Мифы народов мира

АРТЕМИ́ДА (Ἄρτε­μις — эти­мо­ло­гия неяс­на, воз­мож­ные вари­ан­ты: «мед­ве­жья боги­ня», «вла­ды­чи­ца», «убий­ца»), в гре­че­ской мифо­ло­гии боги­ня охоты, дочь Зев­са и Лето, сест­ра-близ­нец Апол­ло­на (Hes. Theog. 918). Роди­лась на ост­ро­ве Асте­рия (Делос). Арте­ми­да про­во­дит вре­мя в лесах и горах, охотясь в окру­же­нии нимф — сво­их спут­ниц и тоже охот­ниц. Она воору­же­на луком, её сопро­вож­да­ет сво­ра собак (Hymn. Hom. XXVII; Cal­lim. Hymn. III 81—97). Боги­ня обла­да­ет реши­тель­ным и агрес­сив­ным харак­те­ром, часто поль­зу­ет­ся стре­ла­ми как оруди­ем нака­за­ния и стро­го следит за испол­не­ни­ем издав­на уста­нов­лен­ных обы­ча­ев, упо­рядо­чи­ваю­щих живот­ный и рас­ти­тель­ный мир. Арте­ми­да раз­гне­ва­лась на царя Калидо­на Ойнея за то, что он не при­нёс ей в дар, как обыч­но, в нача­ле жат­вы пер­вые пло­ды уро­жая, и насла­ла на Калидон страш­но­го веп­ря (см. в ста­тье Калидон­ская охота); она вызва­ла раздор сре­ди роди­чей Меле­а­г­ра, воз­глав­ляв­ше­го охоту на зве­ря, что при­ве­ло к мучи­тель­ной гибе­ли Меле­а­г­ра (Ovid. Met. VIII 270—300, 422—540). Арте­ми­да потре­бо­ва­ла себе в жерт­ву дочь Ага­мем­но­на, пред­во­ди­те­ля ахей­цев в похо­де под Трою, за то, что он убил свя­щен­ную лань Арте­ми­ды и похва­лял­ся, что даже сама боги­ня не суме­ла бы так мет­ко её убить. Тогда Арте­ми­да в гне­ве насла­ла без­вет­рие, и ахей­ские кораб­ли не мог­ли вый­ти в море, чтобы плыть под Трою. Через про­ри­ца­те­ля была пере­да­на воля боги­ни, потре­бо­вав­шей вза­мен уби­той лани Ифи­ге­нию, дочь Ага­мем­но­на. Одна­ко скры­то от людей Арте­ми­да унес­ла Ифи­ге­нию с жерт­вен­ни­ка (заме­нив её ланью) в Тавриду, где та ста­ла жри­цей боги­ни, тре­бу­ю­щей чело­ве­че­ских жертв (Eur. Iphig. A.). Арте­ми­де Таври­че­ской при­но­си­ли чело­ве­че­ские жерт­вы, о чём свиде­тель­ст­ву­ет исто­рия Оре­ста, чуть не погиб­ше­го от руки сво­ей сест­ры Ифи­ге­нии, жри­цы Арте­ми­ды (Eur. Iphig. T.). Перед Арте­ми­дой и Апол­ло­ном дол­жен был оправ­дать­ся Геракл, убив­ший кери­ней­скую лань с золоты­ми рога­ми (Pind. Ol. III 26—30). Эти фак­ты, под­чёр­ки­ваю­щие губи­тель­ные функ­ции боги­ни, свя­за­ны с её арха­и­че­ским про­шлым — вла­ды­чи­цы зве­рей на Кри­те. Имен­но там ипо­ста­сью Арте­ми­ды была ним­фа-охот­ни­ца Бри­то­мар­тис. Древ­ней­шая Арте­ми­да — не толь­ко охот­ни­ца, но и мед­веди­ца. В Атти­ке (в Брав­роне) жри­цы Арте­ми­ды Брав­ро­нии наде­ва­ли в риту­аль­ном тан­це мед­ве­жьи шку­ры и назы­ва­лись мед­веди­ца­ми (Aris­toph. Lys. 645). Свя­ти­ли­ща Арте­ми­ды часто нахо­ди­лись вбли­зи источ­ни­ков и болот (почи­та­ние Арте­ми­ды Лим­на­тис — «болот­ной»), сим­во­ли­зи­руя пло­до­ро­дие рас­ти­тель­но­го боже­ства (напр., культ Арте­ми­ды Ортии в Спар­те, вос­хо­дя­щий к кри­то-микен­ско­му вре­ме­ни). Хто­ни­че­ская необуздан­ность Арте­ми­ды близ­ка обра­зу Вели­кой мате­ри богов — Кибе­ле в Малой Азии, откуда орги­а­сти­че­ские эле­мен­ты куль­та, про­слав­ля­ю­ще­го пло­до­ро­дие боже­ства. В Малой Азии, в зна­ме­ни­том Эфес­ском хра­ме, почи­та­лось изо­бра­же­ние Арте­ми­ды мно­го­грудой (πο­λύμασ­τος). Руди­мен­ты арха­и­че­ской рас­ти­тель­ной боги­ни в обра­зе Арте­ми­ды про­яв­ля­ют­ся в том, что она через свою помощ­ни­цу (в преж­нем свою ипо­стась) Или­фию помо­га­ет роже­ни­цам (Cal­lim. Hymn. III 20—25). Толь­ко появив­шись на свет, она помо­га­ет мате­ри при­нять родив­ше­го­ся вслед за ней Апол­ло­на (Apol­lod. I 4, 1). Ей же при­над­ле­жит пре­ро­га­ти­ва при­но­сить быст­рую и лёг­кую смерть. Одна­ко клас­си­че­ская Арте­ми­да — дев­ст­вен­ни­ца и защит­ни­ца цело­муд­рия. Она покро­ви­тель­ст­ву­ет Иппо­ли­ту, пре­зи­раю­ще­му любовь (Eur. Hip­pol.). Перед свадь­бой Арте­ми­де, соглас­но обы­чаю, при­но­си­лась иску­пи­тель­ная жерт­ва. Царю Адме­ту, забыв­ше­му об этом обы­чае, она напол­ни­ла брач­ные покои зме­я­ми (Apol­lod. I 9, 15). Юный охот­ник Акте­он, неча­ян­но под­смот­рев­ший омо­ве­ние боги­ни, был ею пре­вра­щён в оле­ня и рас­тер­зан пса­ми (Ovid. Met. III 174—255). Она же уби­ла свою спут­ни­цу ним­фу — охот­ни­цу Кал­ли­сто, пре­вра­щён­ную в мед­веди­цу, гне­ва­ясь за нару­ше­ние ею цело­муд­рия и любовь к ней Зев­са (Apol­lod. III 8, 2). Арте­ми­да уби­ла страш­но­го Буфа­га («пожи­ра­те­ля быков»), пытав­ше­го­ся посяг­нуть на неё (Paus. VIII 27, 17), так же как и охот­ни­ка Ори­о­на (Ps.-Era­tosth. 32). Арте­ми­да Эфес­ская — покро­ви­тель­ни­ца ама­зо­нок (Cal­lim. Hymn. III 237).

Древ­нее пред­став­ле­ние об Арте­ми­де свя­за­но с её лун­ной при­ро­дой, отсюда её бли­зость к кол­дов­ским чарам боги­ни луны Селе­ны и боги­ни Гека­ты, с кото­рой она ино­гда сбли­жа­ет­ся. Позд­няя геро­и­че­ская мифо­ло­гия зна­ет Арте­ми­ду-луну, тай­но влюб­лён­ную в кра­сав­ца Энди­ми­о­на (Apoll. Rhod. IV 57—58). В геро­и­че­ской мифо­ло­гии Арте­ми­да — участ­ни­ца бит­вы с гиган­та­ми, в кото­рой ей помо­гал Геракл. В Тро­ян­ской войне она вме­сте с Апол­ло­ном вою­ет на сто­роне тро­ян­цев, что объ­яс­ня­ет­ся мало­азий­ским про­ис­хож­де­ни­ем боги­ни. Арте­ми­да — враг любо­го нару­ше­ния прав и усто­ев олим­пий­цев. Бла­го­да­ря её хит­ро­сти погиб­ли бра­тья-вели­ка­ны Ало­ады, пытав­ши­е­ся нару­шить миро­вой порядок. Дерз­кий и необуздан­ный Титий был убит стре­ла­ми Арте­ми­ды и Апол­ло­на (Cal­lim. Hymn. III 110). Похва­ляв­ша­я­ся перед бога­ми сво­им мно­го­чис­лен­ным потом­ст­вом Нио­ба поте­ря­ла 12 детей, так­же уби­тых Апол­ло­ном и Арте­ми­дой. (Ovid. Met. VI 155—301).

В рим­ской мифо­ло­гии Арте­ми­да извест­на под име­нем Диа­ны, счи­та­лась оли­це­тво­ре­ни­ем луны, так же как её брат Апол­лон в пери­од позд­не­рим­ской антич­но­сти иден­ти­фи­ци­ро­вал­ся с солн­цем.


Лит.: Her­bil­lon J., Ar­té­mis ho­mé­ri­que, Luttre, 1927; Bruns G., Die Jäge­rin Ar­te­mis, Bor­na — Lpz., 1929; Pi­card Ch., Die Ephe­sia von Ana­to­lien «Era­nos Jahrbuch». 1938, Bd 6, S. 59—90; Hoenn A., Ges­taltwan­del einer Göt­tin Z., 1946.

А. А. Тахо-Годи

Сре­ди антич­ных скульп­тур Арте­ми­ды — рим­ские копии «Арте­ми­ды Брав­ро­нии» Пра­к­си­те­ля («Арте­ми­да из Габий»), ста­туи Лео­ха­ра («Арте­ми­да с ланью») и др. Изо­бра­же­ния Арте­ми­ды встре­ча­ют­ся на релье­фах (на фри­зе Пер­гам­ско­го алта­ря в сцене гиган­то­ма­хии, на фри­зе Пар­фе­но­на в Афи­нах и др.), в гре­че­ской вазо­пи­си (сце­ны убий­ства Нио­бид, нака­за­ния Актео­на и др.).

В евро­пей­ском сред­не­ве­ко­вом изо­бра­зи­тель­ном искус­стве Арте­ми­да (в соот­вет­ст­вии с антич­ной тра­ди­ци­ей) часто появ­ля­ет­ся с луком и стре­ла­ми в сопро­вож­де­нии нимф. В живо­пи­си 16—18 вв. попу­ля­рен миф об Арте­ми­де и Актеоне (см. в ст. Акте­он), а так­же сце­ны «охота Диа­ны» (Корреджо, Тици­ан, Доме­ни­ки­но, Джу­лио Рома­но, П. Веро­не­зе, П. П. Рубенс и др.), «отдых Диа­ны» (А. Ват­то, К. Ван­лоо и др.) и осо­бен­но «купа­ние Диа­ны» (Гвер­чи­но, П. П. Рубенс, Рем­брандт, Л. Джор­да­но, А. Хоуб­ра­кен, А. Ват­то и др.). Сре­ди про­из­веде­ний евро­пей­ской пла­сти­ки — «Диа­на-охот­ни­ца» Ж. Гудо­на, «Диа­на» Ф. Щед­ри­на.

Сре­ди лите­ра­тур­ных про­из­веде­ний — поэ­ма Дж. Бок­кач­чо «Охота Диа­ны» и др., дра­ма­тур­ги­че­ские про­из­веде­ния: «Диа­на» И. Гун­ду­ли­ча и «Диа­на» Ж. Рот­ру, фраг­мент пье­сы Г. Гейне «Диа­на» и др.

