Мифы народов мира

ГЕРМЕ́С (Ἑρμῆς), в гре­че­ской мифо­ло­гии вест­ник богов, покро­ви­тель пут­ни­ков, про­вод­ник душ умер­ших. Гер­мес — сын Зев­са и Майи, одной из доче­рей Атлан­та, рож­дён­ный ею в Арка­дии в пеще­ре Кил­ле­ны (Hymn. Hom. III 1—5). Олим­пий­ское боже­ство, хотя и догре­че­ско­го, воз­мож­но, мало­азий­ско­го про­ис­хож­де­ния. На фети­шист­скую древ­ность Гер­ме­са ука­зы­ва­ет его имя, пони­мае­мое как про­из­вод­ное от греч. ἕρμα — груда кам­ней или камен­ный столб, кото­ры­ми отме­ча­лись в древ­но­сти места погре­бе­ний. Гер­мы были путе­вы­ми зна­ка­ми (Plat. Hipp. 228d—229a), фети­ша­ми — охра­ни­те­ля­ми дорог, гра­ниц, ворот (отсюда Гер­мес «при­врат­ный» — «Про­пи­лей») (Paus. II 38, 7); повреж­де­ние герм счи­та­лось страш­ным свя­тотат­ст­вом (Thuc. VI 27). Фети­шист­ские руди­мен­ты бога обна­ру­жи­ва­ют­ся в таких непре­мен­ных атри­бу­тах Гер­ме­са, как «амбро­сий­ные» (букв. «бес­смерт­ные») золотые кры­ла­тые сан­да­лии и золо­той жезл — сре­дото­чие маги­че­ской силы (Hom. Od. V 44—50). В руках с этим жез­лом, усып­ля­ю­щим и про­буж­даю­щим людей, Гер­мес выпол­ня­ет одну из сво­их древ­ней­ших функ­ций про­вод­ни­ка душ умер­ших в аид, «пси­хо­пом­па» или помощ­ни­ка на пути в цар­ство мёрт­вых (Hom. Od. XXIV 1—5). Гер­мес оди­на­ко­во вхож в оба мира — жиз­ни и смер­ти; он посред­ник меж­ду тем и дру­гим, так же как и посред­ник меж­ду бога­ми и людь­ми. Он ведёт богинь Геру, Афи­ну и Афро­ди­ту на суд Пари­са (Eur. Andr. 274—287). Гер­мес — вест­ник богов, муж­ской корре­лят вест­ни­цы богов Ириды. Изъ­яв­ле­ние боже­ст­вен­ной воли при­хо­дит ино­гда во сне, и Гер­мес насы­ла­ет на людей сны с помо­щью сво­его жез­ла (Hymn. Hom. III 14). Води­тель­ство Гер­ме­са на путях жиз­ни и смер­ти пере­осмыс­ли­ва­ет­ся в эпо­ху клас­си­че­ской мифо­ло­гии как покро­ви­тель­ство геро­ям. Он вру­ча­ет Нефе­ле — мате­ри Фрик­са и Гел­лы зла­то­рун­но­го бара­на, на кото­ром они спа­са­ют­ся от маче­хи (Apol­lod. I 9, 1). Осно­ва­те­лю Фив Амфи­о­ну Гер­мес вру­ча­ет лиру, и с её помо­щью герой стро­ит сте­ны горо­да (III 5, 5); Пер­сею он вру­ча­ет меч для убий­ства Меду­зы (II 4, 2); Одис­сею откры­ва­ет тай­ну вол­шеб­ной тра­вы, чтобы спа­стись от кол­дов­ства Кир­ки (Hom. Od. X 227—306); Гер­мес спас бога Аре­са от коз­ней Ало­адов. Гер­мес охра­ня­ет геро­ев во вре­мя стран­ст­вий (Hom. Il. XXIV 334). Он помог При­аму невреди­мым про­ник­нуть в стан Ахил­ла (XXIV 339—447), при­чём здесь ска­за­лось уме­ние Гер­ме­са откры­вать незри­мо любые узы (Hymn. Hom. III 410). Хит­рость и лов­кость Гер­ме­са дела­ют его покро­ви­те­лем плу­тов­ства и воров­ства. Опи­са­ние воров­ских подви­гов Гер­ме­са и исто­рия кра­жи мла­ден­цем Гер­ме­сом пре­крас­но­го ста­да коров у Апол­ло­на даёт­ся в гоме­ров­ском «Гимне Гер­ме­су» (III 68—94). Гер­мес обу­чил плу­тов­ству сво­его сына Авто­ли­ка — деда Одис­сея со сто­ро­ны мате­ри; хит­ро­умие Одис­сея — резуль­тат наслед­ст­вен­но­сти, полу­чен­ной от боже­ст­вен­но­го пред­ка (Hom. Od. XIX 394—398). Бла­го­да­ря хит­ро­сти и обма­ну Гер­мес осво­бо­дил Ио от чудо­вищ­но­го Аргоса и убил его. Надев шлем Аида, Гер­мес лов­ко убил одно­го из гиган­тов (Apol­lod. I 6, 2).

Функ­ция Гер­ме­са как покро­ви­те­ля пас­ту­ше­ства, умно­жаю­ще­го при­плод в ста­дах вме­сте с Гека­той (Hes. Theog. 444), вто­рич­на (ср. Пан — сын Гер­ме­са — бог стад). Гер­мес и Апол­лон вза­им­но обме­ня­лись рядом важ­ней­ших функ­ций или поде­ли­ли их меж­ду собой. Соглас­но мифу, слу­чай­но (ибо все слу­чай­ные наход­ки посы­ла­ют­ся Гер­ме­сом) най­дя чере­па­ху, Гер­мес впер­вые изгото­вил из её пан­ци­ря семи­ст­рун­ную лиру и пел под её акком­па­не­мент. Апол­лон уго­во­рил его отдать ему лиру в обмен на коров (Hymn. Hom. III 413—502). В при­да­чу Гер­мес вру­чил Апол­ло­ну свою с.293 сви­рель, за что полу­чил от того золо­той жезл и был им научен искус­ству гада­ния (Apol­lod. III 10, 2). В пери­од позд­ней антич­но­сти воз­ник образ Гер­ме­са Три­с­ме­ги­ста («три­жды вели­чай­ше­го») в свя­зи с бли­зо­стью Гер­ме­са поту­сто­рон­не­му миру; с этим обра­зом свя­зы­ва­лись оккульт­ные нау­ки и т. н. гер­ме­ти­че­ские (тай­ные, закры­тые, доступ­ные толь­ко посвя­щён­ным) сочи­не­ния.

Гер­мес почи­тал­ся на анфе­сте­ри­ях — празд­ни­ке про­буж­де­ния вес­ны и памя­ти умер­ших. В рим­ской мифо­ло­гии почи­тал­ся под име­нем Мер­ку­рия — покро­ви­те­ля тор­гов­ли.


Лит.: Ra­der­ma­cher L., Der ho­me­ri­sche Her­mes­hym­nus. Er­läu­tert und un­ter­sucht, W., 1931; Rain­geard P., Her­mès psy­cha­go­gue. Es­sai sur les Ori­gi­nes du cul­te d’Her­mès, P., 1935; Ke­ré­nyi K., Her­mes der See­len­füh­rer, Z., 1944; Brown O. N., Her­mes — the thief, Ma­di­son, 1947; Moor­sel G. v., The mys­te­ries of Her­mes Tris­me­gis­tus, Ut­recht, 1955.

А. А. Тахо-Годи

Сре­ди дошед­ших до нас про­из­веде­ний антич­ной пла­сти­ки: ста­туя «Гер­мес с мла­ден­цем Дио­ни­сом» Пра­к­си­те­ля. «Гер­мес» Поли­кле­та изве­стен в несколь­ких репли­ках, «Отды­хаю­щий Гер­мес» Лисип­па — в рим­ской копии; извест­ны так­же т. н. «Гер­мес Лудо­ви­зи», «Гер­мес Фар­не­зе», «Гер­мес из Бель­веде­ра» и др.; в чис­ле герм — пер­гам­ская копия про­из­веде­ния Алка­ме­на; сре­ди релье­фов — «Гер­мес и хари­ты». Под вли­я­ни­ем антич­ных изо­бра­же­ний Гер­ме­са с ягнён­ком на пле­чах, в ран­не­хри­сти­ан­ском искус­стве сфор­ми­ро­вал­ся ико­но­гра­фи­че­ский тип «доб­ро­го пас­ты­ря». В сред­не­ве­ко­вых книж­ных иллю­ст­ра­ци­ях Гер­мес изо­бра­жа­ет­ся как сим­вол пла­не­ты Мер­ку­рий (во мно­гих евро­пей­ских язы­ках ртуть, кото­рой в алхи­мии вплоть до 17 в. отво­ди­лась исклю­чи­тель­но важ­ная роль, носи­ла имя этой пла­не­ты). Ино­гда Гер­мес изо­бра­жал­ся как бог крас­но­ре­чия. В сим­во­ли­ке эпо­хи Воз­рож­де­ния и с.294 барок­ко Гер­мес — про­вод­ник душ (рельеф Мала­те­сти­ан­ско­го хра­ма в Рими­ни; фрес­ка Рафа­э­ля «Гер­мес вво­дит Пси­хею на Олимп»), посла­нец богов (ста­туя «Мер­ку­рий» Джам­бо­ло­нья), миротво­рец (кар­ти­на П. П. Рубен­са «При­ми­ре­ние Марии Меди­чи со сво­им сыном») и др. Гер­ме­са изо­бра­жа­ли в обще­стве харит-гра­ций (Я. Тин­то­рет­то «Мер­ку­рий и три гра­ции»). В евро­пей­ском искус­стве 15—17 вв. осо­бен­но попу­ляр­ны сюже­ты: «Мер­ку­рий обез­глав­ли­ва­ет Аргоса» (Рубенс, Я. Йор­данс, Велас­кес, Рем­брандт и др.), «похи­ще­ние Мер­ку­ри­ем стад Адме­та» (Доме­ни­ки­но, К. Лоррен и др.) и др. В искус­стве 18 — нач. 19 вв. образ Гер­ме­са нахо­дит вопло­ще­ние глав­ным обра­зом в пла­сти­ке (Г. Р. Дон­нер, Ж. Б. Пигаль, Б. Торвальд­сен и др.).

См. также:
ГЕРМЕС (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 292—294.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Героическая портретная статуя римлянина, т. н. Германик (Юлий Цезарь?).
Подписана скульптором Клеоменом из Клеон.
Мрамор.
Париж, Лувр.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Гермеса.
Мрамор. Римская работа по греческому образцу середины V в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа.
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа.
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Протесилае и Лаодамии.
Мрамор. Конец II в.
Неаполь, Церковь Санта-Кьяра.
6. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа.
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
7. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Ясон приносит золотое руно царю Иолка Пелию. Деталь.
Краснофигурный кратер. Апулия.
Глина. 350—340 гг. до н. э.
Париж, Лувр.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Афродита и Гермес.
Табличка из Локри (Калабрия).
Терракота.
Ок. 475—450 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Протесилае и Лаодамии.
Фронтальная панель.
Мрамор. Конец II в.
Неаполь, Церковь Санта-Кьяра.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сидящий Гермес.
Бронза.
Неаполь, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Рим, 58 г. до н.э.
АВЕРС: Герма-бюст (BMCRR, RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, CRR: Термин; RSC: Меркурий или Термин), задрапированный, в крылатой диадеме вправо; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein), справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка.
2. Денарий, серебро
Рим, 58 г. до н.э.
АВЕРС: Герма-бюст (BMCRR, RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, CRR: Термин; RSC: Меркурий или Термин), задрапированный, в крылатой диадеме вправо; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein) и звезда, справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка.
3. Денарий, серебро
Рим, 58 г. до н.э.
АВЕРС: Герма-статуя (RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, BMCRR, CRR, RSC: Термин) в полный рост анфас; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein), справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка.
4. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Гермес стоит фронтально, повернув голову влево, держит жезл в левой руке и кошелек в протянутой правой руке; через левую руку переброшен край плаща.
5. AE 32, медь
Траян
ФРИГИЯ, Гиераполь, 98—117 гг.
АВЕРС: ΑΥ ΚΑΙ ϴΕΟΥ ΥΩ ΝΕΡΒΑ ΤΡΑΙΑΝΩϹ Ε ΓΕΡΜΑ — драпированный бюст Траяна в лавровом венке и в доспехах влево.
РЕВЕРС: ΙΕΡΑΠΟΛΕΙΤΩΝ — Афина, повернувшись вправо, и Гермес, повернувшись влево, стоят лицом друг к другу. Афина, в шлеме, держит в правой руке копье, левую положив на круглый щит, который стоит рядом с ней. Гермес, обнаженный, но с хламидой на левой руке, держит кошелек в правой руке и кадуцей в левой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА