с.47 Статья посвящена анализу состоявшейся в 129 г. до н. э. передачи консулам судебных полномочий от гракханской комиссии (IIIviri agris iudicandis adsignandis). Главной задачей исследования является определить суть политического компромисса, ставшего основой этого акта, и его последствия.
Ключевые слова: древний Рим, Поздняя республика, братья Гракхи, аграрная реформа, империй, судебные полномочия, сенат.
Поражение Тиберия Гракха на выборах плебейских трибунов и его убийство в 133 г. (здесь и далее — до н. э.) изменили характер политической борьбы между сторонниками аграрной реформы и сенатом. Расправа, учиненная над вождем оппозиционного движения представителями правящей элиты, вызвала крайне негативную реакцию в среде плебса1. Преследования сторонников мятежного трибуна, предпринятые в 132 г. консулом П. Попиллием Ленатом, не имели должного эффекта и даже представляли угрозу безопасности самих преследователей, еще более обостряя отношения между властью и общественными низами2. Убийство Тиберия Гракха в конечном итоге явилось «пирровой победой», поскольку устранение лидера движения не привело к ликвидации результатов его деятельности: аграрный закон сохранял силу, а комиссия «триумвиров по межеванию и наделению землей (IIIviri a(gris) i(udicandis) a(dsignandis)»)3 продолжала свою деятельность4. Так что прямая атака оказалась неэффективной. Все это заставило сенат, а также противников аграрной реформы из среды всаднического сословия и италийской знати обратиться к иным методам нейтрализации деятельности аграрной комиссии, прежде всего, к поиску легитимных способов противодействия последователям Тиберия Гракха.
Решительный шаг в этом направлении сенат сделал лишь в 129 г., о чем сообщает Аппиан (
Данная мера должна была стать сокрушительным ударом по политическим позициям гракханцев, которые потерпели самое тяжелое поражение со времени убийства инициатора аграрной реформы. Ведь судебные полномочия составляли основу власти триумвиров. А потому следовало ожидать, что в случае обструкции со стороны консулов (пример подал Тудитан) даже при сохранении комиссии ее земельный фонд перестанет пополняться. Соответственно прекратится наделение граждан участками, как только исчерпаются земли, изъятые до 129 г. Обстановку еще более накалила неожиданная смерть Сципиона Эмилиана, которую многие римляне считали делом рук оппозиции, отомстившей ему за активное противодействие ее планам7.
Таким образом, аграрная комиссия продолжала существовать, но ее деятельность ограничивалась теперь лишь распределением земель. Однако ряд источников противоречит этому выводу. По свидетельству Диона Кассия, именно со смертью Сципиона Эмилиана «снова уменьшилась общая сила влиятельных лиц, так что члены аграрной комиссии без опасения ограбили, так сказать, всю Италию» (Dio Cass. XXIV. Fr. 84. 2). В периохах Ливия имеется краткое сообщение в том же духе, что после смерти Сципиона волнения, связанные с деятельностью триумвиров, разгорелись с новой силой8. О продолжении определенной судебной деятельности (но без указания, о ком идет речь) в период после смерти Сципиона сообщает и Аппиан (
Так что же произошло в 129 г. и какие это имело последствия? Для ответа на вопрос необходимо выяснить основания изъятия у триумвиров судебных полномочий, т. е. какая правовая или внеправовая процедура имела место. К сожалению, процедурные вопросы не привлекли внимание Аппиана, который ограничился с.49 упоминанием начального и конечного пунктов процесса (согласие сената после выступления Сципиона и передача судебных полномочий Тудитану). Специальному исследованию указанная проблема в тесной связи с вопросом о правовых основах власти триумвиров подверглась в статье
Другим аргументом является аграрный законопроект П. Сервилия Рулла, образцом для которого, по крайней мере, в части ауспиций, послужил как раз закон Тиб. Семпрония Гракха: iubet (sc. Rullus) auspicia coloniarum deducendarum causa Xviros habere, pullarios (и далее идет цитата из законопроекта Рулла) ‘eodem iure’, — inquit (sc. Rullus), — quo habuerunt IIIviri lege Sempronia (Cic. Leg. agr. II. 31, cp. 32)12. Пулларии («цыплятники») являлись помощниками при проведении гадания по священным цыплятам (auspicia ex tripudiis)13, которое использовалось магистратами за пределами Рима, а в эпоху Поздней Республики так стали называть помощников при проведении ауспиций любого типа14. По мнению Т. Моммзена, в случае аграрных комиссий речь должна идти о так называемых auspicia minora15, т. е. ауспициях младших магистратов, не обладавших империем. Однако в законопроекте Рулла однозначно предусматривалось наличие у комиссии децемвиров империя (сроком на пять лет) и связанной с ним судебной власти (summo cum imperio iudicioque16). Причем там подробно расписывалась процедура получения империя, подвергшаяся сокрушительной критике Цицерона (ibid. 18—
Однако эти, казалось бы, столь ясные и однозначные свидетельства допускают и другое толкование. Ведь Рулл в своем нереализованном законопроекте предложил весьма странную, уникальную процедуру избрания децемвиров, а именно, 17 трибами из 35 по образцу избрания верховного понтифика (Cic. Leg. agr. II. 18). Таким с.50 же образом избирали в то время членов четырех важнейших жреческих коллегий. Но ведь подобное избрание (меньшей частью триб) не делало жрецов магистратами. Поэтому Рулл предполагал наделить децемвиров властью через куриатный закон об империи, который тогда являлся чисто формальным актом в процедуре легитимации власти магистратов с империем, собственно, консулов и преторов. Так что империй у децемвиров Рулла вполне можно объяснить его оригинальным замыслом, имевшим целью, возможно, поднять статус аграрной комиссии, ведь трибутные комиции не избирали магистратов с империем.
Указывает Бауман и на прямое свидетельство Ливия о наличии империя (на три года) у двух аграрных комиссий для выведения колоний, избранных в 194 г. (Liv. XXXIV. 53. 1—
Если члены гракханской комиссии все же обладали империем, как считают Бауман и ряд других исследователей (см. прим. 10), то данное обстоятельство, несомненно, резко усложняло для сената задачу изъятия у них судебных полномочий. Ответ на вопрос об основаниях этого акта позволяет в полной мере оценить масштабы событий, имевших место в 129 г. По мнению Баумана, речь в данном случае шла о специальном постановлении сената, на основании которого судебные полномочия гракханской аграрной комиссии были переданы консулу подобно тому, как это происходило при распределении провинций. Он считает, что в тексте lex Sempronia agraria судебные полномочия для разрешения споров между собственниками были оформлены как consulis praetoris IIIviri a. i. a. iuris dictio17. Формальным же основанием для принятия соответствующего решения могли стать претензии к триумвирам по поводу несоответствия их действий интересам государства, что выразилось в нарушении прав римских союзников18.
Предложенное Бауманом объяснение снижает значение акта, совершенного сенатом в 129 г. Вызывает сомнения и сама возможность лишения магистратов даже части полномочий решением сената. В римской политической практике сложение должностных полномочий происходило только на добровольной основе19. Конечно, магистрата могли принудить к этому акту (coactus abdicare se20), но всё же это было его собственное действие, совершить которое надлежало ему самому. Без сомнения, методы давления на магистратов были весьма эффективны21. В основе их лежала краткосрочность должности. Став частным человеком, бывший магистрат рисковал многим за свое прежнее своеволие, и это обстоятельство заставляло его при исполнении магистратских полномочий считаться с мнением и сената, и сограждан. Но в тогдашней ситуации противники аграрной реформы не могли всерьез рассчитывать на «благоразумие» своих политических оппонентов. Всякого рода давление на сподвижников Тиберия Гракха не принесло бы необходимого с.51 эффекта. Даже кровавые события 133—
Более вероятным представляется другой вариант нейтрализации гракханской комиссии — отмена (аброгация) аграрного закона Тиберия Гракха22. В периохах Ливия имеется уникальное сообщение: «обнародовал [Тиб. Гракх] и другой аграрный закон, которым шире открывал себе земли, — чтобы те же триумвиры определяли, где общественная земля, а где частная»23. Причем сначала в периохах упомянут закон, также названный lex agraria, вводивший ограничения на владение общественной землей. Затем сообщается об избрании триумвиров «для раздела земли» (ad dividendum agrum), после чего помещены указанные сведения о «другом аграрном законе». Получается, что имели место два аграрных закона — главный, посвященный ограничению владения общественной землей и избранию аграрной комиссии, и дополнительный, который, собственно, предоставил триумвирам судебные полномочия. Отметим также, что об «аграрных законах» (во мн. числе), предложенных Тиберием Гракхом, говорит Веллей Патеркул (II. 2. 2—
В современной историографии вопрос о «количестве» аграрных законов, принятых по инициативе Тиберия Гракха, не имеет однозначного решения25. Если все же имели место два закона, то и тут возможны два варианта. Не исключено, что первый лишь вводил ограничения на пользование общественной землей. Собственно, об этом и сказано в периохах. В таком случае его официальное обозначение было lex Sempronia de modo agrorum. Этот закон должен был создать материальную базу для последующего раздела части ager publicus среди малоимущих римлян. По мнению Дж. Тибилетти, появление законов de modo agrorum было обусловлено необходимостью контроля за земельными ресурсами фонда ager publicus. В этом заключается главное их отличие от «классических» leges agrariae, которые были направлены на перераспределение права собственности или владения26. Соответственно на основании второго закона (собственно, lex Sempronia agraria) была создана аграрная комиссия, которая именно по этому закону должна была наделяться судебными полномочиями. Но такому предположению противоречит последовательность событий в изложении автора периох, где ясно сказано об избрании триумвиров до принятия второго закона.
Другой вариант предполагает, что уже первый аграрный закон предусматривал, помимо земельного максимума27, создание аграрной комиссии. С этим согласуются с.52 сведения остальных источников, которые, впрочем, не сообщают о втором законе, дополнительно наделившем триумвиров судебными полномочиями. Если все же он имел место, то ясно, что наибольшая угроза для интересов сената исходила именно от него. Поэтому он и стал основной «мишенью» для противников аграрной реформы, как показали события 129 г.
Конечно, необходимость в дополнительном законе вызывает некоторые сомнения, поскольку остается неясным, почему законодатель сразу не предусмотрел судебные полномочия для членов комиссии. Недоумение усиливается, если признать, что уже по первому закону триумвиры обладали империем, который включал в себя эти полномочия. Впрочем, судебная власть (iudicium), несомненно, тесно связанная с империем, полностью с ним все же не совпадала и являла собой некую альтернативу империю, упоминаясь с ним параллельно (как, например, в законах гракханского времени: Lex repetund. 72; Lex agr. 87). Имеются и некоторые косвенные аргументы в пользу реальности дополнительного закона. У Макробия упоминается речь Сципиона Эмилиана Contra legem iudiciariam Tiberi Gracchi (Macr. Sat. III. 14. 6). Против какого закона он выступил? Во время трибуната Тиберия Гракха Сципион находился под Нуманцией, соответственно, эта речь была произнесена после смерти Тиберия. Само собой, напрашивается параллель со 129 г., когда Сципион оспорил именно судебные полномочия триумвиров. Таким образом, можно обозначить два закона как собственно lex agraria (первый) и lex iudiciaria (второй). Насколько последнее название технически точное, трудно сказать, но так будет проще их различать в дальнейшем изложении.
Вторым косвенным аргументом является уже упоминавшееся определение Цицероном власти децемвиров по законопроекту Рулла summo cum imperio iudicioque, повторенное им трижды в своей речи (Cic. Leg. agr. II. 34; 60; 99). Зачем Цицерону потребовалось выделить судебные полномочия, если он уже назвал власть децемвиров «высшим империем»? Не исключено, что Рулл, образцом для которого, по крайней мере, частично, послужил аграрный закон Тиберия Гракха, включил в свой законопроект и полномочия, предусматривавшиеся в lex iudiciaria. Это выглядит вполне логично, ибо они лишь дополняли полномочия, предоставленные по lex agraria.
Отметим также, что, по мнению Аппиана, из-за народа, т. е. опасаясь его, Сципион не стал явно порицать закон Гракха и ограничился предложением передать другим лицам судебные полномочия триумвиров. Если эти полномочия имелись в lex agraria, то каким образом можно было отменить часть закона, изъяв их? Если же они предоставлялись отдельным законом, то речь шла об его аброгации, т. е. процедуре известной и правовой. В рассказе Аппиана после одобрения сенатом этой идеи «враги Сципиона стали кричать, что Сципион решил совершенно отменить закон Гракха» (App.
В послегракханский период при отмене (аброгации) закона решающую роль играл сенат. Цицерон отмечал, что Тициевы, Апулеевы и Ливиевы законы были отменены одной строчкой постановления сената (uno versiculo senatus: Cic. Leg. II. 14). Речь шла о малоизвестном аграрном законе Секста Тиция (99 г.)28, о знаменитых законах (плебисцитах) Апулея Сатурнина (100 г.) и о не менее известных законах (плебисцитах) М. Ливия Друза (91 г.). В другом сочинении Цицерон указывает с.53 основание для отмены сенатом Ливиевых законов — при их принятии был нарушен закон Цецилия-Дидия 98 г. (Cic. Dom. 41, ср. 50), возобновивший древний запрет соединять в одном законопроекте разные вопросы и установивший обязательный срок (trinundinum) между обнародованием законопроекта и голосованием по его поводу (ibid. 41; 53).
В некоторых из упомянутых событий определенную роль сыграла коллегия авгуров. А именно, касательно аграрного закона (плебисцита) плебейского трибуна Секста Тиция (99 г.) был принят декрет авгуров (Cic. Leg. II. 31) — единственный достоверно известный подобный случай. Поводом — причины носили явно политический характер — обращения к жрецам могло послужить знамение: два дерущихся ворона в небе над народной сходкой (Obseq. 46). Законы Ливия, по словам Цицерона, были упразднены по совету (consilio) консула и авгура Л. Марция Филиппа (Cic. Leg. II. 31). Асконий, комментируя речь Цицерона «В защиту Корнелия», упомянул некоторые детали отмены Ливиевых законов: их отмены консул Филипп добился от сената, а в постановлении сената указывалось, что законы внесены вопреки ауспициям (Ascon. Pro Corn. P. 61C).
Еще в одном случае речь шла о попытке плебейского трибуна Клодия отменить все мероприятия Цезаря под тем предлогом, что они были проведены «вопреки ауспициям». Отменить мероприятия Цезаря должен был сенат (per senatum rescindi oportere: Cic. Dom. 40). Во втором случае, в «филиппиках», Цицерон говорил о законах, внесенных М. Антонием per vim et contra auspicia (vitiose)29, отмененных сенатом на этом основании (Cic. Phil. XII. 12; XIII. 5). Такой же предлог для возможной отмены законов (плебисцитов) Апулея Сатурнина (100 г.) предложил сенату Гай Марий30.
Таким образом, говоря о законах, Цицерон всегда указывает именно на сенат как на силу, которая может их аннулировать. А поскольку Аппиан (
В рассматриваемое время сложилось некоторое политическое равновесие: гракханцы не имели шансов получить поддержку в сенате, но и противники аграрной реформы не могли быть совершенно уверены в том, что народное собрание поддержит их, так как гракханцы все еще пользовались большой поддержкой в комициях, о чем свидетельствуют упомянутые опасения Сципиона (конечно, в той мере, насколько можно доверять этим данным). Но о том же говорит успех М. Фульвия Флакка на консульских выборах на 125 г., а также два трибуната Гая Гракха.
Ситуация политического равновесия может послужить ключом к решению вопроса об основаниях передачи судебных полномочий от гракханской комиссии консулам. Изъятие их без согласия гракханцев представляется весьма затруднительным, если им не было предложено что-то взамен. В этой связи следует обратить внимание на то обстоятельство, что для римской политической практики не было свойственно предоставление неограниченного по времени империя. И в отмеченных выше случаях предоставления империя аграрным комиссиям (в 194 г. и по законопроекту Рулла) четко указывался срок его действия (соответственно три и пять лет). Такой же пункт должен был иметься и в тексте lex Sempronia agraria. Поэтому истечение срока действия полномочий триумвиров предоставляло противникам реформы прекрасную возможность остановить деятельность гракханских триумвиров.
Однако Аппиан, рассказывая об избрании коллегии триумвиров, употребил фразу, которая подразумевает ежегодное переизбрание триумвиров35: τρεῖς αἱρετοὺς ἄνδρας, ἐναλλασσομένους᾿ κατ’ ἔτος (App. ВС. I. 9. 37). Некоторые аргументы против такой интерпретации сообщения греческого историка приводит Стоктон36. В частности, он отмечает, что в речах против аграрного закона П. Сервилия Рулла Цицерон не упоминает о существовании процедуры ежегодного переизбрания триумвиров, хотя это могло быть использовано им для дальнейшей критики законопроекта Рулла, предусматривавшего пятилетний срок полномочий. Кроме того, Стоктон обращает внимание, что в момент избрания триумвиров Гай Гракх находился в армии, воевавшей против Нуманции, и вернулся в Рим лишь в конце 133 или в начале следующего года37. Таким образом, непонятно, для чего нужно было избирать его на тот год, когда он вынужденно отсутствовал. Это относится и к П. Лицинию Крассу Муциану, который в 131 г. отправился в провинцию Азию для подавления восстания Аристоника. И в целом античная традиция не сообщает о наличии подобного прецедента при формировании аграрных комиссий периода Республики. К тому же трудно объяснить, почему предполагаемое ежегодное переизбрание в комиссию, являвшуюся средоточием политических и социально-экономических противоречий, не оставило никаких следов в источниках. Вполне с.55 возможно, что это сообщение Аппиана стало следствием неверного прочтения тех данных, на которые опирался греческий историк38.
Итак, если полномочия аграрной комиссии IIIviri a. i. a. были ограничены конкретным сроком, то скорее всего речь должна идти о пяти годах, как это позднее предусматривалось в законопроекте П. Сервилия Рулла, ссылавшегося среди прочего на Семпрониев закон. В таком случае неудивительно, почему недовольство союзников проявилось лишь спустя некоторое время после принятия lex Sempronia agraria, ведь власть триумвиров истекала в 128 г.39 Противники земельного закона Тиберия Гракха решили использовать сложившуюся ситуацию в своих целях и организовали кампанию против продления полномочий IIIviri a. i. a. По причине скорого истечения их срока действия в интересы сената не входила эскалация конфликта, но и у гракханцев были свои козыри, связанные с народным собранием.
В процедуре пророгации (продления) империя магистратов, как и при аброгации законов, взаимодействовали две инстанции — сенат и народное собрание. Но постепенно эти полномочия фактически перешли исключительно к сенату, который во II в. уже самостоятельно решал вопрос о предоставлении промагистратской власти40. Если в 129 г. гракханцы намеревались добиться продления полномочий триумвиров, то они неминуемо должны были столкнуться с большими трудностями, поскольку ключевым пунктом являлось согласие сената. Поддержка со стороны отдельных представителей римской элиты не гарантировала реформаторам вынесение сенатом благоприятного постановления. Отрицательная реакция большей части этой элиты на аграрную реформу Тиберия Гракха со всей отчетливостью проявилась еще в 133 г. Не стала неожиданностью для гракханцев и позиция Сципиона Эмилиана, так как он и ранее негативно высказывался о деятельности их погибшего лидера41. Однако не стоит сбрасывать со счетов народное собрание, которое, хотя редко, всё же принимало участие в процедуре продления империя и во II в., главным образом когда в самом сенате не было единства42. А в народном собрании у гракханцев имелись значительные шансы получить поддержку.
Хотя у нас нет сведений о пролонгации империя гракханской комиссии, но состояние источников не позволяет придавать сколько-нибудь важное значение этому аргументу ex silentio. Уже упоминавшиеся в начале статьи сообщения Ливия (per. 59) и Диона Кассия (XXIV. Fr. 84. 2) свидетельствуют в пользу того, что триумвиры не прекращали своей деятельности. В том же ключе можно истолковать рассказ Аппиана о последующих событиях (
Предоставление консулам (т. е. магистратам cum imperio) полномочий по размежеванию государственной и частной земли не требовало подготовки специального законопроекта и его принятия в народном собрании. В 173 г. консул Л. Постумий Альбин руководил межевыми работами в Кампании (Liv. XLII. 1. 6—
Интересный материал предоставляют эпиграфические источники, прежде всего межевые камни, так называемые termini Gracchani. На большинстве из них зафиксированы имена Гая Гракха, Аппия Клавдия и П. Лициния Красса Муциана, которые входили в комиссию в 132—
Следующий эпиграфический памятник (lex repetundarum), в котором содержится ссылка на некую аграрную комиссию, датируется вторым трибунатом Гая Гракха, т. е. 123/122 гг. она обозначена как IIIviri a(gris) d(andis) a(dsignandis). Триумвиры a. d. a. появляются в списке римских должностных лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за вымогательство в случае жалобы со стороны союзников45. Затем они упоминаются в строках, где определяется порядок назначения судей и некоторые процессуальные нормы46. По всей видимости, речь в данном случае шла об аграрной комиссии Гая Гракха, в компетенцию которой входило выведение колоний47. Таким образом, где-то между 129—
Предложенный выше вариант компромисса между сенатом и гракханцами (судебные полномочия — консулам, пророгация власти — триумвирам) представляется наиболее взвешенным с точки зрения имеющихся в нашем распоряжении источников. Такой компромисс отнюдь не означал прекращение судебной деятельности, но теперь она зависела от консулов48, и тут были возможны разные варианты. И все же удар, полученный гракханцами, по всей видимости, оказался весьма тяжелым: складывается впечатление, что последующие пять лет (до трибуната Гая Гракха) триумвиры бездействовали. Более того, в 126 г. Гай Гракх покинул Рим для отправления должности квестора при наместнике Сардинии Л. Аврелии Оресте49. На Сардинии он пробыл больше положенного срока, так как сенат не спешил высылать ему преемника (Plut. G. Gr. 2; de vir. ill. 65. 1). По его собственным словам, которые передает Плутарх (G. Gr. 2), он находился вне пределов Италии на протяжении трех лет. Судя по всему, Гай Гракх вернулся в Рим только накануне выборов плебейских трибунов на 123 г. и ярый гракханец консул 125 г. М. Фульвий Флакк был направлен сенатом на помощь союзной Массалии, которая подвергалась набегам со стороны лигуров и галлов50. Таким образом, на протяжении едва ли не двух лет двое из трех триумвиров находились за пределами Италии51. Неизвестно, чем в эти два года (125 и 124 гг.) был занят третий член аграрной комиссии — Г. Папирий Карбон, но его избрание консулом в 120 г. предполагало отправление претуры. В данном случае terminus ante quem — это 123 г.52 не исключено, что в 125 или 124 г. все триумвиры занимались чем угодно, но только не межеванием и переделом земли.
Таким образом, если полномочия аграрной комиссии были продлены до 124 г., ее существование оказалось не более чем формальностью. Этому соответствует и рассказ о долгом нежелании Гая Гракха заниматься общественными делами (Plut. G. Gr. 1). Так что в 129 г. сенат нашел достаточно эффективный способ противодействия планам гракханцев, с успехом применявшийся даже в том случае, если консулат получал политик, благоволивший к ним, как то произошло в случае с Фульвием Флакком.
В итоге кризис 129 г. обусловил значительные изменения в политике гракханцев, в которой произошла смена приоритетов. А именно: было принято во внимание, что выступление Сципиона Эмилиана и последующая передача консулам iudicatio состоялись по инициативе италийских союзников, чьи интересы не были учтены при подготовке и проведении аграрной реформы. Политическое поражение в 129 г. вынудило оппозицию переосмыслить стратегию борьбы. С этого времени одной из приоритетных целей гракханцев становится улучшение взаимоотношений с союзниками, где важная роль отводилась вопросу о предоставлении италикам римского гражданства. С этим предложением выступили и консул М. Фульвий Флакк в 125 г., и плебейский трибун Гай Гракх в 122 г.
Литература
1. Нетушил
2. Сморчков
3. Bauman
4. Bauman
5. Bernstein
6. Botsford
7. Bringmann K. 2002: Geschichte der römischen Republik. München.
8. Broughton T.
9. Crawford
10. Gabba E. 1958: Appiani bellorum civilium liber primus / Introduzione, testo critico e commento con traduzione e indici a cura di Emilio Gabba. Firenze.
11. Gargola D. 1995: Lands, Laws, and Gods. Magistrates and Ceremony in the Regulation of Public Lands in Republican Rome. L.
12. Gruen
13. Gsell St. 1928: Histoire ancienne l’Afrique du Nord. Vol.
14. Kloft H. 1977: Prorogation und ausserordentliche Imperien 326—
15. Kornemann E. 1900: Zur Geschichte der Gracchenzeit (Klio. Beiheft 1). B.
16. Kunkel W. 1972: Magistratische Gewalt und Senatsherrschaft //
17. Lange L. 1876: Römische Alterthümer. Bd 1. Aufl. 3. B.
18. Lapyrionok
19. Liebenam W. 1901: Comitia // RE. Bd 4, 679—
20. Molthagen J. 1973: Die Durchführung der gracchischen Agrarreform // Historia. 22, 423—
21. Mommsen Th. 1887a: Römisches Staatsrecht. Bd 1. Aufl. 3. Lpz.
22. Mommsen Th. 1887b: Römisches Staatsrecht. Bd 2. Aufl. 3. Lpz.
23. Münzer F. 1937: Titius (23) // RE. 2. R. Hlbd 12. Stuttgart, 1563—
24. Richardson
25. Stockton D. 1979: The Gracchi. Oxf.
26. Tibiletti G. 1948: Il possesso dell’«ager publicus» e le norme «de modo agrorum» sino ai Gracchi (cap. IIII) // Athenaeum.
The authors analyse the key events in the course of Gracchan reforms when judicial power was transferred from triumviri agris iudicandis adsignandis to the consuls. The main objective of the paper is to define the essence of the political compromise which became the basis for this act and its consequences. In the authors’ opinion judicial powers were granted to the triumviri by the lex Semproniana iudiciaria adopted after the lex Semproniana agraria. The authors believe that in 129
ПРИМЕЧАНИЯ
Сморчков Андрей Михайлович —