См. также:
АРТЕМИДА (Словарь античности)
АРТЕМИДА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 107—108.
См. по теме: КИТИССОР • ЭПАФ, ЕПАФ • ЭПИКАСТА, ЕПИКАСТА • ЭРЕВТАЛИОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Аполлон и Артемида убивают детей Ниобеи.
Краснофигурный кратер. Аттика.
Мастер Ниобид.
Глина. Ок. 450 г. до н. э.
Париж, Лувр.
2. ГЛИПТИКА. Греция.
Артемида с факелами.
Инталия. Аметист. 2-я половина I в. до н. э.
Мастер Аполлоний.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Артемида.
Бронза. Сер. IV в. до н. э.
Афины, Археологический музей Пирея.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская.
Алебастр, бронза.
2-я половина II в. н. э.
Голова, руки и стопы воссозданы в бронзе Валадье (1762—1839); реставрация алебастра Альбачини (1734—1813).
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Диана (Артемида)-охотница, известная как «Диана Версальская». Тип «Севилья — Палатин».
Мрамор.
Римская копия I—II вв. н. э. раннеэллинистического бронзового оригинала, приписываемого Леохару (ок. 325 г. до н. э.).
Париж, Лувр.
6. СКУЛЬПТУРА.
Кастор и Поллукс.
Карло Альбачини (работал между 1769—1812 гг.).
Мрамор. По античному оригиналу.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Жертвоприношение Диане.
Рельеф на арке Константина, тондо на южной стороне.
117—138 гг.
Рим, Арка Константина.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
«Гигантомахия».
Фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах.
Мрамор.
VI в. до н. э.
Дельфы, Археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Наиск с восседающей на троне Кибелой. (На антах изображены Гермес Кадмил и Геката).
Мрамор. Посвятительный рельеф. 2-я половина IV в. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Калидонской охоте.
Греческий среднезернистый мрамор.
Римская работа. 200—230 гг. н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. 12 литр, серебро
Пятая сиракузская демократия (214—212 гг. до н. э.)
Сиракузы, 214—212 гг. до н.э.
АВЕРС: Обращенная влево голова Афины в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном на тулье.
РЕВЕРС: ΣΥΡΑΚΟΣΙΩΝ — Артемида стоит влево, натягивает лук, у ее ног бегущая собака.
В левом поле в две строки: ΥΑ / ΣΛ.
2. Аурей, золото
Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут)
Передвижной монетный двор Брута, 43—42 гг. до н.э.
АВЕРС: Бюст женщины (MRR: Свобода или Фортуна; BMCRR, CRR: Церера; RRC: возможно, Артемида) в лавровом венке и ожерелье вправо, задрапированный, на голове покрывало и головной убор (MRR, BMCRR, CRR: модий, RRC, RCTV, CRI: полос); сзади L·PLAET·CEST вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Топор и священная утварь (MRR, BMCRR, CRR, RCTV: ковш (simpulum) без ручки; RRC: чаша, cullulus); внизу BRVT·IMP. Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут)
Передвижной монетный двор Брута, 43—42 гг. до н.э.
АВЕРС: Бюст женщины (MRR: Свобода или Фортуна; BMCRR, CRR, RSC: Церера; RRC: возможно, Артемида) в лавровом венке и ожерелье вправо, задрапированный, на голове покрывало и головной убор (MRR, BMCRR, CRR, RSC: модий, RRC, RCTV, CRI: полос); сзади L·PLAET·CEST вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Топор и священная утварь (MRR, BMCRR, CRR, RSC, RCTV: ковш (simpulum) без ручки; RRC: чаша, cullulus); внизу BRVT·IMP. Кайма из точек.
4. Денарий, серебро
Малая Азия, 49 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юпитера, с длинной бородой, вправо.
РЕВЕРС: L. LENTVLVS MAR. COS. (MAR — монограммой) (Lucius Lentulus, Marcellus, consules) — культовая статуя Артемиды Эфесской анфас; ее руки протянуты и с каждой свисает лента.
5. Тетрадрахма, серебро
Римский протекторат
Амфиполь, 167—149 гг. до н.э.
АВЕРС: Драпированный бюст Артемиды в диадеме вправо и колчан и лук над ее плечом в центре македонского щита.
РЕВЕРС: ΜΑΚΕΔΟΝΩΝ ΠΡΩΤΗΣ — дубина; сверху — одна монограмма, снизу — две монограммы; все внутри венка; слева — пучок молний.
6. Кистофор, серебро
Клавдий
Эфес, 41—42 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAES. AVG. — обнаженная голова Клавдия влево.
РЕВЕРС: DIAN. EPHE. — храм Дианы Эфесской, изображенный четырехколонным, на подиуме из четырех ступеней; в центре — стоящая культовая статуя Дианы Эфесской, с руками, перемотанными лентой, и с полосом на голове. На фронтоне виден щит (?) на столе, стоящие слева и справа фигуры, держащие щит, два стола (?) слева и справа, и две лежащие фигуры по углам.
7. Кистофор, серебро
Клавдий
Эфес, 50—51 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAES. AVG. AGRIPP. AVGVSTA — голова Клавдия, в лавровом венке, и обнаженная голова Агриппины, парно, влево.
РЕВЕРС: DIANA EPHESIA — культовая статуя Дианы Эфесской стоит анфас, руки от запястий перемотаны лентой, на голове полос.
8. Медальон, медь
Септимий Север
Стратоникея, 202—211 гг.
АВЕРС: […]ΡΑ ΚΑΙ Μ. ΑΥΡ. ΑΝ. ΚΑΙ ΘⲈ. ϹⲈΒ. ΝⲈ. ΤϹΛΑΥΤΙΛ. — напротив друг друга бюсты Каракаллы в лавровом венке справа и Плавтиллы в диадеме слева; между ними контрмарка: голова в шлеме вправо и ΘⲈΟΥ (Howgego 188, 536).
ΘЄ. ϹⲈΒ. ΝⲈ. = Θεὰν Σεβαστὴν νέαν (BMCG 18, 158, 64 note).
РЕВЕРС: ϹΤΡΑΤΟΝⲈΙΚⲈΟΝ ⲈΠΙ ΤΩΝ ΠΕΡ. ΤΒ. ΚΑ. ΔΙΟΝΥϹΙΟΥ — Геката, с калафом на голове, стоит влево, в левой руке горящий факел, в правой фиала; слева у ее ног собака.
9. Статер, золото
Селевк I Никатор
Бактра или Ай-Ханум, 290—281 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Артемида на запряженной слонами биге вправо, обеими руками она держит одновременно и поводья, и лук со стрелой; справа над ней контрмарка.
10. Статер, серебро
Стимфал, 350 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Артемиды, увенчанная лавровым венком, обращенная вправо, украшенная серьгой с розеткой и полумесяцем, с которой свисают пять подвесок, и жемчужным ожерельем; волосы собраны в узел на затылке.
РЕВЕРС: ΣΤΥΜΦΑΛΙΩΝ — обнаженный Геракл, со шкурой льва вокруг левой руки идет влево и готовится нанести удар дубиной, которую занес над головой в правой руке; между ног ΣΟ.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА