с.489 В последние годы не иссякает поток литературы, посвященной жизни и деятельности Луция Корнелия Суллы. В ней несколько чаще, чем прежде, стало уделяться внимание такому важному аспекту его деятельности, как зрелища, которые, в свою очередь, играли куда бо́льшую роль в жизни людей того времени, нежели современных.
В 2002 г. в журнале «Historia» была напечатана статья Дж. С. Сьюми «Зрелища и общественный имидж Суллы»1. Последний, как отмечает автор, «концептуализировал выгоды от своей победы и связывал их с римским народом с помощью разного рода символов (tableau of symbols), которые основывались на его саморепрезентации» (с. 414). Важнейшую роль в пропаганде Суллы занимали felicitas, Salus rerum, concordia, а ее важнейшим средством были зрелища — триумф, игры, пиры, наконец, церемония погребения Суллы.
Felicitas — важнейшая «добродетель» полководца, ибо она — свидетельство благосклонности богов. Но существовала также трактовка слова felix как «плодородный», «изобильный». «Как arbor felix может принести щедрый урожай, так же и Сулла Felix способен обеспечить материальное изобилие и процветание римского мира» (с. 416).
Зрелища, связанные с победой Суллы, демонстрируют то, как он преподносил эти идеи римскому народу. В данном смысле весьма показателен его триумф, состоявшийся в январе 81 г. до н. э. Он продолжался два дня и состоял из двух разных pompae, что имело место во времена торжеств Тита Фламинина и Эмилия Павла, а для той поры было и вовсе редкостью, параллелью может служить разве что двойной триумф Мария над кимврами и тевтонами. Сулла же праздновал победу над 1) Митридатом VI и 2) самнитами и Марием Младшим, т. е. один день — для прославления побед в Греции, второй — в Италии. (Такая «множественность», по мнению автора, послужила образцом с.490 для триумфов Помпея в 61 г., Цезаря в 46 г., Октавиана в 29 г.). Показанные в обеих процессиях богатства должны были стать свидетельством процветания Рима и его Доброй Фортуны при Сулле, но не только: подразумевалось, что Марий Младший часть этих богатств похитил из римских храмов и увез в Пренесту, а Сулла вернул богам, доказывая тем свою pietas.
Демонстрации изобилия, естественно, должны были служить общественные пиры, когда излишки выбрасывались в Тибр, и посвящение десятины от добычи Геркулесу (обычная практика триумфаторов). Идея процветания Рима нашла отражение и в церемонии похорон Суллы, сценарий которых он по обыкновению составил сам. У Аппиана они вообще похожи на триумф (что, заметим, неудивительно). Александрийский автор делает акцент на показе богатств покойного диктатора и соответственно процветании сулланского режима. Новацией стала «выставка» благовоний — ладана и кинаммона, в чем усматривается параллель с процессией в честь Диониса, устроенной Птолемеем II. Это являлось символом завоевания Востока и процветания, а использование кинаммона, по мысли автора, могло намекать на обожествление почившего (но, заметим, могло и не намекать).
С идеями изобилия и процветания тесно связан и образ Суллы — спасителя (salus rerum: Lucan. Phars. II. 221). Правда, «спасение» было связано с победой в гражданской войне, и чтобы не афишировать это, во время триумфа несли изображения городов Греции и Азии, но не Италии. Однако своих личных врагов диктатор врагами государства изображать, несмотря на нежелательный контекст, не гнушался, ибо это укрепляло его образ спасителя государства; в триумфальной процессии не делалось различия между богатствами, захваченными у Митридата и Мария Младшего2. Идеи спасения и процветания присутствовали и в отношениях Суллы с греческими городами, в особенности Азии, наглядное свидетельство чему — посольства в Рим из Стратоникеи и Фасоса и соответствующие senatus consulta.
Немалую роль в пропаганде Суллы занимала и concordia, преподносившаяся как результат его конституционных реформ. Важнейший ее символ — расширение померия, которое напоминало о победах диктатора. Но не они, как предполагает Сьюми, послужили основанием для этого (обычно считается, что право на данную процедуру давало увеличение территории государства). Клавдий, Веспасиан и Тит расширяли померий во время цензуры, — то же, в сущности, можно сказать и о Сулле, который хотя и не занимал должности цензора, но выполнял его функции de facto. Идея concordia угадывается и в процедуре похорон Суллы, когда вместе шли сенаторы, всадники, воины, плебеи, было пронесено 6000 imagines, при этом демонстрировалась ведущая роль сенатской аристократии. Шествие patres автор сравнивает с процессией на Ara pacis, где сенат также занимает видное, но уже не ведущее место. «Режим Суллы, обещавший процветание, спасение и гражданскую гармонию, основывался на главенстве сената, [режим] Августа — на главенстве принцепса. В обоих случаях эти процессии являли единодушие и concordia и имели целью устранить последние сомнения в том, что гражданские войны более не угрожают» (с. 431).
Сулла, резюмирует Сьюми, первым из римских политиков стал серьезно работать над своим имиджем. Затем это уже делали Помпей, Цезарь, Клодий, Октавиан. Огромную роль в этом играли зрелища, и первый принцепс лишний раз доказал это, взяв их под контроль.
Немало места рассматриваемой тематике уделил в своей диссертации А. Тейн3. Он подробно останавливается на Ludi Victoriae Sullanae4, введенные, по его мнению, в 81 г. до н. э. Под таким названием, полагает автор, они стали известны после учреждения аналогичных игр Цезарем в 48 г. до н. э. после Фарсала. «Сулланские Ludi Victoriae были праздником победы римского народа и remedium от болезней гражданской смуты, ежегодным подтверждением того, что настал новый век гражданского согласия» — это среди прочего подчеркивалось и тем обстоятельством, что и празднества (заметим: за исключением триумфа) начали проводиться лишь после окончания проскрипций (с. 142). В то же время не исключено, что диктатор праздновал эту победу как личную. Тейн сравнивает Ludi Victoriae с играми в честь ойкистов в греческих городах, отмечая, однако, отсутствие в случае Суллы культа, который учреждался после смерти ойкиста. Разумеется, автор обращает внимание на учрежденные в Афинах Суллеи (Sylleia), справлявшиеся в честь освобождения города от тирании Афиниона и Аристиона (явная параллель с Гармодием и Аристогитоном). Впрочем, имелась и другая причина для чествования Суллы — он возвратил городу Имброс, Скирос и Делос. Так или иначе, это была уже укоренившаяся в эллинском мире традиция — достаточно вспомнить Марцеллии, проводившиеся в Сиракузах в честь их покорителя (с. 161, прим. 195). (То, что Суллеи были учреждены в честь свержения тирании, — спорно, тем более что к ликвидации режима Афиниона Сулла отношения и вовсе не имел.)
с.491 Тейн также усматривает параллель Суллеям и Ludi Victoriae в играх в честь бога-целителя Амфиарая5, на которых после дарования Суллой святилищу Амфиарая и городу Оропу свободы стали чествоваться Victoria и Imperium римского народа. Сочетание идей исцеления и победы нашло отражение во время игр, проведенных будущим диктатором в Фивах после битвы при Херонее в 86 г., когда он велел соорудить сцену у Эдипова источника, названного так потому, что в нем, по преданию, Эдип омыл руки, когда убил Лая. И тут опять-таки автор указывает на сходство с Ludi Victoriae, а также Ludi Apollinares — их учредителем, как известно, был один из предков Суллы, претор 212 г. до н. э. По изложенной Макробием версии6, их стали справлять после эпидемии чумы в благодарность Аполлону — очевидно, Аполлону Врачу, которому, по преданию (Liv. IV. 25. 3), в незапамятные времена был посвящен храм pro valetudine populi (с. 138—
Однако в рамках идеи исцеления Тейн рассматривает не только игры, но и проскрипции. По его мнению, при них сохранялась тесная связь между смертью и сакральным началом, которая отсутствовала в проскрипциях второго триумвирата. «Это был ритуал, празднество с суровым смыслом драмы и трагедии» (с. 126). Весьма показательна в данном отношении резня, учиненная на Villa publica и совпавшая с началом речи Суллы в храме Беллоны. Яркой иллюстрацией сакральности казней стала расправа с Марком Марием Гратидианом, которого первым прогнали через Город, а затем привели на Яникул, где среди прочих Лутациев был похоронен отец соратника Суллы консул 102 г. до н. э. Кв. Лутаций Катул — его Гратидиан вызвал в суд, после чего тот покончил с собой. Здесь и состоялась исключительная по своей жестокости ритуальная казнь, в которой автор усматривает антитезу почетной смерти. Тейн напоминает, что за свой эдикт 85 г. до н. э., упорядочивший денежное обращение, Гратидиан почитался согражданами: в его честь возжигали ладан, ему ставили статуи, ныне низвергнутые сулланцами. «Сакральный характер казни Гратидиана представлял собой отрицание его полубожественного статуса народного спасителя и героя» (с. 127). Кульминацией казни стало принесение Сулле головы замученного Катилиной, который омыл после этого руки в кропильнице7 (стоит заметить, близ храма Аполлона). Вслед за этим голова Марка Мария, равно как и других врагов Суллы (Г. Цензорина, Л. Брута Дамасиппа и др.) была отослана к стенам Пренесты, чтобы стать устрашающим зрелищем для ее защитников. Проносили головы убитых и в Риме, чтобы затем выставить их на рострах на всеобщее обозрение.
«Театральность являлась неотъемлемой чертой сакральности смерти, но столь же существенно было и то, чтобы эмоции зрителей не противоречили сценарию» казней («но» здесь представляется неуместным, ибо в театре они важны в равной степени). В противном случае палачи могли превратиться в глазах публики в преступников, как то случилось в 28 г. н. э. после казни Тита Сабина, со смертью которого не хотела смириться его собака8. Однако далее автор не развивает эту тему применительно к сулланским проскрипциям и указывает, что элементы сакрального имели место еще во время расправ, учиненных Марием и Цинной, с чем спорить не приходится (казнь Кв. Анхария на Капитолии, низвержение С. Лициния с Тарпейской скалы, ритуальное самоубийство Л. Корнелия Мерулы) (с. 128—
И, наконец, погребение Суллы. Тейн рассматривает его в одном ряду с похоронами Фабия Максима Кунктатора, с которым прощались как с «отцом народа (ὡς πατέρα τοῦ δημοῦ)», и даже простые римляне в знак уважения к нему несли хотя бы небольшие пожертвования на траурную церемонию (Plut. Fab. 27. 4). В погребении же Суллы государство приняло куда большее участие, чем то имело место во время самых пышных похорон кого-либо из нобилей, и эти похороны, как уже отмечалось в предшествующей литературе, послужили образцом для погребений императоров в эпоху принципата.
с.492 «Funus publicum Суллы являло собой отголосок триумфальной процессии и интерпретируется как прощальный знак почтения к Victoria Sullana». Напоминанием о ней служило множество золотых венков, пронесенных в процессии. Присутствовали сенаторы, жрецы и жрицы, магистраты со всеми инсигниями10, множество всадников, все легионы Суллы (sic! — «all Sulla’s legions»)11, матроны, которых, возможно возглавляла вдова почившего Валерия. Среди imagines, как предполагает автор, несли маски не только предков Суллы, но и его родственников — Метеллов, Валериев, Помпеев, Эмилиев Скавров, Нониев. Речь вместо слишком еще юного сына Фавста произносил, вероятно, Гортензий, родственник Суллы по его последней жене. В то же время, отмечает Тейн, «Фавст и Фавста, несомненно, играли особую роль на похоронах своего отца», хотя и не конкретизирует, какую именно.
«Похороны Суллы отражали его взаимосвязь с официальными институтами римского государства, что олицетворялось присутствием магистратов, сената, жрецов и жриц, всадников, народа и ветеранов. Корнелиевы законы создали модель конституции на бумаге, на основе которой гражданство и государственные институты Рима процветали и крепли. На что это было похоже на практике, показывали похороны Суллы. Это являло дань [уважения] Сулле-диктатору не меньше, чем Сулле-императору» (с. 316—
Значительное место отведено анализируемой тематике в интересной монографии Ф. Сантанджело «Сулла, элиты и империя», о которой нам уже приходилось писать12. Вопрос о роли зрелищ в формировании имиджа Суллы изучается исследователем в контексте его наблюдений над образом диктатора как нового основателя Рима. Рассмотрим последовательность событий в изложении автора.
После победы над Митридатом в Афинах Сулле оказали немалые почести. В городе была воздвигнута его статуя и, что еще более важно, учреждены общественные игры в его честь — Sylleia. С точки зрения автора, они стали проводиться еще при жизни Суллы и, очевидно, продолжались какое-то время и после его смерти. Во всяком случае, игры почти наверняка происходили в 79/78 г. до н. э. при архонте Аполлодоре и вряд ли были отменены до наместничества в Македонии примерно в 75—
Афинское празднество имеет важную параллель в Риме: они поразительно похожи на Ludi Victoriae Sullanae. Эти игры были частью кампании Суллы по самопрославлению, которая имела целью изобразить его как спасителя и второго основателя Рима. Диктатура и мероприятия, подобные увеличению численности сената, наверняка обретали легитимность благодаря параллели с Ромулом, которая, как кажется, повлияла и на антикварную традицию о раннем Риме13. «Переименовывая в честь Суллы Theseia в Sylleia, афиняне показали, что они осведомлены о том образе, который старался навязать Сулла, и они избрали ту же стратегию, которую он применял в Риме… Аналогия между Тесеем и Ромулом должна была быть очевидной каждому, и афиняне смогли использовать ее наиболее простым образом, опираясь на их сходство и восстановив традиционный календарь сразу же после того, как Сулла сошел со сцены, а его наследие стало предметом раздоров в Риме» (с. 216—
Пропагандистская кампания Суллы затронула и Олимпийские игры, участников которых он в 80 г. до н. э. собрал в Риме, так что в самой Олимпии оказалось возможным провести только состязания колесниц. Он не намеревался изменять место проведения Олимпийских игр, но скорее желал предоставить римскому народу грандиозные торжества в честь своей победы. Для лучших атлетов греческого мира просто оказалось невозможным участвовать и в других играх, и посему Олимпийские игры потерпели фиаско. Эта история наряду с перевозкой в Рим колонн недостроенного афинского с.493 Олимпейона и учреждением Sylleia в Афинах, по мнению Сантанджело, являлась частью более широкого процесса, направленного на утверждение Рима в качестве центра империи, в которую необратимо интегрировался греческий мир. «Перенесение фрагментов святилища Зевса Олимпийского означало гораздо большее, нежели просто вклад в [развитие] римской архитектуры: это представляло собой шаг в переосмыслении [роли] Рима как центра греко-римского мира» (с. 218)14.
Из всего этого автор заключает следующее. Истории подобные той, что произошла с Sylleia, ясно указывают на конечный успех политики Суллы на греческом Востоке. После того как он выиграл войну и продемонстрировал мощь Рима и всю силу его мщения, греческим элитам пришлось признать римское правление и принять активное участие в реорганизации империи. Именно Сулла своими систематическими репрессиями по отношению к осмелившимся отложиться от Рима и покровительством гражданской автономии в рамках римского управления проложил путь для появления проримски настроенной греческой элиты, которая быстро обучилась тому, как следует взаимодействовать с римскими властями.
Такова схема, нарисованная Сантанджело. Безусловно, она не лишена интереса, и обращение к столь сложным сюжетам политической пропаганды в античности можно только приветствовать. Безусловно и то, что выводы подобных исследований всегда останутся гипотетическими, и поэтому аргументация играет здесь принципиально важную роль. Как оценивать в этом смысле построения ученого? Начнем с наиболее общих соображений. Автор исходит из того, что Сулла стремился провести сознательную аналогию между собой и Ромулом. Мысль о подражании Суллы Ромулу не нова15, но прямых данных на сей счет источники не содержат. Единственный случай, когда два названных имени оказываются рядом, — это цитируемая автором речь Лепида из «Истории» Саллюстия16. Но произносил ли Лепид такие слова в действительности и принадлежит ли эта саркастическая характеристика времени жизни Суллы? Использование образа Ромула в антитираническом контексте было популярным в последние десятилетия Римской республики17, поэтому есть основания полагать, что это не пример использования враждебной пропагандой принятого Суллой образа (именно так трактует это сравнение Сантанджело — с. 216), а авторский литературный прием.
Но если вопрос о реальности сопоставления Суллы с Ромулом остается открытым, сомнительным оказывается и другое авторское утверждение — о том, что греки приняли ту же самую стратегию. Он рассуждает так, словно нам прекрасно известны история и программа афинского праздника в честь Суллы, что совсем не так. Все наши знания основываются на двух надписях с беглым упоминанием этого празднества, и судить о том, насколько его программа совпадала или нет с праздником в честь Тесея, вряд ли возможно. И уж совсем необоснованно выглядит утверждение о переименовании старого праздника в Суллеи — для него в источниках нет никаких оснований18. К тому же автор закрывает глаза на некоторые хронологические проблемы. Так, для надписи IG II2 1039 он безоговорочно принимает дату 79/78 г. до н. э. При этом он не оговаривает, что имеются и более поздние ее датировки, вплоть до 65/64 или даже 64/63 г. до н. э. — не знать об этом Сантанджело просто не может, поскольку ссылается в данном случае на монографию Р. Кэллет-Маркса, где как раз на указанных им страницах вопрос о датировке рассматривается достаточно подробно19.
с.494 Естественно, что при столь скудной источниковой базе и с учетом дискуссионности принципиально важных вопросов говорить о сколько-нибудь надежных выводах не приходится. Но есть и еще одна очень важная сторона вопроса. Как мы постарались показать, построения Сантанджело основываются на довольно сомнительной аргументации, но формулируются весьма категорично. Вместе с тем то, что его по каким-либо причинам не устраивает, отводится как недостоверное, благо многообразие мнений в современной историографии позволяет подкрепить ссылками практически любую точку зрения. Присмотримся внимательнее к самой идее «второго основателя Рима». В источниках по отношению к Сулле это сочетание не встречается, но мы знаем, что это почетное прозвище римская традиция связывала с М. Фурием Камиллом. Однако Камилл не упоминается нашим автором вообще. Пусть так, тем более что еще Ф. Мюнцер предполагал, что история о его прозвище позднего происхождения и возникла именно на основе аналогии с Суллой и его преобразованиями20. Но традиция знает и третьего «основателя Рима» — Мария (Plut. Mar. 27. 9). Это прямое указание Плутарха автор, ссылаясь на статью Ф. Муччоли, отвергает: по его мнению, оно «не является надежным свидетельством» того, что Мария приветствовали как «третьего основателя» Рима (с. 216, прим. 8). Проблема здесь даже не в том, надежно или нет это сообщение Плутарха, а в произвольности выбора источника, которому можно или нельзя доверять. Конечно, свидетельство Плутарха может быть плодом литературного творчества, — но с той же вероятностью таким плодом мы вправе счесть соотнесение Суллы с Ромулом у Саллюстия. Конечно, кто-то и когда-то мог назвать «новым основателем Рима» и Мария, и Суллу, могли эти понятия употребить и в ироническом контексте21. Но у нас нет бесспорных доказательств, что образ Ромула как-то вписывался в те мероприятия, которыми Сулла утверждал свой имидж. А посему Сантанджело, безусловно, прав, подчеркивая значение массовых мероприятий в деятельности Суллы после победы; но вот исследование идеологической стороны этих мероприятий во многом остается делом будущего.
В статье «Сулла и Геркулесовы игры» А. Кивни полемизирует с Т. Уайзменом22. По мнению последнего, культ Геракла/Геркулеса заинтересовал Суллу в Кампании, где он воевал в 89 г., а затем в 83 г. до н. э. Кивни указывает, что еще в 151 г. один из предков диктатора чеканил на монете изображение Геркулеса. Что же касается посвящения ему Суллой десятины, то речь скорее всего шла об исполнении обета, данного, вероятно, при отправлении на войну с Митридатом. Уайзмен считает, что Ludi Victoriae праздновались в честь битвы при Коллинских воротах, которую можно было представить как победу над внешним врагом. А если Геркулесовы игры ассоциировались с гражданской войной или с победой над союзниками, которые в 89 г. до н. э. получили гражданство, то можно представить, сколь враждебно воспринимали в начале
В 2009 г. увидела свет монография И. Йостенберг о римском триумфе. Уделено в ней место и победным торжествам Суллы. Как отмечает автор, «для зрителей ценность монет и слитков, которые им показывали в триумфальных процессиях, не была ясна благодаря одной лишь их демонстрации. Требовались текстовые пояснения». Поэтому во время триумфов Лукулла и Помпея несли нечто вроде плакатов (δέλτοι — Plut. Luc. 37. 6), на которых указывались размеры богатств показанных в ходе торжеств. Согласно Плинию Старшему (NH. XXXIII. 16), во время триумфа Суллы зрителям представили titulus, согласно которому во время торжеств было пронесено
с.495 Йостенберг приводит высказывание Флора о том, что в триумфах Цезаря не несли изображений Фарсала, Тапса, Мунды, меж тем как победы, одержанные близ этих городов, были куда значительнее тех успехов, о которых объявлялось во время торжеств (Flor. IV. 2. 89). Демонстрация же imago Массалии вызвало, если верить Цицерону, скорбь римского народа, ибо это был старый союзник Рима (Phil. VIII. 18; Off. II. 28). Столь же деликатной оказалась ситуация и при триумфе Суллы. Согласно Валерию Максиму (II. 8. 7), во время процессии демонстрировались изображения городов Греции и Азии, но не oppida civium Romanorum. При этом важную роль играла Пренеста, при взятии которой Сулла пощадил римских граждан24, подвергнув экзекуции захваченных в плен самнитов и самих пренестинцев. И хотя ее imago, конечно, в триумфе не несли, демонстрация захваченных в ней сокровищ из Рима сама по себе уже выглядела красноречиво (с. 212—
Здесь, однако, необходимо оговорить одно важное обстоятельство. Автор сама признает, что Сулла стремился не афишировать факт своей победы над согражданами; как известно, даже в конце II в. н. э. Септимий Север не счел возможным праздновать триумф после победы над Песценнием Нигром и Клодием Альбином (Hdn. III. 9. 1). Между тем, давая понять, что на второй день проносили золото и серебро, доставленные из Пренесты, Сулла слишком откровенно намекал бы на то, что справляет победу над согражданами. Конечно, не лишенный склонности к эксцентрике диктатор мог позволить себе многое, но Плиний ничего не пишет о том, чтобы titulus содержал сведения, откуда сокровища, которые демонстрировались римлянам на второй день триумфа. Поэтому тезис о важной роли Пренесты во время торжеств остается недоказанным, равно как и то, что Сулла без обиняков давал понять, что празднует победу над согражданами, в чем, как мы видели, уверены многие ученые.
Затрагивается интересующая нас тематика и в диссертации Ф. Ноубл «Сулла и боги. Религия, политика и пропаганда в “Автобиографии” Суллы»25. Особое внимание обращено в ней эпизоду с играми во время претуры Суллы в 97 г., которые резонно отождествляют с ludi Apollinares (их организация входила в обязанности городского претора)26. Автор подробно останавливается на соответствующем пассаже Плутарха (Sulla. 5. 1—
Обращает внимание Ноубл и на то, что в рассказе об играх сочетаются традиции разной направленности — мемуары диктатора, с одной стороны, и враждебные ему источники, с другой, откуда и появился анекдот о Цезаре, который, по мнению Ноубл, утверждал, будто Сулла «купил» свою претуру именно с помощью Аполлоновых игр. Однако такая трактовка вызывает сомнения, поскольку в источниках ни о чем подобном не сказано; если бы будущий диктатор и впрямь воздействовал на избирателей обещанием игр с участием экзотических зверей, то источник Плутарха наверняка об этом упомянул бы к вящей невыгоде Суллы, ибо получилось бы, что он, за отказ в таком зрелище поплатившийся преторской должностью, на сей раз пошел на поводу у толпы. Тем самым нет оснований говорить о сочетании разных традиций в рамках одного эпизода, коль скоро эпизоды здесь явно разные — проведение игр и ссора с Цезарем.
Как можно заключить из сказанного, изучение темы зрелищ в политике Суллы продвигается непросто. Интересными и плодотворными представляются рассмотрение под указанным ракурсом проскрипций, анализ влияния триумфа Суллы на победные торжества последующих десятилетий, с.496 многие частные наблюдения. В то же время отсутствие новых источников при обилии их трактовок побуждает ученых к причудливым интеллектуальным конструкциям. Надеемся, однако, что мода на спекулятивные суждения не вытеснит подлинное исследование.
Литература / References
Bertinelli,
Habicht, Ch. Athens from Alexander to Antony. Cambridge (Mass.)—
Hinard, F. 1997: Sulla. Rostov-na-Donu.
Инар, Ф. Сулла. Ростов-на-Дону.
Hirschfeld, O. 1913: Kleine Schriften. Berlin.
Ihne, W. 1879: Römische Geschichte. Bd. V. Leipzig.
Kallet-Marx,
Keaveney, A. 2005a: Sulla and the Games of Hercules. L’Antiquité Classique 74, 217—
Keaveney, A. 2005b: Sulla: the Last Republican. London—
Korolenkov,
Короленков,
Korolenkov,
Короленков,
Mezheritsky, Ja. Ju. 1994: “Respublikanskaya monarkhiya”: metamorfozy ideologii i politiki imperatora Avgusta [“The Republican Monarchy”: the Metamorphoses of Ideology and Policy of Emperor Augustus]. Moscow—
Межерицкий,
Münzer, F. 1910: Furius (44). In: RE. Hlbd 13, 324—
Noble,
Östenberg I. 2009: Staging the World. Spoils, Captives, and Representations in the Roman Triumphal Procession. Oxford.
Raubitschek,
Rosenberg, A. 1914: Romulus (1). In: RE. 2. R. Hlbd. 1, 1074—
Santangelo, F. 2007: Sulla, the Elites and the Empire. A Study of Roman Policies in Italy and the Greek East. Leiden—
Smykov Ye. V. 2010: Triumviry i tribuny: vnutripoliticheskiy kontekst bor’by Krassa za vostochnoe komandovanie [Triumvirs and Tribuns: Internal Background of Crassus’ Struggle for Eastern Command]. Studia historica Х, 89—
Смыков,
Sumi,
Thein,
Wiseman,
ПРИМЕЧАНИЯ