Родителями его считаются обыкновенно Афродита и Арей, но также и Зевс, Афродита и Гермес и Афродита, Зефир и Ирида, или говорится, что родители его неизвестны, что он имел мать, но не было у него отца и т. п. В позднейшие греческие и римские времена Ерота представляли окруженным множеством подобных ему существ, молодых еротов, амореттов и давали ему в товарищи брата Антерота, бога взаимной любви, который своим соревнованием заставлял возрастать маленького Ерота.
Ерот был не только богом любви между обоими полами, но также и богом любви и дружбы между мужчинами и юношами и мальчиками. Поэтому священный отряд фиванских юношей был посвящен Ероту, и в Афинах чтили его как освободителя города, потому что дружеская чета, Гармодий и Аристогитон, освободила город от тирании Писистратидов.
В позднейшее время Ерота ставили в различные отношения к Психее, олицетворяющей человеческую душу и представляемой часто в виде бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки. Ерот является то соединенным с ней любовью, то мучителем ее, причем она является особенно в виде бабочки, которую он держит над факелом, вырывает у нее крылья и т. п. Апулей в своих метаморфозах соединил разнообразные элементы этого мифа в прелестной сказке следующего содержания: у одного царя были три дочери, из которых Психея была самая молодая и самая прекрасная. Ее полюбил Ерот и унес в уединенное место, где она жила в любви с ним, но не видела, не знала его. Но злые сестры, посетив ее, уговорили рассмотреть, вопреки запрещению Ерота, его лицо, и Ерот покинул ее. Психея искала его, вынесла множество разного рода бедствий, но наконец, очищенная от проступка испытанными страданиями, соединилась с ним навеки. Дочь ее названа была Счастием. Апулей вложил в этот рассказ философский смысл; Ерот здесь — великий дух (демон), который воспитывает людей к добру, а через это и к блаженству, — представление, составившееся уже до Апулея у других философов, напр. у Платона (в Συμπόσιον).
Художники представляют Ерота то в виде прекрасного отрока, то в виде прелестного крылатого дитяти. Последнее представление принадлежит позднейшим временам. Атрибуты его — лук, стрелы, колчан и факел. Кроме Феспий и Афин, особенно чтили его в Спарте, на Крите и Самосе, в Мегарах и прочих местах. Вместе с ним являются иногда Πόθος и Ἵμερος, — олицетворение страсти и желания, Τύχη, — счастья, Πειθώ, хариты и музы.
Римский Amor или Cupido — простой снимок с греческого Ерота, часто равнозначащий Пофосу и Гимеросу.
|
||
1.
денарий, серебро 75 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Крылатый бюст Купидона вправо, с луком и колчаном на ремне за плечом; сзади MAXSVMVS вниз. Кайма из точек. РЕВЕРС: Двухколонный храм (дистиль); внутри две статуи богов: слева Юпитер держит посох, над ним на фронтоне молния; справа богиня Свободы (Libertas), над ней на фронтоне шапка вольноотпущенника (pileus); внизу C EGNATIVS CN F; справа CN N вверх; слева контрольная метка. Кайма из точек. | ||
2.
Денарий, Серебро Гай Юлий Цезарь Испания*, 46—45 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Бюст Венеры с покрытой головой, в диадеме, с серьгами с одной подвеской влево, ее волосы собраны на затылке в пучок, украшенный звездой, на ее плече Купидон, позади — скипетр, слева авгурский жезл (lituus). Кайма из точек. РЕВЕРС: CAESAR — Трофей из галльского и испанского оружия, состоящий из шлема и доспеха, с овальным щитом и карниксом (carnyx) в правой руке и продолговатым щитом и карниксом (carnyx) в левой руке и двумя копьями, слева на одном колене стоит обнаженный пленник с длинной бородой и руками, связанными за спиной, смотрит вверх, справа — сидит одетая плачущая пленница, опираясь головой на правую (левую: BMCRR) руку; в поле легенда: CAESAR. Кайма из точек. | ||
3.
Тессера, медь Тиберий 14—37 гг. | ||
АВЕРС: Эрот стоит вправо, держит сумку (?) в правой руке и дубину на левом плече. РЕВЕРС: VIII внутри венка. | ||
4.
Денарий, Серебро Гай Юлий Цезарь Испания*, 46—45 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Венера с непокрытой головой в диадеме, украшенной драгоценными камнями, серьгах с тремя подвесками и ожерельем с подвесками вправо, ее волосы собраны в пучок на затылке, позади нее — Купидон. Кайма из точек. РЕВЕРС: CAESAR — трофей из галльского и испанского оружия одетый в шлем и панцирь, с копьем, овальным щитом и карниксом (carnyx) в каждой руке, слева сидит пленница, опираясь головой на правую руку, справа — бородатый пленник со связанными за спиной руками; в поле легенда: CAESAR. Кайма из точек. | ||
5.
Сестерций, медь Юлия Мамея Рим, 224 г. | ||
АВЕРС: IVLIA MAMAEA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Мамеи в диадеме вправо. РЕВЕРС: VENERI FELICI — Венера стоит вправо, держит скипетр и Купидона. В поле, слева и справа: S. C. | ||
6.
Денарий, серебро Луций Юлий Цезарь Рим, 103 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Марса, обращенная влево, в шлеме с гребнем, украшенном сбоку пером; забрало из одной части и поднято козырьком; позади CAESAR, вверху буква Γ ∙ РЕВЕРС: Венера Родоначальница едет влево в биге, запряженной эротами, перед которыми лира; Венера держит скипетр в правой руке и поводья в левой; вверху буква Γ ∙ В обрезе: L. IVLI. L. F. (Lucius Julius Lucii filius). |