[с.28] ГЛАВА III РИМСКИЙ СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ В 44 году до н.э. был убит Юлий Цезарь. После его смерти в Риме вновь начались гражданские войны. В 43 году до н.э. три наиболее крупных политических деятеля Рима — видный полководец Марк Антоний, представитель знатного рода Лепид и юный Октавиан, приемный сын и наследник Цезаря, — заключили союз, получивший название II триумвирата. Триумвиры захватили власть в государстве и жестоко наказали убийц Цезаря. Однако между ними недолго царило согласие. Борьба за власть разыгралась между Антонием и Октавианом. Решающее значение в этой борьбе имела битва при Акциуме в 31 году до н.э., в которой Октавиан нанес поражение Антонию. В результате Октавиан, позже получивший почетный титул Августа, стал единоличным правителем Рима. Будучи умным и осторожным человеком, Октавиан первоначально старался сохранить видимость республики. Он отказался от предложенного ему титула диктатора, называя себя принцепсом (голосующим первым в сенате). Он не обострял отношений с сенатом и старался показать, что считается с его мнением. В действительности же Октавиан стал единоличным правителем государства, так как все основные государственные должности сосредоточились в его руках. Он получил высшую власть — империум, пожизненную должность трибуна, власть над провинциями, а несколько позже — звание верховного жреца — главы римской религии. Таким образом, республика в Риме фактически перестала существовать. С правления Августа начинается период Римской империи. С прекращением гражданских войн и установлением мира начинается экономический подъем Италии. Растущее благосостояние государства способствовало расцвету культуры в Риме. Август заново отстраивает Рим, воздвигает вместо кирпичных строений времени Республики великолепные мраморные здания. «Город Рим, не отвечающий своим внешним видом величию империи и подверженный наводнениям и пожарам, он так украсил, что по справедливости мог хвалиться, что приняв его кирпичным, оставляет мраморным» (Светоний, Божественный [с.29] Август, 28). Эпоху Августа часто называют «золотым веком» римской литературы. Это время творчества крупнейших римских поэтов — Вергилия, Горация, Тибулла, Проперция, Овидия. Они прославляли в своих произведениях личность Августа и его деятельность, нередко используя при этом образы греческой мифологии. Обращение к Греции характерно и для изобразительного искусства, чему в известной мере способствовали личные вкусы императора. Про Августа было справедливо сказано, что он влил римский дух в греческие формы. Значение для Рима художественного наследия Греции хорошо выражено в стихотворении Горация:
Строгие формы греческой классической скульптуры были созвучны идеям величия империи, пронизывающим всю духовную жизнь августовской эпохи. Для скульптуры этого времени характерны простота и ясность построения, строгость и сдержанность, четкость формы и стремление к обобщенности, сочетающиеся с присущим римлянам стремлением к документальной точности воспроизведения. Это направление получило название августовского классицизма. Особенно ярко оно проявляется в скульптурном портрете времени Августа, в первую очередь в придворном официальном. В нем наблюдается отход от искусства эпохи эллинизма, оказавшего сильное влияние на позднереспубликанский портрет, и обращение к греческой классике V и IV веков до н.э. Свойственные августовскому портрету обобщенность и идеализация сочетаются с индивидуальной характеристикой. Важное место в скульптуре конца I века до н.э. — начала I века н.э. принадлежит изображениям самого Августа. Одно из лучших — мраморная голова, найденная в Вероне. Юный Октавиан изображен с бородой, обозначенной мелкими прядями на подбородке.
Для процесса раскрытия образа Августа очень важен бюст в Капитолийском музее в Риме, изображающий его, вероятно, вскоре после битвы при Акциуме. Резкий поворот головы, живой беспокойный взгляд под сдвинутыми бровями, беспорядочно извивающиеся пряди волос над лбом — все напоминает портреты поздней Республики, выполненные под [с.30] влиянием эллинистического искусства. Это, пожалуй, наиболее выразительный и жизненный бюст Августа — в этом волевом лице с плотно сжатыми губами чувствуется напряжение борьбы, воля к победе. В то же время образ уже подвергся идеализации, он поднят над общим уровнем, героизирован и в этом отношении предшествует портретам, изображающим Августа в зрелом возрасте. Он близок к ним по пропорциям лица. Форма бюста, охватывающего верхнюю часть груди, характерна для портрета раннеимператорского времени. Более поздние портреты Августа выдержаны в духе классицизирующего искусства. В расцвете власти изображен он в знаменитой
Об исключительной силе взгляда Августа писал Светоний: «...глаза у него были светлые и блестящие, и ему хотелось, чтобы в их выражении находили какую-то сверхъестественную силу, так что он радовался, когда кто-нибудь под его пронзительным взором, словно под ослепительными лучами солнца, опускал голову» (Светоний, Божественный Август, 79). Идеализация лица в духе греческой классики хорошо сочетается с правильными чертами Августа. На волосах, глазах, плаще и панцире сохранились следы раскраски, обнаженные части тела были тонированы краской телесного тона. Вопрос о датировке статуи Августа из Прима Порта остается спорным. До последнего времени господствовало мнение о том, что она была [с.31] выполнена около 20 года до н.э. по случаю победы римлян над парфянами, которую прославляют рельефные изображения на панцире Августа. Сравнительно недавно был высказан ряд возражений против этой даты, в частности, датским ученым В. Поульсеном, который считает статую репликой, выполненной уже после смерти императора, с более ранней его статуи. Основной довод Поульсена состоит в том, что статуя была найдена на частной вилле Ливии. Триумфальная же статуя императора должна была бы стоять в официальной части Рима, вероятнее всего в одном из храмов Капитолия, где находились римские знамена, возвращенные парфянами. Оригинал статуи Августа мог быть выполнен, по мнению Поульсена, даже до 20 года до н.э. Но оригинал или копия, эта статуя дает представление о наиболее распространенном типе портретов Августа, который повторяет большинство дошедших до нас его изображений.
Другой тип портретной статуи изображает Августа в облике верховного жреца. Такова статуя в Национальном музее в Риме — один из лучших его портретов. Он представлен приносящим жертву, с накинутым на голову краем тоги и чашей для возлияния в правой руке. В лице Августа с впалыми щеками и утомленным взглядом чувствуется стремление скульптора передать пожилой возраст; но в то же время образ императора героизирован: как и в более ранних портретах, он представлен как личность, стоящая выше обычных людей. Статуя Августа в тоге интересна также и тем, что голова ее, работы несомненно выдающегося мастера, была исполнена отдельно, из греческого мрамора, и вставлена в статую тогатуса, выполненную рукой другого мастера из италийского мрамора. Такое соединение головы с фигурой тогатуса распространено в римской портретной скульптуре. Статуи тогатусов изготовлялись заранее, портретные же головы заказывались специальным мастерам-портретистам. Статуя тогатуса, как особый вид портрета, возникла в эпоху Республики. В раннеимператорское время изменяется одежда: длинная тога доходит до ступней ног, складки ее становятся более богатыми и разнообразно расположенными. Складки тоги статуи Августа в Национальном музее совершенно скрывают фигуру. После смерти императора появились статуи, изображающие Августа обожествленным, в образе Юпитера или Аполлона. Обычай обожествления личности правителя, установившийся в Риме с началом империи, восходит к традициям древневосточных монархий, усвоенным эллинистическими правителями и перенятым римлянами вместе с эллинистической культурой. В ленинградском Эрмитаже находится статуя из Кум,
[с.32] Выше было отмечено, что августовский классицизм находит свое особенно яркое выражение в официальном придворном портрете, в круг которого входят в первую очередь портреты самого императора и членов его семьи. Женский портрет получает более самостоятельное значение, чем в эпоху Республики. Важное место принадлежит портретам супруги Августа, Ливии. Превосходная статуя была найдена при раскопках виллы Мистерий в Помпеях.
Значительно большая идеализация черт лица чувствуется в портретной голове Ливии из Эрмитажа. Исполненный в начале I века н.э.,
Сознательная идеализация не мешает римскому мастеру подметить признаки возраста.
Для датировки портретов Ливии большое значение имеет прическа; примерно до начала I века н.э. она носила нодус — узел волос над лбом, на более поздних портретах, например, на портрете в Эрмитаже, мы видим разделенные на прямой пробор пряди волос; самая поздняя прическа Ливии — закрученные на висках локоны. Обобщенность и идеализация в изображениях времени Августа достигают иногда столь большой степени, что портретные черты становятся едва уловимы.
В правление Августа впервые появляются детские портреты. Дошедшие до нас представляют собой изображения детей,
Мы рассмотрели несколько произведений, относящихся к официальному придворному портрету, в котором наиболее ярко выражается августовский классицизм. Однако скульптурный портрет времени Августа, особенно начала его правления, не ограничивается одним этим направлением. В этот период создаются произведения, характеризующиеся гораздо более сильным звучанием реалистических черт. Превосходным образцом является бюст Агриппы в Лувре. Агриппа, выдающийся полководец, ближайший помощник и зять Августа, умер в 12 году до н.э. По существу, его портреты следовало бы отнести к официальным придворным портретам. Однако сравнительно ранний бюст Агриппы в Лувре,
Очень выразительна бронзовая мужская голова из Метрополитен-музея в Нью-Йорке, так называемый Агриппа. Голова была найдена вместе с фрагментами бронзовых статуй и посвятительной надписью в честь Агриппы.
Не менее совершенен по своим художественным качествам портрет неизвестного в собрании Эрмитажа. Это одна из немногих хорошо сохранившихся до наших дней работ, выполненных в бронзе, — утрачены лишь вставленные глаза, которые были сделаны из цветного камня. Образ, несомненно, индивидуален — в этом его сходство с портретом Агриппы. Слегка сдвинутые брови, глубокие складки от углов рта, плотно сжатый рот придают его небритому в знак траура лицу печальное выражение. Но, в отличие от Агриппы, в этой голове, несмотря на ее раннюю дату (она датируется началом правления Августа), нет черт эллинизирующих позднереспубликанских портретов. Свойственная ей [с.34] обобщенность, отсутствие детализации характерны для классицизирующего августовского портрета, прекрасным образцом которого она является. По вполне справедливому мнению О. Ф. Вальдгауэра, мастер, исполнивший ее, хорошо знал греческое классическое искусство. Из всех видов римского скульптурного портрета самыми консервативными были изображения на надгробиях. Они меньше, чем другие типы портрета, подвергаются влиянию греческого искусства, в них дольше сохраняются республиканские традиции, хотя материалом для надгробий августовского времени уже служит мрамор, сменяющий местный известняк. Надгробные портреты раннеимператорского времени, как и республиканские, обычно представляют собой бюсты, исполненные в высоком рельефе. Характерным памятником такого рода является надгробие с бюстами пяти вольноотпущенников — так называемое надгробие Фуриев в Капитолийском музее [на самом деле — в Ватиканских музеях. — Прим. ред. сайта].
Надгробие Катона и Порции в Ватиканском музее в Риме отличается от других тем, что обе фигуры исполнены не в рельефе,
* * * Классицизирующее направление в портретном искусстве не ограничивается временем правления Августа, но продолжается и при его преемниках, императорах из династии Юлиев-Клавдиев. Изображение обожествленного императора становится традиционным.
[с.35] Те же черты отличают довольно многочисленные в эту эпоху портретные статуи в виде стоящих героизированных фигур. В художественном отношении лучшей из них является статуя Германика, рано погибшего племянника Тиберия, находящаяся в Лувре.
Начиная с 40-х годов I века н.э. постепенно возрождается интерес к передаче индивидуальных особенностей человека. Уже в портрете императора Калигулы в Глиптотеке Копенгагена образ менее идеализирован, чем в портретах его предшественников. Калигула, сменивший Тиберия в 37 году н.э., отличавшийся большой жестокостью, вызвал всеобщее недовольство и был убит преторианцами в 41 году н.э. Большая часть портретов этого императора была уничтожена после его гибели. Можно с уверенностью сказать, что все сохранившиеся портреты Калигулы были исполнены при его жизни.
В портрете из Копенгагена Калигула изображен молодым человеком несколько болезненного вида с правильными чертами лица. Высокий прямой лоб с падающими на него прядями волос, оттопыренные уши, запавшие глаза, рот с чуть выдающейся верхней губой, длинная шея являются его индивидуальными чертами. Однако моделировка портрета еще обобщенная, без детализации. Новые черты становятся еще заметнее в портретах времени императора Клавдия (41—54 гг. н.э.).
Идеальные формы тела вступают в противоречие с реалистической характеристикой лица. Портретная голова Клавдия является работой незаурядного художника. В ней переданы особенности старческого возраста — дряблая кожа, маленькие глубоко запавшие глаза, морщины на лице. Уши оттопырены, волосы низко зачесаны на лоб. Такое реалистическое изображение старческого лица представляет новое явление в портретах римских императоров. Черты лица Клавдия трактованы мягко и живописно, что характерно для многих портретов того времени. [с.36] Прекрасный пример новой манеры в обработке мрамора, с широким использованием эффектов светотени, — портрет мальчика, найденный в гробнице Лициниев в Риме и датирующийся около середины I века н.э.
Один из самых выдающихся женских портретов этого времени — голова Агриппины, второй жены
В этом и ряде других портретов времени Клавдия сильнее сказываются черты классицизирующего направления, чем в отмеченных выше изображениях императора и мальчика из гробницы Лициниев. Следует думать, что в это время существовали различные школы портретного искусства. Одни все еще следовали классицизму эпохи Августа, другие же работали в духе нового направления, более реалистического. В скульптурном портрете времени императора Нерона (54—68 гг. н.э.), преемника Клавдия, мы видим продолжение и развитие этого направления. Голова Нерона в Национальном музее в Риме16 — прекрасный этому пример. Она была исполнена в первые годы правления Нерона и изображает его молодым. Моделировка лица с его нерезкими, немного расплывчатыми чертами выполнена очень мягко.
[с.37] Создание такого, отнюдь не идеализирующего образа правителя в официальном придворном портрете объясняется возросшим стремлением к реализму, к передаче близкого сходства. Отход от классицизма и усиление реалистических тенденций, а также применение новых приемов более мягкой и пластичной моделировки и более живописной трактовки поверхности делают портрет времени Клавдия и Нерона переходным от августовского классицизма к искусству времени Флавиев. Мы рассмотрели эволюцию столичного римского скульптурного портрета раннеимператорского времени. На периферии Римской империи, в таких ее провинциях, как Греция или Малая Азия, в эту эпоху также развивалось искусство портрета, далеко не во всем совпадающее со столичным. Несмотря на то, что многие греческие мастера в это время работают в самом Риме, в Греции продолжается интенсивная художественная жизнь. Среди найденных здесь статуй и портретных бюстов много изображений римских императоров, изготовленных по образцу столичных портретов. Очевидно, существовали официальные стандартные типы, которыми следовало руководствоваться при создании новых экземпляров. Сравнение этих изображений с их столичными прообразами позволяет ясно почувствовать различия римского и греческого портрета. Группа статуй Августа и членов его семьи была найдена в 1914—1915 годах в Коринфе. Все они выполнены из пентелийского мрамора и, видимо, принадлежат к одной художественной школе. Лучше других сохранились статуя Августа в тоге и две статуи обнаженных юношей — портреты внуков Августа — Гая Цезаря и Люция, рано умерших и героизированных после смерти. Статуя Августа несколько больше натуральной величины (около двух метров);
Выдающиеся образцы греческого скульптурного портрета были найдены при американских раскопках на Агоре в Афинах.
[с.38] К портрету с Афинской Агоры близок по художественным принципам великолепный портрет юноши из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.
Еще заметнее традиции эллинистического искусства прослеживаются в малоазийском портрете августовского времени — вполне понятное явление, если вспомнить, что наивысшего расцвета это искусство достигло именно в городах Малой Азии. Хорошим образцом служит портрет Августа из Пергама, хранящийся в Археологическом музее Стамбула. Резкий поворот головы, большие, широко расставленные глаза, слегка приоткрытый рот придают изображению патетический характер, напоминающий произведения пергамской школы эллинистического времени и совершенно несвойственный римским портретам эпохи Августа. При этом в голове из Пергама сохранено портретное сходство — черты Августа переданы достаточно точно, но им придано выражение, не характерное для спокойных и величавых портретов императора, созданных в Риме. Наряду с такой своеобразной интерпретацией портрета, в Малой Азии создавались и изображения, значительно более близкие по трактовке к столичным.
ПРИМЕЧАНИЯ: 15. Последние работы зарубежных ученых в области римского портрета показывают, что не все скульптурные портреты юного Октавиана являются достоверными. Пользующийся широкой известностью бюст из Ватикана в настоящее время признан работой начала XIX в. [назад] 16. Многие из известных портретов Нерона в настоящее время признаны не античными, как, например, голова из черного камня в Уффици во Флоренции. [назад] 17. В. Поульсен считает, что это портрет некоего Паулюса Фабиуса Персикула, бывшего консулом в Азии. Мать Персикула Марция была родственницей Августа. Этим и объясняется портретное сходство. [назад]
|